Программа Учебного предмета "Ансамбль" ПО.01.УП.02 (4-7 класс,9 класс) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано"

Лебедева Ирина Валентиновна

Программа учебного предмета "Ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано". Срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения (6 класс).Данная программа включает в себя пояснительную записку, содержание учебного предмета, требования к уровням подготовки обучающихся, формы и методы контороля, систему оценок, методическое обеспечение учебногопроцесса и списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_predmet_ansambl.docx76.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структура программы учебного предмета

«Ансамбль»

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета        

                                        

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы        

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

                                I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета «Ансамбль», его место и роль в образовательном процессе

          Данная программа не освобождает преподавателя Программа учебного предмета «Ансамбль»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства «Фортепиано».

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  игры в фортепианном ансамбле с 4 по 8 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс)  для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения в классе ансамбля должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

 Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

  1.    Срок реализации учебного предмета

        Срок реализации данной программы составляет пять лет

(с 4 по 8 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения/количество часов

4-7  классы

9 класс

Количество часов (общее на 4 года)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

330 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

132 часа

66 часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)  работу

198 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

2 часа

Самостоятельная работа

(часов в неделю)

1,5 часа

1,5 часа

Вариативная часть

Учебная нагрузка

Аудиторные занятия

В.01.УП.01 Ансамбль  (8 класс)

82,5

33

Консультации[1] 

(для учащихся 5-8 классов)

8 часов

(по 2 часа в год)

2 часа

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Урок; мелкогрупповое занятие (два ученика).

        По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

        Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

-  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на                 освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала  обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

                        II.  Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

                                

                                                

Таблица 2

Срок обучения – 9 лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

Продолжительность

учебных занятий  

(в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

1

2

Консультации

(часов в год)

-

-

-

-

2

2

2

2

2

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов  и  др.);

  - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Годовые требования 4 класс (1 год обучения)

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Репертуарные списки

от постоянной работы с репертуаром, а лишь обозначает путь, который следует пройти.

Ж. Бизе

A.  Бородин

Г. Ф. Вольф

B.  Гаврилин

М. Глинка

Э. Григ

М. Клементи

Л. Кожелух

С. Прокофьев

М. Равель

С. Рахманинов

Г. Свиридов

П. Чайковский

«Детские игры», ор. 22: Труба и барабан (Марш); Маленький муж, маленькая жена (дуэт)

Полька «Helene» (ред. П. Ламма)

Соната Фа мажор (Sonate fur Liebhaber)

Соната До мажор, I ч.

В старинном стиле. Марш

«Кавалерийские рыси» Соль мажор и До мажор

Норвежский танец № 2;

Ригодон;

Канон

Larghetto con moto. II ч.  Сонаты F-Dur

Гавот

Гавот из «Классической симфонии» для 2-х фортепиано

Моя матушка Гусыня. Волшебный сад Итальянская полька (1-е изложение) Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»: Пастораль. Марш

Марш. Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

Список литературы:

Ансамбли для фортепиано. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1977.

 «Брат и сестра» I Сост. В. Натансон. Вып.1, 2. Булаева О., Геталова О.СПб.: Северный олень, 1993.

Гаврилин В. Зарисовки для фортепиано в 4 руки / Сост. и ред. Р. Хараджанян. Л.: Сов. композитор, 1986.

Равель М. «Моя матушка Гусыня». Л.: Музыка, 1976.

Сборник пьес для фортепиано в 4 руки. Ч. 2. Budapest: Edition Musica,   1960.

Смелков А. «Виват, Санкт-Петербург!» 12 пьес для фортепиано в 4 руки. СПб.: Изд-во Vt, 2003.

