Музыкальные традиции кадет Царской России (19 века)

Панфилова Лилия Николаевна

Статья о музыкальных традициях в старейшем учебном заведении Сибири-Омском кадетском корпусе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальные традиции кадет28.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Автор: преподаватель музыки и искусства

Омского кадетского военного корпуса Панфилова Лилия Николаевна.

Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание в кадетских корпусах

ХIХ-начала ХХ века (исторический опыт и современные проблемы возрождения культурных традиций).»

Огромную роль в подготовке офицерских кадров в России сыграли кадетские корпуса. Еще в 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, Петр I основал в Москве Школу математических и навигационных наук (Академия морской гвардии), именно при ней был основан первый Шляхетский кадетский корпус. А в 1731 году, императрицей Анной Иоанновной был подписан указ об учреждении в Санкт-Петербурге шляхетского кадетского корпуса. С этого момента в России появился новый тип учебного заведения «дабы служивших отцов дети, имея надёжное пропитание,  обучались, кто каким наукам  склонность имеет, дабы со временем государству могли быть полезны».

Кадетские корпуса - интереснейшая страница в истории отечественной системы образования и воспитания. Значение накопленного в них опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские корпуса, по началу,  были задуманы, подчёркнуто не как специфические военные школы, а как школы для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни. Это объяснялось, прежде всего, отсутствием жёсткой границы между военной и гражданской администрациями, основы которой были заложены петровской Табелью о рангах. Именно поэтому, круг преподаваемых предметов был достаточно широк.

Неотъемлемой частью кадетского образования становится музыка и танец, благодаря чему из стен кадетских корпусов выходили люди широко образованные, нередко музыкально грамотные, умеющие петь, играть на музыкальных инструментах и вообще эстетически грамотные. Так, постепенно кадетские корпуса ХVIII-ХIХ вв.приобретают значение культурных центров со своими бальными и хоровыми традициями.2,стр.9.

До революции кадетские корпуса существовали не только в обеих столицах, но и во многих периферийных городах.

С учётом того, что автор данной статьи является воспитанником Омского кадетского военного корпуса, воссозданного в 1999 году, а также учитывая интерес командования к данной проблеме, тема раскрывается на примере опыта старейшего учебного заведения Сибири- Омского кадетского корпуса.

История Омского кадетского корпуса - предмет гордости многих поколений Российского офицерства. Среди его выпускников - казахский просветитель Чокан Валиханов, исследователь Сибири Григорий Потанин, верховный главнокомандующий русской Армии, ставший лидером белого движения генерал Лавр Корнилов, геройски погибший генерал Дмитрий Карбышев.

В разные периоды своего существования учебное заведение носило различные названия, менялся его статус. Со дня своего открытия в 1813 году училище ежегодно разрасталось, достигнув к 1819 году штата 322 человека. Учреждение начинает разрастаться как военно-учебное заведение со своими традициями , где большое значение приобретает не только фронтовая служба, но и занятия музыкой, пением, танцем.

В 1825 году впервые было утверждено положение об училище. Оно было переименовано в «Училище линейного казачьего войска».Названием подчёркивалось войсковое предназначение училища, расширялся круг изучаемых предметов, вводилось изучение французского языка и, по-прежнему, продолжались занятия музыкой и танцем.

В 30-40 годы ХIХ века период острой потребности казачьего войска в офицерах прошёл , поэтому в 1845 году было высочайше утверждено новое положение, по которому училище преобразовалось в «Сибирский кадетский корпус».Таким образом, в кадетский корпус могли поступать лишь дети дворян и казачьих офицеров.1,стр.25.

В «Сибирскую военную гимназию» кадетский корпус преобразовался в 1866 году. Тем самым заведение потеряло закрытый характер, теперь в число обучающихся допускались дети всех сословий. В Сибирскую военную гимназию пришло большое количество гражданских преподавателей. Сложился отличный педагогический состав. Многие сочетали учебно-педагогическую деятельность с научно -исследовательской или музыкально-просветительской.

С воцарением Александра III военные гимназии в 1882 году переименовываются в кадетские корпуса. В этот период, как никогда,  уделяться внимание личности кадет, было увеличено время для внеклассных занятий физкультурой, танцем, музыкой. В Омский кадетский корпус направлялись высокообразованные преподаватели из Санкт-Петербурга и Москвы, которые внесли особый вклад в воспитание кадет и создание положительной музыкально-литературной ауры в корпусе.

В начале 20 века Сибирский кадетский корпус потерял своё  общесибирское  значение.  Поэтому, в 1907 году его вновь переименовали в Омский кадетский корпус. А уже в 1917 корпус был «Первой сибирской гимназией военного ведомства». Органы советской власти рассматривали гимназию как привилегированное старорежимное заведение, потенциально для них опасное.

