Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Хоровое пение"

Черткова Полина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Хоровое пение"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной  направленности  

«Хоровое пение»

(базовый уровень)

 

 

Итатский

2017

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»

                                                                             

                                                                                Утверждена  приказом №   от   «»    2017 г.

                                                                           с учётом мнения педагогического совета

                                                                                (протокол № от «»  2017 года)

Директор центра _____________Н. Е. Воронов

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности  

«Хоровое пение»

(базовый уровень)

Педагог дополнительного образования

Черткова Полина Владимировна

Возраст учащихся: 7-14 лет

для детей с умственной отсталостью 10-15 лет

Срок реализации:  3 года

                                                           

Итатский

2017

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Задачи
  3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
  4. Ожидаемые результаты
  5. Учебный план
  6. Содержание учебного плана
  7. Календарный учебный график
  8. Методическое обеспечение
  9. Материально-техническое оснащение
  10. Литература
  11. Приложения

Приложение № 1. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

Приложение № 2. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня базового уровня

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  1. Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение» (далее – программа) составлена в соответствии с
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей  (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
  • уставом учреждения;
  • Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
  1. Программа является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.
  2. Программа первого года обучения относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов, второго и третьего – к базовому уровню. Программа первого года обучения предусматривает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении. Она является переходной к базовой общеразвивающей программе обучения. Программа второго и третьего года обучения предназначена для учащихся, имеющих выраженный интерес к её содержанию. Она предполагает возможность осмысления учащимися имеющегося у них опыта в выбранной деятельности, углубления теоретических знаний и практических умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию.
  3. Актуальность программы связана с ростом числа учащихся, желающих заниматься вокальным пением и участвовать в концертно-исполнительской деятельности. Для того, чтобы дети, наделенные способностью и тягой к творчеству и развитию своих вокальных способностей, могли овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана настоящая программа.
  4. Назначение программы:

первого года обучения:

  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
  2. сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
  • рассказать о конкретном виде деятельности;
  • выполнять основные действия;
  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.

второго года обучения:

  1. дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности, углубить теоретические знания и практические умения;
  2. сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной грамотности, но и следующие обобщённые умения уровня функциональной грамотности:
  • систематизировать информацию;
  • выбрать и совершить самостоятельные необходимые действия для выполнения задания
  • довести начатую работу до конца (с помощью педагога);
  • общаться;
  • задать вопрос специалисту.

третьего года обучения:

  1. дать учащимся возможность для углубленного изучения предмета, совершенствования полученных умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
  2. сформировать у учащихся кроме обобщённых умений уровней элементарной и функциональной грамотности, следующие обобщённые умения уровня предпрофессиональной грамотности:
  • умение изготовить продукт (изделие) самостоятельно;
  • умение творчески подойти к собственной работе;
  • способность найти себе применение в жизни;
  • уверенность в своих силах и возможностях;
  • социальная адаптация во внешней среде.
  1. Цель – формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в культуротворческой деятельности через приобщение к вокально-хоровому искусству, обучение пению, развитие их певческих и творческих способностей.
  2. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы вокально-хоровой кружок «Капельки» Сорокиной Н. Б., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
  3. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
  4. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы развивающей творческие способности деятельности.
  5. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений и универсальных учебных действий в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
  6. Исходной теоретической основой программы являются положения о
  • роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном становлении;
  • развитии творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп соразмерно их личной индивидуальности;
  • вокально-хоровом искусстве как источнике раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и гармонизации личности.
  1. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем увидеть способности каждого учащегося, развить их и помочь показать ему его возможности, учитывая физиологические и вокальные особенности детского голоса, соответствующие возрастным особенностям; научить учащихся  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами, снимающими мышечные и психологические «зажимы».
  2. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
  3. Срок реализации программы:
  • программа рассчитана  на  3 года обучения;
  • общая продолжительность обучения составляет 432 учебных часа (144 учебных часов в год).
  1. Режим занятий:
  • занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 45 минут с перерывом (переменой) продолжительностью 15 минут для снятия напряжения и отдыха.
  1. На освоение программы стартового уровня принимаются все желающие без предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний (процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень полученных учащимися знаний в рамках общего образования и осуществлять корректировку и индивидуализацию процесса её освоения. Учащиеся, освоившие программу стартового уровня, допускаются к освоению программы базового уровня без оценки их изначальной готовности к освоению содержания и материала заявленного уровня.
  2. Возраст учащихся: 7 – 14 лет, для детей с умственной отсталостью – 10 – 15 лет.
  3. Количество учащихся в группе: не менее 15 человек, для детей с умственной отсталостью – не менее 10 человек.
  4. Организационные формы обучения – групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  5. Формы  занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
  6. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
  7. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в концертах Центра, посёлка т муниципального района.
  8. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  9. Формы подведения итогов реализации программы:
  • текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование  и закрепление учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1, базового уровня – в приложении № 2.

Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
  • учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;
  • использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
  • привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
  • создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.

  1. Задачи программы

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

в течение всего периода освоения программы:

  1. личностные:
  • формировать у учащихся собственной системы мотивов и направленности деятельности;
  • формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
  • формировать у учащихся стремление к самореализации;
  • обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
  • способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
  1. метапредметные – формировать у учащихся умения:
  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности. 
  1. образовательные (предметные):
  • формировать у учащихся умение воспринимать различные виды искусства как специфическую форму познания и преобразования мира;
  • расширить и углубить знания учащихся о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры посредством её изучения и осмысления;
  • формировать у учащихся готовность беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
  • формировать у учащихся потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни.

первого года обучения:

  1. познакомить состроением артикуляционного аппарата, особенностями,  возможностями и  гигиеной певческого голоса;
  2. сформировать представление обосновах музыкальной грамоты, различных манерах пения;
  3. формировать пониманиеэлементарных дирижерских жестов и умение правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  4. научить:
  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • уметь делать распевку;  к концу года спеть выразительно, осмысленно.
  1. способствоватьразвитию музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  2. приобщать к концертной деятельности (участие в праздниках, конкурсах).

второго года обучения:

  1. продолжить совершенствование знаний и умений, полученных в ходе освоения программы первого года обучения;
  2. научить:
  • точно повторять заданный звук;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • работать в сценическом образе.

3) способствоватьактивному участию в творческой жизни хорового коллектива;

4) воспитывать у учащихся эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе.

третьего года обучения:

  1. продолжить совершенствование знаний и умений, полученных в ходе освоения программы первого и второго лет обучения;
  2. сформировать представление об основных типах голосов,  жанрах вокально-хоровой  музыки.
  3. научить:
  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • исполнять произведения выразительно, осмысленно;
  • исполнять двух- и многоголосные произведения.
  1. способствовать активному участию во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
  2. воспитывать настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.

  1. Формируемые предметные знания, учебные умения

и универсальные учебные действия

Инвариантные предметные знания:

  • о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
  • о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
  • о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
  • о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
  • по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО и другие).

в вокально-хоровом искусстве:

  • о музыкальной и исполнительской культуре;
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах вокально-хорового искусства;
  • о технике сольного и хорового пения.

Инвариантные учебные умения:

  • в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества;
  • в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • в восприятии произведений художественного творчества, высказывании аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
  • в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).

в вокально-хоровом искусстве:

  • в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
  • в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов;
  • во владении техникой сольного и хорового пения.

Специальные предметные знания:

  • строение артикуляционного  аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиена певческого голоса;
  • основные типы голосов;
  • особенности хорового пения;
  • жанры вокально-хоровой  музыки;
  • образцы вокально-хоровой музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
  • основы музыкальной грамоты;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • реабилитация при простудных заболеваниях;

Специальные  учебные умения:

  • правильно дышать,  петь короткие фразы на одном дыхании,  в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь легким звуком, без напряжения, четко выговаривая слова песни;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь двух- и трехголосные произведения;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • правильно вести себя на сцене;

Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. личностных универсальных учебных действий,обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
  • умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  1. регулятивных универсальных учебных действий,обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров;
  1. познавательных универсальных учебных действий,включающих:
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка и др.;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • формированиедоброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
  1. коммуникативных универсальных учебных действий,обеспечивающих социальную компетентность:
  • учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  1. Ожидаемые результаты

Инвариантными предметными результатами освоения программы являются:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:
  • о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
  • о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
  • о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
  • о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
  • по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО и другие).