Фортепианная музыка. Ансамбли. Выпуск 6.Сост. В. Павлов. Советский композитор, 1982

Юный пианист. Выпуск 1. Сост. Л. Ройзман. М. Сов. Композитор,1990

        Годовые требования 5 класс (2 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

  • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
  • умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
  • совместно работать над динамикой произведения;
  • анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

Репертуарные списки

Л. Бетховен

Ж. Бизе

B.  Гаврилин

Й.  Гайдн

М. Глинка

А. Диабелли

C. Прокофьев

С. Рахманинов

Г. Свиридов

И. В. Хаслер

Ф. Шуберт

Литература:

Три марша для фортепиано в 4 руки, ор. 45, № 1

Детские игры, ор. 22: Волчок (Экспромт). Чехарда (Каприс). Волан (Фантазия). Качели (мечты)

Зарисовки для фортепиано в 4 руки (по выбору)

Венгерское рондо

Первоначальная полька (La premiere polka). (Издание П. Юргенсона) Сонатина

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Шесть пьес. Ор. 11: Русская песня № 3 Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»: Романс. Вальс «Шесть легких сонат»: Соната до минор № 7 (Schott Musik international, Mainz 1996 г.)

Танцы для фортепиано в 4 руки (переложение X. Ульрих, Edition Peters — Leipzig) (по выбору)

Ансамбли для фортепиано. Вып. 4. М.: Сов. Композитор

, 1977.

Ансамбли для средних и старших классов. Спб: Полифото-пресс, 1996

 «Брат и сестра» I Сост. В. Натансон. Вып. 1,2. Булаева О., Геталова О.СПб.: Северный олень, 1993.

Гаврилин В. Зарисовки для фортепиано в 4 руки / Сост. и ред. Р. Хараджанян. Л.: Сов. композитор, 1986.

Сборник пьес для фортепиано в 4 руки. Ч. 2. Budapest: Edition Musica,   1960.

Смелков А. «Виват, Санкт-Петербург!» 12 пьес для фортепиано в 4 руки. СПб.: Изд-во Vt, 2003.

Фортепианная музыка. Ансамбли. Выпуск 6.Сост. В. Павлов. Советский композитор, 1982

Юный пианист. Выпуск 1. Сост. Л. Ройзман. М. Сов. Композитор,1990

Биберган.В. Далекое близкое: Нетрудные пьесы для ф-но в 4 руки. СПб. Композитор 2003

Годовые требования 6 класс (3 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной  программой.

Репертуарные списки

Ф. Э. Бах

И. X. Бах

Л. Бетховен

Ж. Бизе

Й. Брамс

A.  Глазунов

B.  Моцарт

C.  Рахманинов

А. Рубинштейн

А. Смелков

Ф. Шуберт

Р. Шуман

Andante

Рондо. II часть сонаты F-Dur

Три марша для фортепиано в 4 руки, ор. 45, № 2, 3

«Детские игры», ор. 22: Уголки (эскиз). Бал (Галоп)

Венгерские танцы. Первая тетрадь: № 3, 5, 7 (М., «Музыка», 1987)

Пиццикато из балета «Раймонда» Соната До мажор KV 19d

Шесть пьес, ор. 11: Скерцо (№ 2); Романс (№ 5)

Баркарола соль минор, ор. 50, № 3 (Издание П. Юргенсона)

Блестящее рондо

«Форель» (обработка для 2-х фортепиано К. Эйгеса)

«Двенадцать пьес для маленьких и больших детей», ор. 85:

Марш ко дню рождения (№ 1);

Танец медведя (№ 2). Печаль (№ 6); «Детский бал», ор. 130: Экоссез. Венгерский танец. Хоровод

Литература:

Альбом юного музыканта. Сост. Л. Костромитина, Е. Борисова. СПб. Композитор 2003 вып. №5

Ансамбли для фортепиано. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1977.

Ансамбли для средних и старших классов. Спб: Полифото-пресс, 1996

 «Брат и сестра» I Сост. В. Натансон. Вып. 2. Булаева О., Геталова О.СПб.: Северный олень, 1993

Сборник пьес для фортепиано в 4 руки. Ч. 2. Budapest: Edition Musica,   1960.

Смелков А. «Виват, Санкт-Петербург!» 12 пьес для фортепиано в 4 руки. СПб.: Изд-во Vt, 2003.

Фортепианная музыка. Ансамбли. Выпуск 6.Сост. В. Павлов. Советский композитор, 1982

Юный пианист. Выпуск 1. Сост. Л. Ройзман. М. Сов. Композитор,1990

Годовые требования 7 класс (4 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и  чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит итоговый академический концерт, на котором исполняется 1-2 произведения. Оценка, полученная на итоговом академическом концерте, выставляется в Свидетельство об окончании музыкальной школы.

