Авторское учебно-игровое пособие "Главные трезвучия лада и их обращения. Аккордовые сказки и занимательные задания по сольфеджио". Для учащихся младших и средних классов ДШИ

Дисциплина «Сольфеджио» - умение читать ноты, владение нотной грамотой - является базовой при обучении в детской музыкальной школе. Сольфеджио как теоретическая дисциплина связана с тренировкой абстрактного мышления, умением оперировать отвлеченными понятиями, близкими математическим функциям (тоника, доминанта, интервал, аккорд, обращение,  и т.п.). Освоение теории у школьников нередко вызывает трудность. Это связано с возрастными особенностями их психики и интеллекта, когда недостаточно развито логическое мышление и еще не выработались индивидуальные приемы в запоминании правил построения и разрешения интервалов, аккордов, и т.д. В данном учебно-игровом пособии автор использовал нетрадиционный путь -  форму  мини-сказки. Такой тип подачи материала призван заинтересовать обучающихся, так как интерес является основной движущей силой для ребят младшего школьного возраста в осознании и запоминании теоретических формулировок, понятий, а, главное, применении этих правил в практических заданиях. В игре ребенок наилучшим образом может реализовать свой творческий потенциал, развитие которого так важно в обучении музыке (умение креативно мыслить понадобится ребенку и в последующей повседневной жизни). Пособие представлено в 12 файлах Word: первый - текст, остальные - иллюстрации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 школа искусств «Лицей искусств»

городского округа Тольятти

Авторское учебно-игровое пособие

Главные трезвучия лада и их обращения. Аккордовые сказки и занимательные задания по сольфеджио

Для учащихся младших и средних классов ДШИ

       

г. о. Тольятти, 2018 г.

Пояснительная записка

Дисциплина «Сольфеджио» - умение читать ноты, владение нотной грамотой - является базовой при обучении в детской музыкальной школе.

Сольфеджио как теоретическая дисциплина связана с тренировкой абстрактного мышления, умением оперировать отвлеченными понятиями, близкими математическим функциям (тоника, доминанта, интервал, аккорд, обращение,  и т.п.). Освоение теории у школьников нередко вызывает трудность. Это связано с возрастными особенностями их психики и интеллекта, когда недостаточно развито логическое мышление и еще не выработались индивидуальные приемы в запоминании правил построения и разрешения интервалов, аккордов, и т.д.

В данном учебно-игровом пособии, «Главные трезвучия лада и их обращения. Аккордовые сказки и занимательные задания по сольфеджио»,    автор использовал нетрадиционный путь -  форму  мини-сказки. Такой тип подачи материала призван заинтересовать обучающихся, так как интерес является основной движущей силой для ребят младшего школьного возраста в осознании и запоминании теоретических формулировок, понятий, а, главное, применении этих правил в практических заданиях. В игре ребенок наилучшим образом может реализовать свой творческий потенциал, развитие которого так важно в обучении музыке (умение креативно мыслить понадобится ребенку и в последующей повседневной жизни).

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что данный материал  может быть использованы как дополнительный для  обучения теме «Трезвучия и его обращения» в ДШИ. Небольшие по размеру сказочные истории про аккорды много времени на уроке не займут, но зато привнесут  игровой момент, активизируют мышление младших школьников,  что способствует оптимизации всего учебного процесса.

Пособие состоит из 5-х разделов:

1.  Трезвучия Б5/3, М5/3, Ум.5/3, Ув.5/3 и сказочные «портреты» этих «персонажей»;

2. Превращения – обращения (секстаккорды, квартсекстаккорды) и их сказочные «портреты»;

3. Картинки – сказки и задания к ним:

- «Водопад трезвучий»;

- «Остров секстаккордов»;

- «Гора квартсекстаккордов»;

- «Аккордовый клад».

4. Кварто - терцовая интервальная разрезная азбука и задания к ней;

5. Аккордовая разрезная азбука (карточки с аккордами в разных тональностях).

Картинки -  сказки, их описание и задания  для практической работы учеников, карточки с аккордами в разных тональностях можно использовать не только в 3 классе, но и в средних классах. С помощью этого пособия на уроке одновременно могут быть опрошены несколько учащихся.

Цель: дополнить сложные музыкальные термины, понятия и определения образными ассоциативными подсказками для более естественного и логичного понимания аккордов.

