МУЗЫКАЛЬНАЯ БЕСЕДА НА ТЕМУ: «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского: Большое музыкальное путешествие
За свою жизнь великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал десятки музыкальных произведений – опер и балетов, симфоний и концертов, романсов для голоса и пьес для самых разных инструментов. Есть среди его сочинений те, что были написаны специально для детей. Об одном из «детских» произведений Чайковского мы сегодня и поговорим. Это сборник из 24 пьес под названием «Детский альбом». Но прежде узнаем немного о детстве самого Петра Ильича. Перенесёмся в прошлое и одним глазком заглянем в Воткинск, где 175 лет назад родился будущий композитор. Его отец, Илья Петрович, был талантливым инженером. Он работал на Воткинском заводе, где строили корабли и даже паровозы. Несмотря на свою «немузыкальную» профессию Илья Петрович очень любил музыку. Он умел играть на флейте, по праздникам приглашал в дом настоящий большой оркестр и хор певчих. Его жена Александра Андреевна – мама будущего композитора – прекрасно играла на рояле и пела романсы. Она первая подвела маленького Петю к роялю. Вторым учителем музыки для мальчика стал купленный отцом механический орган, который иначе называют оркестриной. Этот самоиграющий инструмент воспроизводил звучание оркестра. Сегодня музыкальной записью никого не удивишь, но в ту пору, когда Петр Ильич Чайковский был маленьким, механический орган казался настоящим чудом. И будущий композитор, как он сам потом вспоминал, «в святом восторге» слушал отрывки из опер Моцарта, Россини, Беллини и Доницетти. Вскоре в доме появилась гувернантка – воспитательница, которая занималась с детьми музыкой и иностранными языками. Звали ее Фанни Дюрбах. Учить музыке она должна была только старшего брата Колю, потому что Пете в то время было всего четыре года. Но Петя так хотел научиться играть на рояле, что со слезами просил маму разрешить ему присутствовать на уроке. И уже на второй день занятий его привели в класс вместе со старшим братом. По праздникам, когда в доме играл оркестр, Петя не отходил от музыкантов ни на шаг. Тогда же начала сочиняться собственная музыка. Он еще не освоил нотную грамоту и не умел записывать ноты, но музыка сама, без спросу приходила в голову. Однажды гувернантка Фанни Дюрбах заметила, что Петя куда-то исчез. Встревоженная, она принялась искать его по всему дому и наконец -нашла мальчика в детской комнате. Он лежал на кровати и плакал. «Что случилось?» – спросила гувернантка. «Эта музыка, – ответил мальчик, – она не даёт мне покоя!» – «Какая музыка? – удивилась Фанни Дюрбах. – Ведь в доме тихо!» – «Она у меня здесь!» – маленький Петя показал на свою голову. Эти звуки, что сами собой рождались в голове, слишком часто не давали покоя, и Петя неудержимо рвался к роялю. Казалось, он готов был проводить за инструментом день и ночь, забыв про сон и еду. Поэтому мама часто закрывала рояль на ключ. Тогда мальчик приноровился играть на чём попало: он выстукивал свою музыку по столу, по спинкам стульев, по оконному стеклу... Однажды он барабанил по стеклу так сильно, что оно разлетелось вдребезги. На звон прибежала мама. «Это моя музыка! – объяснил Петя. – Я ее играл, а она разбилась!» Кстати, и самого Петю Фанни Дюрбах называла стеклянным мальчиком. Так говорят о ранимом, чувствительном человеке, который все принимает чересчур близко к сердцу. Для маленького Пети любое замечание, сделанное строгим голосом, становилось настоящей трагедией. Не меньше переживал будущий композитор и тогда, когда его отправили в город Санкт-Петербург, в училище правоведения. Это школа, в которой начинали учиться с 11–12 лет; а преподавали в ней юриспруденцию – науку, изучающую законы. Были в училище и необязательные занятия: на них ходили по собственному желанию. Одним из таких необязательных уроков была музыка; именно в училище правоведения будущий композитор начал серьезно ею заниматься. Окончив училище, Пётр Ильич поступил на службу в Министерство юстиции. Но прослужил там недолго. Известный художник Ефим Ефимович Волков в молодости работал в том же самом министерстве; и трудиться приходилось одному за двоих, потому что, по его словам, рядом с ним сидел «один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только насвистывал целыми днями». Этим свистуном был не кто иной, как Пётр Ильич Чайковский. Работа юриста его нисколько не интересовала; а вот музыка по-прежнему не давала покоя. Не в силах противиться своему призванию, он ушёл из министерства и поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые вскоре превратились в Санкт-Петербургскую консерваторию. Пётр Ильич Чайковский закончил ее с большой серебряной медалью. Это была высшая награда для студентов. Несмотря на это родственники очень огорчались, что молодой Чайковский оказался совершенно неспособным к службе в Министерстве юстиции. Дядя будущего композитора возмущался: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!». Зато нам с вами очень повезло, что