Методическое сообщение " Вопросы вокальной работы в хоре младших классов ДШИ"

В сообщение раскрыты несколько аспектов работы в детском хоре:репертуар, певческая установка,певческое дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie.docx18.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

« Детская школа искусств»

г. Инта

Методическое сообщение:

« Вопросы  вокальной работы в хоре младших классов ДШИ»

Фимина О.И.- преподаватель высшей категории

2018

Хоровое пение – одно из древнейших искусств. Оно  переплетается с самой жизнью, входит в нее как неотъемлемая и непосредственная ее часть. Хоровое пение – это богатые возможности, надежные пути к постижению вершин музыки, к эстетическому и личностному совершенствованию. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих, воспитывая их вкус и душу.

Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одаренность, интуицию, мировоззрение, но и обязательный базис всякого музыкального развития.

Россия – певческая страна, в которой музыкальный фольклор и православное пение имели исключительное значение в хоровой русской культуре. Именно хоровое пение являлось олицетворением и выражением русского духа, русского национального характера.

Детский хор – живой организм, особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубоких человеческих чувств. Такой хор нужно вырастить, научить, настроить, воспитать.

Известно, что музыка сильно воздействует на эмоциональное восприятие человека, она активно участвует в формировании чувств и эмоций. При разучивании произведений этот процесс воздействует на психику ребенка, развивая его память, внимание. Детьми постигается связь целого и частей, воспитывается ощущение формы, красоты, гармонии…

Репертуар

Репертуар составляет основу всей хоровой деятельности, способствует развитию художественной активности у участников хора. Репертуар влияет на весь учебно – воспитательный процесс, на его базе накапливаются  музыкально – теоретические знания, вырабатываются вокально – хоровые навыки. Он содействует воспитанию эстетического вкуса детей. Главное, с первых занятий с хором ставить перед детьми музыкальные цели и помнить, что возможности детей не безграничны.

Выбор репертуара, это длительный процесс, требующий от хормейстера знаний и умений. Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и восприятия тех или иных произведений.

Подбор репертуара должен тщательным образом осуществляться  из лучших произведений народной, классической и современной музыки. Высокие требования следует предъявлять к литературно – поэтическому тексту и содержанию произведений.

При использовании в работе произведений зарубежных авторов не следует сразу прибегать к пению на языке оригинала, так как недостаточное знание и понимание иностранного языка  учащимися сдерживает  формирование у них музыкально – образного мышления. Так же следует избегать высокой или слишком низкой  тисситуры произведений, тональностей, не соответствующих  возможностям учащихся.

Певческая установка

Умение правильно сидеть, стоять, вести себя на хоровом занятии очень важно для эффективной  вокально – хоровой работы, для концентрации внимания и полной отдачи. От положения корпуса и головы  зависит правильное звукообразование.

При пении положение корпуса и головы  должно быть прямым, не напряженным, руки свободные. Сидим на кончике стула, перенося опору  ступней в пол. Но младшие школьники не могут долго пребывать в одном положении, долго сидеть для них утомительно. Поэтому постоянно чередуем пение стоя и сидя, придумываем другие виды двигательной деятельности. Например, рукой показываем движение рукой, шажками пытаемся передать ритмическую пульсацию, хлопаем ритмический рисунок произведения.

Обстановка на занятии  должна быть доброжелательная, но обязательно рабочая. Учить нужно легко, Эмоционально, постоянно удивляя и завлекая, постепенно погружаясь в музыкальную атмосферу произведения.

Певческое дыхание

Певческое дыхание – одно из важнейших компонентов в вокальном воспитании. Правильное дыхание способствует хорошему звукообразованию, точному интонированию играет первостепенную роль в выразительности исполнении. Активность дыхательного процесса, умение распределять дыхание на фразу, наполнять звук  воздухом и филировать его, фиксация момента вздоха, его задержки и выдоха- постоянная забота хормейстера с первого занятия. Все эти задачи решаются непосредственно при работе над музыкальными произведениями.

Певческое дыхание принципиально отличается от обычного вдоха и выдоха своей глубиной, активностью и протяженностью. Поэтому на начальных занятиях следует обратить внимание на несколько простых и занимательных упражнений.

Первое- взять правильный вдох: глубокий, равномерный и спокойный. Вдох берем бесшумно одновременно носом и ртом, как бы вдыхаем аромат цветка. Следим, чтоб плечи не поднимались, а живот наполнился воздухом. Сначала это медленный вдох с обязательной его задержкой и фиксацией внимания, затем учимся брать более экономное и быстрое дыхание разной полноты.

Второе – долго, но интенсивно выдыхать взятый воздух. Сначала учимся выдыхать взятый воздух быстро , активно, даже шумно. Затем тренируем длительность выдоха при активном потоке выдыхаемого воздуха.

Третье - выдыхаем отрывисто, подталкивая струю воздуха, не делая вдохи между звуками.

Все последующие методические упражнения сочетают развитие навыка певческого дыхания, расширение диапазона и чисто вокальные задачи, а так же:

- развитие и совершенствование остроты и точности вокально – интонационного слуха

-развитие музыкальной памяти

- развитие подвижности голоса

- развитие навыков  пения многоголосия

Учебно – методическая литература

Стулова Г.П. « Теория и практика вокальной работы в хоре» М.,  МГПИ им. В.И. Ленина,1983

Куликов Б.И., Аверина Н.В. « Нотная папка хормейстера»  Золотая библиотека педагогического репертуара « Дека – ВС» г. Жуковский, 2007

Сергеев Б. « Программа обучения по специальности пение» « Союз художников» С.Пб, 2014