РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В данной  презентации, посвященной предмету сольфеджио в Детской школе искусств, рассмотрена структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода на примере коллективного творческого задания – импровизация в стиле Блюз, сформулирована главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, подведен итог учебной деятельности (рефлексия), показаны отличия инновационного обучения от традиционного. Презентация представлена файлом PowerPoint и сопровождающим докладом в текстовом редакторе. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие навыков практического музицирования на уроках сольфеджио в рамках системно-деятельностного подхода Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования школа искусств «Лицей искусств» Автор: преподаватель музыкально- теоретических дисциплин Бабичева Елена Геннадьевна г. о. Тольятти, 2017

Слайд 2

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Ломов Б.Ф. Давыдов В. В. Занков Л.В. Выготский Л.С. Эльконин Д. Б. Ананьев Б.Г. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу

Слайд 3

Урок сольфеджио в рамках системно–деятельностного подхода в обучении Системно-деятельностный подход в обучении – это такой подход, при котором обучающийся сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 4

Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся Память Интеллектуальную гибкость Мышление Воображение

Слайд 5

Задание для обучающихся 8 класса: подготовить ансамблевое творческое задание Цель: развитие таких творческих навыков обучающихся, которые бы способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах. Задача: развитие умений связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о средствах музыкальной выразительности. Главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности бучающихся.

Слайд 6

Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода Мотивирование к учебной деятельности Для этого: актуализируются требования к обучающему: «надо» ; создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность : «хочу»; устанавливаются тематические рамки: «могу».

Слайд 7

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 1 . Слуховой анализ музыкальных примеров в стиле блюз; 2. Чтение с листа примеров из репертуара профессиональных джазовых музыкантов в стиле блюз и анализ средств музыкальной выразительности; 3. Знакомство с блюзовой гаммой. 4. Знакомство с блюзовым квадратом (раздел музыкальной формы) и с одним из вариантов блюзовой гармонии. 5. Первый опыт инструментальной и вокальной импровизации в этом стиле. Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода

Слайд 8

Пятигорский Александр Моисеевич (1929 – 2009) Советский и британский философ, востоковед, филолог, писатель «Человек достигнет результата что-то делая только сам »

Слайд 9

Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода В процессе работы возникли затруднения… Как выйти из затруднения? Как выполнить задание? Как сочинить музыкальную тему?

Слайд 10

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода (продолжение) 6. Знакомство с понятием «Riff». 7. Импровизация (сочинение) темы, сочинение рифа обучающимися. Обсуждение классом сочиненного и прослушанного музыкального материала, корректировка музыкальных тем, отбор наиболее удачных из них. 8. Выбор состава исполнителей, распределение ролей обучающимися. 9. Музыкальные репетиции с последующей корректировкой задуманной партитуры. Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода Цель: устранить затруднения

Слайд 11

Совместное решение: на уроке активизировать практическую деятельность обучающихся Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода

Слайд 12

Итог учебной деятельности на уроке (рефлексия) С новой темой - «Импровизация в стиле блюз» , - обучающиеся познакомились теоретически и практически: - Лад (блюзовая гамма); - Гармония, буквенно-цифровое обозначение аккордов (пройденные аккорды); - Аккордовые и неаккордовые звуки ; - Ритм (ритмические модели с синкопами, пунктирный ритм, и т.п.); - Музыкальная форма (блюзовый квадрат).

Слайд 13

Итог учебной деятельности на уроке (рефлексия) Участники музыкальной группы дают самооценку собственной учебной деятельности Мещеряков Саша : «Я научился работать в команде, выслушивать мнения других ребят и грамотно импровизировать. Я узнал, что у каждого импровизатора в памяти должно быть много музыкальных заготовок, а тема имеет свой «характер». Перетятько Саша : «Я столкнулась с трудностями сочинения темы. Я переживала, но, поработав в группе, исправила свои ошибки и у меня получилась хорошая тема». Елизаров Кирилл : «Мне понравилось, что мы все вместе работали, обсуждали. Было интересно что-то придумывать, менять».

Слайд 14

Итог учебной деятельности на уроке (рефлексия) Участники музыкальной группы дают самооценку собственной учебной деятельности Полынская Ангелина: «Было трудно привыкнуть к ритму, но мои старания мне помогли справиться с трудностями». Межлумян Эдуард: «Мои ожидания, что у нас все получится, оправдались. Теперь я могу играть в ансамбле и слушать других». Сидоров Илья: «Я узнал насколько мы хороший и дружный ансамбль. Я научился играть в коллективе».

Слайд 15

Основные отличия системно-деятельностного подхода в обучении 3. Обучение имело практическую направленность. 2. Знания приобретались осознанно и активно. Процесс обучения был направлен на формирование навыка «умения учиться». Хочу всё знать!

