Открытый урок «Овладение вокальными особенностями исполнения аутентичных песен Курской области с использованием традиционных фольклорных инструментов»
Отктытый урок преподавателя по классу народного вокала МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича» г. Курск Терещенко Светланы Владимировны со старшей группой фольклорного ансамбля (10 человек).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
преподавателя по классу народного вокала МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича» г. Курск Терещенко Светланы Владимировны со старшей группой фольклорного ансамбля (10 человек).
Тема: «Овладение вокальными особенностями исполнения аутентичных песен Курской области с использованием традиционных фольклорных инструментов».
Цель: «Развитие вокальных способностей участников ансамбля в контексте аутентичных песен Курской области «Ой, ты, роща» и частушек «Чеботуха», а так же овладение навыками игры на традиционных фольклорных инструментах» (кугиклах).
Задачи:
Обучающие:
- получение обучающимися необходимых знаний о песенной культуре фольклора Курского края;
- обучение вокально - певческим навыкам присущим манере исполнения аутентичных песен Курской области;
- овладение навыками игры на традиционных инструментах – кугиклах;
Развивающие:
- освоение и закрепление певческих умений и навыков учащихся на предложенном музыкальном материале;
- развитие исполнительских способностей учащихся до уровня необходимого для дальнейшего обучения в СПО и образовательных учреждениях культуры и искусства;
Воспитательные:
- воспитать у обучающихся уважение к традициям и культуре своего народа;
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Методы:
- словесный (беседа);
- наглядно-образный;
- создания проблемно - поисковой ситуации, состаящий в самостоятельном выполнении учащимися в группах творческого задания по данному педагогом алгоритму;
- анализ и сравнения.
В ходе урока преподаватель использует следующие приёмы:
- эмоциональное воздействие;
- соревновательность;
- создание ситуации успешности ребёнка в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
для преподавателя и концертмейстера: кабинет с открытой площадью, баян, фортепиано, сборник курских песен.
для учащихся: кугиклы, трещётки.
Ход урок
- Сообщение педагогом темы урока. Особое внимание обратить на значение слова «аутентичный», т.е. подлинный, происходящий от первоисточника.
В данном случае мы будем говорить об аутентичных песнях Курской области. Это календарная песня «Ой, ты роща» и частушки «Чеботуха».
- Упражнение на дыхание. Тип дыхания диафрагмальный. Отработка трёх моментов: глубокий вдох, задержка дыхания, выдох (три коротких выдоха). Особое внимание на одновременное, правильное взятие дыхания.
- Распевание.
а) Упражнение «Образование гласных»
Вначале озвучить слоги в голове, на дыхании от груди, т.е. проговорить в резонаторах и на опоре-диафрагме.
Поём слоги:
- «да», «де», «ди», «до», «ду».
- «ра», «ре», «ри», «ро», «ру».
- «ма», «ме», «ми», «мо», «му».
Распевку начнём петь сверху вниз по полутонам от ми - бемоль первой октавы и будем вести её до си-бемоль малой.
б) Упражнение «Проговариваем и поём звуки»
- «я», «е», «ё»
Проговариваем гласные толкая звук вперед. Звуки произносим коротко: «я» как «й-а»; «ё» как «й-о»; «е» как «й-э» и делаем сброс в пол. Следим за дыханием. На какую часть мы делаем опору. Поём вверх по полутонам и вниз.
в) Упражнение «Распевание гласных звуков»
Распевка « Е-ой,да! Я-ай,да!»- пение по партиям, с постепенным, незаметным введением голосов, legato, цепное дыхание, в единой манере исполнения.
4. Работа над произведениями. Применение на практике полученных навыков.
а) Педагог предлагает детям прослушать календарную песню Курской области «Ой, ты, роща» в исполнении фольклорного ансамбля «Ларец». С целью обратить внимание на манеру пения, диалект, на роль запевалы и ансамблевого вступления. Отметить ведущее начало ритмического и дикционного ансамбля, который является, помимо слухового контроля каждого учащегося, - залогом успешного звучания песни (роль и функции подголоска, «полётность» голоса).
б) Знакомство с традиционными фольклорными инструментами Курской области – кугиклами.
Педагог показывает принцип игры на кугиклах: ритм, дыхание, очерёдность вступления исполнителей. Исполнение частушек «Чеботуха» в сопровождении кугикл, баяна.
5. Закрепление. Подведение итогов урока. Выставление оценки. Домашнее задание.
