Тематическая разработка. Концерт - лекция "Его Величество - Менуэт!"

Сарачакова Валентина Викторовна

Важной составляющей музыкального репертуара, изучаемого начинающими пианистами становятся образцы старинной полифонической  танцевальной музыки. Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох.

Для того чтобы заинтересовать учащихся исполнением старинной полифонической танцевальной музыки  проводится концерт учащихся класса: «Его величество – «Менуэт».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskaya_razrabotka._ego_velichestvo_menuet.doc82.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖНЕСОРТЫМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

       

Тематическая разработка

Концерт – лекция

«Его Величество – Менуэт»!

Выполнил: преподаватель

Сарачакова Валентина Викторовна

2018

Пояснительная записка

Художественное образование и эстетическое воспитание граждан Российской Федерации в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация этих программ основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности. Реализация  Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации направлена на повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования.

На основании приказа Министерства Культуры РФ от 12.03.2012г. №163  «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе», с целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности необходимо создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся.

Основной контингент обучающихся - это дети школьного возраста, их выбор художественной деятельности в целом, спонтанен. Движущая сила, которая приводит их в стены школы искусств – любопытство, возрастной интерес, родительские притязания. И общая задача формирования мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению праздного детского любопытства в зрелую стойкую потребность общения с искусством. Развитие художественного, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте -  создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Поэтому для нас важна задача формирования музыкальной грамотности детей и родителей, их слушательной, зрительной культуры.

Неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству является работа над полифоническим произведением. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Важной составляющей музыкального репертуара, изучаемого начинающими пианистами становятся образцы старинной полифонической  танцевальной музыки. Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох.

Для того чтобы заинтересовать учащихся исполнением старинной полифонической танцевальной музыки  проводится концерт учащихся класса: «Его величество – «Менуэт».  Заранее, во время разучивания менуэта, учащиеся стараются нарисовать его и, во время проведения мероприятия, создается выставка рисунков, что дает возможность еще ярче и точнее представить стиль той эпохи.

Цель – расширение кругозора обучающихся и родителей в области искусства и развитие познавательного интереса  учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта, повышение интереса учащихся к исполнению старинной полифонической музыки.

Задачи:

  • повышение художественной грамотности через освоение языка искусства в процессе сотворческого восприятия и практического музицирования;
  •  проследить историю развития этого жанра;
  • совершенствование исполнительского мастерства и музыкального мышления обучающихся;
  • пополнение  репертуара;
  •  расширение кругозора обучающихся;
  • активизация учебного процесса в детской  школе искусств;
  • повышения качества подготовки учащихся к самостоятельному творческому мышлению;
  • вовлечение родителей в сотрудничество, укрепление семейных уз, взаимопонимания через совместные занятия искусством.

В подготовке  данного мероприятия   были привлечены обучающиеся класса, навыки исследовательской работы которых, были использованы на практических занятиях по специальности. На  уроке уделялось на данный вид музицирования 10-15 минут и  творческие домашние задания которые вызвали живой интерес у детей, и стремление в учебе для достижения хороших, и стабильных результатов развития.

Подготовительная работа и практическое применение этого мероприятия получилось очень насыщенное, интересное, дети делились своими впечатлениями, проблемами, многие дети поняли, что   прилежание, стремление к учёбе - необходимая составляющая в достижении целей.

Роль педагога сводится к трём компонентам педагогической деятельности:

- конструктивному - большое место принадлежит конструированию мероприятия, а также домашнего задания, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, различными методическими разработками и его дифференцированный подход для каждого учащегося.

- организаторскому –   включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения в ходе проведения мероприятия; организация деятельности детей; организация деятельности родителей; постоянная активизация их познавательной сферы.

- коммуникативному - включает в себя установление и поддержание отношений с учениками и родителями. Именно отношение педагога к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения.

Методы:

-информационно-репродуктивный;

-объяснительно-репродуктивный;

-словесный;

-практический;

-наглядно-демонстрационный;

- наглядно-слуховой

- аналитический.

Техническое обеспечение:

- фортепиано;

- компьютер (ноутбук)

- видеозаписи и аудизаписи;

- видеофайлы, презентация

- видеопроектор, экран.