в вокально-хоровом искусстве:

  • о музыкальной и исполнительской культуре;
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах вокально-хорового искусства;
  • о различных жанрах вокально-хорового искусства;
  • о различных жанрах вокально-хоровой музыки в творчестве русских и зарубежных композиторов;
  • об основных понятиях музыкальной грамоты (ноты, ритм, лад, тональность, интонация, интервалы, аккорды);
  • о технике сольного и хорового пения.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:
  • в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества, различных художественных материалов;
  • в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • в восприятии произведений художественного творчества, высказывании аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
  • в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).

в вокально-хоровом искусстве:

  • в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
  • в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов;
  • во владении техникой сольного и хорового пения.
  1. у учащихся будет осуществляться воспитание:
  • ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
  • готовности беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
  • потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности.

Специальными предметными результатами освоения программы являются:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:

первого года обучения:

  • о строении артикуляционного аппарата;
  • о технике правильного дыхания и пения;
  • о правилах хорового пения;
  • о начальных понятиях музыкальной грамоты.

второго года обучения:

  • о технике правильного дыхания, певческой установке;
  • об основных понятиях музыкальной грамоты;
  • о жанрах вокально-хоровых произведений;
  • о правилах поведения до, во время и после выступления на сцене.

третьего года обучения:

  • о типах дыхания;
  • о правилах гигиены голоса;
  • о вокально-хоровых жанрах в творчестве отечественных и зарубежных композиторов, народном творчестве.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:

первого года обучения:

  • правильно интонировать и выразительно исполнять простые музыкальные произведения;
  • воспроизводить несложные  ритмические рисунки хлопками;
  • понимать дирижерские жесты.

второго года обучения:

  • свободно интонировать разученные мелодии;
  • слышать себя и других в хоровом пении;
  • держать свою партию в 2х-голосных произведениях;
  • уверенно держаться на сцене;
  • эмоционально передавать характер музыкального произведения.

третьего года обучения:

  • исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом;
  • слышать  и держать свою партию в 2-х и 3-х- голосном пении;
  • правильно  распределить  дыхание в длинной фразе, используя цепное  дыхание;
  • исполнять и определять характерные черты музыкального образа;
  • импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности.

  1. Учебный план

п/п

Название

учебных разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теоретические занятия

практические занятия

1 год обучения

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Певческий вдох и выдох. Формирование гласных

8

-

8

наблюдение

 3.

Мелодия и ее запись нотами

8

-

8

наблюдение

 4.

Подбор репертуара

12

-

12

наблюдение

 5.

Артикуляция, ритм, интонация

12

-

12

наблюдение

6.

Подготовка к праздникам

18

-

18

выступление на праздниках, посвящённых Дню матери, Новому году

 7.

Подготовка к праздникам. Работа над музыкальным спектаклем

24

-

24

показ музыкального спектакля

 8.

Подбор репертуара

20

-

20

наблюдение

 9.

Подготовка к праздникам

24

-

24

выступление на праздниках, посвященных 23 февраля, 8 марта, Дню Победы

 10

Практические занятия

12

-

12

наблюдение

 11

Итоговое занятие

2

2

-

выступление на отчётном концерте

Итого

144

4

140

2 год обучения

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Темп, динамика, артикуляция

8

-

8

наблюдение

 3.

Подбор репертуара

16

-

16

наблюдение

 4.

Лад, тональность

12

-

12

наблюдение

 5.

Подготовка к праздникам

16

-

16

выступление на праздниках, посвящённых Дню матери, Новому году

 6.

Двухголосие

20

-

20

наблюдение

 7.

Работа с солистами

16

-

16

наблюдение

 8.

Подбор репертуара

12

-

12

наблюдение

 9.

