Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Хоровое пение"

Черткова Полина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Хоровое пение"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тяжинского муниципального округа

Кемеровской области – Кузбасса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Итатская средняя общеобразовательная школа

имени Данкевич Тамары Файвишевны»

Утверждена приказом № от с учетом мнения педагогического совета (протокол № от)

Директор: _____________________И.Р. Литвинова

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Хоровое пение»

(стартовый уровень)

Разработчик: Черткова Полина Владимировна,

педагог дополнительного образования

Возраст учащихся: 8-14 лет

Срок реализации: 1 год

Итатский

2024

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………...…3
  2. Цель и задачи…………………………………………………………………………...8
  3. Содержание программы………………………...………………………...…………..10
  4. Планируемые результаты…………………………………………………………….12

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график……………………………………………………….13
  2. Условия реализации программы……………………………………………………..16
  3. Формы аттестации…………………………………………………………………….17
  4. Оценочные материалы………………………………………………………………..17
  5. Методическое обеспечение программы……………………………………………..20
  6. Литература……………………………………………………………………………..22
  7. Приложение – примерный репертуарный список…………………………………..23

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Хоровое пение» (далее – программа) является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.

Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов. Она предусматривает ознакомление учащихся с общими сведениями об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении.

Программа разработана в соответствии с

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.

– Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

– Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

– Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 56722).

– Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи».

– Приказом Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ».

Письмом Министерства просвещения РФ от No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

– Распоряжением губернатора Кемеровской области от «Об утверждении Стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец» на период до 2025 года».

– Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области».

– Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от № 102 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования».

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования, и науки РФ от № 09-3242).

уставом школы.

Актуальность программы связана с тем, что с ростом числа учащихся, желающих заниматься вокальным пением и участвовать в концертно-исполнительской деятельности она обеспечивает им возможность овладеть основами умений и навыков вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать своё внутреннее эмоциональное состояние.

Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся в последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Программа разработана для учащихся разного возраста и разных стартовых способностей с целью развивать их вокальные способности, помогать осваивать умения и навыки вокального искусства. Также программа допускает выбор самими учащимися вокального репертуара, что усиливает заинтересованность учащихся и способствует активной работе их на занятиях.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что основной педагогический подход, на который она ориентируется, соответствует ценностям дополнительного образования и современному пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии учащегося и его педагогической поддержке. Такой подход может быть реализован наиболее полно именно в системе дополнительного образования детей и взрослых, потому что эта система изначально ориентирована на собственный выбор учащимся видов и форм деятельности, на формирование его собственных представлений о мире его личности. Исходя из этого, программа предусматривает такие цели и способы её реализации, которые способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для развития личности каждого учащегося, создают ему социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности.

Отличительными особенностями программы является не только её нацеленность на формирование у учащихся определённых учебных умений в плане хорового пения, но и на воспитание у них уважения и признания музыкальных традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к певческому искусству. Это учитывается при отборе содержания образования, форм подачи материала и методики проведения занятия. Также в программе упор сделан на решение важнейшей для современного общества проблемы развития и творческого саморазвития личности, понимаемого как особый вид творческой деятельности, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности. Такой подход находится в полном соответствии с принципом свободы и необходимости в любом виде человеческой деятельности, в том числе и учебной, организованной в целях обучения, воспитания и саморазвития.

Практическая и социальная значимость программы заключается в том, что она позволяет удовлетворять потребности учащихся с разным уровнем психофизического развития (в том числе способных (мотивированных), с особыми образовательными потребностями) в развитии вокальных способностей с учётом их индивидуальных способностей и тяги к творчеству. В результате освоения программы формируется яркая творческая личность, обладающая духовно-нравственными качествами, бережно относящаяся к певческому искусству.

Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Капельки» Сорокиной Н.Б., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.

Программа по структуре является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся и их количеством в группе, по содержанию деятельности – познавательной и развивающей творческие способности, по уровню формирования и развития личности программа – развивающей личность: информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений в этом виде деятельности, на совместную деятельность в процессе обучения.

Программа построена в соответствии с принципами

  • гуманистической направленности обучения, означающей отношение к учащемуся как к ответственному субъекту собственного развития, и ориентирующей на человека как наивысшую ценность жизни;
  • «здесь и сейчас», обеспечивающим активную деятельность самого учащегося как единственно возможный путь формирования личности;
  • свободы выбора («ненасилия»), как права учащегося проводить ежемоментный выбор;
  • соответствия содержания организации обучения возрастным особенностям учащихся и их индивидуальным способностям;
  • приоритета позитивных воздействий;
  • приоритета активных методов обучения.

