Программа учебного предмета "Музицирование" В.02.УП.02 дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение"

Лебедева Ирина Валентиновна

Программа Учебного предмета "Музицирование" дополнительной предпрофесиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение". Срок обучения 2,5 года . Данная программа входит в вариативную часть учебноо предмета.Программа содержит пояснительну. записку, содержание учебноо предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методическое обеспечение учебного процесса, списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_predmet_muzitsirovanie.docx58.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: «Музицирование»

Составитель: Лебедева И.В.

Пояснительная записка

Программа соответствует принятым Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральным Государственным Требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной программы в области  музыкального  искусства.

Начало реализации данного предмета с 1 класса.  Продолжительность занятия- 0,5 часа в неделю –33 учебные недели в год. В 6 классе -1 академический час в неделю – 33 учебные недели в год.

Музыкальные школы решают наиболее актуальную для общества задачу общего музыкального образования: формирование эстетического вкуса, приобщение детей к музыкальному искусству. Сложившаяся система музыкальных школ ориентирована на развитие творческих навыков детей, овладение практическими навыками игры на инструменте.

Обучение детей игре на фортепиано  открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Такой вид деятельности помогает ребёнку полностью раскрыться. Благодаря разнообразию заданий, творческое музицирование предоставляет им простор для того, чтобы проявить и испытать свои способности, и не лишает их возможности высказать свою музыкальную активность с детской непосредственностью.

Музыкальное образование учащихся включает в себя обучение игре на одном из инструментов, развитие слуха, интонации, музыкальной грамоты и музыкальной литературы. Но полное комплексное развитие ученика невозможно без творческой деятельности. Музицирование открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжать его дальше соразмерно своим желаниям и возможностям. Более того, как показывает практика, творческая деятельность повышает мотивацию учащихся к обучению музыке.

Именно творчество является своеобразной сферой духовной жизни подростков и юношей. Оно способствует более эмоциональному и, вместе с тем, осмысленному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого учащегося, ведёт подростка к самоутверждению, закладывает основы будущего саморазвития.

Цель программы – развитие творческих способностей учащихся, приобщение детей к самостоятельному музицированию.

Повышение эффективности и качества музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия  по «инструменту» и все формы обучения ДМШ, призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» концертных выступлений, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения (разные формы коллективного музицирования, предметы по выбору).

Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основная цель данных программ - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

ФГТ учитывают возрастные и  индивидуальные особенности  обучающихся и направлены на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования,  эстетического воспитания, духовно- нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения. Реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

ФГТ разработаны с учетом:

- обеспечения преемственности программы «Хоровое пение» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального  и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

 - сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Музицирование (от нем. musizieren - заниматься музыкой) - исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более широком понимании - вообще игра на музыкальных инструментах.

     Все мы знаем, что, занятия музыкой развивают общие умственные способности человека. Доказано, что дети, обучающиеся музыке, имеют лучшую вербальную (словесную) память,  которая сохраняется долгие годы после прекращения музыкальных упражнений. Благодаря занятиям музыкой можно развить творческие способности любого человека. В этом главная роль должна принадлежать музыкальной школе.

Существует много теоретических исследований о важности формирования таких навыков, как подбор по слуху, транспонирование, чтение с листа и др

     Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

     Творчество требует не только воображения, но и строгой критической мысли. Поэтому важно научить ребенка оценивать свою и чужую игру.

Воспитание гармонически развитой, творчески активной личности эффективно осуществляется на уроках «музицирования».

Основными задачами  предмета являются формирование живого интереса к музыке, развитию слуха и музыкального мышления детей, творческой направленности и раскрытию индивидуальности.

Задачи:

-развитие музыкального мышления, чувства формы, ритмического и гармонического слуха;

-овладение элементарными навыками аккомпанемента;

-формирование навыков импровизации;

-закрепление  на практике элементов музыкально-теоретического анализа;

-формирование и развитие навыков музицирования;

-воспитание творческой активности и самостоятельности учащегося.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6,6 -17 лет.

Сроки реализации программы: 8(9)лет.

Количество часов в неделю: 0,5 часа с 1-6 класс, с 6 -8 (9) – 1 академический час.

Предмет «творческое музицирование» вводится на первом году обучения.

 Основная форма обучения – индивидуальное занятие. Эта форма позволяет использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся, наиболее эффективно выявляет творческие возможности и позволяет активно их развивать.

Формы контроля успеваемости следующие: контрольный урок в первом полугодии и зачёт в конце учебного года.

В конце обучения учащийся должен обладать определённым набором умений и навыков:

-подбирать по слуху аккомпанемент к мелодиям;

-грамотно читать цифровые обозначения аккордов;

-сочинять элементарную импровизацию;

-аккомпанировать голосу,  что позволяет значительно расширить репертуарные рамки и проявлять себя более разнообразно в общении с инструментом;

-  пианизм, без которого невозможно решение музыкальных задач;

-  любовь к концертмейстерскому исполнительству и общая музыкальная эрудиция, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса.

В зависимости от уровня подготовки каждого учащегося возможна корректировка учебных планов. 

 К компонентам, входящим в состав предмета «музицирования» относятся занятия читкой с листа, подбором по слуху, и транспонированием. Занятия этими видами творчества дают большие возможности для развития учащихся и являются необходимой составляющей обучения игре на инструменте, так как помогают учащимся тоньше воспринимать и осмысливать изучаемые произведения, более художественно их исполнять.

Разностороннее развитие творческих данных учащихся целесообразно вести на протяжении всего периода обучения, исходя из интересов и возможностей каждого ученика.