Подготовка к праздникам

16

-

16

выступление на праздниках, посвященных 23 февраля, 8 марта, Дню Победы

 10

Понятие интервалов и аккордов

24

-

24

наблюдение

 11

Итоговое занятие

2

2

-

выступление на отчётном концерте

Итого

144

4

140

3 год обучения

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Слушание музыки. Подбор репертуара

40

2

38

наблюдение

3

Подготовка к праздникам

36

-

36

выступление на праздниках, посвящённых Дню матери, Новому году

4

Пение в два и три голоса. Подбор репертуара

40

2

38

наблюдение

5

Слушание музыки. Подготовка к праздникам

24

2

22

выступление на праздниках, посвященных 23 февраля, 8 марта, Дню Победы

6

Итоговое занятие

2

2

-

выступление на отчетном концерте

Итого

144

10

134

Всего

432

18

414

  1. Содержание учебного плана

1 год обучения

Вводное занятие (2ч) Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа об устройстве и гигиене голосового аппарата.

Певческий вдох и выдох. Формирование гласных (8ч)  Вокально-певческая постановка корпуса. Дыхание и дыхательная гимнастика. Разминка артикуляционного аппарата. Скороговорки. Распевание.

Мелодия и ее запись нотами (8ч) Нота и нотоносец. Нотная запись. Высота звука. Практические занятия.

Подбор репертуара (12ч) Работа над правильным дыханием, чистотой интонации. Знакомство с дирижерскими жестами. Подбор песен с учетом пожеланий учащихся.

Артикуляция, ритм, интонация (12ч) Понятие ритма. Знакомство с простыми ритмическими рисунками. Правильное произношение гласных и согласных звуков при пении. Практические занятия на основе выбранного репертуара.

Подготовка к праздникам (18ч) Подбор песен к праздникам. Практические занятия. Репетиции. Выступления.

Подготовка к праздникам. Работа над музыкальным спектаклем (24ч) Знакомство с музыкальным спектаклем «Дюймовочка». Распределение ролей. Практические занятия, репетиции.

Подбор репертуара (20ч) Подбор репертуара с учетом пожеланий учащихся. Закрепление дыхательно-певческих навыков. Работа над интонацией. Практические занятия.

Подготовка к праздникам (24 ч) Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия, репетиции.

Практические занятия (12ч) Работа над выбранным репертуаром. Повторение пройденного. Выступления.      

Итоговое занятие (2 ч) Выступление на отчетном концерте.  

2 год обучения

Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа о красоте и подвижности голоса. Слушание музыки.

Темп, динамика, артикуляция (8ч) Повторение пройденного за первый год обучения. Певческая установка, артикуляция. Понятие музыкального темпа. Динамика звука.

Подбор репертуара (16ч) Подбор песен с учетом пожеланий учащихся. Работа над выбранным репертуаром с учетом приобретенных за первый год обучения навыков.

Лад, тональность (12ч) Мелодия и ее лад. Два основных лада в музыке. Основной тон, понятие тональности.

Подготовка к праздникам (16ч) Работа над репертуаром. Знакомство с музыкальным спектаклем «Муха-Цокотуха». Распределение ролей, репетиции.

Двухголосие (20ч) Простейшие виды двухголосия. Упражнения. Практические занятия.

Работа с солистами (16ч) Подбор соответствующего репертуара. Выбор солистов. Практические занятия.

Подбор репертуара (12ч) Работа над выбранными произведениями. Практические занятия.

Подготовка к праздникам (16 ч) Практические занятия, репетиции. Участие в праздничных мероприятиях.

Понятие интервалов и аккордов (24ч) Понятие интервала. Виды интервалов. Понятие аккорда. Практические занятия.

Итоговое занятие (2 ч) Выступление на отчетном концерте.

3 год обучения

Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа о видах певческих голосов. Слушание музыки.

Слушание музыки. Подбор репертуара (40ч) Вокально-хоровые жанры в творчестве русских и зарубежных композиторов. Слушание музыки. Подбор песен с учетом пожеланий учащихся. Закрепление приобретенных  певческих навыков. Практические занятия.

Подготовка к праздникам (36ч) Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия, репетиции. Выступления.

Пение в два и три голоса. Подбор репертуара (40ч) Упражнения на закрепление навыков пения на два голоса. Обучение трехголосному пению. Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия.