Репертуарный блок:

  1. П. Мориа. Менуэт.
  2. В.А. Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан».
  3. В.А. Моцарт. Менуэт из симфонии №40 соль мажор. Ансамбль в 4 руки.
  4. Ж. Рамо. Менуэт в форме рондо соль мажор.
  5. Й. Гайдн. Менуэт соль мажор.
  6. С. Сперонтес. Менуэт ре минор.
  7. И.Кребс. Менуэт ми минор.
  8. И.С. Бах. Менуэт до минор из нотной тетради Анны Магдалены Бах.
  9.  Л. Боккерини. Менуэт.

Менуэт – король танцев и танец королей.

Звучит фонограмма менуэта П. Мориа. На экране видеопроектора презентация с репродукциями изображений танца.

Когда двенадцать бьют часы в полночный час,

Мы будто оживаем.

Настроен клавесин.

Под менуэт сейчас давайте помечтаем.

Я вижу снова в блеске зал,

Улыбки дам, как яркий свет.

Оркестр пленительно играл

Красивый модный менуэт.

 Гавот и ригодон, бурре и полонез

Во Франции ценили,

Но при дворе один имел лишь танец вес,

Его всегда любили.

Движения просты – два шага и присесть,

Изящно повернитесь.

Танцуйте менуэт.

Ведь, если захотеть,

Вы в прошлое умчитесь.  

Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир прекрасной музыки.

В.А. Моцарт. Менуэт из симфонии №40 соль мажор. Исполняют преподаватели Круглова Е.И., Сарачакова В.В.

Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет назад, встречаются изображения пляшущих людей.

Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать. Вероятно, что танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян. Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые.

Сегодня, благодаря волшебству музыки, мы с вами побываем в далеких-далеких временах, когда только появились прекрасные танцы, которые танцевали во дворцах королей и попытаемся хоть на некоторое время почувствовать себя маленькой принцессой или смелым рыцарем.

Ж. Рамо. Менуэт в форме рондо соль мажор. Исполняет Чавдар Л.

В конце XVI века в европейской культуре возникло направление, которое впоследствии получило название «барокко». В переводе с итальянского - барокко означает - странный, причудливый. Для искусства барокко характерны грандиозность и пышность. Человек эпохи барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты ювелирные украшения. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle «мягкий», «нежный», «спокойный». Мужчины тоже не отстают пышностью костюма от дам. Здесь и высокие кудрявые парики, и многочисленные оборки и воланы на камзолах, и туфли на каблуках, и громадные шляпы. Очень популярными становятся увеселительные мероприятия с фейерверками, пышными балами, прогулки в парках у фонтанов.

 

Й. Гайдн. Менуэт соль мажор. Исполняет Кульмухаметова К.

Излюбленными музыкальными инструментами барокко становятся клавесин и орган. Именно эти инструменты сумели лучше других выразить сам дух этой глубокой и неуравновешенной эпохи. Прямым предшественником клавесина был клавикорд. Звук клавикорда тихий, с металлическим призвуком. Однако музицирование при больших дворах европейских королей и в гостиных, подражающих им вельмож, требовало звук сильный, яркий, полетный. И тогда взор музыкантов обратился к клавесину, известному уже с середины XIV века, но получившему широкое распространение лишь в эпоху барокко. В эту эпоху творили Антонио Вивальди, Жан Батист Люлли, Жан Рамо, Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн…

В.А. Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан». Исполняет Сарачакова В.В.

В XVII веке Франция была законодательницей танцевальной моды. В 1661 году в Париже была создана единственная в Европе «Академия танца». В это же время стали открываться первые танцевальные залы для народных балов. Сам король Людовик XIV был страстным любителем музыки, в некоторых балетах он сам исполнял сольные партии. При Людовике XIV был создан первый ансамбль скрипачей – знаменитые «24 скрипки короля».

Кребс. Менуэт ми минор. Исполняет Сарачаков А.

Самым популярным танцем того времен был менуэт. Название танца происходит от французского слова menu – маленький, так как он исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно с поклонами и приседаниями. Пишется в трёхдольном размере (3/4). Изначально это был сельский танец. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. С середины XVII века менуэт распространился в Европе как бальный танец.

С. Сперонтес. Менуэт ре минор. Исполняет Дарменова Г.

Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становясь величественным и торжественным. Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — знатные дамы. Существовал «Менуэт короля», «Менуэт королевы», «Менуэт двора». Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания. Мода на этот танец продержалась в музыке несколько столетий.

И.С. Бах. Менуэт до минор из нотной тетради Анны Магдалены Бах. Исполняет Наримбаева Л.

