Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей средствами фольклора»
Импровизация песенного поэтического текста потребует больших усилий и от учителя, и от учеников. Здесь мало решить , что может быть описано в тексте, как будут развиваться те или иные события. Дети должны освоить нормы временного звучания песенной речи в исходном материале, понять, как долго может звучать каждое пропеваемое слово.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Импровизация песенного поэтического текста и напева.
Импровизация песенного поэтического текста потребует больших усилий и от учителя, и от учеников. Здесь мало решить , что может быть описано в тексте, как будут развиваться те или иные события. Дети должны освоить нормы временного звучания песенной речи в исходном материале, понять, как долго может звучать каждое пропеваемое слово. Во-первых, для этого нужно ощутить ритмический «пульс» песни. Это будет « стержнем», объединяющим коллектив импровизаторов, создающих свои индивидуальные варианты текста. Во- вторых, посчитать, сколько пульсирующих единиц - слогов приходится на каждую строчку имеющегося текса ( столько же должно быть и во вновь сочи-ненном)-так определится ритмическая форма сочиняемого текста.
В качестве примера мы приводим вариант работы с детской песенкой. Предлагаемый путь:
- ритмичное произношение слов
- подсчет слогов ( эти задания выполняются всей группой, её частью или
индивидуально. Важно, чтобы память каждого ученика прочно зафиксировала
слогоритмическую форму песни) - анализ конкретной песенки ( строчка, сочиненная учителем, станет на
глядным примером для детей « Хвостик у кота беленький...» )
Каждая новая удачная фраза обязательно должна быть повторена всеми учениками.
Привлечь внимание каждого ребёнка к новым вариантам и помочь ему самостоятельно их воспроизвести - значит включить его в активное творчество. Успех ожидает каждого, пусть не на первом занятии, а на втором, третьем... Главное- не оставить в группе инертных, равнодушных созерцателей происходящего. В конце концов все дети с удовольствием включаются в сочинение текста. Так приятно каждому слышать в песенке и свою строчку:
Шерстка у кота гладкая,
Когти у кота острые,
Язык у кота розовый,
Глазки у кота зоркие
Любит кот играть ботинком... Любит кот гулять во дворе ...
Импровизация текста может успешно сочетаться с рассказом учителя о каком- либо песенном жанре или обряде. Например, о зимнем коледовании, когда все колядующие обращаются со словами приветствия к своим друзьям, односельчанам и поют песню- щедровку «Ходи, Олечка.»
Хо- ди , О - леч- ка , с на-ми гу-ля- ти
Основной текст здесь обязательно будет перемешиваться с постоянным припевом «Добрый вечер!»
Доб- рый ве- чер
Запомнив ритмическую форму, дети сочиняют продолжение текста:
Подружки мои, За песни - блины Добрый вечер!
Пойду я гулять С вами щедровать. Добрый вечер !
С вами щедровать, Песни распевать. Добрый вечер!
У первой избы За песни - блины Добрый вечер!
У второй избы Пряники даны. Добрый вечер!
У третьей избы Леденцы даны Добрый вечер!
При варьировании напева детям пригодится ранее приобретенные навыки творческой работы с текстом и движением. Ведь им предстоит комбинировать известные и вновь осваиваемые фольклорные художественные элементы, создавая из них сочетания, отвечающие заданным требованиям.
На начальном этапе важно сочинение выразительных ритмов , попевок, песен на органиченном количестве ступеней. И здесь мы можем использовать дидактические игры в звуке. Такие игры помогают освоить азы звуковой комбинаторики, налаживают общую координацию детей, вырабатывают у детей активную реакцию на услышанное и увиденное.
В качестве примера рассмотрим варианты нескольких таких игр.
Игра №-1. Структура игры:
- с помощью общепринятой системы относительной сольмизации обозна
чить название звуков: «зо» показываем, развернув ладонь «к себе», «ви»- ла
донь раскрыта вниз - ведущий ( им становится по очереди каждый ученик, показывает и назы
вает звуки в любом порядке( зо, ви, ви, зо, зо ...)
- произносить название звуков на удобной всем высоте
- выучить слова в песенном ритме ( текст подбирается из детского фольк
лора)
Уж ты, ко-тя- ко- ток, ко-тя се- рень- кий хвое- ток...
При импровизации поэтического текста используется декламация в ритме песни. Слогоритмическая структура песни служит организующим звеном исполнения и варьирования напева. Выученный ритмотекст исполняется в разных вариантах:
Если к двум освоенным звукам «зо» и «ви» добавить третий - «Ра», можно проводить те же игры в немного усложненном виде.
От дидактических комбинаторных игр можно перейти к варьированию простейших напевов.
Сначала за основу берутся народные партитуры. Общий звуковой объём которых не превышает терцию, причем внутри каждого построения - попевки возможно произвольная последовательность звуков, но обязательно приведенная в конце к опорному тону.
