Использование системы К.Орфа на музыкальных занятиях

Материал может быть использован на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx64.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование системы К.Орфа на музыкальных занятиях.

 Музыкальная терапия является проводником в мир звука, ритма, гармонии. Музыка помогает ребенку услышать, почувствовать многообразие окружающего мира, благодаря мелодии ребенок учится познавать себя и близкое окружение. Поэтому важно как можно раньше предоставить ребенку возможность соприкоснуться с музыкой.

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.

Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.

 Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.

Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.

Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

 • для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;

 • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

 • методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.

 Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

 

 Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

 

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

 

 В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

 

 Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.

 

Игры-сказки Карла Орфа

 Игры, сказки с использованием  методики Карла Орфа:1. ПРИШЛА ВЕСНА 1 мин 40 сек.

Серёжу разбудили яркие солнечные лучи. 
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА
Ура - обрадовался Серёжа – можно идти гулять!
КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА
Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.
Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.
БАРАБАН (БЫСТРО) / ПУСТАЯ КОРОБКА ИЛИ ХЛОПОК
Серёжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неё заползал дождевой червяк.
КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ
Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры.
ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны
ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы,
они были похожи на маленькие солнышки.
МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК
Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа.
И он нарвал для мамы цветов.
КОЛОКОЛЬЧИК
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
ТРЕУГОЛЬНИК / ПОДВЕШ-Я БУТЫЛКА, БОКАЛ
И каждый раз, когда Серёжа смотрел на цветы, он вспоминал, что
пришла весна.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

2. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ 1 мин 40 сек

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ БАРАБАН / ПУСТАЯ КОРОБКА
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 
МЕТАЛЛОФОН
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ?
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ ОРЕХИ
грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ / ПАКЕТ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
ПОДУТЬ (В БУТЫЛКУ) МИРЛИТОН?? ИЛИ МУНДШТУКИ ОТ ФЛЕЙТ
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

3. "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЫПЛЁНКА”

В один теплый весенний день в курятнике в самом большом яйце
кто-то тихо пискнул, вот так:
РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА ИЛИ СВИСТОЧЕК
Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать:
в яйце снова кто-то пискнул чуть-чуть громче:
РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА/СВИСТОЧЕК
Курица осторожно постучала по яйцу
ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО СТОЛУ? КОРОБОЧКА
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький жёлтенький цыплёнок.
СВИСТОЧЕК
С днём рожденья, малыш, сказала мама-курица.
Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать, и она пошла из курятника во двор, вот так:
СТУЧАТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО СТОЛУ БАРАБАНУ
А цыплёнок побежал за ней на своих маленьких лапках, вот так:
СТУЧАТЬ НОГТЯМИ ПО СТОЛУ? КОРОБОЧКА
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с вкусной 
кашей, и они начали её клевать, вот так:
СТУЧАТЬ КАРАНДАШАМИ ПО СТОЛУ ?
Мама – курица сказала: "Стой здесь, я сейчас приду”, и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял и смотрел вокруг и вдруг услышал красивый тихий звук: "Бом”.
УДАРИТЬ ТИХОНЬКО ПО ПОДВЕШЕННОЙ ТАРЕЛКЕ (хэт)/СКОВОРОДКЕ?
"Как красиво звонят”,- сказал цыплёнок. "Это потому, что у меня день
рожденья. Надо об этом всем рассказать.” И он подошёл к красивой важной утке.
УТИНЫЙ МАНОК/ КРЯКНУТЬ 
"Слышите, как красиво звонят?”
СКОВОРОДКА/ТАРЕЛКА
"Это потому, что у меня день рожденья!”. Но утка ничего ему не ответила . Тогда цыплёнок подошёл к толстой свинье, которая что-то ела из корыта.
ХРЮКНУТЬ
"Слышите, как красиво звонят?”
СКОВОРОДКА/ ТАРЕЛКА
"Это потому, что у меня день рожденья!” Но свинья даже не услышала цыплёнка, и он спросил пушистую чёрную кошку, которая вылизывала язычком свои лапы: "Слышите как красиво звонят?”
Но тут прибежала курица и закричала: "Ты почему тут гуляешь один?
Ну-ка быстро домой!” И она пошла в курятник, а цыплёнок побежал за ней.
ПОСТУЧАТЬ ПО СТОЛУ ПАЛЬЦАМИ
А в курятнике бегало много жёлтеньких маленьких цыплят.
СВИСТОК?
"Слышите, как красиво звонят”,- спросил цыплёнок.
СКОВОРОДКА/ТАРЕЛКА
"Это потому, что у нас день рожденья”,-запищали цыплята
и захлопали крылышками, вот так:
ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ

4. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ

Жила-была маленькая мышка. Сидела она одна в своей норке, сидела, сидела и заскучала. "Там, на земле светит солнышко” - сказала она сама себе
МЕТАЛЛОФОН ГЛИССАНДО/ БУТЫЛОЧКИ
"там много места, там можно побегать и потанцевать!”
КСИЛОФОН/ ДЕРЕВЯШКИ
и она вылезла из норки и побежала к своему старому знакомому – Жуку.
БАРАБАН/ ПУСТАЯКОРОБОЧКА
Жук сидел под большим лопухом.
РУБЕЛЬ/ТОН БЛОК РАСЧЁСКА
Мышка ему и говорит: " Ты можешь сыграть для меня или спеть? А я буду танцевать!” "Мне некогда, я ищу себе еду”, - сказал жук и уполз в траву.
МАРАКАСЫ / БУТЫЛОЧКИ С КРУПОЙ
И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а навстречу ей летит пчела.
ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН / БУТЫЛКА
Мышка ей и говорит: "Ты можешь сыграть для меня или спеть? А я буду танцевать!” "Мне некогда, я мёд собираю!” - прожужжала пчела и улетела на цветок.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ТАРЕЛОЧКИ/ТРЕУГОЛЬНИК
И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а навстречу ей ползёт дождевой червяк.
ТЕРЕТЬ ПОДУШЕЧКОЙ ПАЛЬЦА ПО ПЛАСТИКУ БАРАБАНА/ ГОФР. КАРТОН
Мышка ему и говорит: "Ты можешь сыграть для меня или спеть?
А я буду танцевать!”. Ничего не сказал ей дождевой червяк и пополз дальше. 
ТЕРЕТЬ ПОДУШЕЧКОЙ ПАЛЬЦА ПО ПЛАСТИКУ БАРАБАНА
И побежала мышка обратно к себе домой.
МЕТАЛЛОФОН
Входит мышка в свой домик и слышит музыку: "Тик-так, тик-так, тик-так,
тик-так”
КЛАВЕСЫ / КАРАНДАШИ
Мышка подошла к большим часам, а они стучали ещё громче: "Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так”. Мышке понравилась такая музыка и она стала танцевать.
МЕТАЛЛОФОН И КСИЛОФОН / ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ НА ВСЕХ ДЕТЕЙ

5. ДОЖДЬ И РАДУГА

В лесу, в саду и над прудом дул сильный-сильный ветер.
ДУТЬ В МИКРОФОН ИЛИ КАРТОННУЮ ТРУБУ - МИРЛИТОН
Ветер срывал с деревьев листья, и они летели над прудом ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТРЯСТИ ЛИСТОМ БУМАГИ
С неба из туч падали в пруд дождевые капли, и по воде бежали весёлые кружочки.
ТРЕУГОЛЬНИК / МЕТАЛЛОФОН сначала медленно, потом быстрей
На берегу пруда в гнезде сидела маленькая уточка
УТИНЫЙ МАНОК
Вдруг уточка увидела на небе яркую молнию, а потом услышала раскаты грома!
УДАР ПО МЕТАЛ. ТАРЕЛКЕ ИЛИ КРЫШКАМИ КАСТРЮЛЬ??
Но маленькая уточка не испугалась, потому что рядом с ней в гнезде сидела мама-утка.
ПОКРЯКАТЬ/МАНОК? 
А потом из-за тучи выглянуло солнышко, и уточка увидела между небом и землёй большие разноцветные полоски.
5 - 7 НОТ НА МЕТАЛЛОФОНЕ
"Мама, что это?” - спросила маленькая уточка. "Это – радуга!”\,ответила мама – утка, " дождик сейчас закончится”
ТРЕУГОЛЬНИК, ЗАМЕДЛЯЯ 

