ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 4-Х ГОДИЧНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО)"

Полякова Людмила Олеговна

Рабочая программа, рассчитана на преподавание в ДМШ и ДШИ по "общему фортепиано".Срок реализации - 4 года..

Учебный  предмет   «Музыкальный    инструмент   (фортепиано)»  4-х годичного обучения направлен   на  приобретение  детьми   знаний,  умений  и  навыков  игры  на  фортепиано,  получение  ими  художественного   образования, а   также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. «Музыкальный инструмент (фортепиано)» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки,  направлен на получение ими дополнительного   образования в  области  музыкального  искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_4_goda_2017g._dmsh.docx64.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Детская музыкальная школа № 7" г. Иркутска

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

( фортепиано)

Срок реализации 4 года

г. Иркутск 2017г.

Разработчик:

Полякова Л.О., преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая отделением фортепиано на хоровом отделении и общих инструментов МБУ ДО  «Детская музыкальная школа №7» г. Иркутска

     

   


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования, примерные списки произведений

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература

- Методическая литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного  предмета  «дополнительный музыкальный инструмент» по виду инструмента  «фортепиано» (далее – «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ

Учебный  предмет   «Музыкальный    инструмент   (фортепиано)»  направлен   на  приобретение  детьми   знаний,  умений  и  навыков  игры  на  фортепиано,  получение  ими  художественного   образования, а   также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. «Музыкальный инструмент (фортепиано)» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки,  направлен на получение ими дополнительного   образования в  области  музыкального  искусства

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования  направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Срок реализации программы 4 года

Возраст детей, приступающих к освоению программы 7 – 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 1час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме 2-х зачетов в 1-м полугодии и во 2-ом полугодии. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков по полугодиям.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

16

19

140

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная учебная нагрузка

48

57

48

57

48

57

48

57

420

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 420 часов.  Из них: 140 часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

         Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут и предполагает занятия

1 час в неделю.

Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на  фортепиано, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

1.  развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его

музыкального  кругозора, а также воспитание в нем любви к классической

музыке и музыкальному творчеству;

2. овладение  основами  музыкальной  грамоты,  необходимыми  для

владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

3.  формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на

фортепиано  с  учетом  возможностей  и  способностей  учащегося;

4. овладение основными видами штрихов - non legato,  legato,  staccato;

5.  развитие  музыкальных  способностей:  ритма,  слуха,  памяти,

музыкальности,  эмоциональности;

6.  владение  средствами  музыкальной  выразительности:

звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

7.  обучение  навыкам  самостоятельной  работы  с  музыкальным

материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

8.приобретение интереса к музицированию,  к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

 - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

 - распределение учебного материала по годам обучения;

 - описание дидактических единиц учебного предмета;

 - требования к уровню подготовки учащихся;

 - формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

 - методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения  соответствует   санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы в  кабинете по классу фортепиано имеются  необходимые принадлежности:

 - Инструменты (фортепиано, рояль),

 - Подставки под ноги и подставки на стулья.

 

Для оборудования класса также необходимо наличие  аудио и видео оборудование, наглядные пособия, нотная и методическая литература. В школе имеется концертный зал.

В ДМШ имеется библиотека, содержащая необходимое количество единиц методических пособий и нотных сборников. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае  необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

                             II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Первый год обучения

 1 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей, устройством

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на фортепиано (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Основы звукоизвлечения. Приемы игры: non legato

2 четверть

Приемы игры: non legato, legato . Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники. Этюды ,пьесы.

Контрольный урок (2 произведения) 

                                                 

   2 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Навык исполнения 2 руками. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Освоение динамических оттенков,фразировки Гаммы До, Соль -мажор, ля- минор. Упражнения и этюды.

4 четверть

Развитие начальных навыков, штрихи:  non legato, legato,  staccato Гаммы Ре, Ля, Ми-мажор. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с преподавателем. Упражнения и этюды, пьесы.

