Особенности исполнения на баяне композиторов-романтиков (на примере концертного этюда Ф.Листа "Хоровод гномов")

Трофимова Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются  вопросы исполнения на баяне музыки романтического направления, выделены аспекты обращения к ней.

На примере разбираются особенности исполнения концертного этюда Ф.Листа "Хоровод гномов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_ispolneniya_na_bayane_kompozitorov.doc28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Н.А. Трофимова

Особенности исполнения на баяне композиторов-романтиков (на примере концертного этюда Ф.Листа «Хоровод гномов»)

              В настоящее время баянное исполнительство заметно движется вперед. Оно становится в ряд с уже существующими классическими инструментами таких специальностей, как фортепиано и струнно-смычковые. Прежде всего, усиленный интерес к баянному исполнительству, как виду художественного творчества, связан с появлением баяна новой конструкции. Баяна многотембрового, готово-выборного, а значит усовершенствованного, открывшего новые широкие репертуарные горизонты, позволившие представить масштабные полотна. В репертуаре появляется музыка классического и романтического направлений.

              Вплоть до ХХ века исполнение на существующих гармониках носило эстрадно-цирковой характер, служило украшением праздников, обрядов, то есть главным образом являлось средством домашнего городского музицирования, а потому исполнение музыки эпохи романтизма было редкостным явлением, не являвшимся необходимостью как для самих исполнителей, так и для слушателей.

              В современной баянной педагогике, исполнительстве, методике огромный интерес вызывает работа над произведениями композиторов-романтиков. Выделим несколько аспектов такого нередкого обращения к музыке романтического склада:

             1. При исполнении музыки XIX века ярко проявляется культура музыканта. Технологическая оснащенность, умение справляться с различными техническими сложностями, штриховая культура, в смысле грамотного использования широкого спектра штрихов в зависимости от характера исполняемого сочинения, умение разбираться в законах формы, тонко, на нюансах управлять динамической агогикой, точно передавать атмосферу той эпохи, образ, или так называемый аффект конкретного произведения.

              2. Природные качества баянного звука, способного к самой разнообразной филировке и акцентности звука, способствуют выразительности фразировки, что является основным определителем музыки романтического склада.  О сочном, певучем звуке, силе, красочности инструмента в сочетании с его динамической гибкостью указано в многочисленных статьях по вопросам  баянного исполнительства.

            3. Обращение к музыке романтического склада способствует приобретению знаний о конструктивных особенностях инструмента. Тембральная неокрашенность верхнего и самого нижнего регистра, динамическое преобладание среднего регистра над крайними, ограниченность дифференцированного интонирования отдельных звуков в аккорде, голосов – в насыщенной фактуре, монодинамичность. Такие  особенности помогут исполнителю грамотно делать переложение, разовьют способности  восполнять, компенсировать недостаточную активность одних средств другими средствами.

           4.  Педагогическая направленность романтической музыки. Включение в учебный процесс романтической музыки на всех ступенях музыкального образования несомненно помогает   понять и освоить очень важный пласт музыкальной культуры.

               Каждая эпоха  накладывает отпечаток на использование тех или иных средств выразительности: туше, штриха, динамики, метроритма, темпа,  аппликатуры, и, таким образом, формирует свои особенности исполнения.            

              Так, туше, штрихи, включаясь в процесс музыкального развития, вступают между собой в определенные отношения, оказываются детерминированными в результате стилевых особенностей музыки. Состав, иерархия, характер взаимоотношения этих компонентов будет различной в исполнении музыки разных стилей.

                Выбор динамической громкости также определяется стилем сочинения. Так, в романтических произведениях звуковедение отличается пластичностью, динамическая нюансировка очень подвижна.

               Выбор метроритма  и темпа также определяется стилем самого сочинения. Например, вальсы И.Штрауса могут быть исполнены весьма свободно, с существующими замедлениями, ускорениями, ферматами и иными агогическими нюансами.

               Умело подобранные аппликатурные принципы также играют существенную роль  в трактовке того или иного романтического сочинения. Ибо помогают выполнить отдельные исполнительские намерения, расчленить мотивы, связать или разъединить последовательность звуков, ясно показать элемент фактуры.

              На примере обратимся к концертному этюду Ф.Листа «Хоровод гномов», и рассмотрим  его особенности исполнения  на баяне.