Задачи:

- приобретение и закрепление основных теоретических понятий через сказочные образы,

- развитие абстрактного, аналитического мышления, творческого воображения и творческой инициативы,

- психологическое раскрепощение обучающихся на уроке сольфеджио.

Учебно-игровое пособие

«Главные трезвучия лада и их обращения. Аккордовые сказки и занимательные задания по сольфеджио»

1. Трезвучие

Снеговик

Накатали три шара, 
Друг на друга их сложили,

И трезвучие получили.

Жили – были  четыре брата – четыре Снеговика. Когда братья начинали петь песни (а петь они любили), их называли ТРЕЗВУЧИЯМИ. У каждого был свой характер.

Первый – Б5/3 – был важный, любил шумные компании, любил рассказывать  разные истории, но,  увлекаясь, быстро растрачивал собственные силы, от этого настроение его быстро менялось. Б5/3 гордился своим теплым шерстяным вязаным шарфом.

Второй – М5/3  – любил побыть один,  помечтать. Легко ранимый, он часто переживал из-за разных событий. Еще  он волновался, что у него нет такого теплого шарфа, и он может простудиться. Зато у него была красивая вязаная шапка.

Третий брат – Ум.5/3  –  всего боялся: боялся ветра (ветер может его сдуть), боялся солнца (солнце может растопить), боялся, что может простудиться (ведь у него были только вязаные варежки, но не было, ни теплого шарфа, ни шапки), боялся, что каждый его мог обидеть, боялся растолстеть, поэтому ел мало и редко и был худеньким.

Четвертый брат – Ув.5/3 – любил дышать свежим воздухом (никак не мог надышаться), ему не нужны были ни шарф, ни варежки, ни шапка. Ув.5/3 никогда не простывал и был горд тем, что у него было много друзей. Летом, гуляя у морского залива, он познакомился с Золотой рыбкой и был поражен ее красотой, а особенное красивыми большими  глазами и пышным хвостом; в лесу у него был лучший друг –Хомяк, с которым они вместе собирали вкусные шишки, грибы, ягоды;  каждая елочка и сосенка была ему знакома.  Он любил гулять  с ними и среди них, и все время удивлялся: «какая красота вокруг!» А после прогулок любил сытно поесть. Ел много и с аппетитом, поэтому слега растолстел.

2. Превращения – обращения

Три шара – три звука:

Приму, терцию и квинту

Друг на друга положили

И трезвучие сложили.

Обращение имеет каждое трезвучие.

В нем тот звук, что был внизу, мы увидим наверху.

Когда наступало лето, песням не было конца. ТРЕЗВУЧИЯ пели, танцевали, бегали, прыгали. Однажды Прима, нижний звук трезвучия, так развеселилась, что решила перепрыгнуть наверх, через два других – терцию и квинту. Теперь между крайними звуками образовалась секста. Трезвучие посмотрело-посмотрело и придумало этому превращению новое имя – Секстаккорд. От радости Секстаккорд запел песенку:

Я – секстаккорд, я секстаккорд!

Я, висю вниз головой 
До Земли, тянусь рукой.

Все вокруг перевернулись, 
Ноги небу улыбнулись.
Голова торчит в траве, 
Ох, и весело же мне!

(Ирина Максименкова,

 Кныш Санников)

Терция, нижний звук Секстаккорда, посмотрев на спортивные достижения Примы, решила: «Чем я хуже?» и тоже перепрыгнула через два звука, через Квинту и Приму. Трезвучие посмотрело-посмотрело и придумало этому превращению новое имя – Квартсекстаккорд, и пропело:

Квартсекстаккорды, эй, аккорды,

Хватит прыгать и скакать,

Надо быстро ровно встать!

Дружно вытянуть всем шеи,

У кого она длиннее?

        

3. Картинки – задания

Водопад трезвучий

Вниз летит воды каскад!

То – трезвучный водопад!

Это место, где вода

Вниз торопится всегда.

Через край крутых обрывов

Вниз летит с огромной силой.

Все трезвучия то  шумят,

То тихонечко журчат,

То ревут раскатом грома

Под собой создав каньоны. 

(Марина Андреева-Доглядная)

Задание:  каждое из трезвучий (М5/3, Б5/3, Ув.5/3, Ум.5/3) положить в свой мешок.  