Репертуарные списки       

Й. Брамс

Ф. Лист

М. Парцхаладзе

А. Смелков

Р. Шуман

Вальсы, ор. 39 (по выбору);

Венгерские танцы. Первая тетрадь:

№ 1, 9, 10

Праздничный полонез Ми-бемоль

мажор

Детские пьесы для фортепиано

в 4 руки и для 2-х фортепиано.

Тетрадь 1: Русская тройка. Лесные

картины. Семь пьес

Виват, Санкт-Петербург!

«Двенадцать пьес для маленьких

больших детей», ор. 85: Прятки (№ 10);

Вечерняя песня (№ 12)

Литература:

Альбом юного музыканта. Сост. Л. Костромитина, Е. Борисова. СПб. Композитор 2003 вып. №5

Ансамбли для фортепиано. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1977.

Ансамбли для средних и старших классов. Спб: Полифото-пресс, 1996

 «Брат и сестра» I Сост. В. Натансон. Вып. 2. Булаева О., Геталова О.СПб.: Северный олень, 1993

Сборник пьес для фортепиано в 4 руки. Ч. 2. Budapest: Edition Musica,   1960.

Смелков А. «Виват, Санкт-Петербург!» 12 пьес для фортепиано в 4 руки. СПб.: Изд-во Vt, 2003.

Фортепианная музыка. Ансамбли. Выпуск 6.Сост. В. Павлов. Советский композитор, 1982

Юный пианист. Выпуск 1. Сост. Л. Ройзман. М. Сов. Композитор,1990

Годовые требования 8 класс (5 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и  чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

Репертуарные списки

Й. Брамс

Й. Гайдн

А.Дворжак

К. Дебюсси

М. Клементи

М. Мошковский

Р. Шуман

Д.Шостакович

С.Рахманинов

Венгерские танцы.

Партита Фа мажор

«Маленькая сюита»: Менуэт. В лодке

Славянские танцы

Соната II Си-бемоль мажор для

2-х фортепиано

Сюита для фортепиано в 4 руки.

«Из разных стран»:  Испания.

Россия

«Бальные сцены», ор. 109

Концертино

Шесть пьес, ор. 11:

Вальс (№ 4). Баркарола (№ 1).

Литература:

Альбом юного музыканта. Сост. Л. Костромитина, Е. Борисова. СПб. Композитор 2003 вып. №5

Ансамбли для фортепиано. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1977.

Ансамбли для средних и старших классов. Спб: Полифото-пресс, 1996

 «Брат и сестра» I Сост. В. Натансон. Вып. 2. Булаева О., Геталова О.СПб.: Северный олень, 1993

Гайдн Й. партита In F. XVIIa: 2 (ред. У. Фрикерт)  Mainz Schott Musik International, 1996

Клементи М. Соната II D-dur для 2-х ф-но. Leipzig:Edition Peters

Сборник пьес для фортепиано в 4 руки. Ч. 2. Budapest: Edition Musica,   1960.

Смелков А. «Виват, Санкт-Петербург!» 12 пьес для фортепиано в 4 руки. СПб.: Изд-во Vt, 2003.

Фортепианная музыка. Ансамбли. Выпуск 6.Сост. В. Павлов. Советский композитор, 1982

Юный пианист. Выпуск 1. Сост. Л. Ройзман. М. Сов. Композитор,1990

Годовые требования 9 класс

          В примечании (пункт 2) к учебному плану на 9-й год обучения сказано,

 что к реализации учебного предмета «Ансамбль» могут привлекаться как обучающиеся по ОП «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», так и педагогические работники ОУ (преподаватели, концертмейстеры). В случае привлечения к реализации данного учебного предмета работников ОУ по учебному предмету планируются концертмейстерские часы в объеме до 100% аудиторного времени. Поэтому в репертуарные списки на дополнительный учебный год  включены произведения   как для фортепианного ансамбля, так и для ансамбля со скрипкой, флейтой, гобоем и саксофоном.

В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.

В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара.

