Методическая разработка на тему: «Специфика работы концертмейстера в классе струнно-щипковых инструментов».

Турец Ольга Борисовна

Жанр танцевальной музыки с XVII по XXI век претерпел большие изменения. От бытового народного танца он прошел эволюцию до законченных музыкальных произведений композиторов эпох барокко, классицизма, романтизма и современных музыкальных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_turets_o.b.2014.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №5» города Курска

Методическая разработка на тему:

 «Специфика работы концертмейстера в классе

струнно-щипковых инструментов».

Преподаватель,  концертмейстер

по классу фортепиано Турец О.Б.

г. Курск, 2014 г.

Содержание

I. Место «Тарантеллы» в жанре танцевальной музыки различных эпох.

II. Содержание произведения. Пути реализации технических и художественных задач.

  1. Форма произведения;
  2. Тональный план;
  3. Метроритмические особенности пьесы;
  4. Особенности техники левой и правой  руки;
  5. Раскрытие художественного образа.

III. Подготовка учащихся к публичным выступлениям.

Жанр танцевальной музыки с XVII по XXI век претерпел большие изменения. От бытового народного танца он прошел эволюцию до законченных музыкальных произведений композиторов эпох барокко, классицизма, романтизма и современных музыкальных направлений.

Немного обособленное место в этом ряду занимает  «Тарантелла». За последние столетия она практически сохранила свой музыкальный облик. Анализируя тарантеллы, разных эпох мы видим, что в них неизменно прослеживается опора на лады и ритмы народной музыки.

Тарантелла – это итальянский народный танец, получивший название от города на юге Италии Таранто. Музыкальный размер 3/8 или 6/8 с характерным непрерывным движением триолями. Темп быстрый,  стремительный. Обычно этот танец сопровождался игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньетами, иногда пением.

Со временем танец вышел за пределы Италии и стал распространяться по Европе. Мы можем встретить его в творчестве таких европейских композиторов как Ф. Лист, Ф. Шопен, Г. Венявский, А. Вьетан, Н. Паганини.

Красивый зажигательный танец не мог остаться без внимания со стороны и русских композиторов. Мы можем найти его в творчестве             М. Глинки, А Даргомыжского, П. Чайковского, С Прокофьева.

Виртуозный характер танца, эмоциональный накал наиболее точно передает скрипка. Именно для этого инструмента писали свои тарантеллы    Н. Леви, Ю. Фалик, А. Эллертон, М. Поплавский, А. Комаровский, и их часто используют в своей педагогический практики преподаватели детских школ искусств.

«Тарантелла» Г. Купера достаточно объемна по содержанию, однако в данном сборнике изложена в сокращении.  Она написана в простой трехчастной форме. Окончание репризы отличается от первой части сжатым изложением (отсутствует эпизод, завершающий первую часть на доминанте) и утверждающим основную тональность кодансовым оборотом, изложенным в более низком регистре.

Тональный план соответствует классическому построению пьесы. Первая и третья части написаны в тональности соль минор, а средняя часть – в параллельной тональности Си бемоль мажор. Тональный план не отягощен модуляциями, исключение составляет небольшие отклонения в первой и третьей частях в  тональность ре минор и  Фа мажор  в средней части.

Как было указано выше, тарантеллы писались в основном  в размерах 3/8 и 6/8. Однако характерное непрерывное движение триолей прослеживается только в аккомпанементе, скрипичная партия в начале первой и третей частей отличается прерывистой пульсацией (за счет восьмой паузы на вторую длительность из триоли). Ритмической особенностью также является соединение слабой и сильной доли лигой.

Кульминации первой  и третьей частей классические, с характерным не прерывным движениями триолями скрипичной партии, сопровождающимися аккордами на первую и вторую долю в аккомпанементе.

В средней части меняется ритмические изложение. Оно становиться менее интенсивным и более певучим. Смена характера происходит за счет увеличения длительностей.

Для раскрытия художественных образов пьесы желательно, чтобы учащихся владел следующими навыками:

- подвижное интонационное мышление;

- грамотные свободные переходы;

-  определенная штриховая палитра;

-  объем знаний и умений для произведений танцевального характера.