6. ВЕТЕР

Утром была прекрасная погода и пели птички
СВИСТУЛЬКИ МУНДШТУКИ БЛОК ФЛЕЙТ
Дул лёгкий ветерок, он был такой слабый, что только мог шелестеть 
Листиками.
ШУРШАТЬ ЛИСТОЧКАМИ
Днём ветер стал сильней, он зашумел, стал качать деревья
ДУТЬ В ТРУБКИ, В МИРЛИТОН
Деревья заскрипели, ???????????
форточки захлопали, ???????????????
люди стали спешить домой.
КОРОБОЧКА/ТОН-БЛОК
Дождь застучал по крышам домов и машин
БАРАБАН (медленно, постепенно ускоряя темп)
Ветер сломал старое дерево и оно упало.
ХЛОПОК ЛАДОНЯМИ ПО БАРАБАНУ
Ветер шумел и выл весь вечер
МИРЛИТОН/БУТЫЛКИ 
А утром, когда проснулись люди
Было тихо, только за окном пели птички
СВИСТУЛЬКИ
И слабый ветерок шелестел листочками деревьев.
БУМАГА

7. КОНЦЕРТ НА КУХНЕ ИЛИ ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
"У меня просто волшебный голос”, - сказал большой хрустальный
бокал. И он зазвенел.
БОКАЛ ИЛИ ТРЕУГОЛЬНИК
"У нас тоже очень приятные голоса”, - сказали две чашечки. Одна из
них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе
и они подружились. "Мы можем сыграть вместе песенку”, - и они зазвенели.
ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН
" Мы тоже умеем играть”, - вдруг сказали две деревянные ложки
и простучали что-то весёлое.
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
"А вот послушайте-ка меня”,- сказала баночка с крупой. "У меня небольшой, но очень интересный голос”. И она загремела, вот так:
БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ
"Разве это музыка?”, - закричала большая картонная коробка/ пластмассовая бутылка "Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!”, - и она громко застучала.
КОРОБКА / БУТЫЛКА ИЛИ БАРАБАН
"Звук громкий, но не очень приятный”,- сказала большая тяжёлая сковородка. "Послушайте-ка теперь меня” И она зазвонила, как колокол:
СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
"Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!”
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела, и это был самый лучший голос.
ПЕСЕНКА "ЧАСЫ И МЫШЬ” С АККОМПАНЕМЕНТОМ НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
1.Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час,
Вдруг часы сказали "Бом”( "Бом, Бом”),
Мышь скатилась кувырком.

 

Занятия


8. ПЫХ

Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька. Дед дома мастерил: молотком стучал,
БАРАБАН
Да пилой пилил,
РУБЕЛЬ/ ТРЕЩОТКА
Бабка пол подметала
СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)
Да пыль вытирала
ГЛАДИТЬ БАРАБАН
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала
КОРОБОЧКА
Вот как-то Машенька и говорит : "Дедушка, нарви мне ягод на огороде, пожалуйста!” Дедушка и пошёл: сначала по полу 
БАРАБАН
Потом по камушкам
По борту БАРАБАНА
А потом по травке
БАРАБАН ШМЫГАТЬ
Остановился дед у грядки, вокруг тихо, только пчёлки жужжат, да комарики пищат ???????????????????
И только хотел он ягодку с грядки сорвать, как кто-то с земли
на него как зафыркает:
ТУКТУКТУКТУКТУК…
Дед испугался и домой побежал
БАРАБАН
Прибежал и говорит: "Я ягод не набрал. Там, в огороде, какой то страшный Пых сидит.”
Тогда Машенька бабушке и говорит: и т.д.
…страшный Пых сидит”.
Тогда Машенька говорит:
"Раз вы такие бояки, я сама пойду!” и т.д.
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком
БАНКА ОТ ЙОГУРТА С РЕЗИНКОЙ
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.
РУБЕЛЬ ?
Принесла ёжика домой , а ночью ёжик не спал и по комнате бегал.
КОРОБОЧКА/ТОН-БЛОК

9. ЛИСА И РЫБА

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит,
КОРОБОЧКА/ ЛОЖКИ
Бубенчиком звенит
БУБЕНЦЫ????????
Вдруг увидел дед – на дороге лиса лежит. "Вот будет моей старухе
воротник на шубу!” - сказал дед и бросил лису в сани, а сам пошёл впереди.
СКРИП СНЕГА?????
Лошадка бежит, колокольчиком звенит
КОРОБОЧКА , КОЛОКОЛЬЧИК
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке
ТРЕУГОЛЬНИК? ТОН-БЛОК? РУБЕЛЬ?

Выбросила всю рыбку и сама убежала
БАРАБАН
Приехал дед домой, глянул в сани, а там ни лисы, ни рыбки.
????????????

10. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Вышел однажды заяц из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
БУМАГА
Испугался заяц и бежать. 
БАРАБАН (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть,
а дятел на сосне как застучит!
КОРОБОЧКА
Бросился заяц бежать.
БАРАБАН (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
ТКАНЬ
Побежал заяц из леса к речке
БАРАБАН (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца – и скок в воду.
КСИЛОФОН
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
БАРАБАН (медленно)

11. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА

Бежала лисичка по лесу, глядь – колокольчик на веточке висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК \ ТРЕУГОЛЬНИК
Голосок то у тебя нежный, а сам небось плохой.
Не возьму тебя. И побежала лисичка дальше.
ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Бежит дальше лисичка, глядь – на земле бутылка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ
- Ишь как гудит,- говорит лисичка, напугать меня хочет! Вот я её
сейчас утоплю. Схватила бутылку и бегом к речке.
КАСТАНЬЕТЫ ???????
Стала лисичка тыковку топить, а та булькает, и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?
Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
КАСТАНЬЕТЫ??
Глядь – капкан на дороге.
- Вот какие железки тут положили. Посижу-ка я на них, отдохну.
Не успела она присесть, как капкан вдруг…
ТАРЕЛКА
Цап её за хвост! Уж лисичка его царапала – царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА
Стучала – стучала…
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ
Еле вырвалась!
КАСТАНЬЕТЫ??

12. ТРИ ПОРОСЁНКА 4мин 30 сек.

Жили-были три маленьких поросёнка.
РЕЗИНОВЫЕ ИГРУШКИ-ПИЩАЛКИ
Целыми днями они бегали, 
КОРОБОЧКА
Прыгали по лужам
КСИЛОФОН 
И выкапывали из земли вкусные/сладкие корешки.
СКРЕСТИ БАРАБАН
Но наступила осень, и стал часто идти дождь.
БАРАБАНЧИКИ???????
"Надо построить себе домики”, - решили поросята.
"Я построю себе дом из камней”,- сказал старший
поросёнок, я его буду строить долго, и он будет очень крепкий!”. 
КАМУШКИ
"Я построю дом из палочек за один день”, - сказал средний братец
КСИЛОФОН
"А я построю дом из соломы прямо сейчас!”,- сказал младший братец.
БУМАГА
Так они и сделали. И это было очень хорошо, потому что пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из лесу слышался вой голодного волка.
ГОЛОС В КАРТОННУЮ? ТРУБКУ
Волку очень хотелось есть, и он побежал к соломенному домику младшего поросёнка.
БАРАБАН
Подбежав к дому,
Волк зарычал.
РЫЧАТЬ
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
И соломенный домик разлетелся!
БУМАГА?
Поросёнок бросился бежать, а волк помчался за ним!
КОРОБОЧКА, СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь!
БАРАБАН (хлопок ладошами)
Волк подбежал к дому и зарычал,
ГОЛОС 
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
И деревянный домик развалился!
КСИЛОФОН (глиссандо)
Поросята бросились бежать, а волк за ними!
ДВЕ КОРОБОЧКИ ИЛИ ТРЕЩОТКА, БАРАБАН
Два поросёнка вбежали в дом старшего братца и захлопнули дверь!
БАРАБАН (хлопок ладонями)
Волк подбежал к дому и зарычал!
ГОЛОС
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней.
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом был каменный и очень прочный. ?
Волк полез на крышу.
СКРЕСТИ БАРАБАН
Поросята услышали и сняли крышку с большого котла,
в котором грелась вода.
ТАРЕЛКА/КРЫШКА КАСТРЮЛИ
Волк тихонько пошёл по крыше, залез в трубу и съехал по трубе вниз!
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (нисходящее)
Из трубы он упал прямо в котёл с горячей-горячей водой
ТАРЕЛКА/ КРЫШКИ КАСТРЮЛЬ?
Волк выпрыгнул из котла!
БАРАБАН (хлопок ладонями)
Выскочил из дома!
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (восходящее)
Убежал в лес!
БАРАБАН (стук)
И поросята его больше никогда не видели!
МЕТАЛЛОФОН ГЛИССАНДО?

