Открытый урок по специальности "фортепиано" на тему "Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших классов".

Цель урока: - формирование музыкально-образных представлений ученика; - показать на практике методы работы с начинающими пианистами, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка. Задачи урока: Обучающие: 1. развитие зрительного восприятия нотного текста; 2. приобретение навыка анализа характера произведения в зависимости от его наполнения; 3. освоение навыка применения известного ученику в новом музыкальном материале. Развивающие: 1. развитие памяти; 2. развитие музыкальной логики; 3. развитие эмоциональной сферы; 4. развитие художественного вкуса и музыкального кругозора. Воспитывающие: 1. воспитание собранности, внимания; 2. воспитание творческой инициативы; 3. воспитание навыков самостоятельной работы. Методы: наводящих вопросов, сравнения и обобщения, наглядный, практический, редактирования текста. Оборудование: фортепиано, нотная литература, рисунки учащихся, ноутбук. Этапы урока: 1. Организационный момент (сообщение темы, целей, задач урока). 2. Вступительное слово педагога. 3. Практическая часть (работа над произведениями). 4. Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_spetsialnosti_shedko.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по специальности "фортепиано" на тему "Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших классов".

Цель урока: - формирование музыкально-образных представлений ученика;

- показать на практике методы работы с начинающими пианистами, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка.

Задачи урока:

Обучающие:  1. развитие зрительного восприятия нотного текста;

2. приобретение навыка анализа характера произведения в зависимости от его наполнения;

3. освоение навыка применения известного ученику в новом музыкальном материале.

Развивающие: 1. развитие памяти;

2. развитие музыкальной логики;

3. развитие эмоциональной сферы;

4. развитие художественного вкуса и музыкального кругозора.

Воспитывающие: 1. воспитание собранности, внимания;

2. воспитание творческой инициативы;

3. воспитание навыков самостоятельной работы.

Методы: наводящих вопросов, сравнения и обобщения, наглядный, практический, редактирования текста.

Оборудование: фортепиано, нотная литература, рисунки учащихся, ноутбук.

Этапы урока:

1. Организационный момент (сообщение темы, целей, задач урока).

2. Вступительное слово педагога.

3. Практическая часть (работа над произведениями).

4. Заключение.

Процесс обучения предполагает усвоение учащимися определенного круга знаний,умений и навыков. В музыкальной школе – это знания из области музыкального искусства: специфика посадки за инструментом, нотная грамота, штрихи, динамика и т. д. Понятно, что изучение всего вышеизложенного является первоочередной задачей педагога по специальности.

Но зачастую преподаватели, увлеченные работой над «школой», ставят ученика в рамки «как надо играть», не дают ему возможности раскрыть свой творческий потенциал. И ученик в таком случае может так и не стать музыкантом в широком смысле этого слова, может остаться учеником, если будет пассивным созерцателем на уроке, пассивным слушателем того, что ему говорит педагог. При игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в «постановке» головы. Ребенок должен понять, чем он занимается, его нужно правильно настроить. Ясно намеченная, ясно поставленная, ясно осознаваемая цель  - первое условие успеха в какой бы то ни было работе. «Живая задача», то есть устремление сознания в основном не на совершаемое  движение, а на то, ради чего оно совершается – вот в чем кроется успех  в развитии технических задач.

 Необходимо с самого начала обучения ребенка активно вовлекать его в процесс работы; будить его музыкальное воображение; заставлять думать; учить находить в новом материале уже известное ему. Совместное переживание музыки – наиважнейший момент, который часто бывает решающим для успеха. Вовлеченный в процесс работы ученик начнет быстрее двигаться вперед, научится работать самостоятельно, что несомненно будет способствовать становлению его как музыканта.

Иными словами, развитие музыкального мышления, музыкальной логики, музыкально-образных представлений ребенка – не менее важная задача педагога, чем изучение основ музыки. Этой проблеме и посвящен открытый урок.

Урок проводится с ученицей 2-го класса Лукьяненко Ольгой. Девочка без подготовки, занимается музыкой с сентября 2016 года.

Работать над развитием музыкально-образного мышления в младших классах лучше всего на материале, доступном для ребенка. Это пьесы жанровые, программно-характерные. Мир образов программных миниатюр близок природе художественного восприятия младших школьников. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.

Начнем мы наш урок с небольшого концерта из произведений, которые мы проходили в 1-м классе и выучили в 1-ой четверти.

1. Л. Шитте. Этюд соль мажор.

2. А. Гедике. Этюд соль мажор.

