РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В данной презентации, посвященной предмету сольфеджио в Детской школе искусств, рассмотрена структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода на примере коллективного творческого задания – импровизация в стиле Блюз, сформулирована главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, подведен итог учебной деятельности (рефлексия), показаны отличия инновационного обучения от традиционного. Презентация представлена файлом PowerPoint и сопровождающим докладом в текстовом редакторе.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Ломов Б.Ф. Давыдов В. В. Занков Л.В. Выготский Л.С. Эльконин Д. Б. Ананьев Б.Г. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу
Урок сольфеджио в рамках системно–деятельностного подхода в обучении Системно-деятельностный подход в обучении – это такой подход, при котором обучающийся сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся Память Интеллектуальную гибкость Мышление Воображение
Задание для обучающихся 8 класса: подготовить ансамблевое творческое задание Цель: развитие таких творческих навыков обучающихся, которые бы способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах. Задача: развитие умений связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о средствах музыкальной выразительности. Главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности бучающихся.
Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода Мотивирование к учебной деятельности Для этого: актуализируются требования к обучающему: «надо» ; создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность : «хочу»; устанавливаются тематические рамки: «могу».
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 1 . Слуховой анализ музыкальных примеров в стиле блюз; 2. Чтение с листа примеров из репертуара профессиональных джазовых музыкантов в стиле блюз и анализ средств музыкальной выразительности; 3. Знакомство с блюзовой гаммой. 4. Знакомство с блюзовым квадратом (раздел музыкальной формы) и с одним из вариантов блюзовой гармонии. 5. Первый опыт инструментальной и вокальной импровизации в этом стиле. Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода
Пятигорский Александр Моисеевич (1929 – 2009) Советский и британский философ, востоковед, филолог, писатель «Человек достигнет результата что-то делая только сам »
Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода В процессе работы возникли затруднения… Как выйти из затруднения? Как выполнить задание? Как сочинить музыкальную тему?
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода (продолжение) 6. Знакомство с понятием «Riff». 7. Импровизация (сочинение) темы, сочинение рифа обучающимися. Обсуждение классом сочиненного и прослушанного музыкального материала, корректировка музыкальных тем, отбор наиболее удачных из них. 8. Выбор состава исполнителей, распределение ролей обучающимися. 9. Музыкальные репетиции с последующей корректировкой задуманной партитуры. Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода Цель: устранить затруднения
Совместное решение: на уроке активизировать практическую деятельность обучающихся Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода
Итог учебной деятельности на уроке (рефлексия) С новой темой - «Импровизация в стиле блюз» , - обучающиеся познакомились теоретически и практически: - Лад (блюзовая гамма); - Гармония, буквенно-цифровое обозначение аккордов (пройденные аккорды); - Аккордовые и неаккордовые звуки ; - Ритм (ритмические модели с синкопами, пунктирный ритм, и т.п.); - Музыкальная форма (блюзовый квадрат).
Итог учебной деятельности на уроке (рефлексия) Участники музыкальной группы дают самооценку собственной учебной деятельности Мещеряков Саша : «Я научился работать в команде, выслушивать мнения других ребят и грамотно импровизировать. Я узнал, что у каждого импровизатора в памяти должно быть много музыкальных заготовок, а тема имеет свой «характер». Перетятько Саша : «Я столкнулась с трудностями сочинения темы. Я переживала, но, поработав в группе, исправила свои ошибки и у меня получилась хорошая тема». Елизаров Кирилл : «Мне понравилось, что мы все вместе работали, обсуждали. Было интересно что-то придумывать, менять».
Итог учебной деятельности на уроке (рефлексия) Участники музыкальной группы дают самооценку собственной учебной деятельности Полынская Ангелина: «Было трудно привыкнуть к ритму, но мои старания мне помогли справиться с трудностями». Межлумян Эдуард: «Мои ожидания, что у нас все получится, оправдались. Теперь я могу играть в ансамбле и слушать других». Сидоров Илья: «Я узнал насколько мы хороший и дружный ансамбль. Я научился играть в коллективе».
Основные отличия системно-деятельностного подхода в обучении 3. Обучение имело практическую направленность. 2. Знания приобретались осознанно и активно. Процесс обучения был направлен на формирование навыка «умения учиться». Хочу всё знать!
Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от традиционного обучения к инновационному Параметры сравнения Формирующая парадигма Развивающая парадигма Стиль работы Делай как я Делаем вместе Позиция преподавателя Я все знаю и вас этому научу Ищем вместе, я направлю Позиция ученика Послушный исполнитель Активный деятель Характер взаимодействия преподавателя и обучающегося Субъект-объект Субъект-субъект Форма организации работы Фронтальная Групповая Коллективная Самостоятельная Методы обучения Репродуктивные Активные Интерактивные Способы усвоения Заучивание - понимание Изучение – осознанное понимание
«Мало знать – надо уметь» Русская пословица Я умею слушать и сопереживать, ценить мнение других Я обладаю чувством юмора и воспринимаю критику Я умею управлять своими эмоциями Я всё умею сам Я умею рассуждать Я умею думать Я умею ладить с людьми, с пониманием относиться к ним Я умею общаться и трудиться в команде
Цель: Воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом, - значит быть хозяином своей деятельности, то есть уметь: Ставить цели Решать задачи Отвечать за результат
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема: «Развитие навыков практического музицирования на уроках сольфеджио в рамках системно-деятельностного подхода»
Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знанию
– это деятельность»
Бернард Шоу
Слайд 2 (Портреты основоположников СДП)
Введение
Понятие системно-деятельностного подхода было введено как понятие особого рода.
Наше общество быстро меняется, ускоряются темпы его развития. Это отражается и на системе образования. Пытаясь идти в ногу со временем, школа тоже меняется.
Слайд 3
Урок сольфеджио
в рамках системно–деятельностного подхода в обучении
Системно-деятельностный подход в обучении – это такой подход, при котором обучающийся сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (через активизацию внутренних резервов).
Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Урок сольфеджио, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей обучающихся.
Слайд 4
Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний). Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках сольфеджио является актуальной.
Слайд 5
Основная часть
Группе 8 «А» класса было предложено: используя опыт обучения предыдущих лет, подготовить ансамблевое творческое задание.
Задание выбрали. Импровизация в стиле блюз.
Импровизация (сочинение на ходу) развивает умственную гибкость обучающихся, их поисковую активность, умение мобилизовать свое внимание и память и в нужный момент воспользоваться ими в процессе ансамблевой игры.
Цель этого задания: развитие таких творческих навыков обучающихся, которые бы способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.
Задача: развитие умений связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о средствах музыкальной выразительности.
Главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.
Слайд 6
Структура урока введения нового знания
на основе деятельностного подхода
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Задание выбрали, но что делать дальше? Ребята никогда раньше на практике не сталкивались с этим стилем, поэтому цель казалась недоступной. Как сделать так, чтобы у них появился интерес, чтобы это задание не казалось невыполнимым, а стало доступным и привлекательным?
Для этого:
1) актуализируются требования к обучающему: «надо»;
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность: «хочу»;
3) устанавливаются тематические рамки: «могу».
Слайд 7 (+ на слайде блюзовая гамма, блюзовая сетка).
Так появился алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода, который можно представить в виде следующих логически законченных модулей с определенной целью и планируемым результатом.
Вот первые из них:
1. Слуховой анализ музыкальных примеров в стиле блюз;
2. Чтение с листа примеров из репертуара профессиональных джазовых музыкантов в стиле блюз и анализ средств музыкальной выразительности;
3. Знакомство с блюзовой гаммой.
4. Знакомство с блюзовым квадратом (раздел музыкальной формы) и с одним из вариантов блюзовой гармонии.
5. Первый опыт инструментальной и вокальной импровизации в этом стиле.
Слайд 8 Уместно процитировать Александра Пятигорского: «Человек достигнет результата что-то делая только сам».
Развитие происходит главным образом с преодоления трудностей в учении. Поэтому обучение должно содержать какую-нибудь преодолимую трудность.
Слайд 9
2. В процессе работы возникли затруднения. Как выполнить задание?
Теория теорией, но она должна быть освоена на практике. Для этого нужно ж е л а н и е и в р е м я.
Желание научиться появилось, но в процессе работы над заданием появились новые трудности: как сочинить (импровизировать) музыкальную тему, но не набор звуков?
3. Как выйти из затруднения? (цель и тема, способ, план, средство).
В коммуникативной форме, (диалог преподавателя и обучающихся) выявляем затруднения: не хватает теоретических знаний и практических умений.
Слайд 10 Ставим цель: устранить затруднения.
Теоретическую часть восполняет преподаватель, а практическую решаем совместно. Появляются следующие пункты нашего плана (пункты 1 – 5 на слайде 7):
6. Знакомство с понятием «Riff».