Примером может служить один из вариантов разучивания песни. Последовательность действий следующая:
- освоить ритмотекст песни ( группа декламирует его ритмически четко,
точно, выразительно, по возможности сопровождая несложными движениями,
помогающими воссоздать эмоциональный настрой песни ( это может быть
движение руки, поклон, притопы и т.д.) - пропеть звуки- ступени, которые могут быть задействованы в будущей
партитуре ( особое внимание уделяется главному звуку- опорному тону песни.
При необходимости можно расшить диапазон песни ):
Важнейшим этапом в подготовке детей к варьированию напева становится последовательное пропевание всех слов песни на один, другой, третий, может быть и четвертый вариант напева заранее подготовленные учителем. Ни в коем случае нельзя выделять какой-либо «ведущий», «главный», «первый» голос
( всем непременно захочется петь именно его). Нельзя пытаться заучивать по-певки, уделяя неравномерное внимание тому или иному варианту. Оптимальный режим работы таков:
- пропеть весь текст до конца на один мотив
- предложить иной вариант мотива, показать группе пропевая текст полно
стью
На этом же или на следующем занятии ( зависит от группы, сложности осваиваемого материала, общих планов...) переходим к следующему этапу работы. Следует обратить внимание детей на то, что все варианты ритмически одинаковы, заканчиваются они опорным тоном и не выходят за пределы заданных звуков. «Где бы ни гуляли, по каким дорожкам ни ходили - все приходят в один домик». Затем каждому необходимо поискать свою звуковую «дорожку», назначая общую встречу «в домике»-на опорном тоне песни.»
Каждый удачно найденный вариант обязательно повторяется всей группой ( аналогия с импровизацией поэтического текста). Если детям трудно ориентироваться в звуках, для наглядности используем ручные знаки системы относительной сольмизации. Иногда только с помощью этих знаков поймешь, какой вариант придумал ребёнок- мысль его посетила, а передать её голосом он ещё не может.
Полученные варианты исполняются поочередно сольно и всей группой в унисон в течение нескольких занятий.
Затем все сочиненные варианты объединяются. Детей охватывает радостное изумление, когда на смену разноголосому звучанию (подчас удается добиться, что у каждого ученика звучит свой собственный вариант) приходит общий унисон - опорный тон в конце строфы. Такого рода « пробы объединения» вариантов повторяем неоднократно, на нескольких занятиях, добиваясь свободы, осознанности и точности интонирования.
Затем- заключительный этап варьирования и творческого поиска собственной партитуры песни. Коллективно, под руководством учителя отбираются несколько вариантов; которые будем считать обязательными для «нашей песни». К их исполнению дети привлекаются в соответствии с желанием и испол-
нительскими возможностями ( кто- то споет пониже, кто- то- повыше, попроще, посложнее...). Непреложно правило: закрепление отдельных вариантов вовсе не отменяет поиска новых, ещё более удачных и характерных для осваиваемого песенного стиля в целом и данной песни - в частности. Учитель и далее последовательно повторяет все этапы вариативного метода. Это необходимо для того, чтобы песня воспринималась живо, творчески и постоянно служила источником активной художественно- созидательной мысли.
О- сень, о - сень, в гос- ти про- сим !
О- сень, о- сень, погости не- дель во- семь
Подготовленные учителем варианты:
Сочинения детей:
Вариативным методом можно разучивать песни различной жанрово - стилевой принадлежности . Важно при этом соблюдать основные мелодические, ладовые, ритмические и фактурные закономерности5.
Творческая импровизация на основе текстов песен и их характеров
Самым высоким уровнем творческого осмысления, происходящего в отношениях с русской народной песней, является импровизация, свободное владение ситуацией на основе глубоких знаний текстов песен и их характеров. На такой уровень слаженности становится возможен только в случае, если ученики уже настолько благодарны друг другу за соучастие в песне, что научаются слышать другого и уступать ему.
В качестве примера такого сотрудничества назовём фольклорный спектакль «Круговорот», составленный из песен, тексты которых отражают важнейшие праздники календарного цикла ( см. приложение). Когда перечень песен составлен, один-два спектакля могут составляться в педагогом в качестве ведущего: он делает словесные связки, всякий раз импровизируя, не повторяясь, но четко следуя направлению, заданному песнями.
Желательно знать, как варьируется песня народными исполнителями — мастерами.
Спустя некоторое время можно в качестве рабочего варианта на уроке предложить детям, попробовать свои силы. Во-первых, им предстоит потренироваться, перебрав возможные варианты связок между песнями. Таких вариантов будет много, но, они завязаны на конкретные тексты.
Во-вторых, каждый из вариантов уводит в сторону своего сюжета, и всем предстоит почувствовать это и пойти вслед за тем человеком, который первым выскажется, заполняя паузу диалогами.
В-третьих, самое сложное-нужно настроить себя на то, чтобы обрадоваться любому варианту и поучаствовать в нем. Предположим, что закончилась одна песня и следующая диктует свои условия. Та девушка, которая по окончании первой песни начнет говорить слова, связывающие всё во едино, должна оказаться в центре внимания. Все участники представления обыгрывают её слова жестами, своими репликами, мимикой.