Слушание музыки. Подготовка к праздникам (24ч) Народное творчество. Эстрадное творчество. Пение acapella. Подбор репертуара, репетиции. Выступления.

Итоговое занятие (2 ч) Выступление на отчетном концерте.

  1. Календарный учебный график

1.

Период освоения программы

15 сентября – 31 мая

2.

Продолжительность учебного года

36 недель

3.

Нерабочие праздничные дни

1-8 января – новогодние каникулы

7 января – Рождество Христово

23 февраля – День Защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник весны и труда

9 мая – День Победы

12 июня – День России

4 ноября – День народного единства

4.

Продолжительность освоения программы

3 года

5.

Общая продолжительность обучения

432 учебных часа (144 учебных часов в год)

6.

Время проведения учебных занятий

Ежедневно, включая выходные дни, с 8.00 до 20.00 по расписанию, утвержденному директором Центра

7.

Режим занятий

занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 45 минут и перерывом (переменой) между ними продолжительностью 15 минут для снятия напряжения и отдыха

8.

Основная организационная форма обучения

индивидуально-групповые и групповые аудиторные учебные занятия с индивидуальным подходом

Формы проведения

аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний

Система и форма обучения

безоценочная система,  очная форма обучения

Формы подведения итогов реализации программы

  • текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1, базового уровня – в приложении 2.

Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Методическое обеспечение

Программа учебного курса строится в соответствии со следующими основными методами:

  • обучения – словесными, наглядными, практическими, объяснительно-иллюстративными, репродуктивными;
  • воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;

Формами организации образовательного процесса являются индивидуально-групповые и групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия.

Формы  занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний.

В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации обучения, группового, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие у учащихся:

  • самостоятельности и креативности мышления;
  • исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
  • коммуникативной культуры (умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
  • умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
  • потребности в непрерывном образовании.

Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:

  • моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
  • ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
  • временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.

Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.

Содержание учебных занятий определяется программой.

Учебное занятие должно:

  • быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
  • обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
  • предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.

Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:

  • создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
  • целесообразно расходовать время занятия;
  • применять разнообразные педагогические средства обучения;
  • осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
  • чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.

Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.

В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.

Объектом деятельности на учебных занятиях должно быть певческое искусство как форма проявления жизнедеятельности учащегося. Вокально-эстетическое воспитание учащихся должно происходить через вовлечение их в процесс художественного созидания.

Большую роль в качественном усвоении учебного материала играет оборудование и оснащение учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными и раздаточными материалами, необходимыми для выполнения учебной программы: задания и памятки, тексты и ноты песен, наглядные пособия (нотный стан и т.п.), музыкальные инструменты и приспособления.

Содержательными принципами построения учебных занятий как занятий творчества являются:

  1. создание у учащихся целостного представления о певческом искусстве;
  2. целостность теоретической и практической творческой деятельности. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создаёт условия, включающие особые психические механизмы, которые обеспечивают способность учащихся к преобразовательной деятельности.
  3. построение занятий на основе принципов доступности, индивидуального и дифференцированного подхода, что позволит создать благоприятную для учащихся обстановку, располагающую к творчеству, стимулировать их творческую активность.

Тематика учебных занятий предусматривает:

  • поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих ценностей певческого искусства, этико-эстетических богатств его художественных образов;
  • постепенное накопление опыта хорового пения;
  • воспитание внутреннего слуха, понимаемого как умение услышать партнёра и интонации автора.

Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах.

  1. Материально-техническое оснащение

  1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
  2. Наличие репетиционного зала (сцена).
  3. Фортепиано.
  4. Музыкальный центр, ноутбук.
  5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  6. Зеркало.
  7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
  8. Нотный материал, подборка репертуара.
  9. Аудиозаписи, формат CD, MP3.
  10. Записи выступлений, концертов.
  11. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
  12. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.