        Репертуар для фортепианного ансамбля:

А.Аренский

A.  Бородин

Ф.Бузони

К.Вебер                                                      

М. Клементи

В.А.Моцарт

М.Мусоргский

С. Рахманинов

Р.Шуман

                           

Сюита для 2-х ф-п ор.15

Соната Фа мажор (Sonate fur Liebhaber)

Концертное дуэттино на тему Моцарта для 2-х ф-п

Пьесы ор.60

Larghetto con moto. II ч.  Сонаты F-Dur

Сонаты для 4-х рук D-dur, B-dur

Соната для 4-х рук 1860 г.

Итальянская полька (1-е изложение) Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»: Пастораль. Шесть пьес соч.11  

«Картины востока» ор.66

                                                     

    Литература:

Альбом юного музыканта. Сост. Л. Костромитина, Е. Борисова. СПб. Композитор 2003 вып. №5

Ансамбли для фортепиано. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1977.

Ансамбли для средних и старших классов. Спб: Полифото-пресс, 1996

 «Брат и сестра» I Сост. В. Натансон. Вып. 2. Булаева О., Геталова О.СПб.: Северный олень, 1993

Клементи М. Соната II D-dur для 2-х ф-но. Leipzig:Edition Peters

Сборник пьес для фортепиано в 4 руки. Ч. 2. Budapest: Edition Musica,   1960.

Смелков А. «Виват, Санкт-Петербург!» 12 пьес для фортепиано в 4 руки. СПб.: Изд-во Vt, 2003.

Фортепианная музыка. Ансамбли. Выпуск 6.Сост. В. Павлов. Советский композитор, 1982

Юный пианист. Выпуск 1. Сост. Л. Ройзман. М. Сов. Композитор,1990

Репертуар для ансамбля со  скрипкой:

              И. С Бах                                            Концерт №1

              Ф. Вивальди                                     Концерт Соль мажор

                                                                         Концерт «Весна» из цикла «Времена года»

              Ф. Зейц                                              Концерт №3

              Ф Давид                                            Каприччио

              А. Комаровский                               Концерт №2

Литература:

Ф. Крейслер. Сочинения для скрипки и фортепиано. 2часть.

И.С. Бах «Альбом пьес» для скрипки  (ДМШ, муз.училище) . Москва. Музыка 1995

Пьесы старинных композиторов для скрипки и фортепиано. Москва. Музыка 1995.

Педагогический репертуар для скрипки и фортепиано. Пьесы крупной формы.

Хрестоматия для скрипки. Концерты. Выпуск 1. Москва. Музыка. 1988.

Классические пьесы. Сборник для скрипки и фортепиано. Москва. Музыка.1988

Юный скрипач выпуск 3. Москва Сов. Композитор. 1992

Репертуар для ансамбля с флейтой:

                И. С. Бах                                             Сюита си минор

                В. Блодек                                 Концерт

                Ф. Верачини                                       12 сонат

                А. Вивальди                                        Концерт ре минор

                 Г. Гендель                                          Сонаты

                 Б. Годар                                              Сюита

                 И. Кванц                                             Концерт соль мажор

                                                                              Сонаты

                 Л. Маковский                                     Сонатина

                 М, Меркаданте                                   Концерт соль мажор

                 Н. Раков                                              Сонатина

                 А. Розетти                                           Рондо соль мажор

                 Г. Форе                                                Фантазия

Литература:

 Музыка для флейты. Ансамбли. Сост. Зайвей Е. СПб. Союз художников. 2004.

Концертные пьесы для флейты и фортепиано. Будапешт.1974

Детский альбом для флейты и фортепиано. Старшие классы ДМШ. Сост. Ю.  Должиков.  Москва.   Музыка. 2000.

Платонов. М.Школа игр на флейте. Москва.   Музыка. 1998

Подснежник. Альбом популярных пьес. Москва.   Музыка. 1989

Школа игры на флейте. Ц. Чиарди. Л. 1973.

Хрестоматия для флейты. Пьесы, этюды и ансамбли.  Сост. Оленчик И.  Москва.   Современная музыка. 2002.