И ни в коем случае не досадуют на то, что не они взяли слово. Это воспитывает и смирение и любовь: тот, кто говорит, мой друг, и я своим согласием и участием подтверждаю то, что готов прожить вариант жизни, предложенный говорящим. Подтверждаю свою готовность оказаться через некоторое время на его месте и жду, что меня тоже, поддержат.
Конечно, имеет смысл предварительно говорить условия солирования:
- желательно, чтобы реплик было не больше двух-трёх;
- подать их следует эмоционально;
- они должны соответствовать смыслу песен;
- они могут способствовать развитию сюжета;
Это технический момент. Но несомненно, здесь присутствуют и психологические установки:
- позволить начавшему говорить, даже если тебе есть,
что сказать; - поддерживать говорящего;
- быть внимательным ко всем, чтобы почувствовать, ко
гда можешь сказать свою реплику;
- остаться спокойным, даже если ни разу этого не уда
лось сделать;
- быть благодарным всем за то, что тебе позволили ока
заться в новом сюжете с теми же самыми песнями.
Умножение радости через самовыражение и доставление радости другим-вот главное ядро совместной работы. Все непременно получится, если мы будем слушать и слышать друг друга, а фольклор учит этому просто замечательно. Постоянная поддержка в группе, особенно того, кто сейчас в центре сюжета, и многое другое обеспечивает оптимальные условия для терапевти-рования в рамках построения перфоманса. Это случай( вариант комеди-дель-арт) позволяет выработать редкое чутьё собственного места в общем представлении.
По словам известного русского философа В.И. Соловьева « дух человека состоит из трёх частей- воли, разума и творчества. Невозможно возрастать духовно, не развивать хоть одну из них. Так, через творческий поиск и дети, и взрослые пытаются достичь и достигают высокий уровень импровизации, на чем, по сути, всегда и строились народные песни, передаваемые из уст в уста, от дыхания к дыханию.
Наша цель-не чистое исполнительство, позволяющее примерять песню, как красивое платье, а вхождение в мир песни и пребывание в нем. Даже можно сказать, обмен мирами, когда песня становится нами, а мы- песней. Только при этом условии вы увидите восторженные лица слушателей и почувствуете страстное желание окружающих петь вместе с вами. Только тогда красота созидания объединит своими волнами всех, кто ему сопричастен.
Песенно- игровой фольклор в творческой деятельности ребёнка
Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями
младших школьников, которые подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, как нельзя кстати приходятся игры.
Начинать лучше с самых доступных форм творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определёнными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по- своему.
Например, в песенке игре «Ходит по двору петух» дети становятся в круг. Изображающий петуха важно вышагивает в центре круга. На слова: «Под окном стоит»- останавливается перед тем, кого выбрали , «хлопает крыльями», после текста «на весь двор кричит»- громко кричит по-петушиному., а затем меняется местом с избранным. Вся игра повторяется. Каждый новый «петушок» решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим. Выбирая себе замену , он поддерживает ход и темп игры, эмоционально определяя её развитие или угасание.
Ещё ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки « Дрема» . Он сидит в центре круга, сначала « дремлет» , затем «просыпается»- все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой , пластикой движений. Наконец Дрема выбирает себе замену, усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам.
Широким полем для детской фантазии являются такие песенки, как «Стоит в поле теремок». Текст здесь почти повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо- зверек, птичка- кто только вспомнится, тот и пойдет поселяться в теремок, в дружную семью его обитателей. Каждый ученик изображает своего героя, пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги- каждый раз творческая мысль ребят порождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений.
При импровизации движений детям достаточно проявить наблюдательность, смекалку, припомнить ранее слышанные сказки, виденные фильмы, спектакли, то есть опереться на имеющиеся знания и развивать навыки их творческой интерпретации.
При изучении песенного фольклора в начальном звене неоспоримо важное значение имеет работа с ритмом. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словами. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства игр- народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения ( интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текса в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, поскок, переменный шаг.
Паровоз.
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садись скорее,
Прокачу: чух, чух!
Исходное положение. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.
Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперед. Текст произносится очень четко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а также следить за тем, чтобы шаг был коротким, не шаркающим.
Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагончиков и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту», который дается взрослым, дети снова садятся в поезд и едут до следующей остановки. Игра развивает воображение и творческие способности детей.
Две тетери.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели
Ш-ш-ш-ш-ш
Исходное положение. Играющие стоят, взявшись за руки: за кругом- двое детей, изображающих тетерь, и ребёнок, изображающий охотника.
Ход игры. На текст первых двух строк дети выполняют ритмичные полуприседания и раскачивают руками вперед-назад. На третью и четвертую строчки текста в круг поскоком « влетают тетери», присаживаются, «клюют» и улетают. «Охотник» догоняет «тетерь». С окончанием текста дети, стоящие в кругу, поднимают руки вверх и имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.
Текст должен произноситься протяжно, очень выразительно. В ходе игры совершенствуются пружинящие движения ног, легкого поскока, стремительного бега. Очень пластичными и выразительным должны быть «крылья» у «тетерь» и руки- веточки у детей. Эта игра, как и предыдущая развивает у детей творческие способности.
