Главные вкладки

    Особенности работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на музыкальных и других творческих занятиях.

    Ровенских Елена Олеговна

    Автор – составитель:

    Ровенских Елена Олеговна -

    педагог доп. образования

    музыкального отдела

     

    Федорова Гульнара Радиковна -

    педагог - организатор

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Дворец детского (юношеского) творчества

    Московского района  Санкт – Петербурга

    Тема

    Особенности работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на музыкальных и других творческих занятиях.

    Автор – составитель:

    Ровенских Елена Олеговна -

    педагог доп. образования

    музыкального отдела

    Федорова Гульнара Радиковна -

    педагог - организатор

      

    Санкт-Петербург

    2018 г.

    Особенности работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на музыкальных и других творческих занятиях.

    Работая с детьми надо  обязательно учитывать их психологические особенности, так как они могут быть использованы для лучшего освоения преподаваемого материала.

       Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру  Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003).

     Дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития  в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве - как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы.

      Очень важной для них становится оценка взрослого; любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования показали, что дети с познавательными мотивами демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям.

    К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста - вне ситуативно-личностная форма общения.

     Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок с взрослым

     Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения с взрослыми.

    С учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

       У ребенка с развитой речью мы наблюдаем речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Конечно, даже очень хорошее развитие речи шестилетнего — детская речь. За дальнейшее развитие контекстной речи будет ответственен учитель.

    Для культурной речи важно не только как строится конструкция предложения, не только ясность излагаемой мысли, но и как обращается ребенок к другому человеку, как произносится сообщение. Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию — выразительность, отражающую эмоциональное состояние.

         Эталонами восприятия (сенсорными эталонами) являются: цвета спектра, белый и черный цвет; всевозможные формы; высота звуков; временные промежутки и т. д

      Основной вид мышления шестилетнего ребенка - это образное мышление. Он, конечно, может в отдельных случаях мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность. В это время на занятиях надо использовать как можно больше наглядных пособий, они должны быть яркими и конкретными (звуковая музыкальная лестница, портреты композиторов, макеты музыкальных инструментов и т.д.)

      Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

    Для того ,чтобы интерес у ребенка не пропал, педагог должен постоянно изыскивать новые формы работы для поддерживания интереса на занятии (включать движения, сюжеты сказок, использовать театральные приемы, элементы костюмов)

      Дошкольный возраст — возраст интенсивного развития памяти.

    Шестилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. Для этого нужно больше использовать игровую тематику, во время игры ребенок больше запоминает нужной педагогу информации без особого труда.

       Воображение шестилетнего ребёнка может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он выступает в самых прекрасных своих проявлениях. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком стишков и сказок.

    Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, порой, вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные качества своих героев. Шестилетний ребенок, если у него хорошо развита речь и воображение, может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.  

    Все эти особенности  данного возраста педагог должен умело использовать  на своих занятиях.

    С поступлением в школу у ребенка наступает смена образа и стиля жизни, новые требования. Появляется повышенная утомляемость ,беспокойство, повышенная потребность в движениях.

      В младшем школьном возрасте интенсивно формируется личность ребенка. Происходит кризис младшего школьного возраста, который может перерасти в большие проблемы в дальнейшей жизни.

    Кризис младшего школьного возраста.

    Младший школьный возраст — интереснейшая пора, которую многие психологи называют «вершинкой детства». Ребенок еще сохраняет многие детские черты, такие как непосредственность и легкомыслие, но стремительно меняются ценности и интересы. Самое главное — меняется логика мышления ребенка. Кризис младшего школьного возраста формирует осознание своего «социального Я». И все негативные выводы, установки, сформировавшиеся особенности взаимоотношений не пройдут бесследно, а могут определять все дальнейшее поведение человека.

    Принято было считать, что младший школьный возраст находится в возрастных пределах от 7 до 11 лет. Кризис его приходился на возраст   и многими педагогами приравнивался к понятию готовности ребенка к школе. Однако практика настоящих лет показывает, что лишь немногие дети идут в школу в полных семь лет, следовательно, и кризис в полной мере может проявляться уже в шесть. Есть и другой вариант: обучение в школе не связано в первый год с настоящей интеграцией в среду. Поэтому, настоящие признаки кризиса можно заметить, скажем, в восемь лет.

    Можно выделить несколько внутренних изменений у ребенка, которые говорят о становлении упомянутого «социального Я»:

    Игра отходит на второстепенный план

    Нет, безусловно, младший школьник увлеченно играет. Кстати, играть он будет еще не один год. Просто меняется само отношение к игре. Очень часто такие игры несут в себе нечто большее:

    • пробу своих организаторских способностей;
    • борьбу за лидерство;
    • выявление «слабого звена» в классе.

    Поэтому, важно обращать внимание на подобное поведение детей. Определенного ребенка несколько раз попробовали исключить из игры. Возможно, это претендент на «изгоя» или «козла отпущения» в классе. Что делать?