Репертуар для ансамбля с гогбоем:

Н. Римский-Корсаков                  «Вариации для гобоя с

                                                        оркестром на тему Глинки  

                                                       «Что красотка молодая»

Г.Гендель                                       Соната. 1,2,3,4части

И.Гайдн                                          Соната 1,2части

Литература:

Школа игры на гобое. Сост. Пушечников. Москва. Музыка. 2001

Классическая музыка для гобоя и фортепиано. Сщст. И. Стороженко. М. Закопец. СПб. Союз художников. 2006

Репертуар для ансамбля с  саксофоном:

А. Моцарт                                       Рондо

Г. Гендель                                       Ария с вариациями

М. Равель                                        Сонатина

А. Розов                                           Вальс

И. Альбенис                                    Танго

Литература:

Золотые мелодии. Сост. А. Яцевич. Выпуск 1, 2. СПб. Союз художников. 2005, 2008.

Саксофон в GAZZe. Выпуск 2.Сост. К. Голишев.СПб.2008

Хрестоматия для саксофона-альта. Пьесы, ансамбли. Сост. М. Шапошникова. Москва.музыка.2004

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Ансамбль»,  который  предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,  таких  как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в  ансамбле с партнерами;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов  струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
  • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
  • навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 8 класс. В конце 7 класса учащиеся исполняют программу из 2 произведений на итоговом академическом концерте. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму  и  время  проведения  промежуточной  аттестации  по  предмету  «Ансамбль» образовательное  учреждение  устанавливает  самостоятельно.  Формой аттестации  может  быть  контрольный  урок,  зачёт,  а также - прослушивание,  выступление  в  концерте  или  участие  в  каких-либо  других  творческих  мероприятиях.

По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 Учет успеваемости

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: технических зачетах, зачетах по чтению с листа и чтению хоровых партитур, зачетах по «ансамблю», академических концертах и экзаменах.

В Школе установлена следующая система оценок при промежуточной аттестации: десятибалльная, зачетная. При итоговой аттестации применяется десятибалльная система: 2, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+.

Промежуточная аттестация

Оценивая любое выступление учащегося, следует иметь в виду:

- Соответствие программы уровней класса;

 - Качество исполнения, прослушанность ткани произведения;

- Эмоциональную включенность, воплощение образного содержания произведения;

           - Исполнительскую волю;

            - Техническую оснащенность, состояние игрового аппарата;

            - Продвижение (в сравнении с предыдущими выступлениями);

            - Работоспособность, прилежание ;

            - Различные поощрительные моменты

5+ балла выставляется, когда исполненная программа выше уровня класса, усложнена, музыкальная ткань прослушана, мелодические линии исполнены выразительно, проинтонированы, исполнение ритмически организовано, стилистически грамотно, присутствует высокая техническая оснащенность, звуковое разнообразие; исполнение осмысленное, ощущается ярко выраженная эмоциональная включенность и свое отношение.

5 баллов выставляется, когда исполненная программа соответствует уровню класса, или усложнена, музыкальная ткань прослушана, мелодические линии исполнены выразительно, проинтонированы, исполнение ритмически организовано, стилистически грамотно, присутствует хорошая техническая оснащенность и звуковое разнообразие; исполнение осмысленное, ощущается ярко выраженная эмоциональная включенность, свое отношение.

5- балла выставляется, когда исполненная программа соответствует уровню класса, музыкальная ткань прослушана, мелодические линии проинтонированы, исполнение ритмически организовано, стилистически грамотно, присутствует хорошая техническая оснащенность, звуковое разнообразие; исполнение осмысленное, выразительное, но в исполнении присутствуют незначительные погрешности, связанные со сценическим волнением, отразившиеся в работе игрового аппарата при воплощении музыкального текста.

4+балла выставляется, когда программа соответствует уровню класса, музыкальная ткань прослушана, мелодические линии проинтонированы, исполнение ритмически организовано, стилистически грамотно, присутствует техническая оснащенность, внимательное отношение к звуку, исполнение осмысленное, но недостаточно эмоционально.

4 балла выставляется, когда программа соответствует уровню класса, музыкальная ткань прослушана, мелодические линии проинтонированы, исполнение ритмически организовано, с небольшими недочетами, стилистически грамотно, присутствует средняя техническая оснащенность, исполнение осознанное, но формальное.