 Речевые игры К.Орфа

http://podsnezhniksad.ucoz.com/.s/t/946/9.gif

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ К.Орфа

"ИМЕНА"

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван
Забрались с ногами на диван.
Лёша и Петя, Натали и Глеб
Уплетают свежий белый хлеб.
Уплетают вместе белый хлеб.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.

"РАБОТНИКИ"

Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели дела:
Кошку помыть и постричь воротник,
Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

"КОЛОКОЛЬЦЫ"

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон

Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

"МЫШКИ"

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.

"РЁВА"

Не плачь, не плачь.
Куплю калач
Не вой, не вой,
Куплю другой
Не реви. Не реви,
Куплю сухари!

Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего.

"ФОКУС-ПОКУС"

Фокус покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!

Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.

"ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО"

Фини, лимо, банакос,
Киви, персик, абрикос
Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!

Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.

 Самодельные музыкальные инструменты для сопровождения речевых игр

http://podsnezhniksad.ucoz.com/.s/t/946/9.gif

САМОДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР

Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется его властным законам. Дать почувствовать музыку - это не значит рассказать и объяснить. Это значит создать учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Телесные ощущения музыки являются абсолютно понятной и правильной информацией о ней для человека. Музыка понимается телом, его реакциями на звуки, а не рассудком. Музыкальная "мыследеятельность" как таковая противоестественна не только для дошкольников, но и для школьников младших классов. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке, что принципиально разные вещи. Поэтому занятия с детьми необходимо строить исходя из принципа "обучение в действии". Действие всегда являлось единственно надёжной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна ещё древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: "Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю".

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Как играть? Прежде попробуйте сами поискать звук и способ извлечения. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя (взрослого человека) на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно вдруг изумляет! Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций.

Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

Самодельные музыкальные инструменты, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной самостоятельной деятельности.

ШУРШУНЧИКИ

Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.

Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки

ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ

Связки из бубенчиков, скорлупы орехов, фасоли, пуговиц. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку и т.п.

ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫ

Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан.
А волшебный барабум: бум,бум, бум
А волшебный барабух: бух, бух, бух.

Пластмассовый цветочный горшок или пластмассовая баночка, обтянутая фольгой, бумагой или тканью.

МИСТЕР БУМС И МИССИС БАМБОШКА

Коробки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами.

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СТАКАНЧИКИ

Стаканчики из-под йогурта, сквозь которые протянуты нарезанные полоски гофрированной бумаги, фольги и т.д.

ЗВУЧАЩИЕ ЭСПАНДЕРЫ

Резинки (простые, шляпные), на которые нанизаны грецкие орехи (скорлупа). Крышки от бутылок (металлические, пластмассовые).

ЯПОНСКИЙ ДОЖДИК

Поиграйте на кухонных мисках, если хотите сами его послушать.

АНСАМБЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК

Бутылки, наполненные мелкими предметами.

Музыкальное занятие по познавательной деятельности 

"В королевстве стеклянных звуков"

Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.

Задачи:

1.       Учить составлять произвольные композиции из стекла (с предметами из стекла и музыкальными инструментами), пользоваться тихой динамикой.

2.       Соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями.

3.       Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение.

Детские инструменты: треугольники разных размеров, колокольчики, металлические палочки, металлофон.

Пособия: стеклянные и хрустальные бокалы. Фужеры на ножках, баночки разных размеров, бутылки разной величины, сосуд с водой.

Чайковский "Танец феи Драже".
Моцарт "40 симфония" (1-я часть, отрывок).

Ход занятия

Дети свободно входят в зал, садятся на коврик.

