Развитие музыкального мышления в работе над фортепианной техникой в старших классах ДМШ

Нагайцева Наталья Алексеевна

Конспект урока с учащейся 5-го класса фортепианного отделения ДМШ. На уроке была поставлена цель: развитие музыкального мышления учащейся, умение применить теоретические знания в работе над конкретным произведением - этюдом К.Черни ор. 299 № 3. Использование на практике изученных ЗУН, рефлексия.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Развитие музыкального мышления в работе над фортепианной техникой в старших классах ДМШ»

Муниципальное бюджетное

 учреждение дополнительного образования

  Мотыгинская детская музыкальная школа

Нагайцева Наталья Алексеевна

преподаватель фортепиано

Технологическая карта занятия

Индивидуальное занятие (5 класс)

Предмет: специальность (фортепиано)

Отделение: специальное фортепиано

Тема: «Развитие музыкального мышления в работе над фортепианной техникой в старших классах ДМШ»

ФИО преподавателя: Нагайцева Наталья Алексеевна

Тип урока: Закрепление, повторение ЗУН.

Форма урока: Урок-практикум.

Цель урока: Развитие музыкального мышления учащегося, применение теоретических знаний на практике в работе над фортепианной техникой на примере этюда К.Черни ор. 299 № 3.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формирование знаний, умений и навыков пианиста – учащегося старших классов ДМШ.
  2. Формирование основных навыков работы над видом фортепианной техники - арпеджио.
  3. Осознание формы и содержания произведения.
  4. Формирование активного творческого мышления, умения оперировать теоретическими знаниями с целью дальнейшего применения их на практике.

Развивающие:

  1. Развитие интереса к занятиям музыкальным искусством через активизацию музыкального мышления, осознания строения, содержания и художественного образа произведения.
  2. Развитие умения анализировать, высказывать свою мысль при работе над музыкальным произведением.
  3. Развитие самостоятельного аналитического мышления.
  4. Развитие умения понимать и ценить прекрасное.

Воспитательные:

  1. Воспитание внимания, организованности, восприимчивости, быстрой реакции на слова преподавателя и правильной оценки нового материала на уроке.
  2. Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса учащейся.
  3. Воспитание ответственности, дисциплины в занятиях.

Здоровьесберегающие:

  1. Обеспечение комфортного психологического климата для учащейся на уроке.
  2. Чередование активной работы и минут отдыха.
  3. Снятие мышечных зажимов при игре, формирование навыков самоконтроля за физическим состоянием во время исполнения.
  4. Помощь учащейся в правильной организации пианистического аппарата, своевременной собранности и освобождении групп мышц рук и предплечья.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные:

  1. Наличие мотивации к изучению музыкального искусства, умение проводить самооценку (рефлексия);
  2. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль искусства в жизни человека.

Предметные:

  1. Умение применять навыки исполнения различных видов фортепианной техники для  грамотного исполнения произведения.
  2. Умение применять специфику образного языка музыки для передачи чувства, эмоции через музыку.
  3. Применение полученных знаний в собственной художественной деятельности.

Познавательные:

  1. Развитие мышления: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
  2. Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.
  3. Умение выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
  4. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные:

  1. Планирование и выполнение практической работы, адекватное использование речи, выбор действия в соответствии с поставленной задачей, концентрация воли, адекватное отношение к предложениям учителя по исправлению допущенных ошибок.
  2. Прогнозирование и предвидение конечного результата, внесение необходимых корректив на основе оценки сделанных ошибок, стабилизация эмоционального состояния. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные:

  1. Формирование навыков сотрудничества со взрослым, умения вести диалог, задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои мысли.
  2. Проявление активности для решения познавательных задач, формулирование собственного мнения и позиции, анализ и обсуждение работы.

   Методы:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления)

Реализуемые педагогические технологии:

- развивающего обучения;

- личностно-ориентированного обучения;

- педагогики сотрудничества.

Оборудование:

- фортепиано;

- нотные сборники.

План занятия

  1. Организационный момент и введение в урок. 

    Сообщение темы урока и  постановка учебной задачи.

II. Основная часть урока.

    Закрепление учебного материала:

- знания о видах фортепианной техники и приемах для ее освоения;

- анализ формы и содержания музыкального произведения;

- гармонический анализ музыкального произведения.

    Выполнение упражнений, самостоятельных работ: работа над этюдом К.Черни ор. 299 № 3 с использованием полученных знаний, умений и навыков.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент и введение в урок.

Преподаватель контролирует посадку учащейся, наличие нот и дневника, настраивает ученицу на плодотворную работу над фортепианной техникой в этюде К.Черни ор. 299 № 3.

