Об индивидуальном подходе.

Бодягина Людмила Васильевна

Индивидуальный подход необходим, прежде всего, потому, что универсальных, одинаковых безотказно работающих, на всех учеников приёмов воздействия не существует. Индивидуальный подход проявляется в том, что изучая ученика, педагог применяет такие методы работы, которые продиктованы его возрастом, характером, темпераментом, типом личности, музыкальными и исполнительскими способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_individualnom_podhode.docx23.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Об индивидуальном подходе.

«Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство никогда не проходит без серьезных последствий», - П. Лесгафт.

Индивидуальный подход необходим, прежде всего, потому, что универсальных, одинаковых безотказно работающих, на всех учеников приёмов воздействия не существует. Индивидуальный подход проявляется в том, что изучая ученика, педагог применяет такие методы работы, которые продиктованы его возрастом, характером, темпераментом, типом личности, музыкальными и исполнительскими способностями.

Характер –это способность к преодолению тех или иных жизненных преград. Следует выделить несколько условий для развития характера:

- труд, борьба, стремление к намеченной цели;

- дисциплина и самодисциплина, самоограничения и чувство меры;

- физические нагрузки, закаливание организма (спортивный характер);

Темперамент -  это сила и быстрота действий и чувствований.

Сангвиниг -  с быстрыми, но слабыми чувствованиями и проявлениями; быстро «загорается» и быстро «гаснет». Сговорчив, всему сочувствует, легко сближается, но также легко и расстаётся.

Меланхолик  – с медленными и сильными чувствованиями и проявлениями. Несговорчив, мнителен, опаслив, эмоционально неустойчив.

Холерик  – с быстрыми и  сильными проявлениями, резкими и порывистыми действиями. Не терпит однообразия.

Флегматик– с медленными и слабыми чувствованиями. Постоянен, инертен.

Темперамент устанавливается более определенно с появлением постоянных зубов, то есть к семилетнему возрасту. К 15-16 годам он определяется окончательно. В детском возрасте преобладают сангвиники  и холерики, в старческом флегматики и меланхолики, реже холерики и еще реже сангвиники. Это связано напрямую с состоянием кровеносных сосудов, нервной системы. В «чистом» виде темпераменты встречаются редко. Посредством волевых усилий возможна их некоторая коррекция.

Экстраверты (подвижные дети) – сангвиники и халерики. Интраверты (малоподвижные) – флегматики и меланхолики.

Тип личности – это степень умственного и физического развития, отношение к правде, морали и семейным ценностям. Если темперамент есть явление врожденное, а характер – приобретенное, то тип личности устанавливается во время жизни в семье. Именно семейные ценности делают из человека человека, закладывают такие качества как любовь и привязанность к делу, самоотдачу и бескорыстие, трудолюбие и работоспособность. Без этого музыканту сложно оставаться музыкантом.

Данные типы могут встречаться как в «чистом» виде так и в комплексе.

С деятельно-повышенными проявления:

Добродушный тип –. Справедлив, правдив, бескорыстен, самостоятелен. Не терпит шаблонов, однообразия. При заинтересованности - весьма активен. Смело критикует старших. Помогает младшим, уважает любой труд. К замечаниям относится ровно, старается делать выводы. Наблюдателен, не отличается сильно развитой памятью, но усвоенные им знания в состоянии применять на деле.

Честолюбивый тип – Отличается выраженным чувством собственного достоинства. Внимательно слушает учителя. Готов отличится. Критику и замечания не приемлет. Охотно занимается искусствами ради успеха и оваций. Сильно развитая память, но собственное мышление отсутствует. На лицо штампы, когда-то выученные понятия.

Лицемерный тип -   Отличается скромностью и вниманием ко всему от чего или от кого может зависеть. Угодлив. Часто передает чужие мысли, поступки. Проявляет симпатии. Раздает комплименты. Всячески, под любым предлогом старается избежать работы, труда. Память у такого типа развита относительно слабо. Он усваивает лишь то, что легко дается, что броско и ярко.

С инертно-угнетенными состояниями:

Мягко-забитый тип – Само название данного типа говорит о забитости. Но забитостью не строгостью и наказаниями, а лаской и излишним вниманием. Совершенно беспомощен и не самостоятелен. Требователен к комфорту, капризен. Типичная реакция на проблему – слезы. К людям относится свысока. В школе он всегда ведом, легко принимает чужую опеку, отсюда повышенная способность приспосабливаться к окружающему. К занятиям относится равнодушно, как и к дружбе. Неумение распорядится своим временем затягивает приготовление уроков на неопределенное время. Причина возникновения данного типа – предупреждение всякой полезной инициативы ребенка.