Исходной теоретической основой программы является положение о:

  • роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном становлении;
  • развитии творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп соразмерно их личной индивидуальности;
  • вокально-хоровом искусстве как источнике раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и гармонизации личности.

Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем увидеть способности каждого учащегося, развить их и помочь показать ему его возможности, учитывая физиологические и вокальные особенности детского голоса, соответствующие возрастным особенностям; научить учащихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические «зажимы».

Ведущей педагогической технологией является технология творческой деятельности, позволяющая выявлять, учитывать, развивать творческие способности учащихся и пробуждать их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. В период действия карантина/ограничительного режима обучение осуществляется по технологии дистанционного обучения.

В основу предусмотренного программой образовательного процесса заложена традиционная («знаниевая») модель, основанная на субъект-объектном взаимодействии педагога с учащимися и направленная на воспроизведение образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Она обеспечивает преимущественное решение задачи расширения и углубления имеющихся у учащихся предметных знаний и учебных умений, позволяющих им перейти к самостоятельному усвоению знаний и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 14 лет. Численный состав группы – от 12 до 15 человек.

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста

Основным видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период.

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию.

Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимания на фон.

Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования педагога, одобрение со стороны взрослых, выполнение определенной общественной роли. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма, их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения.

Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи вызывают немедленную ярко выраженную реакцию.

В этом возрасте закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать.

Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а также увеличивает эмоционально-чувственную сферу.

Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм.

Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья.

Характеристика возрастных особенностей детей среднего школьного возраста

Основным видом деятельности в среднем школьном возрасте является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук и чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание; таким образом, он ищет цель и интерес в той или иной деятельности.

Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое место в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или педагогов. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения, развивая их.

Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности.

Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение, при этом ссылаясь на коллективизм. При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы.

Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывает свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценка, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного).

Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становится более хрупкой и неустойчивой к генезису социума.

На освоение программы принимаются все желающие в соответствии с принципами добровольности и свободы выбора без предъявления требований к уровню их образования и отборочных процедур. Зачисление учащихся осуществляется в течение учебного периода, отчисление – в связи с окончанием периода освоения программы, либо по мере возникновения предусмотренных законодательством оснований.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Общая продолжительность обучения составляет 72 часа.

Программа реализуется по безотметочной системе в очной форме обучения. В период действия карантина/ограничительного режима программа реализуется в дистанционной или очно-дистанционной форме.

Основной формой организации обучения является учебное занятие. Организационной формой учебных занятий в очной форме обучения являются аудиторные групповые занятия, формой организации познавательной деятельности на учебном занятии – групповая работа с индивидуальным подходом, стимулирующим повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия. В дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, формами организации учебного занятия являются веб-занятия, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, с учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях по согласованной форме связи. В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных учебных занятий и веб-занятий, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.

В очной форме обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 40 минут. В дистанционной форме веб-занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 30 минут. Учащиеся, не имеющие доступа к сети интернет и получающие индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях, предоставляют результаты работы в установленные педагогом сроки и по согласованной форме связи.

  1. Цель и задачи программы

Цель – формирование у учащихся устойчивого интереса к хоровому пению через развитие их исполнительских вокальных навыков.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

личностные:

  • формировать у учащихся собственную систему мотивов и направленности деятельности;
  • формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
  • формировать у учащихся стремление к самореализации;
  • обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
  • способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.

метапредметные:

формировать у учащихся умения:

  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности.

образовательные (предметные):

  • формировать у учащихся умение воспринимать вокальное искусство как специфическую форму познания и преобразования мира;
  • формировать у учащихся готовность беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
  • формировать у учащихся потребности в обогащении знаний и умений в вокальном искусстве и творческой деятельности;

научить:

  • правильно дышать, петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь легким звуком, без напряжения, четко выговаривая слова песен;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • передавать голосом эмоциональное состояние произведений;
  • давать критическую оценку своему исполнению;
  • работать в сценическом образе.

развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса, музыкальной памяти и восприимчивости, способности сопереживать, творческого воображения;
  • способствовать формированию у учащихся вокальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развивать уважение к музыкальному наследию своей страны.

воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся уважения и признания певческих традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к вокальному искусству;
  • способствовать активному участию учащихся в творческой жизни хорового коллектива;
  • воспитывать у учащихся ответственность, трудолюбие, коммуникабельность, целеустремленность, способствующие активной творческой жизни;
  • воспитывать у учащихся эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе.
  1. Содержание программы

  1. Учебно-тематический план

Темы занятий

Часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Тема 1. Вводное занятие

1

1

беседа

Тема 2. Певческий вдох и выдох. Формирование гласных

4

1

3

устный опрос, наблюдение

Тема 3. Мелодия и ее запись нотами

4

2

2

устный опрос, наблюдение

Тема 4. Работа над артикуляцией, ритмом, интонацией

6

1

5

наблюдение

Тема 5. Темп, динамика, артикуляция

4

1

3

устный опрос, наблюдение

Тема 6. Лад, тональность

6

1

5

устный опрос, наблюдение

Тема 7. Вокально-хоровая работа

10

-

10

наблюдение

Тема 8. Работа с солистами

8

-

8

наблюдение

Тема 9. Понятие интервалов и аккордов

6

1

5

устный опрос, наблюдение

Тема 10. Слушание музыки. Подготовка к праздникам. Концертная деятельность

22

-

22

наблюдение

Тема 11. Итоговое занятие

1

-

1

отчётное выступление

Итого

72

7

65

  1. Содержание учебного плана

Вводное занятие (1 час).

Практика: Беседа с целью оценки готовности учащихся к освоению программы и определения необходимости корректировки и индивидуализации процесса её освоения. Прослушивание голосов.

Певческий вдох и выдох. Формирование гласных (4 часа)

Теория: Устройство и гигиена голосового аппарата. Правила подготовки голосовых связок к пению. Правила артикуляции, дикции и звуковедения.

Практика: Вокально-певческая постановка корпуса. Дыхание и дыхательная гимнастика. Разминка артикуляционного аппарата. Скороговорки. Работа над дыханием. Распевание. Высота звука. Разучивание песни «Ням-ням».

Мелодия и ее запись нотами (4 часа)

Теория: Нота и нотоносец. Нотная запись. Высота звука.

Практика: Запись простой музыки в нотной тетради. Чтение музыки по нотам. Разучивание песни «Будем танцевать».

Работа над артикуляцией, ритмом, интонацией (6 часов)

Теория: Понятие ритма. Простые ритмические рисунки. Правила произношения гласных и согласных звуков при пении.

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара над артикуляцией, ритмом, интонацией. Прослушивание аудиозаписи, показ произведения в исполнении педагога. Разучивание песни «Я построю дом».

Темп, динамика, артикуляция (4 часа)

Теория: Певческая установка, артикуляция. Понятие музыкального темпа. Динамика звука.

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара над темпом, артикуляцией, динамикой, дыханием. Прослушивание аудио – записи, показ произведения в исполнении педагога. Разучивание песен «Верим мы в чудеса», «Время за нас».

Лад, тональность (6 часов)

Теория: Мелодия и ее лад. Два основных лада в музыке. Основной тон, понятие тональности.

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Прослушивание аудио – записи, показ произведения в исполнении педагога. Разучивание песен «Мама», «Новый год».

Вокально-хоровая работа (10 часов)

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Подготовка к праздникам. Разучивание песен «Взлетай на крыльях таланта», «Только сам».

Работа с солистами (8 часов)

Практика: Подбор соответствующего репертуара. Выбор солистов. Работа над партиями, унисоном. Разучивание песен «Весну звали», «Маленькие и большие». Применение шумовых музыкальных инструментов

Понятие интервалов и аккордов. (6 часов)

Теория: Понятие интервала. Виды интервалов. Понятие аккорда.

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Прослушивание аудиозаписи, показ произведения в исполнении педагога. Разучивание песен «Так люблю тебя я, мама», «Растяпы».

Слушание музыки. Подготовка к праздникам. Концертная деятельность (22 часа)

Практика: Народное творчество. Эстрадное творчество. Пение acapella. Подбор репертуара, репетиции. Выступления.

Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов работы объединения. Отчётное выступление перед родителями учащихся.

  1. Планируемые результаты

В ходе освоения программы учащиеся будут:

иметь представление:

  • о музыкальной и исполнительской культуре;
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах вокально-хорового искусства;
  • о различных жанрах вокально-хорового искусства;
  • о различных жанрах вокально-хоровой музыки в творчестве русских и зарубежных композиторов;
  • об основных понятиях музыкальной грамоты (ноты, ритм, лад, тональность, интонация, интервалы, аккорды);
  • о технике сольного и хорового пения.