  1. Основная часть урока.

    Сообщение темы, постановка задач урока

 Преподаватель озвучивает тему урока: «Развитие музыкального мышления в работе над фортепианной техникой в соответствии с требованиями ДПОП».

Задачи урока: закрепить и повторить полученные ЗУН на практике (применить навыки музыкального мышления в работе над фортепианной техникой).

         Преподаватель предлагает вспомнить, что же такое музыкальное мышление, и как оно связано с работой над произведением.

        Музыкальное мышление - это процесс осознания и понимания закономерностей музыкального искусства: развитие музыкальной мысли по вертикали и горизонтали (логика движения гармонических последовательностей и мелодической линии), восприятие или создание  художественного образа. В деятельности исполнителя музыкальное мышление проявляется в следующем:

- создание образов произведения (настроения, ассоциации),

- изучение музыкальной ткани (логика гармонических построений, принципы формообразования, развитие мелодии, особенности ритма, динамики, фактуры, агогики).

       Работа над фортепианной техникой предполагает применение навыков музыкального мышления.

      Для выполнения поставленных задач необходимо изо дня в день совершенствовать теоретические и практические знания, умения и навыки. Развитие музыкального мышления требует теоретического анализа произведения и постоянного поиска наилучших решений проблем. Формирование непосредственно фортепианной техники предполагает развитие и укрепление руки, достижение логичности и целесообразности движений.

Проверка домашнего задания

Учащаяся исполняет произведение: этюд К.Черни ор. 299 № 3.

        Преподаватель совместно с ученицей делает анализ уровня исполнения и степени изученности этюда. Выводы: несмотря на полноценный разбор и анализ произведения на предыдущих уроках, на сегодняшний день этюд не доведен до совершенства. Форма произведения не ясна; есть места с техническими ошибками. Необходимо более глубоко и всесторонне изучить строение и форму, достичь мастерства в исполнении технически сложных мест.

Закрепление учебного материала, выполнение упражнений, самостоятельных работ

Учащаяся с помощью преподавателя рассказывает о композиторе К.Черни: австрийский композитор К.Черни (1791 – 1857) преподавал с 15-и лет. На его педагогические принципы повлиял М. Клементи, на исполнительское мастерство – И. Гуммель и Л. Бетховен, его учитель. К Черни – автор всемирно известных сборников этюдов, по которым занимаются юные пианисты и в наше время. Черни удалось создать обобщенные технические формулы композиторов XVIII века («венских классиков»), в которых сконцентрированы основные виды фортепианной техники, актуальные и в наше время.

Преподаватель напоминает изученный материал: упражнения по работе над техникой в этюде, навыки анализа музыкального произведения. Затем просит ребенка вспомнить поставленные на прошлых уроках задачи и способы их решения (приемы организации игрового аппарата, зачем это необходимо изучать и т.д.). Учащаяся анализирует свою деятельность: что достигнуто на сегодняшний день, что предстоит сделать. Ребенок и преподаватель вместе планируют ход урока: повторить все изученное, попытаться понять и освоить материал на новом уровне с целью улучшения результатов обучения.

Преподаватель предлагает учащейся вспомнить названия основных гармонических функций, объяснить, что такое отклонение, модуляция, кадансовый оборот. Затем задает вопросы о ритмической структуре: какие доли называются сильной и относительно сильной в сложном размере 4/4. Ученица с помощью преподавателя дает определения понятиям: интонация, кульминация, фраза, предложение, период с расширением.

Преподаватель напоминает о необходимости контроля за игровым аппаратом во время работы над трудными частями этюда, просит учащуюся в ходе занятия анализировать встречающиеся виды техники и предлагать известные ей способы работы над ними.

Задания для теоретического и практического  изучения произведения:

  1. Анализ музыкальной формы.

Этюд К.Черни ор. 299 № 3 написан в форме периода из 4-х предложений; в последнем предложении есть расширение. Самая маленькая частица формы – мотив, фразы в этюде – по 2 такта, предложения – по 4 такта. В произведении есть несовершенная каденция, в конце этюда– кадансовый оборот, полная совершенная каденция: К64, Д7, окончание мелодии на 1 ст. (тонике).

  1. Гармонический анализ произведения.

Тональность C dur. Учащийся называет все гармонические функции, встречающиеся в этюде: T, S, D, DDум.VII7, трезвучия и обращения 2, 3, 6 ступеней, К64 в C dur. Затем находит отклонения в тональности D m, Em, Am. В ходе анализа выясняется, что гармонические краски отклонений усиливают выразительность произведения.

  1. Анализ видов техники этюда.