Подбор по слуху обычно начинают с несложных попевок и детских песен. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются в интоннационном отношении и дополняются различными видами сопровождения. Материалом для подбора может служить музыка, исполняемая педагогом на инструменте или голосом. Целесообразно также на протяжении всего обучения давать задания на воспроизведение по памяти отрывков различных произведений.

С первых занятий необходимо направить внимание ученика на восприятие подбираемой попевки или песенки как некоего художественного целого, а так же на развитие мелодии – восходящее или нисходяще, поступенное или со скачками, на ее ритмическое строение. В дальнейшем при подборе постепенно усложняющихся сопровождений надо приучать детей все более тонко распознавать на слух и осознавать гармонические последования и полифонические элементы ткани. Вспомогательным приемом и как при подборе мелодии, может служить пропевание звуков и дополняющих голосов ткани.

          Существует мнение, что умение находить, ставить и решать изобретательские задачи - это "божий дар", которому нельзя обучить. По мнению ряда авторитетных педагогов, обучение методом творчества повышает творческий потенциал каждого человека. Конечно, у одаренных людей при одинаковом обучении со всеми творческий потенциал остается относительно более высоким.

Главное - научить ребенка мыслить, слышать, чувствовать, творить, - воспитать в нем музыкально-художественный вкус.

Планируемые результаты освоения учащимися ОП

Музицирование предполагает владение различными навыками, приобретение которых невозможно без развития творческих способностей.       Что же требуется для домашнего музицирования? Прежде всего легко читать ноты с листа, уметь аккомпанировать, обладать  музыкальным вкусом, самостоятельно разучивать произведения.

Музицирование - это умение самостоятельно разобраться в нотах, расшифровать замысел музыкальной пьесы, самостоятельно её разучить и исполнить на публике.

 Кроме того, музицирование - это еще и умение аккомпанировать себе и другим, играть в ансамбле с другими музыкантами.

     Практически все педагоги сходятся в одном – необходимо активизировать самостоятельность учащегося. Помимо традиционной работы над пьесами и гаммами необходимо развивать музыкальное мышление путем различных творческих заданий. К сожалению, несмотря на наличие в программах музыкальных школ таких направлений учебной деятельности, как развитие навыков чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху, на практике занимаются этим немногие.  Происходит это еще оттого, что эти умения не проверяются и не оцениваются на экзаменах. Конечно, восприимчивость к овладению подобными навыками зависит от природной одаренности ученика. Но если педагог с первых уроков развивает музыкальное мышление с помощью творческих заданий, в дальнейшем это принесет свои плоды даже с посредственным учеником.  Использование таких видов работы, как подбор по слуху, транспонирование, сочинение, чтение с листа делают более тесной взаимосвязь специальности и теории музыки, повышают интерес к занятиям, развивают музыкальное мышление и прививают ученикам самостоятельность.  

Задачи:

- развитие музыкального мышления, чувства формы, ритмического и гармонического слуха;

- овладение элементарными навыками аккомпанемента;

 - формирование навыков импровизации;

- закрепление  на практике элементов музыкально-теоретического анализа;

- формирование и развитие навыков музицирования;

- воспитание творческой активности и самостоятельности учащегося.

     Творческие задания

Дети, как правило, живо откликаются на творчество.  Главное  не результат творчества, не погоня за числом сочинений, а сам процесс работы над ними. Творческие задания могут быть самые разнообразные: сочинить окончание мелодии, придумать свой вариант предложенной педагогом пьесы, гармонизовать мелодию, сочинить мелодию по аккордовой цифровке; сочинить песни, инструментальные пьесы, переложения, обработки и т. п. Пытаясь сказать свои собственные музыкальные «слова» - найти мотив, фразу, подобрать правильную гармонию, сварьировать мелодию и т. д., ученик много времени проводит за инструментом и естественным образом приспосабливается к нему.

     Транспонирование

Умение транспонировать (переносить произведение в другую тональность) очень важно для учащихся, обучающихся на хоровом отделении. Наличие этого навыка позволяет принять участие в качестве аккомпаниатора в школьных концертах, игра на домашних выступлениях также вызовут потребность в овладении данным навыком. Обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа. Транспонирование развивает свободу владения инструментом, что помогает в становлении качеств импровизатора.

     Кадансы

 Следует обратить особое внимание на развитие гармонического слуха учащегося, как можно раньше вводя подбор пьес с аккомпанементом. Помогает усваивать закономерности в гармонии игра кадансов. Под кадансом здесь имеется ввиду любая грамотно построенная последовательность аккордов, начиная с простейшей (Т – S – T, T – D – T) и заканчивая достаточно развернутыми. На сегодняшний день предмет теории музыки у нас, в основном, оторван от практики, а грамотное использование на уроке теоретических терминов сближает эти предметы, позволяет на практике применить полученные теоретические знания. С помощью исполнения кадансов ученик постигает закономерности построения гармонии.  При условии хорошего усвоения этих навыков, гармонию с каждым годом можно усложнять, разнообразить партию правой руки.

     Сочинение

 В XVII - XVIII веках каждый человек "из общества" должен был уметь сочинить музыкальное произведение, стихи, записать в альбом хозяйки салона посвященный ей музыкальный куплет. Нельзя утверждать, что все талантливы. Люди никогда не были и никогда не будут равными по степени дарования. Однако из этого не следует, что творчество доступно только избранным. Оно доступно всем, ибо все психически здоровые дети от рождения обладают универсальными задатками, позволяющими заниматься любой творческой деятельностью.