в юности Пётр Ильич Чайковский «променял на дудку» работу юриста. Ведь наш соотечественник стал великим композитором, которого сегодня знают и любят во всём мире. Надо сказать, ребята, композиторы прошлого нечасто писали музыку для детей. Считалось, что музыка – серьёзное, взрослое искусство. «Детские» произведения можно пересчитать по пальцам. Знаменитый немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах почти 300 лет тому назад сочинил сборник небольших пьес для собственных детей, которых у него было тринадцать. Позже композитор Муцио Клементи создал несложные произведения, которые могли исполнять дети. Пианист, педагог и композитор Карл Черни написал множество этюдов, то есть упражнений, которые и сегодня учат в музыкальных школах. А когда Петру Ильичу Чайковскому было восемь лет, композитор Роберт Шуман выпустил в свет «Альбом для юношества». Пьесы эти не слишком трудны, они нравятся детям, понятны им, к тому же Шуман придумал для пьес интересные названия: «Смелый наездник», «Дед Мороз», «Весёлый крестьянин», «Бедный сиротка», «Охотничья песенка»... И вот, через тридцать лет после того, как Роберт Шуман написал свой «Альбом для юношества», Пётр Ильич Чайковский решил последовать его примеру. Композитору и прежде нет-нет да и приходило в голову, что хорошо бы сочинить музыку специально для детей, потому что детская музыкальная литература, по его словам, была «очень небогата». «Я хочу, – писал он в письме, – сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана». Композитора вдохновляли и собственные детские воспоминания, и общение с детьми. Правда, своих детей у Петра Ильича не было. Зато он немало времени провёл с мальчиком, которого звали Коля Конради. Младшего брата композитора, Модеста Ильича, родители Коли пригласили стать воспитателем мальчика. Вместе с братом и Колей Пётр Ильич Чайковский путешествовал по России, побывал и в других странах – в Швейцарии и Италии. В письмах друзьям и близким он писал: «Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня. Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребёнком». У его младшей сестры Александры Ильиничны было семеро детей. Пётр Ильич подолгу гостил в их доме и очень дружил с маленькими племянниками. Именно там ему и пришла в голову мысль создать «Детский альбом». Больше всего времени композитор проводил с шестилетним Володей, которого ласково именовали Бобиком. Когда «Детский альбом» был написан и издан, Пётр Ильич писал в одном из писем: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». А Володиному папе, мужу своей сестры, он писал так: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя и что на них написано: “Посвящается Володе Давыдову”». Да, ноты были с картинками: совсем как сказки или детские рассказы. «Детский альбом» Чайковского и вправду можно сравнить с увлекательной детской книжкой: есть здесь и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки... Не пора ли и нам пролистать страницы этой музыкальной книги?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского: Большое музыкальное путешествие
За свою жизнь великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал десятки музыкальных произведений – опер и балетов, симфоний и концертов, романсов для голоса и пьес для самых разных инструментов. Есть среди его сочинений те, что были написаны специально для детей. Об одном из «детских» произведений Чайковского мы сегодня и поговорим. Это сборник из 24 пьес под названием «Детский альбом». Но прежде узнаем немного о детстве самого Петра Ильича. Перенесёмся в прошлое и одним глазком заглянем в Воткинск, где 175 лет назад родился будущий композитор.
Его отец, Илья Петрович, был талантливым инженером. Он работал на Воткинском заводе, где строили корабли и даже паровозы. Несмотря на свою «немузыкальную» профессию Илья Петрович очень любил музыку. Он умел играть на флейте, по праздникам приглашал в дом настоящий большой оркестр и хор певчих. Его жена Александра Андреевна – мама будущего композитора – прекрасно играла на рояле и пела романсы. Она первая подвела маленького Петю к роялю. Вторым учителем музыки для мальчика стал купленный отцом механический орган, который иначе называют оркестриной. Этот самоиграющий инструмент воспроизводил звучание оркестра. Сегодня музыкальной записью никого не удивишь, но в ту пору, когда Петр Ильич Чайковский был маленьким, механический орган казался настоящим чудом. И будущий композитор, как он сам потом вспоминал, «в святом восторге» слушал отрывки из опер Моцарта, Россини, Беллини и Доницетти.
Вскоре в доме появилась гувернантка – воспитательница, которая занималась с детьми музыкой и иностранными языками. Звали ее Фанни Дюрбах. Учить музыке она должна была только старшего брата Колю, потому что Пете в то время было всего четыре года. Но Петя так хотел научиться играть на рояле, что со слезами просил маму разрешить ему присутствовать на уроке. И уже на второй день занятий его привели в класс вместе со старшим братом.