Злостно-забитый тип – Молчалив, стеснителен, подозрителен, смотрит сбоку и исподлобья. Ласку и внешние проявления заботы, участия не приемлет. Товарищество и дружбу ценит. Стоек, терпелив. Любит покровительствовать слабому. К занятиям относится вяло, безынициативно, старается не делать ничего сверх меры по возможности подороже оценивая свой труд. Не допускает никаких рассуждений, твердо исполняет  данное ему поручение. Причины, содействующие появлению такого типа: запрещение рассуждать, применение насилия, оскорбление личности ребенка и всякая иная несправедливость.

Угнетенный тип  - Данный тип отличается от добродушного типа преобладанием в силу необходимости физического труда над умственным, недостаточным стремлением к отвлечённому мышлению. Лица этого типа настолько привыкли к материальной нужде и физическому труду, что сами не ценят его и отличаются большой скромностью и нравственными началами. Стоек, настойчив,  терпелив, но малоинициативен. Надежный товарищ. К занятиям относится очень серьезно, но не выделяется. Музыка, поэзия и  другие виды искусства не  трогают.

Нормальный тип (представленный в идеале) - включает в себя черты добродушного и угнетенного типов.

Помимо знания и учета возрастных и психологических особенностей, индивидуальный подход может проявиться в подборе репертуара, развитии музыкальных и исполнительских способностей ученика, его технического мастерства.

По мнению швейцарского исследователя, психолога и философа, Жана Пиаже, функция интеллекта познания заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. У одаренных детей биохимическая и электрическая функции мозга (аппетит) повышены. Им, свойственны, отличная память, абстрактное мышление, ранняя речь, тяга к коллекционированию, чувство юмора. Они отличаются высоким энергетическим потенциалом и низкой продолжительностью сна. Многогранность проявления одаренности определяется тремя взаимосвязанными программами:

- опережающим развитием познания;

- опережающим психологическим развитием;

- отличными физическими данными.

Большие способности – большие проблемы. Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности всегда находится под стрессом. При этом важно помнить, что терпеть неудачу нормально и неизбежно. Одаренным детям свойственна излишняя соревновательность и высокая работоспособность (перфекционализм).

Музыкальные способности детей начинают проявляться раньше других, иногда на первом году жизни. Музыкально-одаренные дети любопытны в отношении звучащих предметов, незнакомых тембров. В работе это проявляется в тяге ко всему новому: освоению новых музыкальных инструментов, чтению нот с листа, подбору по слуху, сочинению, импровизации. Исполнительский талант проявляет себя более активно, нежели композиторский. Раньше других способностей раскрывается виртуозно-техническое дарование (психоморика). Техническая одаренность относится к общей одаренности, как часть к целому. Ей свойственна хорошая беглость, пластичность, тонкая моторная координация (связь между зрением, слухом и движением). Программа таких учеников отличается разнообразием и сложностью. Они склонны к отстаиванию собственного «Я» в трактовке произведения. С такими и трудно и легко. Легко когда ученик верит педагога, а педагог в состоянии научить.

Необходимые качества в работе с одаренными детьми:

- позитивное «Я – концепция», способность к самоанализу, риску, умение разрешать конфликты;

- высокая квалификация педагога, чувство юмора, умение планировать свою работу, не ускорять события, не идти на «поводу» у ребенка, не потакать его амбициям и излишней соревновательности.

Строгая регламентации урока, повторяющиеся, монотонные действия – враг одаренности, замечено, что одаренные дети часто сопротивляются всестороннему развитию, проявляя интерес к одному развитию. Согласно последним исследованиям в области психологии отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, матери – мальчиков. Одаренные мальчики обладают такими чертами как мягкость, гибкость, мечтательность. Девочки  - настойчивы, целеустремленные, независимы, таланты юных математиков и музыкантов выигрывают от более раннего и интенсивного доступа к информации. Интеллектуалы от литературы и философии «вызревают» медленнее. В семье, где музыкальны оба родителя, вероятность музыкально одаренного ребенка составляет 84-86%, где музыкален лишь один из родителей  - 60%, если родителя не музыканты  - 25 – 30%. Возраст «созревания» одаренности- первые три года жизни.