     Первые упражнения в сочинении строятся на подражании. Затем можно приступать к сочинению мелодий или сочинить музыку к тексту, сделать импровизацию на заданный ритм.  Игра кадансов также развивает умение импровизировать, т. к. имеет множество вариантов исполнения.

     Чтение с листа

 Умение свободно читать ноты неоценимо как в практической деятельности,   так и в учебной работе, где оно, собственно, определяет темп развития учащегося. Ведь общеизвестно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор. И, наоборот, читающий слабо – проходит мало, разучивает произведения медленно, с трудом Ученик, регулярно читающий ноты, может самостоятельно разобрать новое произведение или выучить что-то для себя без помощи педагога.  Отсутствие должной системы в выборе репертуара для чтения с листа  может принести не пользу, а вред, развивая небрежность в выборе аппликатуры, в исполнении вообще. А на раннем этапе обязательное соблюдение аппликатурной дисциплины гаммообразного принципа и владение основными приемами игры (легато, стаккато) является особенно важным. Темп продвижения зависит от способностей учащегося и наличия времени на уроках, но рекомендуется давать больше номеров для чтения с листа для лучшего усвоения длительностей, тональностей.

Навык чтения нот с листа

Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа.

Разбор. Это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста для повторения той или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры и т.д.

Чтение с листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.

Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.        

Ошибки учащихся при чтении нот с листа.

Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа являются:

          - элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

          - игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

          - потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;

          - невнимательность к динамическим оттенкам;

          -пренебрежение знаками агогики.

Подбор нотного материала для чтения с листа.

На протяжении первого-второго года обучения для формирования и развития техники чтения нот с листа используются хрестоматии для первого года обучения, которые одновременно служат для общего пианистического развития ученика. Это «Школа игры на фортепиано» Николаева А.,  «В музыку с радостью» Визной И. и Геталовой О., «Альбом ученика-пианиста» Цыгановой Г.Г. и Корольковой И.С. и другие.

Особый интерес представляет сборник Т.Камаевой и А.Камаева «Чтение с листа. Игровой курс». Это пособие рекомендуется использовать с 3 по 7 классы. Игровой курс состоит из двух частей.

Первая часть состоит из заданий, которые позволят снять психологический зажим у ребёнка перед незнакомым текстом и сделать занятие по возможности увлекательным. Авторы сборника предлагают ряд простых, заведомо выполнимых задач. Это будет служить большим стимулом для движения вперёд, ведь ребёнок решает поставленную перед ним задачу самостоятельно. Кроме того, каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет педагог для дополнительного поощрения учащегося.

Задания пособия усложняются постепенно. Здесь активизируется внимание ребёнка на отдельных элементах нотного текста – ключевые знаки, аппликатура, динамика, темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. В качестве дополнительной формы работы используется метод «слепой игры» на фортепиано (руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги). Тем самым у ребёнка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. Такие примеры в сборнике отмечены значком (очки).

Рекомендуется, основную работу с пособием проходить на уроке, затрачивая не более 5- 7 минут. Этого времени достаточно для выполнения одного задания.

Вторая часть состоит из пьес, которые авторы сборника подобрали в соответствии с порядком следования тем в первой части. По сложности пьесы соответствуют 4-5 году обучения.

 Интересные сборники «Музицирование для детей и взрослых» в трёх выпусках. В эти сборники вошли популярные детские песни, танцевальная музыка, любимые песни из мультфильмов, а также джазовые и эстрадные пьесы, мелодии из известных фильмов, переложения классической музыки. Благодаря такому разнообразию пьес, эти сборники стали пользоваться большим спросом среди преподавателей и учащихся.

Ансамбль  прививает навык игры вместе, учит слышать гармонически окрашенную мелодию, помогает ученику организовать ритм, сделать обучение более интересным.

Основная цель ансамблевой игры – привить интерес к коллективному музицированию. Эта форма игры всегда интересна учащимся, развивает любовь к своему инструменту. Слаженная совместная игра, общий замысел – особая сфера работы ансамблевых классов. Для составления ансамблевой пары важно, чтобы учащиеся подходили друг другу. Каждый из участников дуэта может быть и солистом, и аккомпаниатором. Безупречный ритм – важная составляющая ансамблевой игры. Чтение нот с листа – составная часть урока. Этот вид музицирования лучше всего.

Совместная игра отличается от сольного исполнения  прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.

Программа стремится уйти от единообразия и усредненности в построении образовательного процесса. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. В ансамбле у детей быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется  находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу и оба ученика становятся единым целым.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким и многообразным.

Интерес к ансамблевой игре.

 Уже на самом начальном этапе обучения можно вызвать интерес ребенка к ансамблевой игре. Например, изучая песенку «Андрей-воробей», во II партии, которую играет преподаватель, есть 3 варианта аккомпанемента, в каждом из них звучат новые краски, новые динамические оттенки. Вначале ученик воспринимает простое, а затем более сложное, красочное звучание аккомпанемента. Впервые сыграв в ансамбле, ученик получает большое удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствует радость общего порыва и взаимной поддержки. Пусть в партии ученика звучит одна нота, но важно, чтобы ученик почувствовал своеобразие ансамблевой игры и интерес к совместному исполнительству. Учащиеся фортепианного ансамбля слышат, что динамический диапазон четырехручного исполнения никак не уже, а шире, чем при сольной игре. Наличие двух пианистов позволяет полней использовать клавиатуру для достижения яркого динамического эффекта.

 Пианистическая оснащенность для решения музыкальных задач.

