Семейство струнных инструментов

Коростелева Ольга Викторовна

На нашем классном часу мы поговорим о семействе струнных инструментов, узнаем их историю, посмотрим видеозаписи, научимся различать их по внешнему виду и по звучанию.Запомним, какие у нашей скрипки есть "родственники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейство струнных инструментов23.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Классный час

«Семейство струнных инструментов»

Преподаватель I категории

по классу скрипки

 Коростелева О. В.

Верхнеднепровский, 2018

Здравствуйте, ребята!

Вы пришли в музыкальную школу научиться играть на скрипке. Об этой «королеве инструментов» и «царице оркестра» мы говорим постоянно. Ежедневно вы слышите её голос в исполнении педагога, по телевизору, в интернете. Вы держите скрипку в руках, учитесь извлекать чистые и точные звуки. А знаете ли вы, друзья, что скрипка не одинока, что у неё есть целая семья «родственников»? И в этом семействе она является самой маленькой.

Сегодня мы поговорим о семействе струнных инструментов, узнаем их историю, посмотрим видеозаписи, научимся различать их по внешнему виду и по звучанию.

Альт.

К сожалению, многие считают, что альт - это просто скрипка, только больше размером. Но это не так. Альт обладает неповторимым, своеобразным и певучим голосом. И этот голос сильно отличается от скрипичного. У него есть свой собственный репертуар и своя история. Великие композиторы: Моцарт, Шуберт, Дебюсси по достоинству ценили голос альта и поручали ему важные роли в своих произведениях. А великий скрипач Паганини играл на альте совсем не хуже, чем на скрипке и даже сочинял для него свои виртуозные композиции.

Альт – самый старший в семействе струнных. Он появился на рубеже XV и XVI веков. Это эпоха Возрождения. Небывалый подъём происходит не только в живописи, но и в поэзии, театре, архитектуре и музыке. Композиторы всё чаще пишут инструментальную музыку, а самыми популярными инструментами в то время были – лютня, блок-флейта, орган и виола. Именно виола является «бабушкой» альта. На грифе у виолы размещались лады. Играли на ней то смычком, то пальцами как на гитаре. Голос её был негромким, слегка приглушенным, но выразительным и певучим. Виолы были как ножные, так и ручные. Ножные виолы постепенно ушли в прошлое, а вот ручная виола стала прародительницей современного альта. В России  его назвали альтом потому, что его звук похож на низкий женский голос. (Смотрим на компьютере видеозапись исполнения Ю. Башметом «Граве»  Й. Бенда.)

А вот вариант более эстрадный, где скрипка и альт ведут «диалог». Здесь хорошо слышно, как отличается тембр скрипки и альта – как будто разговаривают женщина и мужчина. (Дуэт «Абсолют», композиция «Веришь в любовь» (видео) 

Виолончель

Виолончель – струнный смычковый инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения как скрипка и альт, но гораздо большего размера. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра.

Существовало много разновидностей виолончели, которые отличались размерами, количеством струн, строем (чаще всего настройка была на тон ниже, чем сейчас). Строй  струн виолончели: «до», «соль» большой октавы, «ре», «ля» малой октавы (это на октаву ниже, чем у альта). Только в XVII – XVIII веках усилиями мастеров итальянских школ, таких, как Николо  Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, была создана классическая модель виолончели с устоявшимся размером корпуса. Виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, и благодаря более яркому и полному звуку окончательно вытесняет виолу да гамба (ножную виолу).

 До конца XIX века исполнители удерживали инструмент икрами ног. Но в конце XIX века французский виолончелист П. Тортелье изобрёл изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, что придаёт устойчивость и облегчает технику игры.

Появляютcя виолончелисты-виртуозы, выступающие с сольными концертами. Наиболее известными виолончелистами XX  века являются Пау Казальс и Мстислав Ростропович. Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах. Она также является обязательным участником струнного квартета, в котором ей отведена роль нижнего голоса.

 ( Слушаем «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова  из оперы «Сказка о царе Салтане» для виолончели и камерного оркестра).

На  виолончели хорошо звучат как произведения классического характера, так и современные композиции. Послушаем саундтрек к кинофильму «Титаник» Д. Хорнера.

Контрабас

Этот двухметровый великан сразу приковывает к себе всё внимание, оказавшись на сцене. Его густой , с небольшой хрипотцой, низкий звук буквально очаровывает зрителей с первых секунд. Это самый крупный и самый низкий по звучанию инструмент в современном симфоническом оркестре. Его роль велика – он фундамент, на котором строится вся музыкальная ткань произведения. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и довольно широко в джазе. Играют на нём как смычком, так и приёмом пиццикато (щипком). Сила звука его небольшая, но тембр очень красив. Густой, богатый, бархатный, сочный, мягкий – звук контрабаса напоминает низкий мужской голос. Диапазон контрабаса не превышает 4-х октав. Нотный текст записывается для него в басовом ключе. Звучит контрабас на октаву ниже действительной для него нотной записи. Это единственный струнно-смычковый инструмент, который настраивается не по квинтам, а по квартам («ми», «ля», «ре», «соль»). Из-за большого размера инструмента играть на нём довольно сложно. Руки контрабасиста должны быть большого размера с хорошей  пальцевой растяжкой. Так как при игре на этом инструменте большое расстояние между позициями, трудно исполнять быстрые пассажи и скачки. Но современные исполнители-виртуозы опровергают это. Мы сегодня уже слушали это произведение на виолончели, а теперь посмотрим видео, как исполняется «Полёт шмеля» сразу на двух контрабасах!

Итак, ребята, сегодня  я рассказала вам  о «родственниках» нашей любимой скрипки – альте, виолончели и контрабасе, которые объединяют в семейство струнных инструментов. Вы теперь знаете  как они выглядят, как звучат, чем различаются.

 В конце нашей встречи мы послушаем звучание камерного оркестра. Но это не будет нечто слишком серьёзное. Музыканты вообще, как правило, люди с фантазией и чувством юмора. Мы посмотрим забавное видео под названием «Как развлекаются виртуозы классической музыки».

В подготовке к классному часу использованы материалы интернет-ресурсов:

  1. Википедия.
  2. Youtube