Творчество в работе с глиняными игрушками — свистульками.
При ознакомлении с фольклорными традициями русского народа одним из способов развития способность творить будет работа с глиняными игрушками - свистульками, самый лучший вариант- с изготовленными собственными руками. Другой вариант - кугиклы, жалейки, рожки и проги.
Освоение звука посредством музыкальных инструментов ( в частности, свистулек) позволяет услышать, узнать, полюбить в начале один звук, потом ощутить расширение мира за счёт появления второго звука и его взаимодействия с первым и, наконец, добавить объем и многоплановость с появлением третьего звука.
Работая в течение некоторого времени только с одним звуком, удается сделать важное открытие: внутри одного звука мир так же полон и сложен, как и вся вселенная вокруг. Чем тоньше научиться человек чувствовать мир и звук как часть себя и мира, тем сильнее и глубже будут развиты его чувства, а значит, он будет иметь более богатый внутренний мир. Богатство же внутреннего мира при свободе самовыражения позволяет беспрепятственно обмениваться этими богатствами людям, тем самым умножая красоту и добро во вселенной.
Позднее составление простейших мелодий двух- трех звуков даст представление о широкой вариативности результата при одних и тех же исходных данных. И в самом деле, наиболее древние из дошедших до нас обрядовых песен составлены именно на основе двух- трех нот. Парадокс заключается в том, какими сложными они нам кажутся при звучании.
Часто для детей песня бывает сложна. Когда она же наконец освоена, то можно обратиться к нотной записи. Настоящее удивление выражается на лицах и детей и взрослых ( конечно, если они без музыкального образования), когда они узнают, что пели всего три звука.
- Использовать свистульки как ведущий группы, так и её члены могут в са в качестве ритмической иллюстрации при работе с ритмом (
один играет, остальные повторяют); - при работе со звуковысотностью ( ведущий на разных иг
рушках дает звуки различной высоты, а члены группы ищут требуе
мый звук, внимательно вслушиваясь или привлекая к игре на сви
стульках других); - при работе с длительностью нот ( кто-то играет, кто-то счи
тает, другие же пробуют воспроизвести на своих свистульках услы
шанное); - при сочинении простейших мелодий и иллюстрировании их
рисунком или рассказом ( возможен и обратный вариант: по рисунку
или мини- рассказу сочиняется мелодия);
- в качестве музыкальных инструментов в оркестре;
- в качестве самостоятельного ансамбля свистулек ( что
весьма сложно из-за трудностей с подбором созвучий).
Удивительные возможности увлечь даны педагогу, который сам прошёл эту школу познания звука и весь горит восторгом открытия. Трудно отрицать, что успех педагога напрямую зависит от степени его искренней заинтересованности в том, что он делает , и включенности в процессе.
Если педагог во время занятия только дает указания, проводя те или иные упражнения, а сам остается в стороне- не поёт вместе с детьми, не зажигает их своим задором, не дополняет своей неповторимостью, то дистанция между ним и его учениками постепенно превращается в пропасть.
Совершенно нереально представить себе ведущего группу песенного фольклора, который стоит в стороне, только создав условия для работы группы. Если не продемонстрировать настоящий открытый звук, то не получится тот результат, который мы ожидаем. На нужные вибрации требуется настроить, а для этого приходится поработать камертоном, задавая на первых порах и тон, и высоту. И силу звука.
Вести за собой может только тот, кто идёт. Кто не пребывает в уверенности, что достиг вершин, а продолжает непрерывно развиваться и не боится в этом сознаться.
Когда дети уже знакомы, к примеру с цепной формой построения текста, они без труда могут сочинить собственный текст , и подключить к пению всю группу. Внимательно слушающие поющего помимо «вхождения» в песню в виде подспорья имеют ещё и цепную форму: они легко запевают, услышав окончание строки- ведь именно с этих слов все и начнется.
Позже, в средних и старших классах, творческий момент будет необходимой составляющей при выстраивании композиции к праздникам или зачетному уроку, когда участие детей в работе играет главную роль.
Творчество при игре на музыкальных инструментах.
В работе с фольклорным коллективом можно использовать народные инструменты, которые дают широкую возможность в развитии творчества учащихся.
В данной случае мы говорим о самых разных инструментах и способах их применения на практике с детьми.
Игровое задание «Заинька , серенький» развивает чувство ритма и творческие способности.
Взрослый сажает ребёнка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:
Заинька, серенький в гости пошёл, Заинька, серенький ложки нашёл ( Поднимает с пола деревянные ложки) Ложки нашёл да к дому подошёл. Тук, тук, тук.
Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто?
Ребёнок: А я волчишка, серый бочишка.
( Ребёнок может назваться лисичкой, лягушкой, мышонком.)
Взрослый: Ты. Волчишка, серый бочишка, выходи.
Да смело в ложки стучи!
Взрослый передаёт ребёнку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком- либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребёнка.