 Партнерам в процессе работы нужно добиваться звукового равновесия, они должны обладать одинаковыми приемами звукоизвлечения. Слаженная совместная игра в деталях и в целом, в отдельном приеме и в общем замысле – все это особая сфера работы, присущая ансамблевым классам. Технические трудности возникают не только в материале каждой партии, но и в элементарной координации исполнения участников дуэта. Более трудную партию поручают более продвинутому ученику. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Распространенный недостаток ученического исполнительства – динамическое однообразие: все играется mf и f. Следует особое внимание обратить на динамику.

Чувство партнерства.

 Для составления ансамблевой пары важно, чтобы учащиеся подходили друг другу по характеру и даже, что немаловажно, дружили между собой. Все это помогает в работе. Каждый участник дуэта осознает свою ответственность перед партнером. Важный момент – начало произведения. Синхронно взять два звука не так просто, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Используется прием дирижерского замаха, ауфтакта – легкое движение кисти, кивок головы. Полезно посоветовать одновременно с этим жестом партнера взять дыхание (сделать вдох). Это снимает сковывающее напряжение. Не меньшее значение имеет синхронное окончание, «снятие» звука.

 Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

 Каждый из участников дуэта является то солистом, то аккомпаниатором, должен чутко прислушиваться к партнеру. Ведь в исполняемом произведении надо одновременно почувствовать и передать характер, взять нужный темп и выдержать его.

 Исполняя на концерте выученное произведение наизусть, один из партнеров иногда от волнения допускает неточность и тут проявляется обоюдное умение не остановиться, а продолжить игру и достойно закончить пьесу. Этот навык кропотливо воспитывается на уроках фортепианного ансамбля.

 О чувстве ритма.

 Особо хочется сказать о ритме. Ансамбль требует от участников безупречного ритма, он должен быть коллективным. Задача преподавателя – добиться четкости ритма, его устойчивости. При нарастании силы звучности учащиеся нередко ускоряют темп и наоборот при технических трудностях замедляют его. Если этот недостаток свойственен только одному ученику, то второй будет союзником преподавателя и поможет в преодолении этого недостатка. Хорошо помогает сравнение темпа коды с началом произведения.

Аккомпанемент является одним из любимых предметов у учащихся.  На

занятиях   по аккомпанементу ученики знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приемами звукоизвлечения. Учатся различать тембры голосов, узнают их диапазон, звуковые возможности и особенности. Знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной и вокальной музыки.

Цель программы: создание условий для формирования устойчивого интереса у учащихся к увлекательному виду творчества – аккомпанированию голосу,  что позволяет значительно расширить репертуарные рамки и проявить себя более разнообразно в общении с инструментом.

Формирование практического умения и навыков аккомпанирования. Воспитание чувства стиля и художественного вкуса. Овладение необходимыми теоретическими и общекультурными знаниями. А так же воспитание чувства партнерства,  ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания.

Структура учебного плана

Форма занятий – урок, индивидуальный.

Продолжительность урока  20 минут; один раз в неделю; 33 учебные недели,- начиная с 1класса по 6 класс. В 6 классе – 40 минут – академический час – раз в неделю; 33 учебные недели.

Форма индивидуальных уроков помогает преподавателю наиболее эффективно осуществлять занятия, точнее направлять внимание на развитие способностей и индивидуальности ученика, органично включать, приобретенные на занятиях «музицирования» навыки, в процесс обучения игре на инструменте.

Методические рекомендации по чтению с листа и игре в ансамбле.

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, ведущейся по двум направлениям: развитие навыка тщательного разбора и навыка беглого чтения с листа. Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значения. Этому педагог учит, давая ученику вначале простые, а затем усложняющиеся задания по разбору текста, постепенно добиваясь от ученика самостоятельного разбора. Непременным условием успешного овладения навыкам чтения с листа являются: уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват протяженных музыкальных фраз, свободная ориентировка на клавиатуре.

Целесообразно использование произведений из репертуара предыдущих классов и различные переложения.

Развитию навыков чтения нот с листа способствует игра в ансамблях, в частности в четыре руки. Для детей, обучающихся в “хоровом классе”, непременным условием является умение читать и исполнять на инструменте хоровые партитуры, изучаемые на занятиях по хору.

Музыкальная хрестоматия по навыкам чтения с листа

для учащихся хорового отделения

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.Артоболевская “Первая встреча с музыкой”. М., 1985 г.

Л.Баренбойм “Путь к музицированию”.Л., 1973 г.

О.Геталова “В музыку с радостью”. С-Петербург, 1997 г..

О. Рафелович ”Транспонирование в классе фортепиано”. М.,1963 г.

Н.Соколова “Ребенок за роялем”.Л., 1983 .

“Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста”. Общая ред. Л.Баренбойма. М., 1971 г..

«Монрплезир». Популярные произведения русских и зарубежных композиторов в облегченном переложении для фортепиано. Из-во «Гармония». С-П. 2005 г.

Т.Юдовина-Гальперина «Большая музыка-маленькому музыканту». Части 1-3. Из-во «Композитор», С-П., 2005 г.

«Обучение с увлечением». Нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий для фортепиано». Из-во «Москва», 2006 г.

«Детский альбом пианиста». Тетради 1-2. Из-во «Композитор», С-П., 2006 г.

О.Хромушин «В джазе только дети». Этюды в манере джаза для маленьких и очень маленьких. Из-во «Союз художников». С-П., 2001 г.

А.Гречанинов «На зеленом лугу». Для фортепиано в 4 руки. Л., 1951 г.

«Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа». С-П., 1994 г. Составитель Л.Криштоп.

С.Майкапар «Первые шаги». Л., 1952 г.

Е.Юдина «Детский сборник». Легкие переложения произведений века для фортепиано в 4 руки. Л., 1940 г.

Методические рекомендации по транспонированию

Транспонирование на начальных этапах обучения является продолжением подбора по слуху знакомых мелодий от разных звуков. В дальнейшем следует транспонировать легкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, кадансовые обороты. Полезно не только для общемузыкального, но и для технического развития играть в разных тональностях этюды. Обычно этюды с фигурационной фактурой используются в пределах позиции руки, аппликатура применяется та же, что и в основной тональности.

В процессе занятий транспонированием необходимо следить за тем, чтобы оно протекало в условиях максимальной активизации слуха учащихся. По мере усложнения используемого материала непосредственное его восприятие должно все в большей мере обогащаться восприятием аналитически-слуховым, направленным на выявление структуры транспонируемой музыки.

Приступая к транспонированию, ученик должен хорошо знать материал на память, иметь о нем ясное слуховое представление. Мелодия и другие голоса, а так же звуки , составляющие аккорды, предварительно пропеваются, одновременно осмысливается ладотональность, метроритм сочинения и другие важные элементы его строения. Настраиваясь на новую тональность, ученику следует проинтонировать в ней внутренним слухом транспонируемую музыку и, если позволят тесситура, пропеть отдельные голоса и звуки аккордов.

Важным условием является, чтобы все транспонируемые и подбираемые по слуху пьесы исполнялись выразительно.

Методические рекомендации по аккомпанементу

Ожидаемые результаты:

 1)    Умение читать различную фактуру, выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды), особенно при чтении с листа.

 2)    Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

 3)    Умение подчиняться творческой воле солиста, быть с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим  музыкальным амбициям.

 4)    Чувство партнерства и сопереживания.

 5)    Пианизм, без которого невозможно решение музыкальных задач.

 6)    Любовь к концертмейстерскому исполнительству и общая музыкальная эрудиция, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса.

 Работа в классе аккомпанемента очень интересна и увлекательна. Учащиеся, успешно прошедшие  курс аккомпанемента, всегда будут востребованы как в сфере музыкального исполнительства, так и в сфере домашнего музицирования.

Репертуар

Репертуар должен обладать инструктивностью, т.е. методической направленностью, полезностью для решения задач обучения. Инструктивность предполагает точный возрастной адресат музыкального материала и его соответствие техническим и художественным потребностям и возможностям ученика в данный момент. Но кроме дидактической направленности этот материал в первую очередь должен отличаться художественной полноценностью, должен обращаться  образному восприятию ученика и будить его творческую фантазию, знакомя с выразительным смыслом элементов музыкального языка.

Основная цель репертуара – создание основы музыкального пианистического опыта ученика. Она достижима только при условии системной, последовательной работы с художественно полноценным материалом – народными и детскими песнями, адаптированными  авторскими пьесами.

Занятия каждым из произведений должны быть многофункциональными, т.е. должны срабатывать на все аспекты пианистического развития ребенка:

- служить правильному формированию навыка чтения нотного текста на основе аппликатурного ощущения интервала;

- помогать организации движений; многообразных, целесообразных и выразительных;

- развивать слуховые умения ученика, подкрепляя их освоением элементов музыкальной грамоты на основе элементарного анализа и транспонирования;

- развивать творческие способности ученика (подбор аккомпанемента, варьировании фактуры, досочинение, элементарная импровизация по моделям);

- обращаться к образным представлениям ученика, служить освоению элементов исполнительской выразительности (штрихи, динамика, артикуляция, интонирование слов мелодии и т.д.).

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудит орного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Содержание

Первый класс

 В течение учебного года ребенок должен:

 1.Научиться свободно подбирать одноголосные мелодии с простым ритмическим рисунком и уметь их исполнять от белых клавиш. Пройти 4-6 песен для подбора.

 2.Научиться аккомпанировать простейшие мелодии. Здесь могут быть произведения вокальные. В течение года пройти 2 произведения.

 3.Чтение с листа.

 4.Ансамбль. В течение года пройти 2-3 произведения.

Второй класс

 В течение учебного года ребенок должен:

1.Научиться подбирать по слуху мелодии с более сложным мелодическим и ритмическим рисунком. Пройти за год 3-5 песен.

2.Пройти 2  произведения по аккомпанементу, учитывая его различные виды: вокальный, инструментальный и т.д.

3.Чтение с листа.

4.Ансамбль. В течение года пройти 2-3 произведения.

На зачете учащиеся 1-2 класса выполняют:

1.Чтение с листа.

2.Ансамбль (одно произведение).

Третий класс

 В течение учебного года ребенок должен:

 1.Научиться подбирать по слуху мелодии с сопровождением, используя основные трезвучия. Пройти за год 3-5 произведений.

2. Освоить различные фактуры сопровождения: полька, марш, вальс, колыбельная, танго и т.д. Пройти 3-4 произведения.

3.Пройти 2  различных по характеру и фактурам произведения для аккомпанемента, используя современные песни, романсы, инструментальную музыку.

4.Чтение с листа.

5.Ансамбль. В течение года пройти 2-3 произведения.

На зачете учащиеся 3 класса выполняют:

1.Чтение с листа.

2.Ансамбль (одно произведение).

Четвертый класс

 В течение учебного года ребенок должен:

1.научиться подбирать по слуху любые мелодии с сопровождением, используя различные варианты фактур. Пройти 3- 5 произведений.