Остров секстаккордов

На картинке нашей океан,

Солнце, чайки, голубой туман.

Остров где-то там лежит…

Что за остров?- Чудо остров!

Море, солнце, постоянно,

Попугаи и бананы!...Но

Краб тот остров стережет,

Секстаккорды охраняет

Всех подряд не пропускает.

Старый Краб охраняет свой остров, свое богатство (секстаккорды). Никто до сих пор не смог пробраться  на остров секстаккордов и полюбоваться его красотами. Потому что эти путешественники не знали сольфеджио, и не могли отличить секстаккорды от трезвучий и квартсектаккордов. А пропуском были заветные секстаккорды, большие (мажорные) и малые (минорные). Их надо было собрать и положить в отдельные мешки – «Мешки секстаккордов». И только после этого они смогут увидеть сказочную красоту этого острова.

1). Задание: из «Сундука секстаккордов»  выбрать  секстаккорды, мажорные и минорные, и разложить их в разные мешки: М6 – в левый мешок, а Б6 – в правый мешок.  

2). Задание: из «Сундука аккордов»  выбрать только секстаккорды, разделить их разложить в разные мешки: М6 – в левый мешок, а Б6 – в правый мешок, а Трезвучия оставить в сундуке!  

Гора квартсекстаккордов

Самая интересная Гора, на которой та еще не был.

Взобраться на самую крутую гору Квартсекстаккордов поможет мешок аккордов, в котором находятся все трезвучные аккорды: секстаккорды, квартсекстаккорды и сами трезвучия. Но из мешка надо выбрать только квартсекстаккорды. Иначе до вершины не добраться.

Задание: из мешка аккордов выбрать только квартсекстаккорды, разложить их в два рюкзака. Первому скалолазу в рюкзак положить М6/4, а второму – Б6/4.  

 -

Аккордовый клад

Да здравствует Остров аккордов!

Дорога к нему лежит сквозь бурное море,

Сквозь радости и преграды!

Королева Страны Трезвучий отправила  меня, капитана шхуны «Аккордия»,  в плавание вокруг Света,  чтобы мы с командой открыли для нее новые земли и привезли новые богатства. Путь оказался долгим и трудным. За несколько месяцев плавания штормы изрядно потрепали шхуну, крысы сожрали остатки продуктов…команде даже пришлось поголодать. И вот, наконец, на горизонте появился долгожданный берег .., и земля под ногами.

И первым,  кого мы увидели,  оказался наш давний знакомый, джентльмен удачи, пират – старина Флинт и его верный слуга - крыса Джонни. А еще три сундука и большая гора разных золотых аккордов. То были трезвучия, секстаккорды,  квартсекстаккорды.

 Флинт поведал нам, что  сундуки заколдованы, их нельзя  поднять, они, словно приросли к берегу. Но положение можно исправить и стать богатыми. Для этого надо разложить аккорды по соответствующим сундукам: трезвучия – в свой сундук,  секстаккорды – в свой сундук,  квартсекстаккорды – тоже в свой сундук.  Тогда сундуки волшебным образом сами полетят к нам на корабль. Среди нас никто не знал сольфеджио, и расколдовать аккордовый клад мы не смогли.

Задание: разложить аккорды соответственно по трем сундукам.

 

4. Кварто - терцовая интервальная азбука

Задание: из терций, больших (б.3) и малых (м.3) составить:

1). Большие секстаккорды (Б6), малые секстаккорды (М4);

2). Большие квартсекстаккорды (Б6/4), малые квартсекстаккорды (М6/4);

5. Аккордовая азбука

Карточки с аккордами в разных тональностях.

Задание: 

1). Из предложенных аккордов найти только секстаккорды – Б6, М6;

 2). Из предложенных аккордов найти только квартсекстаккорды – Б6/4, М6/4;

3). Из предложенных аккордов найти только трезвучия – Б5/3, М5/3, Ув.5/3, Ум.5/3;

4). Из предложенных аккордов найти только мажорные трезвучии (Б5/3), мажорные секстаккорды – Б6, мажорные квартсекстаккорды (Б6/4);

5). Из предложенных аккордов найти только минорные трезвучии (М5/3), минорные секстаккорды – М6, минорные квартсекстаккорды (М6/4);


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

   

             

              

                    

                  

                   

   

                 

                     

                 

                   



Предварительный просмотр: