Развитие эмоциональной стороны исполнения у начинающих скрипачей

Коростелева Ольга Викторовна

«Играть с выражением» - насколько знакомы эти слова, настолько и не выполнимы... Нередко дети в школе читают стихи «выразительно», но нас все время тянет отвернуться, поскольку это выражение фальшиво. В чем здесь дело?

Бывает так, что, предлагая ученику сыграть произведение выразительно, педагог подразумевает лишь формальное выполнение указаний автора. Но гораздо важнее, какое по сути содержание должен вложить ребенок в исполняемое произведение.

Выразительная игра- это оживление каждого звука. Ноты - еще не музыка. Музыка - ожившие в руках исполнителя нотные знаки. Каждая нота должна быть отмечена сознанием и чувством. Выразительность возникает тогда, когда каждая фраза «стучит в сердце».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Детская школа искусств»

Методическое сообщение на тему

«Развитие эмоциональной стороны исполнения у начинающих

скрипачей»

Преподаватель по классу скрипки Коростелева О. В.

Верхнеднепровский, 2018

«Играть с выражением» - насколько знакомы эти слова, настолько и не выполнимы... Нередко дети в школе читают стихи «выразительно», но нас все время тянет отвернуться, поскольку это выражение фальшиво. В чем здесь дело?

Бывает так, что, предлагая ученику сыграть произведение выразительно, педагог подразумевает лишь формальное выполнение указаний автора. Но гораздо важнее, какое по сути содержание должен вложить ребенок в исполняемое произведение.

Выразительная игра- это оживление каждого звука. Ноты - еще не музыка. Музыка - ожившие в руках исполнителя нотные знаки. Каждая нота должна быть отмечена сознанием и чувством. Выразительность возникает тогда, когда каждая фраза «стучит в сердце».

Приходя в музыкальную школу, ребенок попадает в мир музыки. Педагог должен быть чуткими умелым его проводником в течении всего обучения. Он должен не только научить ребенка играть на скрипке, развить его слух, но и, самое главное, привить умение слушать и понимать музыку, необходимо развивать чувственно- эмоциональную сторону исполнения у ученика для того, чтобы он мог раскрыть художественные образы тех небольших пьес, которые исполняет на начальном этапе обучения.

Ученик должен понимать, «о чем» музыка, тогда игра его станет осмысленной. Ребенок должен изобразить «картинку», которая ему понятна и близка. Ученик должен прожить, «пропустить пьесу через себя». Тогда появится Музыка, а не формальное исполнение написанных нот от начала до конца.

С первых же уроков целесообразно учить доступные ученику пьесы- сперва по слуху, добиваясь правильного интонирования голосом и выразительности пения, затем разбирать их на инструменте. Это будет развивать в ученике не только слух, но и музыкальность.

У маленьких детей преобладает образно-эмоциональное восприятие музыки. Начинающему приходится объяснять как содержание произведения, так и все детали его реализации. Пьесы должны быть яркими, несложными технически, желательно со словами. В младших классах скрипач еще не обладает всем разнообразием технических приемов исполнения, «рисовать» музыкальные картинки ему приходится, используя свои умения и навыки. Но, даже используя несложные штрихи и динамические оттенки, можно добиться выразительного исполнения, опираясь на понимание образа.

Даже если ученик научился извлекать на скрипке один звук, и то уже можно работать с ним, как с музыкантом.

   Напишем ему в тетради четырех-тактовое упражнение на одном звуке: ритмический  рисунок песенки «Барашеньки - крутороженьки». Какую зада чу здесь можно поставить? Здесь есть возможность диалога. Беседа двух героев, двух людей. Каждому для высказывания отводятся по два такта.    Ученик познает разные характеры сразу. Один, скажем, напористый
(1-2 такты), другой мягкий (3-4 такты). Один веселый, другой задумчивый...