знать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • технику правильного дыхания и пения;
  • правила хорового пения;
  • начальные понятия музыкальной грамоты.
  • технику правильного дыхания, певческую установку;
  • основные понятия музыкальной грамоты;
  • жанры вокально-хоровых произведений;
  • правила поведения до, во время и после выступления на сцене.
  • типы дыхания;
  • правила гигиены голоса;
  • вокально-хоровые жанры в творчестве отечественных и зарубежных композиторов, народном творчестве.

уметь:

  • правильно интонировать и выразительно исполнять простые музыкальные произведения;
  • воспроизводить несложные ритмические рисунки хлопками;
  • понимать дирижерские жесты.
  • свободно интонировать разученные мелодии;
  • слышать себя и других в хоровом пении;
  • уверенно держаться на сцене;
  • эмоционально передавать характер музыкального произведения.
  • исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом;
  • правильно распределить дыхание в длинной фразе, используя цепное дыхание;
  • исполнять и определять характерные черты музыкального образа;
  • импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности.

применять:

  • общекультурные и общетрудовые компетенции;
  • основы музыкальной грамоты;
  • технику правильного дыхания и пения;
  • элементы актерского мастерства.

иметь опыт:

  • участия в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график

Число

месяц

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Вводное занятие

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

2.

Вокально-певческая постановка корпуса. Правильное дыхание

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

3.

Разучивание песни «Дружба»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

4.

Работа над артикуляцией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

5.

Работа над дыханием

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

6.

Высота звука. Разучивание песни «Ням-ням»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

7.

Нота и нотоносец. Нотная запись

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

8.

Выбор репертуара

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

9.

Разучивание песни «Будем танцевать»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

10.

Работа над ритмом

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

11.

Работа над интонацией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

12.

Разучивание песни «Я построю дом»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

13.

Работа над артикуляцией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

14.

Работа над унисоном

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

15.

Разучивание песни «Верим мы в чудеса»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

16.

Работа над динамикой

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

17.

Работа над дыханием

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

18.

Разучивание песни «Время за нас»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

19.

Работа над интонацией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

20.

Мелодия и ее лад

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

21.

Выбор репертуара

1

групповое, аудиторное

кабинет

музыки

устный опрос

22.

Разучивание песни «Мама»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

23.

Работа над унисоном

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

24.

Основной тон, понятие тональности

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

25.

Разучивание песни «Новый год»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

26.

Работа над дыханием

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

27.

Работа над интонацией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

28.

Разучивание песни «Только сам»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

29.

Работа над ритмом

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

30.

Закрепление пройденного

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

31.

Выбор репертуара

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

32.

Разучивание песни «Мы вместе»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

33.

Работа над артикуляцией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

34.

Разучивание песни «Взлетай на крыльях таланта»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

35.

Работа над интонацией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

36.

Работа с солистами

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

37.

Закрепление пройденного

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

38.

Разучивание песни «Маленькие и большие»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

39.

Работа над унисоном

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

40.

Работа над дыханием

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

41.

Разучивание песни «Весну звали»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

42.

Применение шумовых музыкальных инструментов

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

43.

Работа над унисоном

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

44.

Понятие интервалов. Упражнения

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

45.

Выбор репертуара. Подготовка к праздникам

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

46.

Разучивание песни «Так люблю тебя я, мама»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

47.

Работа над артикуляцией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

48.

Понятие аккордов.

Упражнения

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

49.

Работа над ритмом

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

50.

Работа над дыханием

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

51.

Разучивание песни «Растяпы»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

52.

Работа над интонацией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

53.

Работа над артикуляцией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

54.

Закрепление пройденного

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

55.

Разучивание песни «Россия, мы дети твои»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

56.

Работа над дыханием

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

57.

Работа над интонацией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

58.

Разучивание песни «Большие перемены»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

59.

Работа над унисоном

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

60.

Работа над ритмом

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

61.

Работа над интонацией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

62.

Народное творчество. Пение acapella

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

63.

Разучивание песни «Ой, да ты Россия»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

64.

Работа над унисоном

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

65.

Разучивание песни «9 мая»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

66.

Работа над дыханием

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

67.

Работа над интонацией

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

68.

Разучивание песни «Это моя семья»

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

69.