По праздникам, когда в доме играл оркестр, Петя не отходил от музыкантов ни на шаг. Тогда же начала сочиняться собственная музыка. Он еще не освоил нотную грамоту и не умел записывать ноты, но музыка сама, без спросу приходила в голову. Однажды гувернантка Фанни Дюрбах заметила, что Петя куда-то исчез. Встревоженная, она принялась искать его по всему дому и наконец нашла мальчика в детской комнате. Он лежал на кровати и плакал. «Что случилось?» – спросила гувернантка. «Эта музыка, – ответил мальчик, – она не даёт мне покоя!» – «Какая музыка? – удивилась Фанни Дюрбах. – Ведь в доме тихо!» – «Она у меня здесь!» – маленький Петя показал на свою голову.
Эти звуки, что сами собой рождались в голове, слишком часто не давали покоя, и Петя неудержимо рвался к роялю. Казалось, он готов был проводить за инструментом день и ночь, забыв про сон и еду. Поэтому мама часто закрывала рояль на ключ. Тогда мальчик приноровился играть на чём попало: он выстукивал свою музыку по столу, по спинкам стульев, по оконному стеклу... Однажды он барабанил по стеклу так сильно, что оно разлетелось вдребезги. На звон прибежала мама. «Это моя музыка! – объяснил Петя. – Я ее играл, а она разбилась!»
Кстати, и самого Петю Фанни Дюрбах называла стеклянным мальчиком. Так говорят о ранимом, чувствительном человеке, который все принимает чересчур близко к сердцу. Для маленького Пети любое замечание, сделанное строгим голосом, становилось настоящей трагедией.
Не меньше переживал будущий композитор и тогда, когда его отправили в город Санкт-Петербург, в училище правоведения. Это школа, в которой начинали учиться с 11–12 лет; а преподавали в ней юриспруденцию – науку, изучающую законы. Были в училище и необязательные занятия: на них ходили по собственному желанию. Одним из таких необязательных уроков была музыка; именно в училище правоведения будущий композитор начал серьезно ею заниматься.
Окончив училище, Пётр Ильич поступил на службу в Министерство юстиции. Но прослужил там недолго. Известный художник Ефим Ефимович Волков в молодости работал в том же самом министерстве; и трудиться приходилось одному за двоих, потому что, по его словам, рядом с ним сидел «один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только насвистывал целыми днями». Этим свистуном был не кто иной, как Пётр Ильич Чайковский. Работа юриста его нисколько не интересовала; а вот музыка по-прежнему не давала покоя. Не в силах противиться своему призванию, он ушёл из министерства и поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые вскоре превратились в Санкт-Петербургскую консерваторию. Пётр Ильич Чайковский закончил ее с большой серебряной медалью. Это была высшая награда для студентов. Несмотря на это родственники очень огорчались, что молодой Чайковский оказался совершенно неспособным к службе в Министерстве юстиции. Дядя будущего композитора возмущался: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!».
Зато нам с вами очень повезло, что в юности Пётр Ильич Чайковский «променял на дудку» работу юриста. Ведь наш соотечественник стал великим композитором, которого сегодня знают и любят во всём мире.
Надо сказать, ребята, композиторы прошлого нечасто писали музыку для детей. Считалось, что музыка – серьёзное, взрослое искусство. «Детские» произведения можно пересчитать по пальцам. Знаменитый немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах почти 300 лет тому назад сочинил сборник небольших пьес для собственных детей, которых у него было тринадцать. Позже композитор Муцио Клементи создал несложные произведения, которые могли исполнять дети. Пианист, педагог и композитор Карл Черни написал множество этюдов, то есть упражнений, которые и сегодня учат в музыкальных школах. А когда Петру Ильичу Чайковскому было восемь лет, композитор Роберт Шуман выпустил в свет «Альбом для юношества». Пьесы эти не слишком трудны, они нравятся детям, понятны им, к тому же Шуман придумал для пьес интересные названия: «Смелый наездник», «Дед Мороз», «Весёлый крестьянин», «Бедный сиротка», «Охотничья песенка»... И вот, через тридцать лет после того, как Роберт Шуман написал свой «Альбом для юношества», Пётр Ильич Чайковский решил последовать его примеру. Композитору и прежде нет-нет да и приходило в голову, что хорошо бы сочинить музыку специально для детей, потому что детская музыкальная литература, по его словам, была «очень небогата». «Я хочу, – писал он в письме, – сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».
Композитора вдохновляли и собственные детские воспоминания, и общение с детьми. Правда, своих детей у Петра Ильича не было. Зато он немало времени провёл с мальчиком, которого звали Коля Конради. Младшего брата композитора, Модеста Ильича, родители Коли пригласили стать воспитателем мальчика. Вместе с братом и Колей Пётр Ильич Чайковский путешествовал по России, побывал и в других странах – в Швейцарии и Италии. В письмах друзьям и близким он писал: «Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня. Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребёнком».