2.Научиться играть по цифровкам. Формировать вступление в заключение к песне. Научиться заполнению в мелодии длинных нот мелодическими фигурациями. Пройти 3-5 произведений.

3.Пройти 2 произведения по аккомпанементу, используя разнохарактерную музыку.

4.Чтение с листа.

5.Ансамбль. Пройти 2-3 произведения.

На зачете учащиеся 4 класса выполняют:

1. Подбор мелодии (одно произведение).

2.Играть по цифровкам с использованием основных гармонических функций TSD (одно произведение).

3.Чтение с листа.

4.Ансамбль (одно произведение).

Пятый класс

В течение учебного года необходимо:

 1.Пройти 3- 5 произведений для подбора в различных тональностях.

2.Пройти 3- 5 произведений по цифровкам, используя  ранее приобретенные знания.

3.Пройти 2-3 разнохарактерных произведения по аккомпанементу.

4.Совершенствовать навыки чтения с листа.

5.Ансамбль. Пройти 2-3 произведения.

На зачете учащиеся 5 класса выполняют:

1.Подбор мелодии. Формировать вступление и заключение

(одно произведение).

2. Играть по цифровкам с использованием буквенных обозначений (одно произведение).

3.Чтение с листа.

4.Ансамбль (одно произведение)

Шестой класс

I полугодие.  Контрольный урок - (можно в классном порядке) – чтение с листа и транспонирование.

II полугодие. Зачет -  Конкурс «Лучший концертмейстер» (возможно исполнение в ансамбле) и творческое задание.

Для учащихся 6 класса репертуар подбирается средней степени сложности, с более распространенным аккомпанементом (бас – аккорд), простым ритмическим рисунком, гибкой мелодической линией, понятным для детей этого возраста художественным содержанием

Транспонирование

При транспонировании необходимо хорошее знание тональностей, интервалов, грамотное исполнение нотного текста  и постоянный самоконтроль. В работе используются два подхода к транспонированию: в определенную тональность и на заданный интервал. В первом случае ученик через новую тональность определяет, на какой интервал происходит смещение пьесы; во – втором, наоборот, через заданный интервал – определяет новую тональность. Преподаватель может расширить список пьес по своему усмотрению, учитывая уровень подвинутости ученика.

Репертуарные списки

А.Александров «Новогодняя полька»

И.Тамарин «Прелюдия»

А.Жилинский «Лисички»

Армянская . нар.песня  «Ласточка»

Русская нар. песня «А мы просо сеяли»

М.Дробнер «Будильник»

Обр.С.Ляховицкой «Маленькие птички»

Обр. Ю.Щуровского «Кузнецы»

Русская нар.песня «У меня ли во садочке»

Е.Комалькова «Вечерняя сказка»

А.Гольденвейзер «Тихая игра»

Э.Тургенева «Акробат»

Л.Белевцов «Снова осень»

Г.Ф. «Быстрый танец»

Русская нар. песня «Лучина»

А.Глазунов «Испанский танец»

И.Кларк «Менуэт»

Э.Тургенева «Упрямые часы»

С.Майкапар «Весною»

И.Тамарин «Канон»

Э.Тургенева «Вальс снежинок»

А.Эшпай « Пьеса»

Вокальные аккомпанементы

И.Ефремов , В.Бубиков «Кораблик»

В.Шаинский, С.Козлов «Дождь идет по улице»

В.Шаинский, Э.Успенский «Голубой вагон»

Б.Савельев,  М.Пляцковский «Если добрый ты» (м/ф «Ден рождения кота Леопольда»)

В.Шаинский, М.Пляцковский «Улыбка» (м/ф «Крошка енот»)

М.Иорданский, М.Клокова «Голубые санки»

М.Красев, З.Александрова «Улочка»

В.Шаинский, Э.Успенский «Песенка Чебурашки»

В.Шаинский, Н.Носов «Кузнечик» (м/ф «Приключение Незнайки»)

Л.Книппер, А.Коваленко «Почему медведь зимой спит»

М.Глинка, В.Забила «Гуде  витер вельми в поле»

М.Глинка, В.Забила «Не щебечи, соловейку»

П.Федоров, А.Булгаков «Прости меня»

Н.Титов, М.Маркова «Шарф голубой»

Р.Шуман, А.Гофман «Вечерняя звезда»

Р.Шуман, русский текст Я.Родионова «Мотылек»

Т.Волина, А.Филлипенко «Цыплята»

В.Шаинский, М.Пляцковский «Все мы делим пополам»

О.Хромушин,  Я.Аким «Песенка девочки» (м/ф «Девочка и лев»)

В.Витлин,  М.Найденов «Серенькая кошечка»

М.Глинка,  А.Пушкин «Признание»

А.Даргомыжский,  А.Пушкин «Юноша и дева»

А.Гурилев,  А.Дьяков «Воспоминание»

М.Глинка,  А.Дельвиг «Ах ты, ночь ли, ноченька»

муз.Абаза,  Сл.И.Тургенева «Утро туманное»

В.Моцарт, И.Миллер  «Довольство жизнью»

Р.н.п. в обработке  К.Вильбоа «Чернобровый, черноокий»

А.Алябьев, В.Жуковский «Воспоминание»

А.Варламов «Напоминание»

А.Дюбюк, Г.Гейне «Не обмани»

А.Гурилев, Н.Греков «Вьется ласточка сизокрылая»

А.Даргомыжский «Я вас любил»

Т.Толстой, А.Фет «Я тебе ничего не скажу»

А.Варламов «Вдоль по улице метелица метет»

В.Моцарт, Кр.Овербек «Тоска по весне»

Литература

А.Алексеев «Педагогика творческого поиска»

С.Мальцев «Учить искусству импровизации»

О.Рафалович «Транспонирование в классе фортепиано»

М.Фейгин  «Музыкальный опыт учащихся»

Э.Тургенева «Пианист – фантазер» Части № 1 и 2

Котляревская «Сольфеджио»

Е.Забурдяева, Н.Перунова «Посвящение Карлу «Орфу»

Седьмой класс

 I полугодие.   Контрольный урок – чтение с листа и транспонирование.