Закрепление пройденного

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

70.

Выбор песен для отчетного концерта

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

устный опрос

71.

Репетиция к отчетному концерту

1

групповое, аудиторное

кабинет музыки

наблюдение

72.

Итоговое занятие

1

групповое, аудиторное

актовый зал

отчетный

концерт

  1. Условия реализации программы

Для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов её освоения необходимы:

материально-техническое обеспечение:

  • специальный кабинет (кабинет музыки);
  • репетиционный зал (сцена);
  • фортепиано;
  • музыкальный центр, ноутбук;
  • записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
  • шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала);
  • нотный материал, подборка репертуара.

дидактическое обеспечение:

  • методические, наглядные и мультимедийные материалы;
  • аудиозаписи, формат CD, MP3;
  • записи выступлений, концертов;
  • доступ к фондам районной и поселковой библиотек;
  • доступ к информационно-коммуникационным сетям.

кадровое обеспечение:

  • педагог дополнительного образования, обладающий уровнем образования и квалификации, предусмотренными кодом А, обозначенным в таблице п.2 (описание трудовых функций) Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  1. Формы аттестации

Аттестация учащихся осуществляется в виде:

  • стартовой диагностики, проводимой на вводном занятии в форме беседы. Она позволяет определить способности конкретного учащегося к усвоению программы; выявить уровень имеющихся у него знаний, необходимых для успешного усвоения программы, и при необходимости разработать план организации индивидуальной работы с ним для успешного освоения им программы с учётом его возрастных, психологических и физиологических особенностей.
  • текущей оценки, объектом которой являются результаты освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему. В очной форме обучения она проводится в процессе каждого учебного занятия в форме беседы, устного опроса, анализа деятельности, наблюдения и других. В дистанционной форме обучения – по предъявлении учащимися результатов их самостоятельной работы (видеоотчёта, проекта, участия и результатов участия в он-лайн конкурсных мероприятиях и т.п.) в установленные педагогом сроки. В очно-дистанционной форме обучения текущая оценка проводится в сочетании оценки результатов освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему в процессе каждого учебного занятия с оценкой результатов самостоятельной работы в установленные сроки. Текущая оценка позволяет актуализировать у учащихся полученные ранее знания, оценить уровень освоения ими изученного учебного материала и сформированности предметных учебных умений и при необходимости провести корректировку методик проведения учебных занятий и организовать индивидуальную работу с ними для полного освоения ими программного материала.
  • итоговой оценки, проводимой педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике Кленовой Н.В. и Буйловой Л.Н., изложенной ими в работе «Методика определения результатов образовательной деятельности детей» и адаптированной к условиям школы. Полученные результаты свидетельствуют об успешности/неуспешности освоения данным учащимся программы. При этом неудовлетворительные результаты освоения учащимся программы не влекут по отношению к нему каких-либо ограничительных действий.

  1. Оценочные материалы

Методика

определения результатов образовательной деятельности учащихся

Данная методика позволяет определить уровень соответствия усвоенного материала и сформированности предметных учебных умений предъявляемым программой требованиям.

Параметрами итоговой оценки результатов реализации программы являются показатели (оцениваемые параметры), критерии к показателям, уровни выраженности у учащегося оцениваемого качества.

Показатели (оцениваемые параметры) фиксируют критерии оценки – те требования, которые предъявляются к учащемуся в процессе освоения им программы. Содержание показателей составляет заложенные в программу ожидаемые результаты, являющиеся неким «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся по итогам учебного года. Совокупность измеряемых показателей разделена на группы: теоретическая подготовка учащегося, практическая подготовка учащегося, творческая активность учащегося, общеучебные умения учащегося.

Критерии содержат совокупность признаков, на основании которых даётся оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных предметных знаний и учебных умений учащегося тем требованиям, которые заданы программой.

Степень выраженности оцениваемого качества включает перечень возможных уровней освоения учащимся программного материала и общеучебных умений — от минимального до максимального с кратким описанием каждого уровня в содержательном аспекте. Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами.