3. Е. Вольф. Этюд до мажор «Пчела»

4. Сергей Баневич. Незнайка на уроке.

5. И Беркович. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

 (ученица исполняет пьесы)

Педагог: Этюд – это упражнение для развития технических навыков. И, чтобы интереснее было его учить и исполнять, мы придумали в этом этюде сюжет: ёжик (левая рука) и зайчик (правая) на лужайке. Исполняем в характере.

Подтекстовка в первых пьесах позволяет точнее, нагляднее и быстрее передать образ в музыке. Мы стараемся придумывать подтекстовки даже в упражнениях, гаммах и этюдах. Тогда дети увлечённее над ними работают.

Этюды, которые мы изучали в этом учебном году, тоже вам покажем. Это А. Гедике этюд соль мажор и Е. Вольф этюд до мажор с программным названием «Пчела». В первом этюде мы сочинили слова, чтобы лучше чувствовать сильные доли и пропевать лиги: «Солнышко, солнышко, ярче нам свети! Пожелай нам, солнышко, счастливого пути!» Исполняем, говорим о трудностях, с которыми столкнулись в процессе работы. Ученица уже видит 3-х частную его форму, рассказывает значение динамических оттенков.   Этюд «Пчела» уже подсказывает образ (жужжит пчела и  перелетает с цветка на цветок)

Педагог: В каком характере композитор написал вариации? (Здесь и радость, и грусть… Говорим о сюжете: тема – «Во саду ли, в огороде девица гуляла. Она ростом невеличка, лицом круглолица». (Рассматриваем иллюстрации учащихся художественного отделения). 1-я вариация: девица увлеклась, собирая ягоды. 2-я вариация: грустная, потеряла колечко. 3-я вариация: радость, восторг – нашлось колечко. Беседуем о красках художника и композитора… Мы привыкли, что радость – это мажор, а грусть – минор. А наши вариации написаны в миноре, благодаря чему тогда мы слышим радость? ( Темп, штрихи, оттенки, танцевальность…)

И ещё одна пьеса, которую Оля учила с большим интересом, так как здесь ноты не просто рисуют, а разговаривают! Сергей Баневич «Незнайка» (исполняет и рассказывает сюжет: Учитель вызвал к доске Незнайку, а он ничего не учил, стоял возле доски и «бекал-мекал» и получил «2»).

А сейчас посмотри на эти ноты (показываю пьесу «Воробей» А.Руббаха). Что композитор использовал, чтобы изобразить воробья? (Высокий регистр, стаккато, восходящее движение, паузы – остановки). Играет с листа.

Педагог: Скажи мне, на какую пьесу из только что сыгранных тобой похож наш «Воробей»? (на Этюд и на 3-ю вариацию).

Ученице предлагается сравнить эти произведения.

Она находит сходство в характере (исполняются живо, одинаковый штрих -стаккато).

Педагог: А почему такие разные, казалось бы, пьесы исполняются одним штрихом? (В вариации девочка прыгает подскоками от радости, Воробей – птичка, которая передвигается, подпрыгивая, и зайчик прыгает).

Ученица продолжает находить общее в двух пьесах: размер 2/4, темп.

После работы с пьесой «Воробей» педагог предлагает визуально ознакомиться с пьесой Г. Галынина «Зайчик». Ученица быстро определяет характер пьесы, находит сходство в размере (2/4); точно таких же нотах (соль – ми 2-ой октавы), как и в «Воробье»; поочередной работе рук; сходство нот в форшлаге (с фа-диез на соль) и даже в том, что штрих в обеих пьесах не проставлен.

Еще одно задание на дом: самостоятельно разобрать 1 часть пьесы Г. Галынина «Зайчик».

Вторая часть урока посвящена работе над Менуэтом фа мажор В. Моцарта. Текст пьесы разобран.

(ученица исполняет пьесу).

Довольно часто учащиеся играют произведения, имея слабое представление об эпохе, в которую оно было создано, и о его авторе. В этом может помочь использование компьютера, нужно составить подборки по заданному материалу и потом ими пользоваться.

Сегодня для работы над художественной выразительностью мы и используем наглядный метод (идет работа с ноутбуком).

Педагог информирует ученицу о том, кто написал данный Менуэт, рассказывает о Леопольде Моцарте, Вольфганге Амадее Моцарте, знакомит с эпохой, костюмами того времени, особенностями и основными фигурами танца Менуэт. Учащиеся хореографического отделения исполнили этот танец (смотрели видеозапись).

Презентация: Л. Моцарт

В. Моцарт

Костюмы 18 века

Менуэт (описание танца)

Менуэт (фото)

Педагог с ученицей разбирают фигуры Менуэта, выясняют основные движения танца – шаги и реверансы (поклоны).