У его младшей сестры Александры Ильиничны было семеро детей. Пётр Ильич подолгу гостил в их доме и очень дружил с маленькими племянниками. Именно там ему и пришла в голову мысль создать «Детский альбом». Больше всего времени композитор проводил с шестилетним Володей, которого ласково именовали Бобиком. Когда «Детский альбом» был написан и издан, Пётр Ильич писал в одном из писем: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». А Володиному папе, мужу своей сестры, он писал так: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя и что на них написано: “Посвящается Володе Давыдову”». Да, ноты были с картинками: совсем как сказки или детские рассказы. «Детский альбом» Чайковского и вправду можно сравнить с увлекательной детской книжкой: есть здесь и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки... Не пора ли и нам пролистать страницы этой музыкальной книги?
1. Утренняя молитва
Первая пьеса «Детского альбома» называется «Утренняя молитва».
(Слушаем «Утреннюю молитву» (отрывок))
В прежние времена и взрослые, и дети, проснувшись поутру, обязательно молились. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что настал новый день, и просил, чтобы этот день был удачным и радостным. Молился за своих родных и близких, прося для них здоровья и долголетия, и за родную страну.
(Сыграть первые 8 тактов и напеть слова:
Господи Боже!
Грешных спаси:
Сделай, чтоб лучше
Жилось на Руси.)
Эти слова для «Утренней молитвы» сочинил поэт Виктор Лунин. К каждой пьесе «Детского альбома» он написал стихи, которые передают ее содержание. Молитвы не только произносят вслух или про себя; их еще и поют. Когда юный Чайковский жил в училище правоведения, раз в год на литургию – торжественную службу в храме – приезжал сам митрополит, глава Русской православной Церкви. И будущий композитор пел первый, самый высокий голос в молитвах, которые исполнялись в начале и в конце литургии.
2. Зимнее утро
Вторая пьеса называется «Зимнее утро». Это настоящая картина, только нарисована она не красками или карандашами, а звуками. Послушайте музыку и придумайте, что вы сами изобразили бы на бумаге, чтобы передать содержание пьесы.
(Слушаем «Зимнее утро» (отрывок))
Какой характер у этой музыки – спокойный или тревожный? Как вам кажется, какая этим утром погода? Что мы видим за окном? Может быть, на ясном небе безмятежно светит солнце? Снег ровным ковром укрывает поля и поблескивает под солнечными лучами? Или небо хмурое, на улице ветер и метель?
Вот какие стихи сочинил Виктор Лунин к этой музыке.
(Наиграть начало и напеть слова)
Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому,
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное,
Легкое, снежное.
3. Мама
А вот у следующей пьесы совсем другой характер. Называется она «Мама».
(Слушаем «Маму» (отрывок).)
Какие чувства передает эта музыка? Слышится ли в ней доброта, ласка, от которой становится тепло на сердце? Как вы думаете: когда Чайковский сочинял эту пьесу, вспоминал ли он свою маму?..
Александра Андреевна была она очень доброй, чуткой, любящей женщиной; а кроме того, очень образованной. Она свободно говорила на французском и немецком языках, много читала и хорошо знала литературу. Вы, наверное, помните, что именно она первой подвела к роялю маленького Петю, что сама прекрасно играла на рояле и пела романсы. Еще Александра Андреевна искусно вышивала. С помощью иголки и нитки она создавала настоящие картины. Чтобы вышить мелким крестиком одну такую картину, требовалось несколько месяцев.
Когда будущему композитору исполнилось 14 лет, семью постигло несчастье. Александра Андреевна умерла от холеры — болезни, которую в то время не умели лечить. Младшим детям, близнецам Анатолию и Модесту, было всего по четыре года. Уже став взрослым, Пётр Ильич не мог говорить о матери без слез, а Модест Ильич рассказывал: «Первое воспоминание: я сижу на руках у женщины, кругом кусты желтой акации, внизу по дорожке прыгает лягушка...» Младший брат композитора почти не запомнил, как выглядела мама, но в душе навсегда осталось «чувство неизъяснимой любви к большой темноволосой женщине, отличающейся от всех других именем “мамаша”… В одном этом слове таилось нечто сладостнее, нежное, причиняющее блаженное чувство радостного удовлетворения, успокоения …». «Мне всегда ее недоставало, — добавлял он, — недостаёт и до сих пор».
Именно тогда у будущего композитора возникло чувство ответственности за судьбу младших братьев, он стал заботиться о них, воспитывать и оберегать. Вот как вспоминал об этом брат Модест: «Самый мудрый и опытный педагог, самая любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю… Все, что было на душе и в голове мы могли поверять ему без тени сомнения. Влияние его на нас было безгранично, его слово было законом. И вот мы втроём составили как бы семью в семье. Для нас он был брат, мать, друг, наставник — всё на свете».
Может быть, потому что композитор в юности постарался заменить маленьким братьям маму, у него и получилось сочинить такую ласковую, трогательную, добрую музыку? Давайте вспомним, как она звучит.