Заключение

Идеалы эпохи барокко и его музыкальные формы были настолько приятны для комфортной жизни избранных, что продержались несколько столетий, вплоть до конца XVIII века. Но и по прошествии еще многих лет танцевальная музыка того времени была популярной. Сейчас интерес к искусству барокко снова возрождается. Да и само наше время чем - то напоминает ту эпоху: стремлением к роскоши, изяществу, увеселительному образу жизни. Композиторы современности часто обращаются к форме менуэта. Все мы знаем прекрасный менуэт французского композитора П. Мориа. Во многих городах открываются школы старинных бальных танцев, в которых обучают исполнению и менуэта, и экосеза, и контрданса и многим другим танцам эпохи барокко. Устраиваются грандиозные балы, проводятся турниры и фестивали “живой истории”, снимается много исторических кинофильмов. Огромное количество людей состоит в клубах исторической реконструкции и с увлечением занимается старинными танцами. Интересно ведь почувствовать себя благородной дамой или доблестным рыцарем. Романтика! А ведь именно её нам так часто и не хватает в современной жизни! Вот и мы сегодня на мгновение окунулись в романтический мир галантного танца менуэта, насладились приятной музыкой. Пусть это волшебное настроение не покидает нас и создает ощущение праздника и радости!

Л. Боккерини. Менуэт. Исполняет Сарачакова В.В.

А сейчас я попрошу родителей и ребят ответить на несколько вопросов:

- Было ли Вам интересно на данном мероприятии?________________________

- Было ли Вам комфортно? ____________________________________________

- Как вы оцениваете выступление своего ребенка?_________________________

- Полезна ли полученная информация? __________________________________

- Пожелания по проведению мероприятий _______________________________

Дорогие и уважаемые гости нашего музыкального вечера. Любите вальс, и он принесет вам много радости. Пусть он не только украшает вашу жизнь, делает ее наряднее, веселее, праздничнее, но пусть делает ее и содержательнее, богаче, лучше.

Список используемой литературы:

  1.  Музыкально - энциклопедический словарь /под редакцией  Келдыша Г.В./- М. «Сов. Композитор» . 1990.
  1. Энциклопедический словарь юного музыканта /составители:  Медушевский В.В., Очаковская 0.0./ М. - Педагогика, 1985.
  1. М.Давыдова, И. Агапова. Музыкальные вечера в школе. Айрис- Пресс Рольф. М: 2001.

4.         Музыкальный словарь в рассказах. М. 1987.

        5. Музыкальная литература /составитель А. Островская - учебное пособие для первого года обучения ДМШ - Санкт-Петербург; изд-во «Валери СПД», 1998.  

  1.  Интернет сайты: http://tancprise. *****/pages/history; http://polonez. /publ/o_starinnykh_tancakh/1-1-0-3; http://*****/dance-5.html.

Итоги  проведенного мероприятия:

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь исполняя произведения для родителей, он ощущает себя настоящим артистом. Такой вид работы, расширяет творческие способности, способствует:

приобретению знаний и творческого опыта в неформальной обстановке, оптимальному психологическому комфорту у обучающихся, созданию ситуации совместного успеха.

Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:

  • четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;
  • музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка;
  • активизация слухового контроля;
  • подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
  • самоанализ учащимися исполняемых произведений;
  • метод интеграции.

Все этапы мероприятия были взаимосвязаны между собой, являясь логическим продолжением одного к другому. Время распределено рационально.

Прослеживается  использование межпредметных связей: музыкальная литература, теория музыки, ансамбль, специальность.

Приобретаемые навыки:

- вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления;

- вырабатывается умение правильного поведения в общественном месте, в качестве слушателя и выступающего;

- умение работать над полифоническим произведением, анализировать;

- использовать теоретические знания  и практическое их  применения, используя для этого музыкальную терминологию.

Родители выступали в ходе мероприятия как «наблюдатели» и как участники»

Анализ опроса показал, что и родителям и участникам было интересно на данном мероприятии. Обучающиеся и родители были организованы и сосредоточены. С интересом принимали участие в мероприятии, с увлечением слушали рассказ преподавателя. Охотно принимали участие в диалоге, положительно реагировали.

В такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и уверенно. Раскрепощенность и хорошее настроение, непосредственное участие ребят и родителей в роли слушателя и исполнителей произведений, дают каждому возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.

Прозвучали пожелания родителей чаще организовывать такие мероприятия.