Слайд 16

Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от традиционного обучения к инновационному Параметры сравнения Формирующая парадигма Развивающая парадигма Стиль работы Делай как я Делаем вместе Позиция преподавателя Я все знаю и вас этому научу Ищем вместе, я направлю Позиция ученика Послушный исполнитель Активный деятель Характер взаимодействия преподавателя и обучающегося Субъект-объект Субъект-субъект Форма организации работы Фронтальная Групповая Коллективная Самостоятельная Методы обучения Репродуктивные Активные Интерактивные Способы усвоения Заучивание - понимание Изучение – осознанное понимание

Слайд 17

«Мало знать – надо уметь» Русская пословица Я умею слушать и сопереживать, ценить мнение других Я обладаю чувством юмора и воспринимаю критику Я умею управлять своими эмоциями Я всё умею сам Я умею рассуждать Я умею думать Я умею ладить с людьми, с пониманием относиться к ним Я умею общаться и трудиться в команде

Слайд 18

Цель: Воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом, - значит быть хозяином своей деятельности, то есть уметь: Ставить цели Решать задачи Отвечать за результат

Слайд 19

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема: «Развитие навыков практического музицирования на уроках сольфеджио в рамках системно-деятельностного подхода»

 

Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знанию

 – это деятельность»

Бернард Шоу

Слайд 2 (Портреты основоположников СДП)

Введение

Понятие системно-деятельностного подхода было введено как понятие особого рода.

Наше общество быстро меняется, ускоряются темпы его развития. Это отражается  и на системе образования. Пытаясь идти в ногу со временем, школа тоже меняется.

Слайд 3

Урок сольфеджио

 в рамках системно–деятельностного подхода в обучении

Системно-деятельностный подход в обучении – это такой подход, при котором обучающийся сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (через активизацию внутренних резервов).

 Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Урок сольфеджио, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей обучающихся.

Слайд 4

Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний). Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках сольфеджио является актуальной.

Слайд 5

Основная часть

Группе  8 «А» класса было предложено: используя опыт обучения предыдущих лет, подготовить  ансамблевое творческое задание.

Задание выбрали. Импровизация в стиле блюз.

Импровизация (сочинение на ходу) развивает умственную гибкость обучающихся, их поисковую  активность, умение мобилизовать свое внимание и память и в нужный момент воспользоваться ими в процессе ансамблевой игры.

Цель этого задания: развитие таких творческих навыков обучающихся, которые бы способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Задача: развитие умений связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о средствах музыкальной выразительности.

Главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

Слайд 6

Структура урока введения нового знания

на основе деятельностного подхода

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Задание выбрали, но что делать дальше? Ребята никогда раньше на практике не сталкивались с этим стилем, поэтому цель казалась недоступной. Как сделать так, чтобы у них появился интерес, чтобы это задание не казалось невыполнимым, а стало доступным и привлекательным?  

Для этого:

1) актуализируются требования к обучающему: «надо»;
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность:
«хочу»; 

3) устанавливаются тематические рамки: «могу».

Слайд 7  (+ на слайде блюзовая гамма, блюзовая сетка).

Так появился  алгоритм конструирования урока в  рамках системно-деятельностного подхода, который  можно представить  в виде  следующих логически законченных модулей с определенной целью и планируемым результатом.

Вот первые из них:

1. Слуховой анализ музыкальных примеров в стиле блюз;

2. Чтение с листа примеров из репертуара  профессиональных джазовых музыкантов в стиле блюз и анализ средств музыкальной выразительности;

3. Знакомство с блюзовой гаммой.

4. Знакомство с блюзовым квадратом (раздел музыкальной формы) и с     одним из вариантов блюзовой гармонии.

5. Первый опыт инструментальной и вокальной импровизации в этом стиле.

Слайд 8   Уместно процитировать Александра  Пятигорского: «Человек достигнет результата что-то делая только сам».

Развитие происходит главным образом с преодоления трудностей в  учении. Поэтому обучение должно содержать какую-нибудь преодолимую трудность.

Слайд 9

2. В процессе работы возникли затруднения. Как выполнить задание?

Теория теорией, но она должна быть освоена на практике. Для этого нужно ж е л а н и е  и  в р е м я.

Желание научиться появилось, но в процессе работы над заданием появились новые трудности: как сочинить (импровизировать) музыкальную тему, но не набор звуков?

3.  Как выйти из затруднения?  (цель и тема, способ, план, средство).

В коммуникативной форме, (диалог преподавателя и обучающихся) выявляем затруднения: не хватает теоретических знаний и практических умений.

Слайд 10   Ставим цель: устранить затруднения.