Контрольный урок (2 произведения)

Второй год обучения

    1 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Продолжение  работы  над  совершенствованием  технических  приемов:  non legato, legato,  staccato

 звукоизвлечением.  Работа  над  упражнениями,

формирующими  правильные игровые навыки.  Чтение с листа, игра в ансамбле. Гаммы До,  Соль -мажор,

2 четверть

Освоение игры 2-мя руками более сложных текстов. Формирование слухового контроля к качеству звука,  динамике. Овладение средствами создания художественного образа произведения Гаммы:  ля- минор, ми-минор

Контрольный урок (2 произведения).

  2 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Гаммы Ре, Ля- мажор. Знакомство с полифонией.  Знакомство с разными видами техники. Игра в ансамбле.

4 четверть

 Гамма Фа -мажор, упражнения и этюды.  Произведения  старинных и современных композиторов. Контрольный урок (2 произведения).

                                                 Третий  год   обучения

   1 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

2 двухоктавные гаммы, арпеджио, аккорды. Приемы  педализации .Произведения классической и народной музыки

2 четверть

Гаммы по требованиям .  Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Репертуар пополняется  произведениями современных композиторов, популярных произведений русских и зарубежных классиков.

                         

      2  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Гаммы по требованиям. Знакомство с произведениями крупной формы. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

4 четверть

Гаммы по требованиям. Усложнение репертуара. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле.

 Контрольный урок (2 произведения).

Четвертый год обучения

   1 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Гаммы Си мажор, си минор, аккорды и арпеджио к

ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы. Совершенствование фортепианной техники, пианистических приемов..

2 четверть

Подготовка к 1-му итоговому зачету: полифоническое произведение и пьеса.

    2 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Фа мажор, фа минор, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы . Упражнения на совершенствование фортепианных приемов игры, развитие разных видов техники, выразительность в исполнении, педализация. Игра в ансамбле.

4 четверть

Подготовка ко 2 итоговому зачету. В программу включаются 2 произведения: крупная форма и пьеса

Годовые требования

Требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. Исполнительские программы и репертуарные списки не являются исчерпывающими и могут изменяться по усмотрению преподавателя. За время обучения необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки. Требования четвертого года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к  итоговой  аттестации.  Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных  возможностей, музыкальных данных, интеллектуального развития и уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.

1 год обучения

Ознакомление  с  инструментом  «фортепиано»,  основными  приемами

игры, знакомство со штрихами  non legato, legato,  staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов  звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из

"Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1

класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения  игре на

фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство  со  строением  мажорной  и  минорной  гамм,  строение

тонического  трезвучия.  Знание  понятий  "квинтовый  круг",  "лад",

"тональность".

Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну

октаву.  Аккорд - тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой.

За год учащийся должен выступить два раза на контрольном уроке в

конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома,  а также по

результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.

Примерные репертуарные списки

Пьесы полифонического склада

Бах И.С.     «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Корелли А.   Сарабанда ре минор

Моцарт В.    Менуэт фа мажор

Моцарт Л.    Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г.    Ария

Скарлатти Д.   Ария

Этюды

Гнесина Е.    "Фортепианная азбука"

"Маленькие этюды для начинающих"

Лешгорн А.  "Избранные этюды для начинающих" соч.65

Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: этюды

Пьесы

Гречанинов А.   Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"

Гедике А.     Танец

Глинка М.    Полька

Кабалевский Д.   "Клоуны", "Маленькая полька"

Майкапар А.  Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок",

"Мотылек"

Штейбельт Д.   Адажио

                                 Примеры переводных программ

Вариант 1

Ансамбль – С. Прокофьев «Болтунья»

Польская нар. песня   «Висла»

Вариант 2

Ансамбль - "Здравствуй, гостья зима"

Гнесина  Е. Этюд

2 год обучения

Продолжение  работы  над  совершенствованием  технических  приемов

игры  на  фортепиано,  звукоизвлечением.  Работа  над  упражнениями,

формирующими правильные игровые навыки.  Формирование слухового контроля к качеству звука,  динамике.