              Для претворения образа этого произведения, для верного прочтения музыкального замысла необходимо помнить о том, что:

  1.  Игра Листа,  как и сами произведения, отличаются исключительной образно-эмоциональной силой воздействия. Казалось, исполнитель излучал непрерывный поток поэтических идей, властно захватывавших воображение слушателей.
  2. Исполнение Листа поражало своей красочностью. Пианист извлекал из фортепиано неслыханные звучности. Никто не мог сравниться в воспроизведении оркестровых красок – массивных тутти и тембров отдельных инструментов.
  3. Лист обладал феноменальной виртуозностью. Он применял массивные звучания и педальные наплывы, превосходно владел техникой легато, ослепляя мастерством игры нон легато.

          При переложении концертного этюда «Хоровод гномов» необходимо отталкиваться от авторского текста и от собственных ощущений, слухового опыта, подкрепленного знаниями. Необходимо сохранить фактуру и музыкальный образ произведения. Важно помнить о том, что скурпулезная точность, слепое следование оригиналу менее выигрышны, чем творческий подход. При переложении очень важно, чтобы мелодические линии были в одной  руке, что связано со звуковыми особенностями нашего инструмента, нежели фортепиано.  Более правильно перенести какой-либо мотив или всю мелодическую линию на октаву выше или ниже, нежели разбивать ее в две руки. Это поможет правильнее выстроить голосоведение, не изменяя звуковой образ.

           Что касается педализации, которая на фортепиано оказывает огромное выразительное значение, на баяне ее отсутствие  - недостаток. Так, сокращение или  даже заполнение пауз предыдущими звуками окажет немалое значение, а именно, придаст цельность звучанию.

            Репетиционные моменты в сочинении необходимо заменить приемом меха detache, который придаст густоту разделу, отразит сумрачный, зловещий характер.

            Не стоит бояться басовой планки – это выгодно оттеняет мелодическую линию. Широкое движение меха, ощущение его упругости и натяженности в сочетании с глубоким басом, который исполнитель берет не на выборной, а на готовой клавиатуре, поистине придает увеличение объема звучания, делая его цельным и масштабным.

             Использование регистров должно не только расцвечивать, украшать музыкальную ткань, но и служить  опорой тектонике формы, сменяясь на стыках разделов. С помощью удачно подобранного тембра можно значительно ярче выразить характер музыки – подчеркнуть ее то легкий, игривый колорит, а в среднем разделе -   сумрачные, зловещие тона.

             Важно помнить о том, что романтическая игра – свободная, эмоциональная, экспрессивная, бравурная и красочная, а потому сопутствующие движения за инструментом будут уместны. Так, затакт к начальной (основной) теме прозвучит более убедительно, если подать корпус немного вперед, как бы интонируя мотив. Напротив, отталкивание  назад создаст ощущение спада звучности. На основе художественного вкуса и музыкальной интуиции, предполагающей знание стилистических особенностей исполнитель вправе выстроить свою концепцию выразительности.

            Все вышеизложенное позволяет нам подвести итоги по особенностям исполнения на баяне композиторов-романтиков:

    -    Грамотное переложение, предполагающее знание инструмента, является одним из важных средств в передаче точного звучания музыкального произведения.

   -       Выбор средств исполнительского произношения,  прежде всего, исходит из стиля сочинения. Он определяется той эпохой, в которой создано сочинение, а вместе с тем, и  художественным вкусом исполнителя, его слуховым и эмоционально-образным развитием.          Так, темповые отклонения являются важным выразительным средством в романтической музыке  наряду с подвижностью динамической  нюансировки  и пластичным звуковедением.

               Вместе с тем, значительный подъем методических изданий,  содержащих указания по исполнению музыки различных стилей – позволяет заполнить многочисленные ступеньки лестницы от массово-бытового к индивидуально-художественному сознанию, совершить шаг вперед на пути к росту исполнительского мастерства баянистов.

                                     

Литература:

  1. Алексеев А. История фортепианного искусства  Ч.1, 2. -  М., 1988
  2. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. -  М., 2004
  3. Кац А.  Теория и практика баянной педагогики. -  Самара, 2003
  4. Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М., 2004
  5. Мирек А. …и звучит гармоника. -  М., 1979