II полугодие. Зачет (выступление на сцене)– 2 произведения,  различных по стилю, характеру, темпу и фактуре - конкурс «Лучший концертмейстер» и творческое задание.

Примерный перечень произведений для 7  класса:

      В 7 классе ученикам, имеющим уже опыт игры, предлагается репертуар с более сложными  ритмическими, гармоническими, техническими  задачами, требующий достижения особой синхронности и музыкального единства.

Ансамбли

Репертуарные списки

М.Балакирев «На Волге»

«Эй, ухнем», обр. ММ.Балакирева

А.Варламов «Красный сарафан»  

 А.Глазунов «Венгерский танец» № 4.

 Л.Бетховен «Полонез».

 Г.Свиридов «Романс», «Вальс», из музыки к драме «Метель».

 Г.Фрид «Чешская полька».

 Э.Григ «Норвежский танец».

 И.Хр. Бах «Рондо» из концерта соль мажор для ф-п. с оркестром.

 Н.Агафонников «Веселая мелодия».

 Дж. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

 Л.Бетховен «Три немецких танца».

 Ю.Преображенский «Парадный марш игрушек», «Ноктюрн».

 Р.Глиэр «Бравурная мазурка».

 И.С.Бах «Сарабанда» из французской сюиты ре минор.

 В.Блок «Московская полька».

 Г.Свиридов «Военный марш», «Пастораль» из музыки к драме «Метель».

 В.А.Моцарт «Марш».

 Э.Вила Лобос «Разбитая гитара».

Творческие задания

Многолетний опыт показывает, что у большей части учеников творческие задания пользуются популярностью  и вызывают энтузиазм. Как, правило, такие задания даются на каникулы. Творческие задания помогают проверить, как усвоен пройденный материал, насколько свободно им пользуются ученики, а также активизируют фантазию детей, выявляют их способности к сочинению. Попутно они убеждают детей в том, что знания и навыки, полученные на сольфеджио, необходимы для записи музыки, а запись – это способ сохранить придуманное.

Творческие работы всегда поощряются высокими оценками (5- , если оказывалась помощь в записи; 5 , если правильная запись выполнена самостоятельно; 5 +, если  сочинение получилось интересным, ярким, с хорошим аккомпанементом).

Литература

М.Андреева «От примы до октавы»

«Красное коромысло через реку повисло» (Русские народные загадки)

«Веселые  загадки» (серия «Солнышко»)

И.Суриков «В родном краю»

А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

А.Майков «Стихотворения»

Т.Нестерова «Обо всем на свете сочиняют дети»

Вокальные аккомпанементы

Репертуарные списки

 А.Варламов , Н.Огарев «Внутренняя музыка»

А.Варламов, Г.Цыганов «Красный сарафан»

А.арламов, М.Лермонтов «Белеет парус одинокий»

А.Гурилев, М.Лермонтов «И скучно, и грустно»

А.Гурилев, С. Любецкий «Домик – крошечка»

А.Гурилев, А.Полежаев Сарафанчик»

М.Глинка, сл. Народные «Ах ты, душечка, красна девица»

А.Даргомыжский «Титулярный советник»

И.Брамс «Колыбельная»

Обр.Ж.Векерлена, сл. Фавара «Менуэт Экзоде», «Пастораль»

АА.Гурилев  «Вам не понять моей печали»

И.Брамс, перевод И.Миклашевской «О, милая дева»

Р.Шуман, Г.Гейне «Я не сержусь»

Старинная французская песня «Птички»

Обр.В.Мельо, русский текст М. Улицкого «Колыбельная»

А.Гуэрчиа, слова неизвестного автора «Нет, не любил он»

А.Гурилев, А.Кольцов «Грусть девушки»

М.Шишкин, М.Языков «Ночь светла»

8 класс

I полугодие.  Контрольный урок  - транспонирование и творческое задание.

II полугодие.  Выпускной академический концерт – 2 произведения, различных по стилю, характеру, темпу и фактуре. 

Примерный перечень произведений для 8 класса;

Аансамбли

Л.Бетховен "Три марша для фортепиано в 4 руки"

Ж.Бизе "Детские игры"

Ж.Металлиди "Морская сюита"

Ж.Металиди "Иду, гляжу по сторонам"

С.Рахманинов "Шесть пьес"

Ф.Шуберт "Форель"

Р.Шуман "Двенадцать пьес для маленьких и больших детей"

А.Смелков "Виват, Санкт - Петербург"

                                Список рекомендуемой литературы

Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Вып.2 М.Музыка 1994г.

 Ансамбли для ф-п. Средние классы. М. «Советский композитор» 1987г

 Играем вдвоём. Композитор С-П. 1998г.

 В.Соловьёв Школьный бал. Сб. пьес для ф-п. в 4 руки. Л.Музыка 1998г.

 Юный пианист. Вып.2  М. Советский композитор. 1986г.