  1. Литература

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. [Электронный ресурс] / текстовые данные (3,5 Мб). – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Емельянов, В. В. Развитие голоса. [Электронный ресурс] / текстовые данные (3,1 Мб). -  СПб,2002.
  3. Как научиться петь. Основы вокальной техники. [Текст] – М.: Благо, 2002. – 128 с.
  4. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. [Текст] / К. Никольская-Береговская. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 192 с.: ил.
  5. Работа с детским хором. Под редакцией В.Г.Соколова. [Электронный ресурс] / текстовые данные (5,2 Мб) - М., 1981.
  6. А.В. Свешников [Текст]: [Сборник статей] / Сост. В. Подольская; общ. ред. К. Птицы. – М.: Советский композитор, 1970. – 152 с.: ил.
  7. Энциклопедический словарь юного музыканта. [Текст] - М.: Педагогика, 1985. – 416 с.: ил.

Приложение 1

Оценка результатов освоения учащимися

дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количество баллов

Методы диагностик

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

II. Практическая подготовка:

1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования  специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

III. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение использовать дополнительную литературу

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с дополнительной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с дополнительной литературой с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с дополнительной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6-10

Наблю-дение

1.2. Умение давать доказательные ответы на вопросы основных разделов учебного плана программы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения в самостоятельной подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы выполняет в основном самостоятельно с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы выполняет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1.Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при восприятии идущей от педагога информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (воспринимает идущую от педагога информацию с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает идущую от педагога информацию, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6–10

Наблю-дение

2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при подаче учащимся информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (подачу учащимся информации осуществляет с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подачу учащимся информации осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3. Учебно-организационные умения:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой при постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений (учащийся овладел менее чем ½ объема умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности в основном соответствуют программным требованиям);
  • максимальный уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений);
  • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем умений, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода  подачи подготовленной информации

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень – 61 – 120 баллов
  • средний уровень – 24 – 60 баллов
  • минимальный уровень – до 23 баллов включительно.

Приложение № 2

Оценка результатов освоения

учащимися дополнительной общеразвивающей программы базового уровня

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количество баллов

Методы диагнос-тик

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

наблюдение

II. Практическая подготовка:

1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования  специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

наблюдение

III. Творческая активность

1. Всероссийские, региональные и муниципальные конкурсные мероприятия

Участие и уровень достижений

  • минимальный уровень (участвует в конкурсных мероприятиях под воздействием педагога и призовых мест не занимает);
  • средний уровень (проявляет активность и иногда занимает призовые места);
  • максимальный уровень (активен и успешен в конкурсных мероприятиях)

1

2-5

6-10

мониторинг

2. Соревнования, выставки, открытые занятия, спектакли, экскурсии, слёты, походы, поездки и другие

Участие и уровень достижений

  • минимальный уровень (участвует под воздействием педагога и призовых мест не занимает);
  • средний уровень (проявляет активность и иногда занимает призовые места);
  • максимальный уровень (активен и успешен в творческих мероприятиях)

1

2-5

6-10

мониторинг

3. Проектная деятельности

Участие

  • минимальный уровень (участвует под воздействием педагога);
  • средний уровень (участвует в проектной деятельности);
  • максимальный уровень (активен и успешен в проектной деятельности).

1

2-5

6-10

мониторинг  

IV. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1.Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при восприятии идущей от педагога информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (воспринимает идущую от педагога информацию с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает идущую от педагога информацию, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче учащимся информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (подготовку и подачу учащимся информации осуществляет с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подготовку и подачу учащимся информации осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

3. Учебно-организационные умения:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой при постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой)

1

2-5

6–10

наблюдение

3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений (учащийся овладел менее чем ½ объема умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности в основном соответствуют программным требованиям);
  • максимальный уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

наблюдение

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений);
  • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем умений, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Творческая активность

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Всероссийские, региональные и муниципальные конкурсные мероприятия

Соревнования, выставки, спектакли, экскурсии, слёты, многодневные походы, экспедиции, поездки и другие

Участие  в проектной деятельности

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода  подачи подготовленной информации

Самос-тояте-льность в построении  выступления

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень (от 81 балла до 160 баллов) –
  • средний уровень (от 33 баллов до 80 балла) –
  • минимальный уровень (до 32 баллов включительно) –