(Можно наиграть начало или окончание пьесы)
Наверное, юному Чайковскому доводилось играть с братишками и развлекать их. Да и у него самого в детстве наверняка были любимые игры. Среди детей в семье Чайковских именно Петя был фантазером, изобретателем весёлых и смешных забав. В какие игры любят играть маленькие мальчики? Об этом рассказывают следующие две пьесы.
4. Игра в лошадки
Кто из вас представлял себя всадником, который мчится быстрее ветра на резвом коне? Послушайте, как композитор изобразил эту игру.
(Слушаем «Игру в лошадки»)
Где же можно весело скакать, представляя себе, что несешься верхом? Да где угодно, правда? Можно мчаться на коне по полям, по лесам, по летнему саду, когда ты на даче, и по тротуару, когда ты в городе. И даже по коридору своей квартиры! Вот какие слова для этой пьесы написал Виктор Пунин:
Я на лошадку свою златогривую
Сел‚ и помчался по саду заросшему
Мимо малины и мимо смородины,
Мимо рябины, и вишни, и яблони.
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по дому, по комнатам
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.
5. Марш деревянных солдатиков
Интересно, а какие игрушки можно найти в этой коробке, в комнате у мальчика? Об этом рассказывает пьеса «Марш деревянных солдатиков».
(Слушаем «Марш деревянных солдатиков»)
Что такое марш? Это бодрая, энергичная, чёткая музыка, под которую идут ровным шагом. Кто марширует чаще всего? Правильно, солдаты. Марш помогает им идти дружно, в ногу, чеканить шаг. Виктор Лунин написал для игрушечного марша такие слова:
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
А во что чаще всего играют девочки? Конечно, все они любят играть в куклы. Играм девочек в «Детском альбоме» посвящены следующие три пьесы.
6. Болезнь куклы
Первая из них называется «Болезнь куклы».
(Слушаем «Болезнь куклы», отрывок или в сокращении)
Печальная музыка, правда? В ней слышатся горькие вздохи, даже всхлипывания…
Почему же кукла заболела? Может быть, ей много лет — больше, чем девочке, её хозяйке, которой она досталась от старшей сестры, а то и от мамы. Кукла обветшала, истрепалась или сломалась... Скоро играть с ней уже не получится; а именно её, быть может, девочка любит больше остальных своих игрушек. Потому-то она грустит и горюет о своей старой кукле...
7. Похороны куклы
Вторая пьеса, обращенная к девочкам, еще печальнее. Композитор назвал ее «Похороны куклы».
(Слушаем «Похороны куклы» (отрывок))
Эта пьеса — тоже марш. Только не бодрый и энергичный, а траурный, похоронный. Наверное, кукла совсем состарилась, и девочке пришлось с ней расстаться. Пусть это всего лишь игрушка, но горе, которое переживает ее хозяйка, нисколько не игрушечное. Оно настоящее, глубокое и очень серьёзное - вот что хотел сказать Пётр Ильич Чайковский, сочиняя эту музыку.
А Виктор Лунин, в свою очередь, сочинил для нее такие слова:
Можно наиграть первые 16 тактов и напеть под музыку:
Снег на земле, и на сердце снег.
Кукла, родная, прощай навек.
Больше, дружочек любимый мой,
Мне не играть с тобой.
Сам Чайковский в детстве, конечно, вряд ли играл в куклы; зато его самым близким другом была девочка — младшая сестра Сашенька. Та самая Александра Ильинична, в чьём доме композитор подолгу гостил. Именно её сыну Володе, своему племяннику, как вы помните, он посвятил «Детский альбом». Разница между братом и сестрой была всего один год. Пётр Ильич рассказывал, что в детстве сестра делила с ним все радости и горести; они вместе играли и читали друг другу вслух. Сама Александра вспоминала, что лучшими минутами её детства были те, когда она, забравшись в кресло и свернувшись калачиком, слушала, как брат Петя играет на рояле, подбирая собственные мелодии.
8. Новая кукла
А вот и третья пьеса для девочек. Называется она «Новая кукла».
(Слушаем «Новую куклу»)
В легкой, стремительной музыке слышатся радость, волнение, восторг, нетерпение, ликование… Может быть, девочка только что получила в подарок долгожданную игрушку, о которой давно мечтала? И теперь чувствует себя совершенно счастливой!
А композитор, сочиняя эту музыку, возможно, вспомнил куклу, которую часто видел в детстве. Она украшала комнату, в которой жили девочки. Это была кукла с подвижными суставами — ее руки и ноги двигались и сгибались. В те времена такая кукла была очень редкой и дорогой игрушкой. По праздникам её обязательно наряжали в новое красивое платье, и будущий композитор забегал к девочкам, чтобы на неё полюбоваться. Правда, в комнату он наведывался не только ради куклы. Здесь стояли сундуки, в которых хранились пряники. Вот они-то и интересовали маленького Петю в первую очередь!
