Открытый урок «Овладение вокальными особенностями исполнения аутентичных песен Курской области с использованием традиционных фольклорных инструментов»

Терещенко Светлана Владимировна

Отктытый урок преподавателя по классу народного вокала МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича» г. Курск Терещенко Светланы Владимировны со старшей группой фольклорного ансамбля (10 человек). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      Открытый урок

преподавателя по классу народного вокала МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича» г. Курск Терещенко Светланы Владимировны со старшей группой фольклорного ансамбля (10 человек).

Тема: «Овладение вокальными особенностями исполнения аутентичных песен Курской области с использованием традиционных фольклорных инструментов».

Цель:  «Развитие вокальных способностей участников ансамбля в контексте аутентичных песен Курской области «Ой, ты, роща» и частушек «Чеботуха», а так же овладение навыками игры на традиционных фольклорных инструментах» (кугиклах).

Задачи:

       Обучающие:

-   получение обучающимися необходимых знаний о песенной культуре фольклора Курского края;

-   обучение вокально - певческим навыкам присущим манере исполнения аутентичных песен Курской области;

-   овладение  навыками игры на традиционных инструментах – кугиклах;

       Развивающие:

-    освоение и закрепление певческих умений и навыков учащихся на предложенном музыкальном материале;

-     развитие  исполнительских способностей учащихся до уровня необходимого для дальнейшего обучения в СПО и образовательных учреждениях культуры и искусства;

      Воспитательные:

-    воспитать у обучающихся уважение к традициям и культуре своего народа;

-    создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

      Методы:

 -  словесный (беседа);

-   наглядно-образный;

-   создания проблемно - поисковой ситуации, состаящий  в самостоятельном выполнении учащимися в группах творческого задания по данному педагогом алгоритму;

-  анализ и сравнения.  

В ходе урока преподаватель использует следующие приёмы:

-     эмоциональное воздействие;

-      соревновательность;

-      создание ситуации успешности ребёнка в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

для преподавателя и концертмейстера: кабинет с открытой площадью, баян, фортепиано, сборник курских песен.

для учащихся: кугиклы, трещётки.

                                                   Ход урок

  1. Сообщение педагогом темы урока. Особое внимание обратить на значение слова «аутентичный», т.е. подлинный, происходящий от первоисточника.

В  данном случае мы будем говорить об аутентичных песнях Курской области. Это календарная песня «Ой, ты роща» и частушки «Чеботуха».

  1. Упражнение на дыхание. Тип дыхания диафрагмальный. Отработка трёх моментов: глубокий вдох, задержка дыхания, выдох (три коротких выдоха). Особое внимание на одновременное, правильное взятие дыхания.
  2. Распевание.

а) Упражнение «Образование гласных»

Вначале озвучить слоги в голове, на дыхании от груди, т.е. проговорить в резонаторах  и на опоре-диафрагме.

Поём  слоги:

- «да», «де», «ди», «до», «ду».

- «ра», «ре», «ри», «ро», «ру».

- «ма», «ме», «ми», «мо», «му».

Распевку начнём петь сверху вниз по полутонам от ми - бемоль первой октавы и будем вести её до си-бемоль малой.

         б) Упражнение  «Проговариваем и  поём звуки»

- «я», «е», «ё»

Проговариваем гласные толкая звук вперед. Звуки произносим коротко: «я» как «й-а»; «ё» как «й-о»; «е» как «й-э» и делаем сброс в пол. Следим за дыханием. На какую часть мы делаем опору.  Поём вверх по полутонам и вниз.

        в) Упражнение   «Распевание гласных звуков»

Распевка « Е-ой,да! Я-ай,да!»- пение по партиям, с постепенным, незаметным введением голосов, legato, цепное дыхание, в единой манере исполнения.

     4.   Работа над произведениями. Применение на практике полученных навыков.

     а) Педагог предлагает детям прослушать календарную песню Курской области «Ой, ты, роща» в исполнении фольклорного ансамбля «Ларец». С целью обратить внимание на манеру пения, диалект, на роль запевалы и ансамблевого вступления. Отметить ведущее начало  ритмического и дикционного ансамбля, который является, помимо слухового контроля каждого учащегося, - залогом успешного звучания песни (роль и функции подголоска, «полётность» голоса).

б)  Знакомство с традиционными фольклорными инструментами Курской области – кугиклами.

Педагог показывает принцип игры на кугиклах: ритм, дыхание, очерёдность вступления исполнителей. Исполнение частушек «Чеботуха» в сопровождении кугикл, баяна.

      5. Закрепление. Подведение итогов урока. Выставление оценки. Домашнее задание.