Гроза
Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, ещё при первом знакомстве с соответствующими инструментами, рассказать детям о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Затем задаём им вопрос: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью ? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?»
Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель ( играть тихо на треугольнике), входит в силу и постепенно прекращается ( можно изобразить и внезапный дождь).
Затем находим, как сделать порыв ветра ( маракасы, погремушки), молнию ( удар металлическими палочками по тарелкам).
Подготавливает «сценарий»: сначала- порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивание их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельно громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картинке. Важно соблюсти меру, чтобы картина не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитие им «грозы» дирижирует взрослый, показывая каждому ученику вступление, изменение темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома ( барабаны). Постепенно они приближаются ( обычно гром постоянно не гремит, поэтому и ба рабаны вступают периодически.) После первых раскатов грома падают редкие капли дождя ( треугольник), вот они зачастили и превратились в ливень.
Ветер усиливается: к маракасам присоединяются тарелки и бубен- пальцами обеих рук поочередно по мембране ( также от тихого звучания до громкого) . Наконец сверкает молния: тарелки и трещотка .
После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке.
Отзовись, кого зовут.
Предварительно дети по очереди называют свои имена, а взрослый, четко повторив каждое, прохлопывает его ритм; дети учатся делать так же. Замечаем, что в тем именах, где два удара, сильнее то первый ( Ю-ра, Ка-тя), то второй (Бо-рис, И-ван), в других именах по три удара с акцентами на первом (Ма-шень-ка), втором (Ни-ки-та) или третьем (А-лек-сей); есть имена на которые приходится четыре хлопка (А-на-то-лий) или - редко -один (Глеб).
Составляются группы детей, имена которых прохлопываются одинаково. Взрослый должен заранее определить такие сочетания имен конкретных детей, которые будут участвовать в игре, чтобы получились двустишия ( четверостишия), желательно рифмованные.
- Оля, Катя, Галя, Дина,
Витя, Юра, Коля, Дима. - Вадим, Денис,
Иван, Борис
З.Юленька, Машенька, Зоечка, Сашенька
4. Никита, Ванюша, Алеша, Танюша,
Елена, Ирина, Надежда, Марина и т.д.
Затем дети берут в руки инструменты-любые ( но можно договориться, что у девочек будут более нежные по звучанию, у мальчиков- более громкие )- и располагаются вокруг взрослого.
Взрослый называет по очереди детей, а те отвечают ( каждый на своём инструменте) в соответствующем ритме с заданной взрослым динамикой, характером и темпом. Взрослый может «проговаривать» подряд по два или четыре имени одного ритмического рисунка, тогда все названные отвечают вместе.
Изменения темпа, которые предлагает взрослый, заставляют детей быть внимательными.
Другой вариант этой игры заключается в следующем. Дети располагаются по кругу спиной к центру, в центре взрослый с набором музыкальных инструментов, знакомых детям. Взрослый называет детей в произвольном порядке. Каждого ребёнка должен позвать свой инструмент, регистр или свой прием игры ( об этом договариваются заранее). Одним инструментом можно звать детей с разными по ритму именам ( Саша, Лариса, Михаил, Анатолий). Игра проходит интереснее, если вызывать некоторых детей по имени и отчеству. Тот, кого позвали, поворачивается лицом в круг и остается там, если угадал. Игра продолжается, пока не повернутся все лицом к центру.
Ритмические спектакли.
Такие спектакли - условия приобретения вначале напряженного, а позднее свободного вслушивания в работу других членов групп, умения вовремя и уместно вступить в общий ритм и прозвучать в нем слаженно. Их можно строить, отталкиваясь от конкретной музыки, можно оформлять именно фольклорными песнями. Поначалу необычно и интригующе выглядят ритмические спектакли, проводимые в полной тишине. Бесспорно, что лучшем помощником в их подготовке и проведении будут фантазия и трудолюбие.
Одним из вариантов ритмического спектакля может служить любое из музыкальных произведений, в котором задействовано несколько инструментов. Членам группы раздаются роли инструментов, выучивается ритмический рисунок каждого из них. После нескольких репетиций готовое мини- представление может быть показано как на фоне музыки, так и в качестве самостоятельного ритмического упражнения.
Можно ритмический спектакль строить на основе какой- либо литературной зарисовки, в которой присутствуют звуковые ритмические моменты- лай собак, журчание ручья, стук колес и другие. Разученные ритмы интересно ложатся на чтение рассказа, тем самым иллюстрируя происходящее. Дети необыкновенно легко втягиваются в работу, бывают увлечены ею не только до представления, но и после него, сочиняя собственные варианты.
Дети более старшего возраста начинают иначе слышать окружающий мир. Он становится богаче в звуковом оформлении, его звучание отличается яркость, которой прежде не было. Они теперь умеют в общем шумовом фоне выделять заданные звуки, отслеживать их движение и жизнь в развитии. Это позволяет иначе слышать и симфоническую музыку, переключая сознание со звучания одного инструмента на другой, « путешествуя» внутри оркестровых взаимоотношений.