Этюд состоит из коротких арпеджио и аккордов. Произведение написано с целью развития этих видов техники.

Короткие арпеджио в размере 4/4 четверти исполняются с опорой на 1 звук каждого арпеджио (1-й или 5-й палец в зависимости от направления вверх или вниз) и последующим закругляющим движением. Подушечки пальцев – цепкие, взятие и снятие энергичное, быстрое («проговаривать» арпеджио). Свод ладони должен быть собранным «купол»), рука – гибкой и пластичной.  При опоре на 5-й палец необходимо перенести на него вес руки, укрепить мышцы. 1-й палец при этом не утяжеляет звук, играет почти без опоры. В целом звук равномерный по громкости. Предплечье выполняет объединяющее «дирижерское» движение.

Аккорды исполняются левой рукой с выделением нижнего звука, который выполняет роль баса. Для этого нужно перенести вес руки на 5-й палец. При игре аккордов необходимо следить за организованностью свода, «держать» аккорд. Исполнять его следующим образом: сначала поднести собранную руку к клавишам, затем взять аккорд, активно извлекая благородный, не резкий звук.

  1. Анализ динамического плана этюда, работа над выразительностью и интонацией.

Основная тональность C dur, динамика – mf (не очень громко). Crescendo (постепенное усиление звучания) происходит при восходящем, diminuendo (постепенное уменьшение громкости звука) - при нисходящем движении по арпеджио.  Опорный звук при интонировании мотивов – 1-й из 4-х звуков арпеджио, приходящийся на счет: раз, два, три, четыре. В каждом такте необходимо делать интонационную опору на 1-ю долю и более тихо – на относительно сильную 3-ю долю. В быстром темпе звук становится более легким с целью сохранения свободы игрового аппарата, за исключением «главных звуков», приходящихся на кульминации.              Небольшие кульминации (высшие точки развития) есть в каждой фразе. В предложении, состоящем из фраз, необходимо найти самую яркую кульминацию (фразу). Основная кульминация находится в последнем предложении в конце произведения, на нее приходится самая яркая динамика – F(forte, громко).

  1. Практическая самостоятельная работа учащейся над произведением.

Этюд изучается по частям: мотивам, фразам, предложениям. Выявляются основные проблемы, над которыми ведется работа: интонация, динамика, четкость взятия и снятия, объединяющие движения кистью, предплечьем, точное попадание и верные движения в скачках, самостоятельность движений левой и правой руки, исполнение в едином темпе и т.д. Преподаватель предлагает учащейся проанализировать свою игру, найти пути решения исполнительских задач.

В завершение урока этюд исполняется целиком. Перед заключительным исполнением преподаватель ставит задачу: исполнить произведение как единое целое по форме и содержанию, при этом соблюдать динамику, ровность, единый темп, следить за цепкостью и активной работой пальцев, подчеркнуть и логично исполнить кульминации: второстепенные и главную.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

         Подведение итогов занятия: поставленная цель урока - была достигнута.

         Рефлексия учащейся: на уроке удалось закрепить изученный материал, применить его для более глубокого освоения произведения. В результате использования навыков анализа и синтеза в процессе домашних занятий и при работе в классе исполнение произведения стало более осмысленным и технически совершенным, то есть возрос профессиональный уровень учащейся.  

         Изучение этюдов К.Черни позволяет справляться с техническими трудностями в других произведениях для фортепиано, прежде всего, в классических сонатах Л.Бетховена, Й.Гайдна, В.Моцарта.

        Домашнее задание: при самостоятельной работе вспомнить этапы изучения произведения на уроке и в соответствии с ними строить домашние занятия, последовательно трудясь над произведением от частного – к общему.

Список литературы

  1.   Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974.
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.-Л.,1969.
  3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
  4. Беркман Т. Индивидуальное обучение музыке. М., 1964.
  5. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М.,1968.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  7. Занков Л.В. Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  8. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.,1971.
  9. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л.,1963.
  10. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.,1966.
  11. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев,1977.
  12. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1982.
  13. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.,1980.
  14. Петрушин В. Музыкальная психология. М..1997.
  15. Савшинский С. Пианист и его работа. Л.,1961.
  16. Смирнова Т. Фортепиано, интенсивный курс. Методические рекомендации. М.,1994.
  17. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.,1947.
  18. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М.,1989.
  19. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М..1968.
  20. Цыпин Г. Музыкант и его работа. М.,1988.
  21. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М..1984.
  22. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985.
  23.  Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М.,1968.
  24. Щапов А. Фортепианная педагогика. М.,1960.
  25. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. М.,1978.
  26. Юдина Е. Первые уроки музыки и творчества. М.,1999.