7. Импровизация (сочинение) темы, сочинение риффа обучающимися. Обсуждение классом сочиненного и прослушанного в классе музыкального материала, корректировка музыкальных тем, отбор наиболее удачных из них.
8. Выбор состава исполнителей, распределение ролей обучающимися.
9. Музыкальные репетиции с последующей корректировкой задуманной партитуры.
Слайд 11 (+ на слайде фото ребят 8 «А» класса)
Совместно с ребятами принимаем решение: на уроке активизировать практическую деятельность обучающихся
Работа велась коллективно, малыми группами и индивидуально, систематично и последовательно. Возникающие поисковые ситуации реализовывались в тесном взаимодействии преподавателя и обучающихся.
Показ коллективной работы: (представляю ребят)
Елизаров Кирилл (фортепиано)
Полынская Ангелина (фортепиано)
Перетятько Саша (виолончель)
Мещеряков Саша (баян)
Межлумян Эдуард (контрабас)
Сидоров Илья (ударные)
Ритм-группа: Каверина Яна, Шарипова Динара, Степанова Аня, Советкина Настя, Малинин Георгий, Полякова Влада.
Импровизация в стиле блюз (коллективное исполнение)
Слайд 12 Итог учебной деятельности на уроке (рефлексия).
С новой темой «Импровизация в стиле блюз» обучающиеся познакомились теоретически и практически:
- Лад (блюзовая гамма);
- Гармония, буквенно-цифровое обозначение аккордов
(пройденные аккорды);
- Аккордовые и неаккордовые звуки;
- Ритм (ритмические модели с синкопами, пунктирный ритм, и т.п.);
- Музыкальная форма (блюзовый квадрат).
Слайд 13 Каждый участник ансамбля дает самооценку собственной учебной деятельности:
Мещеряков Саша (баян): «Я научился работать в команде, выслушивать мнения других ребят и грамотно импровизировать. Я узнал, что у каждого импровизатора в памяти должно быть много музыкальных заготовок, а тема имеет свой «характер».
Перетятько Саша (виолончель): «Я столкнулась с трудностями сочинения темы. Я переживала, но, поработав в группе, исправила свои ошибки и у меня получилась хорошая тема».
Елизаров Кирилл (фортепиано): «Мне понравилось, что мы все вместе работали, обсуждали. Было интересно что-то придумывать, менять».
Слайд 14
Межлумян Эдуард (контрабас): «Мои ожидания, что у нас все получится, оправдались. Теперь я могу играть в ансамбле и слушать других».
Полынская Ангелина (фортепиано): «Было трудно привыкнуть к ритму, но мои старания мне помогли справиться с трудностями».
Сидоров Илья (ударные): «Я узнал насколько мы хороший и дружный ансамбль. Я научился играть в коллективе».
Слайд 15 Заключение.
Основные отличия системно-деятельностного подхода в обучении:
1. Процесс обучения был направлен на формирование навыка «умения учиться».
2. Знания приобретались осознанно и активно.
3. Обучение имело практическую направленность.
В связи с этим на уроке снизились перегрузки; благоприятная психологическая обстановка способствовала повышению мотивации к обучению и формированию таких качеств как инициативность, самостоятельность, учебная активность.
Слайд 16 Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от традиционного обучения к инновационному:
Параметры сравнения | Формирующая парадигма | Развивающая парадигма |
Стиль работы | Делай как я | Делаем вместе |
Позиция преподавателя | Я все знаю и вас этому научу | Ищем вместе, я направлю |
Позиция ученика | Послушный исполнитель | Активный деятель |
Характер взаимодействия преподавателя и обучающегося | Субъект-объект | Субъект-субъект |
Форма организации работы | Фронтальная | Групповая Коллективная Самостоятельная |
Методы обучения | Репродуктивные | Активные Интерактивные |
Способы усвоения | Заучивание - понимание | Изучение – осознанное понимание |
Слайд 17 Русская пословица гласит: «Мало знать – надо уметь»
Знание - это однозначная предпосылка к действию! А вот действие уже может быть как пассивным, так и активным… Это уже от конкретного человека зависит! У каждого человека свой путь развития, который начинается с детства.
«Концепция модернизации Российского образования» гласит:
«Развивающемуся обществу, нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, которые отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».
Слайд 18 Вводя в обучение системно-деятельностный подход, мы, преподаватели, преследуем цель:
Воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом, - значит быть хозяином своей деятельности, то есть уметь: ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Слайд19 Спасибо за внимание!