Так, в 1919 году, кадеты передислоцировались в Иркутск, затем во Владивосток, после чего часть корпуса осела в Харбине…  В  1925 году вышел приказ о прекращении существования IСибирского Александра I кадетского корпуса. Но, оставленное историческое наследие, оставленное корпусом,  является ценнейшим материалом для изучения в работе по восстановлению музыкально-эстетических традиций в воссозданном Омском кадетском корпусе.

На протяжении всего существования кадетского корпуса развивались и эстетические традиции. Как сказал генерал-лейтенант Адамович, последний начальник кадетского корпуса: «Традициями называются лучшие нравственные правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые приемникам». Поэтому, в наши дни особую значимость приобретает использование накопленного за многие годы музыкально-эстетического опыта кадетского корпуса дореволюционной России.

Как уже отмечалось выше, Войсковое казачье училище в Омске было открыто в 1813 году. Заложивший основу училища Григорий Иванович Глазенап, подходил к образованию казачат с особенным вниманием, в учебной программе были предусмотрены эстетические занятия, куда были включены танцы, музыка и пение. Так, в распорядке дня воспитанников казачьего училища было сказано следующее: «Кадеты присутствуют при церковной службе: в воскресные дни - на литургии, и накануне таковых дней- при всенощной…».1,стр.9.Потребностью религиозного воспитания казачат можно объяснить тот факт, что уже в первой трети ХIХ века при училище создаётся профессиональный казачий певческий хор. Хор пел в Ильинской церкви, участвовал в городских праздниках. По архивным данным удалось установить, что будущих офицеров обучал пению учитель Машанов, но в 1837 году он скончался и эти обязанности возложили на «урядника 2-ого класса Щеглова».3,стр.12. Попутно отметим, что помимо пения воспитанников училища знакомили и с искусством танца. Следует указать, что со временем танцевальный класс преобразуется в своеобразный центр бальной культуры города Омска. Рассуждать о репертуаре хора сейчас сложно, но ясно, что все же основным предназначением хора было «обслуживание богослужений». Обучали ли казачат игре на музыкальных инструментах- не известно. Однако, есть данные о сотрудничестве певческого казачьего хора с оркестром Сибирского казачьего войска. Об этом свидетельствуют воспоминания немецкого естествоиспытателя Александра Гумбольдта, посетившего Сибирский корпус в 1829 году.4,стр.40.

В традициях училища было и устройство музыкально-литературных гостиных, где осуществлялись театральные постановки. Так, в 30-е годы библиотека училища насчитывала более 150 нотных произведений, в том числе отдельные клавиры Западно - Европейских водевилей и опер.

Согласно « Положению о Сибирском кадетском корпусе»,с 1845 года , «кроме сих предметов все воспитанники роты и эскадрона обучаются гимнастике и плаванию, сверх того- фехтованию; все кадеты роты-танцеванию».О занятиях музыкой в «Положении…»ничего не сказано. Однако, важно отметить, что теперь корпусу полагался штатный духовой оркестр из шести музыкантов. Но главным увлечением кадет 50-х годов ХIХ столетия остается хоровое пение. В корпусе действует любительский хор, главной функцией которого было обслуживание служб в домовой церкви, располагавшейся в зале главного здания.

По словам выпускника корпуса, Г.Н. Потанина, кадеты проявляли большой интерес к художественной литературе, стремились к музицированию и пению в хоре. Также, устраивались музыкально-литературные вечера, ставились спектакли. На представления кадетского театра  с удовольствием ходила и городская публика. В конце 1850-го года в репертуаре театра: «Ревизор» Н .Гоголя, «Доходное место» Н.Островского и другие.

Переход в 1866 году к Сибирской гимназии сопровождался повышением требований к качеству знаний. Увеличилось и количество изучаемых предметов, теперь воспитанников стали обучать игре на фортепиано и скрипке, а  в программу 1-3 классов вводится хоровое пение и теория музыки. Не прекращается в этот период и сотрудничество кадетского хора с оркесторм Сибирского казачьего войска. В 1868 году гимназию посетил Великий князь Владимир Александрович. Для высокого гостя был устроен концерт, в нем он прослушал «пение четырёх пьес, исполненное хором воспитанников с аккомпанементом оркестра казачьего войска.»(Рис.1)

С воцарением Александра III военные гимназии переименовываются вновь в кадетские корпуса. Усиливается военная направленность обучения. Исследуя эстетическое воспитание кадет во второй половине 19 века, становится явным религиозное начало всех направлений. Неизбежной составляющей «религиозности» корпуса было хоровое пение.1,стр.86.

Одной из устойчивых традиций корпуса становится сочинение и исполнение музыки «на случай» торжественных празднований важных событий. Так, в июле 1891 года, по случаю приезда в Омск ,наследника престола, цесаревича Николая Александровича была написана неизвестным автором и исполнена силами кадет «Встречная песня».