4- балла выставляется, когда программа соответствует уровню класса, музыкальная ткань недостаточно  прослушана или исполнение ритмически организовано с небольшими недостатками, присутствует средняя техническая оснащенность, исполнение малоинициативное, в котором слышна работа больше  педагогическая, нежели самого учащегося. Допускаются текстовые погрешности.

3+ балла выставляется, когда уровень класса занижен, или музыкальная ткань не прослушана, или исполнена с большими метро-ритмическими недостатками, присутствуют небольшие текстовые потери, слабая техническая оснащенность, исполнение недостаточно осознанное. Оценка может быть выставлена и за исполнение программы без текстовых потерь, но с формальным отношением к художественному образу, лишенное музыкально - технического воплощения.

3 балла выставляется, когда уровень класса занижен, или музыкальная ткань не прослушана, или исполнена с большими метро-ритмическими недостатками.  Исполнение программы нестабильное, с техническими и звуковыми погрешностями, непониманием стиля, жанра, формы произведений, но старательное.

3- балла выставляется, когда уровень класса занижен, или в исполнении присутствуют очень большие текстовые потери (целые предложения и фразы), метро-ритмически организовано очень плохо, музыкальная ткань не прослушана, очень слабая техническая оснащенность, исполнение с неряшливым отношением к тексту, штрихам, фразировке, динамике. Технически несостоятельно. Но при этом каждое произведение должно быть исполнено наизусть до конца.

2 балла выставляется, когда программа не соответствует уровню класса, или исполнение прерывалось большими текстовыми потерями; незнание нотного текста свидетельствует или об отсутствии систематической самостоятельной работы, или о больших проблемах с музыкальной памятью, не позволяющих дальнейшее обучение по школьной программе; слабое владение навыками игры на инструменте.

Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.

Развернутый отзыв комиссии на итоговом выступлении обязателен.

Оценка за выступление и за работу дополняют и корректируют друг друга. Промежуточная аттестация проводится в следующей форме:

  1. зачеты;
  2. контрольные уроки;
  3. академические концерты;

При выведении годовой переводной оценки учитываются следующие показатели:

  1. Оценка учащегося за выступление на переводном академическом концерте;
  2. Степень продвижения за год;
  3. Наличие концертных и конкурсных выступлений в течение учебного года.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" -  подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет  ученик, исполняющий 2 партию).

         Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.

        Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

         Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

         Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

        Важной задачей преподавателя в классе ансамбля  должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры  становятся совместные регулярные репетиции  с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами  и динамикой (там, где это предусмотрено).

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1.Список  рекомендуемых нотных сборников

Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005

Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973

Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990

Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982

Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки.  Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009

Бизе Ж.               "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011

Барсукова С.     " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012

Гудова Е.             Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3.

                              Классика- XXI

21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано.

                             Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012

За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев,

                              Е. Сорокина / М., Музыка, 2008

Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста.  

                             Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002

Играем с удовольствием. Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб

                             Композитор, 2005

Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001

Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010

Рахманинов С.     Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух

                              ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2007

Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова.

                                М.,  Композитор, 2011

Сен- Санс К.         Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия.

                               Переложение для двух ф-но / М., Музыка, 2006

Смирнова Н.        Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006

Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е.    

                                 Композитор. СПб, 2012

Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян.

                                 М., Музыка, 2011

Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян.

                          М., Музыка, 2011

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная

                                 школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006

Чайковский П.  Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М., Музыка, 2011

Чайковский П.      Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012

Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и

                               средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб,  

                               Композитор, 2012

2.Список рекомендуемой методической литературы

Благой Д.                      Камерный ансамбль и различные формы

коллективного музицирования /

Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996

Благой Д.                              Искусство камерного ансамбля

и музыкально-педагогический процесс.  М.,1979

Готлиб А.                           Заметки о фортепианном ансамбле /

Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

Готлиб А.                    Основы ансамблевой техники. М.,1971

Готлиб А.           Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976

Лукьянова Н.                   Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,

                                         педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001:  № 4

Сорокина Е.                   Фортепианный дуэт. М.,1988

Ступель А.                    В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970

Тайманов И.                    Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /

                                ежеквартальный журнал "Пиано форум"  № 2, 2011,

ред. Задерацкий В.


[1]

         Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к  контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.