Такие «путешествия» являются не чем иным, как сиюмоментной идентификацией себя с избранным инструментом , что влечет за собой преобразование сознания в направлении его обогащения. Характер инструмента соответствует определенному характеру человека, и влюбленной в гобой порой совершенно равнодушен к скрипке, а играющий на гитаре спокойно относится к трубе. Расширение же сознания за счёт трансперсональных упражнений позволяет приобретать или открывать в своем характере всё новые и новые черты и стороны. Куда более как верно можно сказать: «Познай самого себя, и ты познаешь Богов и Вселенную».
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
Спектакль как синкретический вид творчества
Исполняя песню, даже если она стала мини-спектаклем, главное не забыть, что поём песню. Легко отплясывая или водя хороводы, мы соединяем движение с песней и снова создаем мини- представление. Однако в том и в другом случае мы помним: это песня, а это танец.
И не надо долго искать форму, соединяющую в себе все направления- песня, танец, прибаутки, приговорки. Такой формой является спектакль, народная драма, как называют её искусствоведы.
Такой вид творчества очень близок ребёнку. Это Объясняется двумя основными моментами: во-первых. Драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
«Драматическая форма изживания впечатлений жизни,- говорит Петрова. -лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребёнком в подражательной форме. Для неосознанных душевных движений ( героизм, отвага, самопожертвование) силою инстинкта и воображения ребёнок создает те положения и обстановку, которых не дает ему жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.»
В драматической форме, таким образом, сказывается с наибольшей ясностью тот полный круг воображения, о котором говорили мы в первой главе. Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию,
к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление.
Другой причиной близости драматической формы для ребёнка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом, между прочим, и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют и подготавливают пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой- нибудь готовый литературный материал. Это- словесное творчество людей ( детей) , нужное и понятное самим им, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все-от занавеса и до развязки драмы- должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребёнку.
Как уже указано, вокруг постановки тогда сложатся и сорганизуются самые разнообразные виды детского творчестваб технического, декоративно-изобразительного, словесного и драматического в полном смысле слова. Самоценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что моменты вспомогательные, как, например, техническая работа по изготовлению сцены, приобретают для детей значение ничуть не меньше, чем сама пьеса и игра. Пьесу, нужно предоставить детям делать и всю материальную
обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же и цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребёнку. Ребёнка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых прямо перенесенные на детскую сцену; ребёнок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом её, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребёнком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающие на долю ребёнка со стороны взрослых.
Так же точно как дети, для того чтобы писать литературное произведение, должны понимать для чего они пишут, должны сознавать цель этого писания, так же и спектакль детей должен быть осмыслен для них определенной целью.
Такой спектакль-игра очень близко подходит к драматизации, настолько близко. Что часто границы между тем и другим совершенно стираются. Такие спектакли рождаются накануне какого- либо из праздников. Не зря сказано «рождаются», поскольку наши ученики не пользуются готовыми сценариями, составленными посторонними людьми, далекими от живого пульса, происходящего на занятиях. Сценарии именно рождаются и активное участие детей в этом процессе обеспечивает неизменный успех, а также восприятие созданного ими сценария и спектакля, как родного детища.
Это творчество уже более высокого уровня, поскольку включает в себя умение видеть немного вперед. Ощущать характер и уместность той или иной песни, создавать текст ( часто поэтический, а также укладываться в заданные временные рамки.
По сути, создание спектаклей-результат многочисленных сессий, в ходе которых по крупицам собиралось то малое, что станет большим и, как правило удачным представлением. В этом перфомансе соединяются звук, ритм, движение, музыка, пение, образы, актерская игра и многое другое. После спектакля совершается радостный сброс, и даже дышится иначе. Когда мы все целуемся
и меняем сценические костюмы на привычную одежду, происходит преображение: мы видим счастливые глаза друг друга и понимаем, что стали ещё ближе.
Есть несколько путей к созданию фольклорного спектакля, они универсальны для любой сходной ситуации.
Первый-от задуманного педагогом. Он преподносит песни, направляет их интерпретацию, разучивает их с группой, направляет мысль на нужное русло. Тогда участникам группы остается работать только внутри песенного пространства, ища наиболее удачное расположение песен в композиции. Песни заранее оказываются объединены общим смыслом, направленностью, которые были предусмотрены педагогом в соответствии с его замыслом. Требуется лишь построить межпесенные диалоги, что, как правило, труда не представляет.
Второй путь отмечается тем, что педагог сознательно уходит от заданно-сти и разучивает с членами группы весьма пестрые по содержанию и характеру песни. Вот тогда-то и начитается настоящее творчество, так как сначала бывает трудно даже предположить последовательность песен в композиции, возникает множество вариантов.
После того, как группа выполняет задание, выстраивая ту или иную последовательность песен, все варианты рассматриваются с точки зрения:
- логики расположения;
-оригинальности хода;
-очевидности завязки. Кульминации, развязки- то есть сюжета;
- возможности возникновения интересных диалогов.