Как вам кажется, похожа ли пьеса «Новая кукла» на быстрый танец? (Напомнить начало пьесы – наиграть первые такты.) Девочка будто бы кружится в обнимку с куклой, и ее сердце радостно стучит в такт музыке. Надо сказать, в ту пору, когда Чайковский был маленьким, и девочки, и мальчики с пяти—шести лет обязательно разучивали разные танцы.
9. Вальс
Занятия танцами считались не менее важными, чем изучение иностранных языков или математики, а учителя были очень строгими и требовательными. На праздничных балах дети танцевали наравне со взрослыми. Поэтому в «Детском альбоме» есть пьесы-танцы. Одна из них — «Вальс».
(Слушаем «Вальс» (отрывок))
В России вальс стал одним из любимых бальных танцев. Но когда он только-только появился, мастера танцевального искусства, которые обучали танцам и детей, и взрослых, очень забеспокоились. Они считали, что вальс угрожает их профессии! Ведь выучить основные позы, шаги и движения вальса совсем несложно; значит, и учителя приглашать необязательно. Учителя танцев боялись, что вальс вытеснит более трудные бальные танцы со сложными фигурами, которые требовали долгого изучения.
10. Мазурка
Одним из сложных танцев была мазурка. Так и называется еще одна пьеса «Детского альбома».
(Слушаем «Мазурку» (отрывок или в сокращении))
Характер у музыки энергичный, решительный, правда? Мазурка — польский танец. Называется он так потому, что придумали его мазуры, жители Мазовии, которая находится в стране Польше. Сперва мазурку танцевали простые люди — крестьяне. Потом этот танец пришелся по вкусу и знатным и богатым людям: графам, князьям и даже королям. И мазурка стала главным танцем бала. С нее начиналась танцевальная часть каждого праздника. В мазурке нет строгого порядка, в котором требуется исполнять движения. Но без мастерства мазурку не станцуешь. Особенно сложные фигуры должен был исполнять кавалер; к примеру, антраша – высокий прыжок, во время которого надо успеть трижды ударить одной ногой о другую; а в некоторые моменты танца кавалеру требовалось громко пристукивать каблуком о каблук, точно попадая в такт музыки. Именно кавалеру принадлежит главная роль в мазурке: он на ходу решает в каком порядке выполнять танцевальные фигуры, а дама лишь следует за ним.
Итак, мы с вами побывали на балу, станцевали вальс и мазурку. А теперь композитор приглашает нас в путешествие. В карете, запряженной лошадьми (ведь машин в ту пору еще не было), мы посетим разные страны. Но для начала прокатимся по России, услышим песни и увидим танцы, которые во времена Чайковского пели и танцевали крестьяне.
11. Русская песня
Пьеса, которую вы сейчас услышите, называется «Русская песня».
(Слушаем «Русскую песню» (отрывок))
Пётр Ильич использовал мотив народной песни «Голова ль ты моя, головушка, голова ли молодецкая». Можно представить себе, что её распевают легендарные русские богатыри, о которых вы наверняка знаете: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
12. Мужик на гармонике играет
А на каких музыкальных инструментах играли на Руси? Может быть, вы слышали про гусли и балалайку. Во времена Чайковского одним из любимых народных инструментов была гармоника или, как её часто называют, гармошка. Кто знает, как она выглядит? Ее растягивают и сжимают, а пальцами перебирают клавиши. Послушайте, как передал звуки гармошки Пётр Ильич Чайковский. Пьеса называется «Мужик на гармонике играет».
(Слушаем «Мужик на гармонике играет» (отрывок))
Гармоника, звучание которой изобразил композитор, — однорядная, то есть самая простая. Разнообразную, сложную музыку на ней не сыграешь. Растягиваясь и сжимаясь, она повторяет всего-навсего два аккорда.
(Сыграть тоническое трезвучие и доминантсептаккорд несколько раз)
Только они и звучат, чередуясь, в этой пьесе. Из окна нашей кареты мы будто бы видим бородатого гармониста в шапке—ушанке, который растягивает и сжимает свою гармошку и удивляется: вот так дела, играю да играю, а выходит одно и то же!
13. Камаринская
Но что это там, впереди?.. Шум, смех, какое-то движение… Кажется, крестьяне собрались толпой и смотрят на удалого танцора, хлопают в такт и подпевают громкой музыке. Называется она «Камаринская».
(Слушаем «Камаринскую»)
Эх, и весёлая плясовая, правда? Под такую музыку ноги сами просятся в пляс! Как же танцуют «Камаринскую»? Сперва одна нога, потом другая ставится то на пятку, то на носок, а руки то упираются в пояс, то разводятся в стороны. Танцор как будто говорит: «Вот я каков, полюбуйтесь!»
(Можно показать детям движения танца и предложить им сплясать, наиграв начало пьесы)
А вот тут наш удалой плясун пошел вприсядку: раз за разом стремительно приседает и вскакивает на ноги!