 По сказкам Ш. Перро. Альбом для ф-п. в 4 руки. Мл. и ср. классы ДМШ. Ред. Л. Десятникова.

 Мой Пушкин. Популярные фрагменты муз. произведений на стихи и сюжеты А.С.Пушкина в лёгком переложении для ф-п. в 4 руки. Композитор С-П 1998г. Ред. Ж. Металлиди.

 Мой Верди. Оперы. Популярные фрагменты в лёгком переложении для ф-п. в 4 руки. Композитор С-П. 1998г.

 А.Аренский. 6 детских пьес соч.34. М.Музыка 1988г.

 Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей под. ред. С. Ляховицкой ч.1 и 2. Музыка Ленинград. 1987г.

 Э.Григ Норвежские танцы для ф-п. в 4 руки. М.Музыка 1991г.

 Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып.3. Младшие классы ДМШ. М.Музыка 1987г.

 Играем вдвоём. Композитор Л.Музыка 1990г.

Сочинение

При работе над сочинением сопровождения к мелодии нужно решить две задачи: как ритмически организовать и по какому пути идти в поисках гармонии – вертикали.

Ритмический рисунок аккомпанемента может:

- совпадать с пульсирующими долями;

- подчеркивать сильные доли такта;

- включать в себя повторную (остинатную) ритмогруппу, построенную на характерном ритме мелодии;

- заполнять длинные звуки и паузы в мелодии.

 Работая над аккомпанементом, нужно сразу же обращать внимание ученика на те обороты в мелодии, которые требуют смены гармонической вертикали, приучать использовать в сопровождении не только консонирующие интервалы, но и остро звучащие,  если они созвучны мелодии и отражают – подчеркивают характер произведения

Вокальные аккомпанементы

Репертуарные списки

Русская народная песня «Пряха», в обраб. С.Погребова

Русская народная песня «Ах  ти, матушка, голова болит»

Русская народная песня, слова А.Римского- Корсакого «Горько, горько мне, красной девице»

Ц.Кюи, А.Фет «Осень»

К.Сен – Санс «Ave, Maria»

П.Булахов, Зименко «Нет, не люблю я вас»

«Темно – вишневая шаль» слова и музыка неизвестного автора, обработка В.Подольского

Б.Фомин, П.Герман  «Только раз бывают в жизни встречи»

Н.Харито, В.Шумский «Отцвели хризантемы»

Дж.Керн «Дым»  из мюзикла «Роберта»

А.Гурилев, Н.Огарев «Внутренняя музыка»

П.Булахов , слова Н.Н. «И нет в мире очей»

М.Глинка, Е.Баратынский «Не искушай меня без нужды»

Б.Шереметьев, А.Пушкин «Я вас любил»

Музыка неизвестного автора, редакция И. Козловского, слова Ф.Тютчева «Я встретил вас»

А.Алябьев, слова А.Бистрома «Я вижу образ твой»

А.Гурилев, Н.Макаров «Колокольчик»

М.Глинка, слова Н.Кукольник «Жаворонок»

Список рекомендуемой литературы

  1. «Детские песни и песенки». Части 1 и 2 . Для голоса с аккомпанементом фортепиано. Изд- во «В.Н.Зайцева» М., 2006 г.
  2. «Улыбка». Популярные песни из детских мультфильмов. Составитель Н.Матвеева. Изд-во «Советский композитор». М., 1986 г.
  3. В.Шаинский «С голубого ручейка». Детские песни. Изд-во «Советский композитор». М., 1987 г.
  4. «Ветка сирени». Старинные романсы». Изд - во «Музыка» . М., 1989 г.
  5. «Давно ль под волшебные звуки». Вальс в вокальной музыке русских и советских композиторов. Изд-во  «Музыка».  М., 1991 г.
  6. «Умчалися года». Старинные романсы. Изд-во «Музыка». М., 1991 г.
  7. «Минувших дней очорованье». Старинные русские романсы. Выпуск 5. Изд-во «Музыка».С-П., 1992 г.
  8. «Я аккомпаниатор». Хрестоматия по аккомпанементу для учащихся старших классов детских музыкальных школ. Изд-во «Союз художников». С- П., 2001 г.
  9. «Я аккомпаниатор». Песни  и романсы русских композиторов для голоса с фортепиано. Изд-во «Союз художников». С- П., 2001 г.
  10. «И в каждом звуке целый мир». Хрестоматия по аккомпанементу для детских музыкальных школ. Изд-во «Союз художников». С- П., 2001 г.
  11. «Золотая коллекция русского романса» для голоса в сопровождении фортепиано. Изд-во «Современная музыка». М., 2003 г.
  12. П.Булахов  «Романсы». Изд-во «Советский композитор». М., 1985 г.
  13. А.Гурилев «Романсы». Изд-во «Советский композитор». М., 1983 г.
  14. «Хрестоматия по аккомпанементу» для детских музыкальных школ. Изд-во «Творческое объединение». С- П.,1999 г.

15.Альбом популярных пьес «Лунный свет» для флейты и фортепиано –

 М. Музыка 1996

16. Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ Пьесы Часть 1 – М. Музыка 1995

17. Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ Пьесы Часть 2 – М. Музыка 1995

18. И.С. Бах «Альбом пьес» для скрипки(ДМШ, музучилище) – М. Музыка 1995

19. «Пьесы старинных композиторов» для скрипки и фортепиано –

 М. Музыка 1995 

     

Оценка, полученная на академическом концерте  в 8 классе, становится итоговой и выставляется в свидетельство об окончании школы. При спорных моментах, в диплом выставляется средний балл по предмету «Музицирование».