На первых порах более двух-трёх определений на одно упражнение не нужно. Но другую пьеску, другое упражнение надо предлагать играть в иных, но уже знакомых, настроениях. Упражненческая музыка не воспитывает, но она необходима как развивающий навыки элемент.

Ребенок приходит в музыкальную школу с удовольствием. Он ещё не думает об ожидающих трудностях. Его переполняют эмоции, игра на скрипке для него пока нечто неизведанное, но желанное - маленькое Чудо!

Нам, педагогам, очень важно не погасить этого интереса. Поэтому наряду с упражнениями с первых уроков необходимо, на мой взгляд, давать ученикам легкие пьески, чтобы чрезмерные технические задачи не заглушили их желание выразить свои эмоции.

Музыкально- исполнительские навыки можно развивать в ученике с первых песенок.

Пример 1. Т. Захарьина. «Осенний дождичек».

Можно пофантазировать с ребенком, представляя картину дождя. Затем выразительно спеть со словами, Представляя, как дождь сначала постепенно усиливается, а потом затихает, познакомить ученика с «сгеch» и «dim». Обратить внимание юного музыканта на единственный «солнечный лучик» в последнем аккорде в аккомпанементе, после которого дождик прекращается.

Пример 2. Этюд Н. Баклановой.

Пофантазируете с учеником: «Вначале светит солнышко, летний день, тепло... Потом тучка закрыла солнце, пошел дождик, и стало прохладно... Поменялось настроение в музыке, хочется «спрятаться», играть по тише. Очень важно, по- моему, сразу приучать ребенка чутко относиться к аккомпанементу, он должен понимать, что музыка у скрипки и фортепиано общая.

Пример 3. Детская песенка «Юный скрипач».

Обратите внимание малыша на слова. Придумайте историю о том, что было до того, как Юный скрипач решил получить «пятерку». Спойте вместе первую строчку, аккомпанируя себе на фортепиано, дети сразу улавливают минорные интонации. Впоследствии они постараются сыграть это предложение мягко, негромко, «грустно». Затем минор сменяет мажор: нужно потрудиться и все будет хорошо, - понимает герой песенки. Настроение его улучшается, ученику захочется сыграть об этом широко и громко - «радостно». Так можно познакомить ученика с динамическим контрастом - пиано/форте.

   Замечательные отечественные педагоги А. Ямпольский, Д.Ойстрах и другие особое внимание уделяли развитию у учеников богатых художественных звуковых представлений. Для этого они рекомендовали изучение различных по характеру и музыкальным образам миниатюр, концентрирующих те или иные яркие звуковые краски.

    Работая с учеником, нужно всемерно подчеркивать  выразительно художественную, образную сторону пьесы, чтобы он воспринял её живо и ярко. Важно при этом вырабатывать у ученика ощущение музыкальной фразировки, представление о форме, строение фраз, понятие «сильного» и «слабого» звуков. Сразу же  нужно  учить  ребенка  пропевать  пьеску выразительно, с фразировкой. Выбирая репертуар желательно учитывать и темперамент ученика. В процессе разучивания песенок

«Перепелочка» (пример 4) - ярко выразительного грустного характера и «Пойду ль я, выйду ль я» (пример 5) - задорной танцевальной мелодии ученик еще раз убедится в том, что в музыке можно выразить различные настроения.

В ученике следует всячески воспитывать любовь к музыке, эмоциональное отношение к ней. Произведения должны вызывать в воображении ребенка живые, близкие ему образы и ассоциации.

Пример 6. Е. Тиличеева. «Часы».

Можно послушать ритмичный стук метронома, похлопать в ладоши, промаршировать. Главное, почувствовать ритмичное «тиканье» - часы не поют, а стучат. Движения правой руки должны стать короткими и четкими, звук - плотным. Такое звукоизвлечение пригодится впоследствии, чтобы изобразить активный  характер  «Марша» С. Прокофьева (пример 7 ), а также в танцевальных пьесах типа «Мишка с куклой» Л. Кочурбиной (пример 8). Другие эмоции вызывает у ребенка пьеса «Колыбельная медведицы» Е.  Крылатова. (пример 9).