(Сыграть 25—37-й такты)
Отплясывая, он залихватски притопывает, ловко прихлопывает по бокам, по животу, по коленкам, по пяткам: по одной да по другой, по одной да по другой! Да так быстро, что в глазах рябит!
(Сыграть с 37-го такта до конца)
14. Полька
Но и наша карета катится быстро, все вперед и вперед, и вот уже шумная толпа осталась позади, весёлые звуки «Камаринской» растаяли в воздухе... А мы с вами очутились в стране, которая называется Чехия. Интересно, какие танцы принято танцевать здесь? Один из них есть в «Детском альбоме». Это «Полька».
(Слушаем «Польку» (отрывок))
Эта музыка — воздушная, изящная и вместе с тем озорная, чуть-чуть лукавая. Польку танцуют маленькими лёгкими прыжками; недаром название этого танца произошло от чешского слова pulka (пулка), что означает «полшага».
15. Итальянская песенка
Следующая страна на нашем пути — Италия.
Сам Пётр Ильич Чайковский побывал в Италии незадолго до того, как сочинил «Детский альбом». В городе Флоренции его ждала одна знаменательная встреча‚ о которой композитор рассказал в письме: «Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели толпу, в которую и пробирались. Оказалось, что пел мальчик лет десяти или одиннадцати под аккомпанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с такой законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются». Уличного певца звали Витторио. Пётр Ильич записал его песню нотами, а потом включил её в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».
(Слушаем «Итальянскую песенку» (отрывок))
16. Неаполитанская песенка
Вы, наверное, помните, что в детстве у композитора был необычный «учитель» — механический орган? Тогда-то Пётр Ильич и услышал впервые музыку, которую сочинили итальянские композиторы: Россини, Беллини, Доницетти. Эту музыку он полюбил на всю жизнь. И теперь песни итальянских уличных музыкантов вызывали у него воспоминания о собственном детстве. Во время путешествия по Италии Пётр Ильич частенько слушал бродячих певцов; чуть ли не каждый вечер они устраивали под его окнами настоящие концерты. Особенно композитору понравилась мелодия, которую он услышал в городе Неаполе. Из неё родилась ещё одна пьеса «Детского альбома» — «Неаполитанская песенка».
(Слушаем «Неаполитанскую песенку»)
Вы заметили, что поначалу музыка была неторопливой, грациозной, а во второй части сделалась стремительной, задорной? В «Неаполитанской песенке» соединились песня и танец. Называется он «тарантелла» и обычно сопровождается пением. Танцуют тарантеллу под аккомпанемент гитары, бубна и кастаньет. Кастаньеты — это две деревянные пластинки, похожие на ракушки и соединенные шнурком. Ударяясь друг о друга, они звонко щелкают и отбивают ритм танца.
(Наиграть партию левой руки)
А знаете ли вы такое слово: «тарантул»? Это ядовитый паук, чей укус опасен для человека. Оба слова – и тарантул, и тарантелла – произошли от названия итальянского города Таранто. Считалось, что тарантелла — единственный способ излечится от укуса тарантула: яд не подействует, если долго и неугомонно танцевать этот быстрый энергичный танец.
17. Старинная французская песенка
Теперь мы посетим страну Францию. Пётр Ильич Чайковский побывал в ней во время своего путешествия, и в «Детском альбоме» появилась «Старинная французская песенка».
(Слушаем «Старинную французскую песенку» (отрывок или в сокращении))
Почему же песенка называется старинной? Дело в том, что композитор использовал подлинную французскую мелодию, давнюю-предавнюю — ей больше четырёхсот лет. Неторопливый, серьёзный, грустный напев похож на старинную балладу. Что такое баллада? Это песня, в которой рассказывается о странствиях и приключениях героя, например, доблестного рыцаря.
18. Немецкая песенка
Из Франции мы отправимся еще в одну страну — Германию. Жителей Германии называют немцами. Есть у них старинный танец, который называется «лендлер». Именно на него похожа следующая пьеса из «Детского альбома» – «Немецкая песенка».
(Слушаем «Немецкую лесенку» (отрывок))
Название «лендлер» произошло от немецкого слова Land (ланд), что означает «деревня», «сельская местность». И действительно, лендлер был деревенским танцем: его танцевали крестьяне, неторопливо кружась и важно притоптывая деревянными башмаками. Именно из этого народного танца позже родился вальс. Помните, мы с вами его слушали?..
19. Нянина сказка
Вот какое длинное музыкальное путешествие мы с вами совершили! Не пора ли вернуться домой? Там нас поджидает «Нянина сказка».