В конце концов мы выбираем тот вариант, на который согласно большинство участников создания композиции. Например, вот так выстроились песни после обсуждения:
- Святочные гадания.
- Колядка «По улице новенькой».
- Лирическая «Гулюшка».
- Застольная «И туда горы, и сюды горы».
- Рекрутская «Дорожка.»
- Лирическая «В нас по улице туман.»
- Шуточная «А кто в этом во дому.»
8. Корильная «Наша Манечка.»
9. Величальная «А и кто ж у нас.»
10. Плясовая «У нас в обеде.»
Тексты всех песен членами группы хорошо известны. Поскольку песни так или иначе должны отражать развитие сюжета, то при построении межпесенных диалогов желательно учитывать :
- название песни;
- смысл её первой строчки;
- смысл последней строчки.
Но сюжет нам ещё не известен. Мы его не придумываем, его нам подсказывают тексты песен. И когда выстраивается последовательность песен, в голове складывается сюжет. Нужно обратить внимание на жанры выбранных песен в том расположении, что представлено выше. Ничего не зная о текстах, любой скажет: нагадали-встретились-просватались-в солдаты забрали- потосковали- встретились- повенчались.
Остается только уточнить, построить межпесенные диалоги, в которых эта конва обличается в плоть словесную.
Направление диалогов подсказывается последней строкой предыдущей песни и первой строкой последующей. Например, святочные гадания заканчиваются песенкой «Ой, узды звенят, жениться велят.»
Далее идут такие слова:
- Вот погуляем то на Настькиной свадьбе,
-Это какой жених, попадется! А то глядишь, наплачешься!
- Девки, девки! Смотрите, каков красавец гоголем выхаживает!
- Может, невесту ищет?
Следующая песня начинается со слов: По улице новенькой. Шёл Ванька молоденькой, Неженатый, холостенькой!»
Таким образом, диалог связывает песни, готовит слушателей к восприятию их текста, иногда даже просто рассказывает о том, что происходит в песне.
Когда идет коллективная работа, для членов группы важно чувствовать, что каждый из них внес свой вклад в общее дело, не остался в стороне. Вот почему в начале предлагается составить диалоги самостоятельно- это может происходить дома, а может- во время занятия.
Затем по каждому отдельному блоку композиции зачитывается и обсуждаются все составленные варианты диалогов. Часто они одинаковы по смыслу, но отличаются стилем, формой и дают возможность выбора.
Выбрав наиболее приемлемый вариант, все записывают уже окончательный сценарий композиции. Теперь он есть у каждого и для разучивания своей роли, и для осмысления спектакля в целом. Последнее весьма важно, так как, пока дети не « держат» весь сюжет, они не чувствуют своего места и часто не говорят вовремя своих слов.
Работа с диалогом оказывается работой по выстраиванию общения со сверстниками, с учителями, с народной историей и вековыми традициями. Сделать акцент на научении построению диалогов- значит дать в руки детям волшебную палочку, по мановению которой они всегда легко будут находить способ общаться с любым человеком. Умеющим строить межпесенные диалоги всегда будет помнить и думать о том, что сказано до него, что будет сказано после него. В соответствии с этим он учится гармонично вписывать свое «я» в конкретную жизненную ситуацию.
В качестве примера мы приводим сценарий фольклорной композиции «У Настасьи, У Ивана» и несколько сценариев фольклорных праздников : «Святки» и «Встреча весны».
Иногда связки в сценарии выступают игры, стихи, считалки, скороговорки, распевки. Они органично вплетаются в канву оющего сюжета, наполняя его самобытностью диалектов, весельем и непосредственностью народного стиля.
После разучивания ролей и постановки мизансцен остается отрепетировать и немного «почистить» песни. Здесь действует закон : всё в меру стоит только переборщить с количеством репетиций - и спектакль может умереть. Принято
думать, что по - настоящему ценным находки бывают тогда, когда спектакль обкатывается на публике, пусть даже зрители- это свои же учителя и родители, а репетиция часто не приносит результата удовлетворения, в то время как при выступлении даже из ошибок можно почерпнуть много полезного.
Работа со спектаклями позволяет человеку расти в собственных глазах, а главное- учит доставлять удовольствие другим, дает радость от проживания народной песни.
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО СПЕКТАКЛЯ «КРУГОВОРОТ».
Выходят девушки с куклой и с песней «Хведора».
- Зиму грозную прогоняючи, златыми ключами ее запираючи, широкой
масленицей встречаем весну! - А как снег с полей посойдет, да поле в зеленя оденется, запоют птички
Божий, лето встречая.
Зязюлечка
- И зазвенят голоса девичьи, засверкают глазки, высматривая милого- раз
любезного, надежу свою !
- А где как не в хороводе присмотреться друг к другу?
Как по травкам
- Перед Троицей на Семик, в русальную неделю берегись: защекочут мав-
ки, закружат, уведут ! - Аи , не лучше ли их добром задобрить?
- Аи, не справнее ли пирожком умаслить ?
На гряной неделе
- Оставь дела свои, молодушка, мужа милого да деток малых!
