Конспект открытого урока по теме: "Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано".

В работе рассматриваются вопросы о развитии навыков чтения нот с листа. Предлагаются некоторые упражнения-игры, которые  помогут ученику закрепить полученные знания и применить их в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_teme.docx17.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме:

«Формирование навыков чтения с листа  на начальном этапе обучения игре  на фортепиано»

Выполнила преподаватель

По классу фортепиано

Кулешова С.С.

Цель урока: сформировать комплекс умений и навыков для чтения с листа.

Задачи урока:

  • Закрепление теоретических знаний;
  • Развитие комплексного восприятия нотного текста;
  • Развитие специфического зрительно-моторного навыка;
  • Развитие музыкального мышления;
  • Передача музыкального содержания, характера произведения.

Методы урока:

Словесное пояснение;

Исполнительский показ.

План урока:

  1. Вступительное слово.
  2. Организационный момент.

  1. Практическая часть.

  1. Заключение.    

Этот урок я хочу посвятить вопросу развития навыка чтения с листа с первых лет обучения. «Лучший способ быстро научиться читать – это как можно  больше читать». И.Гофман. Навык чтения нот с листа считается достаточно сложным и этой работой следует заниматься систематически с самого начала обучения, включая соответствующие задания на уроках по специальности. Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе, характере, который задумал композитор без предварительного проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным, осмысленным и с выполнением авторских указаний.

Можно выделить следующие направления в формировании навыка чтения с листа:

  • Необходимо формировать умение ученика осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный;
  • Учить определять жанр и характер произведения по метро-ритмическому рисунку;
  • Умение определять похожие интонации – восходящее и нисходящее движение, арпеджированное и гаммообразное, опевание звуков и т.д.;
  • Практическое знание аппликатурных формул в гаммах, арпеджио, аккордах;
  • Внимательно следить за движением басового голоса, а также уметь ориентироваться на клавиатуре, не отвлекаясь от нотной записи.

Самыми распространёнными ошибками учеников при чтении с листа являются: незнание нот, ритмических рисунков, игнорирование ключевых знаков, потактовое чтение.

Сегодня мы с ученицей Гоняевой Викой хотим представить вам нашу работу. Вика учится во втором классе. Занимается ученица с удовольствием, поэтому на уроке мы успеваем помимо освоения основной программы заниматься ансамблевой игрой, подбором по слуху и чтением с листа. Перед тем как приступить к основной нашей теме, предлагаю размять пальчики и поиграть гамму. Это будет полезно ещё и для того, чтобы вспомнить основные аппликатурные принципы.  (Играем гамму Ре-мажор).

Подготовиться к чтению с листа помогают также различные музыкальные игры, которые мы используем на уроках. Например, игра «Музыкальное лото». Ученица из мешочка достаёт не глядя пять карточек и расставляет их на пюпитре. На карточках написан мотив, который нужно сыграть в ритме, со знаками альтерации.

Ещё на уроках мы используем упражнение «Змейка». В нотной тетради написана мелодическая линия из нот, которую нужно сыграть. Важно определить первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии, чтобы остановиться или повернуть обратно (игра на ощупь, не глядя на клавиатуру). Это упражнение проделываем в скрипичном и в басовом ключе. При выполнении этого задания необходимо помнить два правила: звуки играются подряд, если они расположены на линейках и между ними; звуки следует играть через клавишу, если они находятся на соседних линейках или в соседних «окошках».

Теперь   мы переходим к прочтению пьесы «Перепёлочка». Вместе с ученицей разбираем жанр, характер пьесы. Затем прохлопываем ритм с названием  нот. Анализируем, как движется мелодия, выявляем повторяющиеся мотивы. Эта пьеса исполняется одноголосно, т.е. только правой рукой, что значительно упрощает нашу задачу исполнения. Также песня «Перепёлочка» на слух уже знакома ученице, поэтому исполнение её не представляется трудным и получается уже с первого раза.

Следующую пьесу для чтения с листа предлагаю Абелева «Осень». Здесь задача немного усложняется, т.к. исполнять её необходимо двумя руками. Вначале смотрим на темп, анализируем характер произведения, её настроение. Анализируя нотный текст, обращаем  внимание на появление знаков альтерации, на характерную секундовую интонацию, которая двигается то  вверх, то вниз. И главное, распределение мелодии между двумя руками. После этого можно на   закрытой крышке инструмента прохлопать ритм   с названием  нот, распределяя мелодию между двумя руками. Тщательно проанализировав произведение, ученица исполняет пьесу. После проигрывания, выясняем все недочёты,  даю право ученице самой исправить ошибки, поставить себе оценку.

Две исполненные пьесы ученица  разбирала с помощью  учителя. Следующую пьесу предлагаю ей для  полного самостоятельного разбора – русская народная песня «Серенький козлик». Эта пьеса исполняется двумя руками, где в правой  мелодия, а в левой  несложное  сопровождение, состоящее из выдержанных нот  в басовом  ключе. Ученица начинает  разбор зрительный, не  прикасаясь к инструменту: определение темпа, размера,  движение мелодии, определяются основные длительности как в мелодии, так  и в сопровождении.  При  исполнении пьесы, с  поставленной задачей справляется. Следующим  этапом, ставлю  задачу исполнение песни со словами.

В последующих занятиях планируем двигаться дальше,  расширяя диапазон мелодии,  усложняя аккомпанемент;  будем знакомиться с различными жанрами в музыке, развивая навык чтения нот с листа.

На раннем этапе развития юного музыканта очень важно прививать этот навык, который способствует расширению кругозора (а это очень необходимо при занятиях музыкой), а также позволяет связывать воедино теорию (полученную на уроках сольфеджио) и практику, заставляя учащихся моментально   синтезировать и выдавать усвоенные ими знания.

Хочется поблагодарить свою ученицу за помощь в проведении этого урока, и пожелать ей дальнейших творческих успехов. А нам, педагогам, стараться всесторонне развивать своих учеников, не ограничиваясь только выучиванием обязательной программы.