(Слушаем «Нянину сказку» (отрывок или в сокращении))
О чем эта сказка, как вы думаете? Не кажется ли вам, что сказка, которую рассказывает старушка няня, немножко страшная? Каких страшных сказочных персонажей вы знаете? Дракон, который стережет тридесятое царство, злой колдун, Кощей Бессмертный…
20. Баба Яга
А в следующей пьесе Чайковский нарисовал еще одно сказочное существо. Кто же это? Баба Яга!
(Слушаем «Бабу Ягу»)
Эта музыка тоже немного страшная, правда? Вот Баба Яга в колдовском танце крутится на месте, взмахивая метлой.
(Сыграть первые такты)
А вот она взлетает в своей ступе!
(Сыграть 7—8 тактов, предшествующих репризе)
Вот она стремительно проносится прямо у нас над головой! Так, что ветер в ушах свистит!
(Сыграть начало репризы)
Вот пролетает над лесом, над верхушками синеватых сосен. Стихает свист ветра, Баба-яга удаляется, становится все меньше, превращается в далекую точку и наконец исчезает, будто ее и не было…
(Сыграть окончание пьесы)
Как вы считаете, похожим получился у Петра Ильича Чайковского музыкальный портрет Бабы Яги? Слушая эту музыку, мы видим Бабу Ягу, как живую. Есть от чего испугаться! Поэтому на ночь не стоит читать сказки про Бабу Ягу — может присниться страшный сон. Уж лучше перед сном помечтать о чем-нибудь хорошем, приятном, красивом…
21. Сладкая грёза
Об этом нам поведает пьеса, которую композитор назвал «Сладкая греза».
(Слушаем «Сладкую грёзу» (отрывок))
Что значит слово «грёза»? «Грезить» — то же самое, что мечтать; еще грёзами называют прекрасные сны. Какой можно назвать эту музыку? Безмятежной, нежной и очень красивой, правда?
(Можно сыграть еще раз первые такты)
Мелодия как будто расцветает. Так роза раскрывает лепестки на заре навстречу утреннему солнцу.
22. Песня жаворонка
А какую певчую птицу можно услышать ранним весенним утром? Вы все, конечно, знаете соловья. Но соловей обычно поёт вечером и ночью. Рано утром подаёт голос другой пернатый певец — жаворонок. Пьеса, которую вы сейчас услышите, называется «Песня жаворонка».
(Слушаем «Песню жаворонка» (отрывок))
С первыми лучами солнца жаворонок взмывает в небо. Он поднимается так высоко, что становится невидимым. Пернатый певец зависает на месте, быстро трепеща крыльями, и щебечет так звонко, что его песня слышна далеко-далеко. В мае, когда весна окончательно вступает в свои права, жаворонок распевает с самого утра до позднего вечера.
23. Шарманщик поёт
Ну а следующую песню нам споёт шарманщик. Знаете сказку про Буратино? Кем был по профессии папа Карло? Как раз шарманщиком. Давайте послушаем пьесу из «Детского альбома», которая называется «Шарманщик поёт».
(Слушаем «Шарманщик поёт»)
В сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» говорится: «Когда-то Карло в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе хлеб». Кто из вас знает, что такое шарманка? Это музыкальный ящик на лямке, которую надевают на плечо. Внутри ящика валики с шипами и трубками — словом, механизм, который издаёт музыкальные звуки, если крутить ручку. Шарманка могла играть несколько мелодий. Она была чем-то похожа на механический орган, который Пётр Ильич Чайковский так любил слушать в детстве.
Откуда же взялось такое название: «шарманка»? Дело в том, что первые шарманки играли французскую песенку Charmante Catherine (Шармант Катрин, по-русски «Прекрасная Катарина»). Поэтому у нас в России шарманку часто именовали катаринкой.
О чём поет шарманщик в пьесе Чайковского? Поэт Виктор Пунин сочинил для этой пьесы такие слова:
Есть за семью горами,
Есть за семью морями
Город, где нет несчастных -
Счастье там даром дают.
Так дай копейку,
Не пожалей-ка —
Кинь сюда, прохожий
Быть может, с нею
Скорей сумею
В этот город попасть.
24. В церкви
А мы с вами добрались до конца «Детского альбома». Завершает его пьеса, которая называется «В церкви».
(Слушаем «В церкви» (отрывок))
Кто вспомнит, как называлась самая первая пьеса в альбоме? «Утренняя молитва». А эта пьеса - молитва вечерняя. По вечерам, как и по утрам, взрослые и дети молились Богу. Благодарили его за прожитый день и просили прощения за совершенные проступки. В этой пьесе Петр Ильич Чайковский использовал мотив настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит так строго, серьезно, сумрачно, не по-детски. Эта молитва называется «Шестой глас».
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского — может быть, самое известное и любимое сочинение у начинающих пианистов. Эти замечательные пьесы написаны почти 140 лет назад, но до сих пор их любят, помнят, играют.
(Под конец можно в свободной форме обсудить с детьми произведения «Детского альбома», поговорить о пьесах, которые им больше всего понравились и запомнились)