М.Р. Лунной ночью, слышишь, мама? - 
Звуки водят хоровод
В нашем старом фортепиано Фея Музыки живет,
То в веселой польке скачет, то задумчиво замрет
В каждом смехе, в каждом плаче Фея Музыки живет.
Разбиваются сосульки о весенний звонкий лед
В каждом вздохе, в каждом звуке Фея Музыки живет!
(звучит отрывок из "40 симфонии" Моцарта).
В зал входит Фея Музыки, танцует.

Фея. Здравствуйте, мои старые, добрые друзья, я очень рада новой встрече с вами. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в королевство стеклянных звуков. На минутку закройте глаза и послушайте какие красивые, волшебные звуки издают стеклянные предметы. (звон стеклянных стаканов, провести металлической палочкой по стеклянным бутылкам и т.д.)

М.Р. В стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие, капризные звуки: с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканы друг о друга, то они заговорят, и мы услышим тонкий, звонкий, прозрачный голос стекла. (звон стеклянных стаканов).
Два стакана за обедом меж собой вели беседу:
"Голосок наш легкий, звонкий, ледяной и очень колкий
С легкостью летящий, хрупкий и блестящий".
(Предложить детям самим извлечь звуки, напоминая, что стеклянные предметы очень хрупкие, поэтому играть нужно тихо, нежно, ласково).

Фея. Среди стеклянных звуков есть королевские особы - это звуки хрустальные, Их нежные, переливистые голоса так красивы, что их хочется слушать долго-долго. Кажется, что рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит.
(Предложить детям извлечь хрустальные звуки с помощью палочек или слегка ударяя друг о друга).

М.Р. Недавно мы выучили песню "Солнечные зайчики". Она звучит весело, легко, игриво и непринужденно. Давайте исполним ее, а помогут нам в этом стеклянные предметы.
(Дети поют песню "Солнечные зайчики" муз. Г.Чебакова. 
На проигрыш играют на стеклянных инструментах).

Фея. Поссорились чашка и блюдце, сейчас они разобьются,
Скоро на кухне на полке будут лежать осколки.
И ты не ссорься напрасно - помни, ведь это опасно.

М.Р. А мы и не будем ссориться, правда, ребята? Давайте-ка лучше споем нашу любимую песню.
("Стыдно ссориться друзьям" муз. Макшанцевой).

М.Р. Музыкальных инструментов из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое. Стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты, звук у которых тонкий, п ереливающийся.
(Поиграть на колокольчике, треугольнике маленького размера, металлофоне).
(Украсить пьесу Моцарта "Колокольчики звенят" при помощи маленьких колокольчиков, хрустальных бокалов).

М.Р. Оказывается, ребята, стеклянные предметы могут издавать не только звенящие, легкие, прозрачные звуки. Посмотрите, как может заговорить пустая бутылка, если в нее подуть.
(показывает).
Банки, по-разному наполненные водой, издают звуки, различающиеся по тембру и высоте.
(Продемонстрировать).
Как много интересного мы узнали, путешествуя по улицам и переулкам стеклянного королевства. Давайте вспомним и поговорим, какие же звуки можно услышать здесь?
(Ответы детей: звонкие, веселые, легкие, прозрачные и т.п.).

Фея. А давайте-ка попробуем оживить картинку весеннего утра при помощи предметов и звуков, о которых мы сегодня говорили.

М.Р. Пришла весна… Воздух стал чистым и прозрачным (легко ударить бокалы друг о друга). Зажурчали первые ручейки. (Перелить воду из одной емкости в другую). Бежали они по лесным проталинкам и слились в одну большую реку, которая несет свои воды тихо и важно. (Звуки речи типа "оль", "ень", "блям").

Фея. А теперь немного пофантазируем, закроем глаза и подумаем. О чем нам могут рассказать стеклянные звуки. Солнечный лучик отразился в зеркале, и строгое важное зеркало ответило…
(Ответы детей, импровизация).

М.Р. Наше увлекательное путешествие заканчивается.

Фея. И я приглашаю вас на стеклянный бал. Захватите с собой всю свою легкость, грацию и изящество. Маэстро, музыку!
(Чайковский "Танец Феи Драже", танцевальная импровизация).
До свидания, ребята! До новых встреч!

М.Р. До свидания, Фея музыки, мы будем с нетерпением ждать новых встреч с тобой.

 

http://podsnezhniksad.ucoz.com/.s/t/946/9.gif