Нельзя не отметить ,что в Омский кадетский корпус направлялись высокообразованные преподаватели из Москвы и Санкт-Петербурга. Самым ярким представителем творческого преподавательского состава этого периода был Герман Иванович Тучинский, работавший в корпусе с 1899 года. Выпускник Московской консерватории по классу тромбона, окончил «Высшие курсы теории музыки»,в течение двух лет преподавал в Вифанской духовной семинарии-эти факты свидетельствуют о высоком уровне подготовки Тучинского Г.И.3,стр32.

Будучи разносторонне-образованным музыкантом, Тучинский не только уделял внимание хоровому пению, но и руководил духовым оркестром, организовывал музыкально-литературные вечера, выступал как дирижер и пианист- концертмейстер. Ему удалось значительно укрепить музыкальные традиции в кадетском корпусе. Так, из документов, сохранившихся в архивах Омского кадетского корпуса, известно, что «центральное место в праздновании столетия со дня образования кадетского корпуса заняла кантата, исполненная сводным хором кадет». Музыка была создана Г. Тучинским на слова кадета А. Грызова.3,стр.22.

Отдельно хотелось бы отметить, какое «положение» в корпусе занимали кадеты-музыканты, которых называли «певчими» или «оркестрантами».В музее кадетского корпуса сохранился дневник кадета З.Н.Глухова,из которого мы можем заметить, что руководство корпуса весьма благосклонно относилось к музыкально образованным кадетам. Уже в 80-е годы ХIХ века в корпусе существовала негласная «система отпусков и увольнительных для певчих хора»,которая функционировала до последних дней жизни корпуса в Омске. Если «простому» кадету, при положительных отметках, было положено увольнение в город с 1400 до 18 00 (в воскресные и выходные дни), то «певчему» кадету позволялось вернуться из города в 2200. Нужно отметить, что в кадетском кругу подобные поощрения ценятся очень высоко, и по сей день. Рассматривая роль и место музыкального образования в кадетских корпусах России, важно заметить, что до наших дней сохранились документы, в которых чётко сформулирована цель музыкальных занятий кадет. В 1885 году, военный министр, генерал-адъютант Ванновский И.А. писал: «Что касается занятий музыкой, то цель их ограничивается развитием музыкального слуха, охоты к музыке и сообщением им, по мере способностей каждого, навыка пользования ею для собственного удовольствия».

Насколько интенсивно продолжались занятия кадет музыкой на чужбине (в эвакуации в Югославии) судить сложно. Но удалось найти воспоминания одного из последних выпускников корпуса, опубликованных в Нью-Йоркском издании журнала “Кадетская перекличка”. Из добытых материалов удалось установить, что в Югославии продолжил свою деятельность и духо-вой оркестр, и церковный хор, которые выступали перед местными жителями на городских праздниках. И, несмотря на трудные материальные условия, верность кадетским традициям и тесная спайка помогали переносить все лишения.7,с18.

 В современном Омском кадетском военном  корпусе ведется работа по возрождению культурных традиций. Следуя истории, долгое время в воссозданном кадетском корпусе, центральным культурным событием является губернаторский кадетский бал, сценарий которого всегда выдерживался в рамках вышеупомянутых традиций. Балы проходили с особой пышностью, в лучшем зале города, с присутствием высоких гостей и фейерверком. (Рис.5) Ежегодно в корпусе проходят музыкальные гостиные.(Рис6.)

  Основными участниками всех важных концертных мероприятий города являются два кадетских коллектива: танцевальный ансамбль и хор «Алые погоны».(Рис2,3,4) В репертуаре коллективов – самые разнообразные танцы и хоровые произведения: от полонеза и церковных песнопений до эстрады. Учитывая время, руководители вводят в работу с коллективами современные методики и, соответственно, репертуар. (Рис.9) Но при этом, в рамках возрождения бальной и хоровой культуры в творческих коллективах корпуса царит особая атмосфера: тесный контакт кадет разного возраста, взаимопомощь, верность кадетским традициям, дисциплина. Хор корпуса – это особый “организм”, где нет разделения на старших и младших, который живет своей жизнью, со своими порядками, и петь в хоре для кадет, современных подростков, становится престижно…(Рис.10)

Литература:

1.Басаев В.Р. Омский кадетский корпус: история и современность.-Омск,2003.

2.Белокрыс М.А.Казачий симфонический //Иртыш.1995.-№2

3.Белокрыс М.А.Когда поют казаки//Омская старина.1993.-№2

4.Исторический очерк образования и развития Сибирского кадетского корпуса 1826-1876.(составлен по официальным источникам).Омск.-1884.

5.Шулдяков В.А. Первый в Сибири//Омская старина,1993.-№2.

6.Юбилейная Седьмая кадетская перекличка.-1997.-Нью-Йорк