После просмотра слайдов начинается работа непосредственно с текстом.

Педагог: Как ты думаешь, какой характер у нашего Менуэта? (праздничный, танцевальный).

Педагог: Я бы еще сказала – грациозный, изящный. А почему ты так думаешь? (потому что в пьесе много  staccato, оно здесь важное, мягкое).

Педагог обращает внимание ученицы на то, что темп в произведении оживлённый, что как раз и соответствует шагу.

Далее разбирается строение Менуэта. Ученица быстро находит 3 части и отмечает, что 3 часть – повторение 1-ой части, только с замедлением и в левой руке шаги «замедлились».

Работа проводится над 1-ой частью Менуэта. Педагог обращает внимание ученицы на то, что это произведение несколько иное, чем они играли раньше: были пьесы, где в одной руке была мелодия, а в другой – аккомпанемент. Здесь же самостоятельные мелодические линии представлены в двух руках. Педагог напоминает, что Менуэт – танец парный, и предлагает ученице распределить партии дам и кавалеров между руками (правая рука в скрипичном ключе – дамы, левая в басовом – кавалеры).

По ходу работы ученица определяет, сколько кусочков (предложений) в 1 части (два предложения: в первом мелодия движется вниз, а во втором поднимается, но оба заканчиваются поклонами-реверансами).

Педагог: А что тебе еще помогло определить, что в 1-ой части два предложения? (оттенки: 1 предложение – mf, 2 предложение – Р).

Далее подробно рассматривается партия правой руки. Педагог вместе с ученицей замечают в восьмых нотах отсутствие скачков, больших интервалов, тем самым связывая это с движением шага танцующих. Там же, где встречается нисходящий скачок на квинту (2 такт) и опевание первой ступени (4 такт), определяют как поклон.

(ученица играет партию правой руки).

Педагог напоминает, что фраза должна быть гибкой, мелодичной, напевной; звукоизвлечение – мягким, без толчков и ударов; предлагает вслушиваться в каждый звук, ничего не упуская из виду. Поклон на инструменте необходимо исполнить с опорой на первую, основную долю (как бы «присесть» рукой, избегать удара, шлёпанья) и спрятать окончание, чтобы передать движение поклона – вниз.

Затем идет сравнение партий обеих рук: подвижная правая и более статичная левая, но такая же мягкая, певучая, и в конце каждого 4-го такта – поклон.(ученица играет партию левой руки, стараясь слушать мелодию из длинных звуков (1 – 8 такты).

Исполняется 1 предложение двумя руками и отрабатывается динамика в соответствии с представленным образом.

Во втором предложении 1 части уделяется внимание триоли в правой  руке (дама покружилась перед реверансом), отрабатывается контрастное произношение мотивов (женская и мужская темы). Стаккато в мужской теме тоже должно быть не резким, не острым, а соответствующим данному танцу, стилю и той среде, в которой исполнялся Менуэт. В конце 1 части ученица находит поклон и пытается исполнить его, как нужно.

Домашнее задание: постарайся вспомнить все, о чем мы говорили, что посмотрели и исполнить Менуэт в характере, изображая танцующих, не забыв при этом про шаг и реверансы.

Заключение.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.

Занятие с учеником – это творческий процесс. Все, чему мы хотим  научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново, открывать, включая ребенка в активную работу -  это и есть основная задача музыкального образования в современных условиях.

Урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.

Соединение обучения и игры освобождает ребенка от формального подхода к предмету, делает урок насыщенным, наглядным, а самое главное – сложные музыкальные понятия и термины становятся простыми и доступными.

Необходимо стараться развить талант ребенка, сохраняя в нем свежесть и непосредственность чувств через эмоциально - образное мышление на уроках фортепиано.

Список используемой литературы:

1. Безруких М. Н., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.

2. Будасси С. А. Личность и эмоции. М.: РОУ, 1996. – 110 с.

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 142 с.

4. Гофман И. Фортепианная игра. М.: Музыка, 1974. - 44 с.

5. Коган Г. У врат мастерства. М.: Классика – ХХI, 2004. - 136 с.

6. Коган Г. Работа пианиста. М.: Классика – ХХI, 2004. - 203 с.

7. Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Классика – ХХI, 2005. – 118 с

8. Научно-методический журнал «Музыкальная психология», №3. М. : Интерпракс,  2011

9. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. М.: Музыка, 2009. – 176 с.

10. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика–XXI, 2009. – 176 с.