Теоретическую часть восполняет преподаватель, а практическую решаем совместно. Появляются следующие пункты нашего плана (пункты 1 – 5 на слайде 7):

6. Знакомство с понятием «Riff».

7. Импровизация (сочинение) темы, сочинение риффа обучающимися. Обсуждение классом  сочиненного и прослушанного в классе музыкального материала,  корректировка музыкальных тем,  отбор наиболее удачных из них.

8. Выбор состава исполнителей, распределение ролей обучающимися.

9. Музыкальные репетиции с последующей корректировкой задуманной партитуры.

Слайд 11 (+ на слайде фото ребят 8 «А» класса)

Совместно с ребятами принимаем решение: на уроке  активизировать практическую деятельность обучающихся

Работа  велась коллективно, малыми группами и индивидуально, систематично и последовательно.  Возникающие поисковые ситуации реализовывались в тесном взаимодействии преподавателя и обучающихся.

Показ коллективной работы: (представляю ребят)

Елизаров Кирилл (фортепиано)

Полынская Ангелина (фортепиано)

Перетятько Саша (виолончель)

Мещеряков Саша (баян)

Межлумян Эдуард (контрабас)

Сидоров Илья (ударные)

Ритм-группа: Каверина Яна, Шарипова Динара, Степанова Аня, Советкина Настя, Малинин Георгий, Полякова Влада.

Импровизация  в стиле блюз (коллективное исполнение)

Слайд 12  Итог учебной деятельности на уроке  (рефлексия).

С новой темой «Импровизация в стиле блюз»  обучающиеся познакомились теоретически и практически:

- Лад (блюзовая гамма);

- Гармония, буквенно-цифровое обозначение аккордов

 (пройденные аккорды);

- Аккордовые и неаккордовые звуки;

- Ритм (ритмические модели с синкопами, пунктирный ритм, и т.п.);

- Музыкальная форма (блюзовый квадрат).

Слайд 13   Каждый участник ансамбля дает  самооценку собственной учебной деятельности:

Мещеряков Саша (баян): «Я научился работать в команде, выслушивать мнения других ребят и грамотно импровизировать. Я узнал, что у каждого импровизатора в памяти должно быть много музыкальных заготовок, а тема имеет свой «характер».

Перетятько Саша (виолончель): «Я столкнулась с трудностями сочинения темы. Я переживала, но, поработав в группе,  исправила свои ошибки и у меня получилась хорошая тема».

Елизаров Кирилл (фортепиано): «Мне понравилось, что мы все вместе работали,  обсуждали. Было интересно что-то придумывать, менять».

Слайд 14

Межлумян Эдуард (контрабас): «Мои ожидания, что у нас все получится, оправдались. Теперь я могу играть в ансамбле и слушать других».

Полынская Ангелина (фортепиано): «Было трудно привыкнуть к ритму, но мои старания  мне помогли справиться с трудностями».

Сидоров Илья (ударные): «Я узнал насколько мы хороший и дружный ансамбль. Я научился играть в коллективе».

Слайд 15  Заключение.

Основные отличия системно-деятельностного подхода в обучении:

1. Процесс обучения был направлен на формирование навыка «умения учиться».

2. Знания приобретались осознанно и активно.

3. Обучение имело практическую направленность.

В связи с этим на уроке снизились перегрузки;  благоприятная психологическая обстановка способствовала повышению мотивации к обучению и   формированию таких качеств как инициативность, самостоятельность, учебная активность.

Слайд 16   Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от традиционного обучения к инновационному:

Параметры сравнения

Формирующая парадигма

Развивающая парадигма

Стиль работы

Делай как я

Делаем вместе

Позиция преподавателя

Я все знаю и вас этому научу

Ищем вместе, я направлю

Позиция ученика

Послушный исполнитель

Активный деятель

Характер взаимодействия преподавателя и обучающегося

Субъект-объект

Субъект-субъект

Форма организации работы

Фронтальная

Групповая

Коллективная

Самостоятельная

Методы обучения

Репродуктивные

Активные

Интерактивные

Способы усвоения

Заучивание - понимание

Изучение – осознанное понимание

Слайд 17 Русская пословица гласит: «Мало знать – надо уметь»

Знание - это однозначная предпосылка к действию! А вот действие уже может быть как пассивным, так и активным… Это уже от конкретного человека зависит! У каждого человека свой путь развития, который начинается с детства.

 «Концепция модернизации Российского образования» гласит:

«Развивающемуся обществу, нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, которые отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

Слайд 18  Вводя в обучение системно-деятельностный подход, мы, преподаватели, преследуем цель:

Воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом, - значит быть хозяином своей деятельности, то есть уметь: ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Слайд19  Спасибо за внимание!