Для каждого из оцениваемых показателей определён тот способ, с помощью которого педагог определяет соответствие результатов обучения учащегося программным требованиям.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Уровень выраженности у учащегося

оцениваемого качества

Количе-ство баллов

Методы диагностик

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания, предусмотренные программой

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный (овладел менее чем 1/2 объёма знаний, предусмотренных программой);
  • средний (объём усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный (освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный (как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний (сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

наблюдение

II. Практическая подготовка:

#1059;чебные умения, предусмотренные программой

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный (овладел менее чем 1/2 объёма предусмотренных умений);
  • средний (объём усвоенных умений составляет более 1/2);
  • максимальный (овладел практически всеми умениями, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

#1042;ладение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования специального оборудования и оснащения

  • минимальный (испытывает серьезные затруднения);
  • средний (работает с помощью педагога);
  • максимальный (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

#1058;ворческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • элементарный (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный (выполняет задания в основном на основе образца);
  • творческий (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

наблюдение

III. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

Умение использовать дополнительную литературу

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

  • минимальный (испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний (работает с помощью педагога)
  • максимальный (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

Умение давать доказательные ответы на вопросы учебного плана программы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы учебного плана

  • минимальный (испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний (подготовку доказательных ответов выполняет в основном самостоятельно с помощью педагога)
  • максимальный (при подготовке доказательных ответов не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

2. Учебно-коммуникативные умения:

#1059;мение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный (испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний (воспринимает информацию с помощью педагога)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает информацию)

1

2-5

6–10

наблюдение

#1059;мение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный (испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний (осуществляет с помощью педагога)
  • максимальный (осуществляет самостоятельно)

1

2-5

6–10

наблюдение

3. Учебно-организационные умения:

Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный (учащийся овладел менее чем ½ объёма умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний (реальные умения в основном соответствуют программным требованиям);
  • максимальный (реальные умения соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

наблюдение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода подачи подготовленной информации

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

Общие результаты освоения программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих программу – , из них достигли:

  • максимальный уровень – 61 – 120 баллов
  • средний уровень – 24 – 60 баллов
  • минимальный уровень – до 23 баллов включительно

  1. Методическое обеспечение программы

Организация деятельности учащихся по реализации программы в первую очередь требует работы по созданию у них мотивации работать. Для её формирования необходимо правильно подбирать сложность и темп работы, так как при слишком сложных заданиях и высоком темпе их выполнения учащиеся отказываются работать, при слишком лёгких и низком темпе – им не интересно. Также необходимо согласовывать активную работу с отдыхом, своевременно переходить от одного к другому виду деятельности. Важную роль в создании мотивации играет поощрение учащихся: если они активны, изобретательны, что-то сделали лучше, то это необходимо отметить, похвалить их. При этом ни в коем случае нельзя сравнивать их успехи.

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:

  • перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
  • словесные (рассказ, беседа, устное изложение, объяснение, анализ текста, ситуации общения и др.);
  • наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение и т.д.);
  • практические (упражнения, выполнение заданий);
  • логические, т.е. организация и осуществление логических операций (аналогии и др.);
  • гностические (репродуктивные);
  • самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с нотными изданиями, текстами и пр.).

Методами стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности являются:

  • методы формирования интереса к учению (выступления, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
  • методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение и др.).

Средствами реализации программы являются различные виды деятельности, вещи и предметы, произведения и явления духовной и материальной культуры, природа, конкретные мероприятия и формы работы.

Инструментами успешной реализации программы являются средовое пространство (комфортная среда, обеспечивающая потребности в безопасности и развитии, педагогически целесообразная и эмоционально привлекательная занятость свободного времени), содержание учебного плана программы, учебные пособия и другие источники информации и научного знания, проектная деятельность.

Формами занятий являются теоретические и практические учебные занятия в аудиторной и внеаудиторной форме. Аудиторные теоретические учебные занятия (учебное занятие, беседа, мастер-класс, просмотр с последующим обсуждением телепередач концертов и другие) обеспечивают формирование у учащихся предусмотренных программой предметных знаний и учебных умений, внеаудиторные (творческие отчеты, концерты и другие) обеспечивают творческое применение полученных в ходе освоения программы предметных знаний и учебных умений на практике.

Формами организации учебного занятия в дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, являются веб-занятия (учебные занятия, просмотр с последующим обсуждением занятий и концертных мероприятий просмотр с последующим обсуждением телепередач концертов, мастер-классы, развивающие занятия, тематические часы и другие, как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога), а также в системе он-лайн разработка проекта, проведение исследования, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. С учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях (выполнение творческой работы, подготовка проекта, отзыв о виртуальных посещениях концертов и другие).

В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных групповых с индивидуальным подходом теоретических и практических учебных занятий в аудиторной и внеаудиторной форме и веб-занятий как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.

Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.

Объектом деятельности на учебных занятиях должно быть певческое искусство как форма проявления жизнедеятельности учащегося. Вокально-эстетическое воспитание учащихся должно происходить через вовлечение их в процесс художественного созидания.

Тематика учебных занятий предусматривает поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих ценностей певческого искусства, этико-эстетических богатств его художественных образов; постепенное накопление опыта хорового пения; воспитание внутреннего слуха, понимаемого как умение услышать партнёра и интонации автора.

Большая часть учебных занятий носит комплексный характер. Такие занятия включают практическую и теоретическую работу.

Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся, целесообразно расходовать время занятия, применять разнообразные педагогические средства обучения, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися, чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.

Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах.

  1. Литература

для педагога:

  1. Амелина М. Пение - пространство жизни. Статьи. Материалы [Электронный ресурс] / текстовые данные (12, 5 Мб). – Н. Новгород: ННГК им. М.И. Глинки: 2014.
  2. Забелин А. Особенности вокальной работы с мужскими голосами [Электронный ресурс] / текстовые данные (0,4 Мб). – 2015.
  3. Осеннева М.С., Самарин В.А. Работа с детским хором [Текст] / М. Осеннева, В. Самарин. – М.: Музыка: 2015. – 206 с.: ноты
  4. Поляков А. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс [Электронный ресурс] / текстовые данные (3,4 Мб). – Согласие: 2015.
  5. Роганова И. В. Современный хормейстер. Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии». Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов. Выпуск 2 [Текст] / И. Роганова. – СПб: Композитор: 2014. – 252 с.
  6. Рудзик М. Специальные методики музыкально-певческого воспитания [Электронный ресурс] / текстовые данные (11, 0 Мб). – Курск: КГУ: 2015.

для учащихся:

  1. Александрова Н. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий [Электронный ресурс] / текстовые данные (1,0 Мб). – Лань: 2015.
  2. Гарина З. Голос. Полный курс эстрадного мастерства [Электронный ресурс] / текстовые данные (0,9 Мб). – АСТ: 2015.
  3. Корэлли К. Гигиена голоса и культура профессионального использования голосового аппарата [Электронный ресурс] / текстовые данные (0,3 Мб). – 2016.
  4. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором [Текст] / М. Осеннева, В. Самарин. – Москва: Юрайт, 2023. – 205 с.: ноты
  5. Ружьева Е., Шехов В. Самоучитель по вокалу [Электронный ресурс] / текстовые данные (6,8 Мб). – АСТ: 2015.
  6. Сафронова О. Распевки. Хрестоматия для вокалистов [Электронный ресурс] / текстовые данные (3,1 Мб). – Лань: 2016.
  7. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие [Текст] / Г. П. Стулова. – М.: Планета музыки, 2014. — 176 с.

Приложение

Примерный репертуарный список

Дубравин Я. «Ты откуда, музыка?»

Крылатов Е. «Снежинка»

Дунаевский М. «Растяпы»

Русская народная песня «Я на камушке сижу»

Русская народная песня «Земелюшка-чернозем»

Русская народная песня «Масленичная коляда»

Князев А. «Ой, да ты Россия»

Осошник В. «Россия, мы дети твои»

Осошник В. «Весну звали»

Осошник В. «А закаты алые»

Осошник В. «Маленькие и большие»

Ермолов А. «Добрые сказки»

Ермолов А. «Новогодняя считалочка»

Ермолов А. «Навстречу солнцу»

Ермолов А. «Все еще впереди»

Гаврилин А. «Мама»

Колмагорова Ж. «Так люблю тебя я, мама»

Привалов Ю. «9 мая»

Плотникова Е. «О той весне»

Олейникова А. «Надо жить веселей»

Ольханский А. «Только сам»

Ольханский А. «Взлетай на крыльях таланта»

Ольханский А. «Большие перемены»

Пинегин А. «Откуда приходит Новый год»

Зарицкая Е. «Под Новый год»

Ударцев В. «Песня приглашает друзей»

Свистунова Н. «Песенка с косичками»

Залужная Т. «Дружба»

Петряшева А. «Про песенку»

Комар Е. «Ням-ням»

Калашникова Э. «Сладкая песня»

Юдахина О. «Это моя семья»

Кириллов А. «Я построю дом»

Андреев О. «Верим мы в чудеса»

Ситник К. «Мы вместе»