Задачи интонационного порядка I-III частей сводятся, прежде всего, к точной интонации полутонов при смене различных позиций. Это имеет определенную сложность, так как в быстром темпе могут возникнуть проблемы с мгновенной перестановкой пальцев левой руки в зависимости от встречных знаков.

Выбор пьесы обусловлен устойчивым навыком владения не только первой, но  второй и третьей позициями. Крайние части предполагают в основном исполнение мелодии в третьей позиции. Задача смены позиций в ряде мест происходит во время пауз, что облегчает технику исполнения переходов. Второй эпизод первой части построен на нисходящей секвенции, которая требует аналогичной смены позиций:

Задача заключается не только в точном попадании на первый звук нижележащей секвенции, но и в быстрой смене положения первого-четвертого пальцев в различных полутоновых соотношениях.

В средней части определенную трудность составляет место, где переход из первой в третью позицию с интонированием полутона осуществляется через открытую струну.

Здесь учащийся должен проявить навык как интонационного предслышания так и тактильных ощущений фаланги третьего пальца в третьей позиции на струне «ля» (нота «фа» второй октавы).

В ряде мест есть нюансы аппликатурного плана, так например:

Работа над эпизодом воспитывает нестандартное аппликатурное мышление, которое в дальнейшем формирует у ребенка навык прочтения технических мест  произведений рациональной аппликатурой.

Внимание учащихся следует привлечь к работе над распределением и сменами смычка. В правой руке стоит также методическая задача – проведение работы над различными видами бросковых штрихов. Штриховое изложение начала темы требует умения изменять скорость движения смычка в зависимости от длительности последующего звука.

Сложность заключается в том, чтобы добиться одинаково ровного отрезка смычка с требуемой остановкой, которая  легче выполняется  при движении смычка вверх, нежели вниз. Построение фразы кульминации требует в тоже время увеличение данного отрезка с последующим акцентом на сильные доли.

При переходе на непрерывное движение триолей необходимо добиться одинакового по качеству исполнения акцента на первую ноту триоли независимо от направления движения смычка.

Не секрет, что акцент вниз  смычком дается учащимся легче, нежели вверх (требуется компенсировать отсутствие веса колодочки). Работа указательного пальца должна быть особенно активно при выполнении акцента вверх смычком.

Совершенно иные задачи в распределении смычка встанут при исполнении средней части.  Штрих легато требует переключения от моторной первой части на точное распределение смычка в кантилене.

 Построение фразы требует экономии  в определенной части смычка с последующим увеличением или уменьшением его скорости.

Главная задача в раскрытии художественного образа «Тарантеллы» -  придерживаться рекомендуемых темпов. Бросковый штрих  в комбинации с выразительной акцентировкой, разнообразной динамической палитрой от пиано до фортиссимо определяет принадлежность пьесы к танцевальному жанру.  Лирическая середина, характеризующаяся более долгими длительностями, штрихом легато, музыкальным термином dolce (нежно) вносит  контраст, связанный с женским танцевальным образом. Заключительный период  пьесы выдержанный на динамическом оттенке фортиссимо с мощным аккордовым окончанием завершает картину народного гуляния.

Велико значение танцевальных жанров в укреплении и развитии основных технических навыков, воспитании культуры звукоизвлечения у начинающих исполнителей. При подготовке к публичному выступлению важно не только выучить пьесу, но дать определенный эмоционально-психологический настрой, который позволил бы ученику выдержать темповые требования, донести энергетику произведения и образное содержание. Важно, чтобы исполнитель и концертмейстер были объединены одной художественной задачей, выраженной требованиями  одинакового мышления в вопросах артикуляции, динамики, агогики.  Необходимо неоднократное  прослушивание на той сценической площадке, где в дальнейшем будет происходить публичное выступление, что придаст уверенности на концертном выступлении учащегося, позволит обрести сценическую свободу, выявить акустический баланс между солистом и концертмейстером.