Попросите его под музыку «покачать колыбельку», пусть подпевает. Обратите внимание на то, как похож голос скрипки на человеческий женский, как смычок «берет дыхание» во время паузы, как мягко нужно закончить пьесу. Позднее ученик узнает такой прием как филировка, а пока он просто понимает, что нельзя разбудить заснувшего медвежонка. И даже если сегодня он может сыграть лишь простейшую песенку «Баю, баюшки-баю», он постарается сделать это так же мягко, негромко, затихая к концу колыбельной, приучая правую руку к певучему «деташе».

     В пьеске «на лыжах» Е. Тиличеевой (пример10) можно легко почувствовать «сильную» долю, представив, что в этот момент лыжник отталкивается палками.

    Поработать над «сильной» долей можно и в пьеске Н.Соколовой «маленький вальс» (пример 11). Нужно познакомить ребенка с 3-долным ритмом. Можно показать движения вальса, сделав акцент внимания на первый шаг. Удобное распределение смычка позволит выделять «сильную» долю довольно естественно.

   Ту же 3-х-дольность, но совсем иной, минорный, характер дети   улавливают в пьесе Л. Бетховена «Сурок».   Можно представить  как усталый

путник идет, прихрамывая.

   Пьеса А. Карасёвой «Горошина» - просто, на мой взгляд, находка для развития эмоциональной стороны исполнения начинающих скрипачей. Очень помогают нарисовать «картинку» слова: вот идет Петя, идет неспешно, гуляет (смычок спокойно «гуляет» на одном звуке, не торопясь, переходит на другую струну). «Вдруг горошина упала, покатилась и пропала» (и смычок уже «бежит» вдогонку, ребенок понимает, что нужно играть быстрее и громче). Но нет, не догнал, остается только вздохнуть и успокоиться (ученик замедляет движение мелодии к концу). Так, подчиняясь собственным эмоциям, он вполне прилично может выполнить все указания автора, и неформально, а от души.

Детская педагогика должна представлять собой интересный процесс, увлекающий ребенка, развивающий его воображение, творческую фантазию. Именно увлечение музыкой создает условия для активного участия в учебном процессе. Сведение задачи педагога только к тому, чтобы обучать техническим навыкам игры на скрипке приведет к потере интереса к занятиям.

«То, что запечатлелось в детском сознании при первоначальных контактах со скрипкой, становится настолько прочным, что заметно убыстряет или, напротив, замедляет дальнейшее продвижение», - писал профессор Московской консерватории В. Ю. Григорьев.

Конечно, впереди начинающего скрипача ожидает большое количество гамм, этюдов и упражнений. Но главное, по-моему, для чего дети приходят учиться музыке, это возможность выразить свои эмоции при помощи инструмента, поделиться с окружающими своими внутренними переживаниями. И если ученику удается сделать так, чтобы его правильно поняли, почувствовали через его игру, значит, его исполнение было достаточно художественно. Моральное удовлетворение от удачного выступления будет помогать сохранять интерес ребенка к своему инструменту и музыке в целом.


  1. Н. Соколова. Методическое пособие для учащихся подготовительных групп и младших классов детских музыкальных школ.
  2. В. Ражников. Диалоги о музыкальной педагогике.

Москва 2004г. «Классика - X X I ».

  1. «Юный скрипач» - выпуск 2.

Ростов - на-Дону «Феникс» 1997г.

  1. К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке».

Москва «Музыка» 1993г.

  1. В. Якубовская «Начальный курс игры на скрипке».

Ленинград «Музыка» 1983г.

  1. В. Ю. Григорьев «Методика обучения игре на скрипке».

Москва 2004г. «Классика - X X I ».