    • Важно пресекать подобные моменты. Авторитетный учитель стремится вводить такого ребенка в игровой круг.
    • Однако, не просто так: главным должен стать принцип единства класса. Мы вместе — мы сила. Если кто-то «выпал», нас меньше, и мы уязвимей.

    Здесь же стоит обращать внимание на слишком агрессивное поведение в игре, стремление добиться своего любой ценой. Как правило, такое поведение подкрепляется отношением в семье. А значит, от этого ребенка стоит ожидать еще много сюрпризов поведения. Чтобы расставить все точки над i, с таким ребенком важно поработать школьному психологу: проективные методики легко проясняют ситуацию в семье. Плохо, что с родителями работа складывается, как правило, тяжело. Тем не менее, это повод учителю внутренне настроить себя на то, что многие нормы и правила придется внушать такому ребенку самостоятельно.

    Переоценка ценностей

    Для ребенка важным становится то, что ранее вообще не имело никакого значения. Например:

    Здесь очень важно дозировать негатив. Безусловно, когда в классе более тридцати маленьких личностей, и каждый, как говорится, кто в лес, кто по дрова, сложно оставаться холоднокровным и спокойным к концу занятий. Тем более обидно, когда на задачу, которую еще вчера все решали, сегодня смотрят так, как будто первый раз ее видят. Но, это свойственно детям этого возраста. Было интересно — помнили, перестало быть интересно — забыли. Так что здесь главный совет педагогу: почаще глубоко дышать и не расстраиваться.

    Более тяжелая ситуация складывается в тех коллективах, где ценностями становятся материальные блага: хорошие телефоны, ноутбуки, поездки за границу.… Причем, если в небольших населенных пунктах это сводится к понятию «есть-нет», то в отдельных школах это перерастает в «гонку вооружений» самыми топовыми и дорогостоящими моделями.

    Многое зависит от политики учебного заведения. Нужно минимизировать такое соперничество еще в первом классе. Психологу можно подготовить лекцию, где должен прозвучать четкий пункт: если родители участвуют в показной гонке за сокровищами и статусом — это психологическая проблема родителей, которой не место в стенах школы. Хотя, чего уж греха таить, в данный период функционируют множество школ, где такое поведение скорее норма, чем исключение. И это ни у кого не вызывает негативных эмоций, потому как весь родительско-ученический коллектив такой. Так что последнее слово здесь, конечно, за администрацией. А непосредственно учителей и психолога должна волновать лишь крайне выраженная болезненная реакция ребенка на подобные явления.

    Изменение эмоциональной сферы

    Ребенок младшего школьного возраста на все склонен реагировать слишком эмоционально. Главными поведенческими реакциями могут быть:

    • манерность;
    • кривляние;
    • подчеркнутая искусственность действий;
    • аффективные приступы;
    • агрессия;
    • истерика.

    Да, это может быть плач. Но этот плач имеет совсем другой характер. Часто ребенок становится нервозными и с высоким уровнем тревожности период кризиса младшего школьного возраста, а в дошкольном возрасте у ребенка такие особенности не наблюдались.

    Важно правильно трактовать подобные «выходки». Как на это реагировать? Спокойно. Главное, чтобы таким поведением не достигался результат. Иначе желание впадать в истерики, кривляться или вступать в аффективные конфликты для достижения своей цели станет привычным поведением во взрослой жизни. А если цель таким поведением не достигнута, значит, не стоит его повторять. Ведь ребенок в этом возрасте учится оценивать результат своих действий.

    Что можно сказать, подводя итог. Кризис младшего школьного возраста — важный и судьбоносный этап становления маленького человека. Он может наложить отпечаток на способность взаимоотношения в коллективах на протяжении всей жизни. В этот период может сформироваться стойкие поведенческие линии: склонность к истерическим приступам, аффективному поведению при решении конфликта, или, наоборот, умение работать в команде, адекватно оценивать свое поведение и т.д. Педагогическому коллективу и школьному психологу стоит приложить все усилия, чтобы дети преодолели этот кризис и приобрели нужные навыки и знания.

     Умный, грамотный педагог должен знать все особенности каждого возрастного периода и использовать их для становления личности каждого ребенка на творческих занятиях.

    Использованная литература:

    Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики» М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 345 с.

    Психология развития ребенка (сборник) Л. С. Выготский  М: Издательство: «Смысл» 2005
    Эльконин Д.Б. «Детская психология»  М6 Изд центр «Академия», 2011

    ЭлъконинД. Б.Психология игры. — М., 1978.

    Смирнова Е.О.,Холмогорова В. М. «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция»  М., 2005.

    Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова. - М., 1972.

    Якобсон С. Г.Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.

     Кузнецов Ю., Велькович Л.  «Секреты детского поведения» Изд  ИГ «Весь», 2012

    Лапшун Г.Н. ":Многие проблемы родом из детства" статья.