- Отправляйся в родимый дом, где на Троицу батюшка ждет.
- Он ждет, да ждет, дожидается, слезами обливается...
Калинушка
- Загляделась красна девка на ясна сокола, призадумалась...
- Дождалася темной ноченьки, да и свиделась!
Мимо саду зеленого
- А сам-то, сам хорош!
- Молодец, душа пригож!
- Он все гоголем похаживает !
- Он все девок уговаривает !
У нас во лужочку
- Где ж он хорош- то, ваш парень? Хвастаете, поди!
- Да нешто Манечка наша не пригляднее, не пригожее?
Наша Манечка
- Ну, будя хороводиться- то! Уж поспела пашаница, да сярпы во поле за
пели!
Жнеи
- Да по осени, по листопадничку, до батюшки Покрова созовем сватов.
- Понаедут купцы богатеи за товаром, за Марьюшкой.
Ой, не было ветру
- Разорили родна батюшку!
- Прослезили родну матушку!
- Путь- дорожку девке выстелили, соломили березу со верьха!
- В чужую сторону глядит она, поглядывает...
Посеред села
- Свашунька немилослива, косу девичью рвет да мечет, да надвое разпля-
тает...
Пречистая мати
- Ой, строгий муж! Не дает погулять молодке, на парней хоть глазком
взглянуть!
- Висит плеточка на стене, не пускает на гулянье!
Молодой пан
- Вот ли зимушка пришла!
- Все ли девки попряли, поткали?
- Все ли рушники расшили к грядущим свадебкам ?
- Что ж готовиться, коли судьба неведома!
- Под Рождество погадаем, да и проведаем!
Что не сам Исус Христос
И поновь солнцеворот на весну повернет! Звонкие песни разбудят землю, закличут тепло!
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1991г.
- Веретенников И.И. Русская народная песня в школе: Пособие учителей и
учащихся - Белгород: 1994г.- 118с; НОТ - Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России: Метод. Пособие -
М., 1991г. - Гамезо М.В. Атлас по психологии : Методическое пособие - Москва
1998г. - Детские музыкальные праздники : Приложение к курсу «120 уроков по
естествознанию и истории для самых маленьких» ( Сост.Т.Ю. Камаева Моск
ва, 1994г. - Енгаватова М.А., Ефименко Б.Б. Звуковысотная организация русских
народных песен в свете структурно- типологических исследований). Звуковы-
сотное строение народных мелодий ( принципы анализа). Материалы научно-
практической этномузыкологической конференции.-Москва 1991г. - Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказ
ки, игры Вып. 1-4 ( Сет. Г.Науменко.- М., 1977-1986гг. - Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991г.
- Зелецовский И.И. О современном фольклоризме ( Фольклор и фолькло-
ризм: традиционный фольклор в современной художественной жизни.-Л.,
1984г.
10. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших
школьников при освоении музыкального фольклора:Дисс. Канд. Пед. Наук.-
М., 1989г.
- Как развить художественное воприятие у школьников : подписная на
учно- популярная серия «Педагогика и психология».( Г.Н. Кудина, А.А. Ли-
лик- Пашась, З.Н. Новлянская : Издательство «Знание» Москва 1988г. - Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987 г.
- Методика музыкального восприятия в школе : Учебник для педагоги
ческих училищ ( Дмитриева Л.Г. ,Герноиваненко Н.М.. Издательство «Про
свещение»-М. 1989г. - Министерство просвещение СССР: Программы для внешкольных уч
реждений и общеобразовательных школ. -Москва «Просвещение» 1981г.. - Михалова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Популяр
ное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль «Академия развития «
1997г. - Назарова Л.Д. Фольклорная АРТ-терапия- «Речь» Санкт- Петербург
2002г. - Народный дневник. Народные праздники и обычаи : Из «Сказаний рус
ского народа», собранных И.П. Сахаровым .-М., 1991г. - Науменко Г.М. Русские народные детские сказки с напевами и детские
песни.- М., 2001 г. - Народный театр ( Сост. А.Д. Некрылов., Н.И. Савушкина ( Б-ка русско
го фольклора, т. 10) .-М., 1991г. - Педагогика творчества учащихся: Подписная научно- популярная се
рия «Педагогика и психология»- М., 1988г. - Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М., 1997г.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: Популярное пособие
для родителей и педагогов ( Сост. Тарабарина Т.И. - Ярославль:,»Академия
развития» ,1997- 224 с.,ил. ( Сер.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»), - Попов В. Русская народная песня в детском хоре.- Москва, 1985г.
- Развитие творческих способностей у детей ( Сост. Борзова И.А.- Сама
ра 1994г. - Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр.
М. Забылиным ( Репринтное воспроизведение издания 1880г.) - М., 1990г. - Русские народные сказки ( Сост. В.П. Аникин.- М., 1991г.
27. Столович А.Н. Жизнь, творчество, человек.- Москва, 1985г.
28.Сохор А. Воспитательная роль музыки - Ленинград, 1975г.
29. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. —М., 1991г.