Овладение средствами создания художественного образа произведения Чтение с листа.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по

результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.

За год учащийся должен изучить:

2 этюда,

2 разнохарактерные пьесы,

1 произведение полифонического стиля,

1-2 ансамбля,

гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми,Фа -мажор,ля, ми - минор двумя руками на 2 октавы, аккорды,

арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева)

Арман Ж.      Пьеса ля минор

Аглинцова Е.     Русская песня

Кригер И.      Менуэт

Курочкин   Д.    Пьеса

Левидова   Д.    Пьеса

Бах И.С.      Полонез соль минор; Бурре

Моцарт Л.      Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель Г.Ф.    Менуэт ре минор

Гедике А.       Ригодон

Телеман  Г.Ф.    Гавот

Этюды

Гедике А.      40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина Е.            Фортепианная азбука

Беркович И.    Этюд Фа мажор

Гурлит М.      Этюд ля минор

Майкапар А.    Этюд ля минор

Лекуппэ Ф.     Этюд До мажор

Черни-Гермер     Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л.      Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Пьесы

Беркович И.    25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн Й.      Анданте Соль мажор

Гедике А.      Русская песня, соч. 36

Григ  Э.      Вальс ля минор, соч. 12

Майкапар А.    «Пастушок», «В садике», соч. 28

Руббах А.      «Воробей»

Фрид Г.      «Грустно»

Чайковский П.     «Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович Д.    Марш

Штейбельт Д.     Адажио

Ансамбли в 4 руки

Бизе Ж.      Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка М.      Хор «Славься»

Металлиди  Ж.    «Дом с колокольчиком»

Шаинский  В.    «Пусть бегут неуклюже»

                                         Примеры переводных программ

Вариант 1

Левидова Д.  Пьеса

Руббах А.    «Воробей»

Вариант 2

Шитте Л.    Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф.  Менуэт ре минор

3 год обучения

Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали,

включая  в  репертуар  пьесы,  в  которых  педаль  является  неотъемлемым

элементом  выразительного  исполнения  (П.Чайковский  «Болезнь  куклы»,

А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются

усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к

качеству  исполнения.  Продолжается  работа  над  формированием  навыков

чтения с листа.

За год учащийся должен освоить:

2 этюда,

2 разнохарактерные пьесы,

1 полифоническое произведение,

1 часть произведения крупной формы,

1-2 ансамбля,

гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, Фа-мажор

аккорды и арпеджио к ним двумя

руками в 2 октавы.

                                              Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арнэ Т.  Полифонический эскиз

Бах Ф.Э.  Маленькая фантазия

Бах И.С.  Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:

До мажор, ре минор, Фа мажор;

Полонез соль минор, Ария ре минор,

Менуэт ре минор

Бём Г.      Менуэт

Гедике А.      Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф    Ария

Пёрселл Г.     Сарабанда

Моцарт Л.      12 пьес под ред. Кувшинникова:

сарабанда ре мажор, менуэты ре мажор, ре минор

Сен-Люк Ж.    Бурре

Чюрленис М.    Фугетта

Этюды

Бертини А.     Этюд Соль мажор

Гедике А.      40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А.      Соч. 58. «Ровность и беглость»

Лешгорн А.    Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А.      Этюды соч.37 №№ 1,2

Черни-Гермер    1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

Шитте Л.      Соч. 108: №№ 14-19

Крупная форма

Диабелли А.    Сонатина

Кулау Ф.      Сонатина До мажор

Моцарт В.      Сонатина До мажор № 1, 1 ч.

Пьесы

Александров Ан.   6 пьес: «Когда я был маленьким»

Тюрк  Д.Г.              Песенка

Гедике А.      Русская песня

Александров А.    Новогодняя полька

Гайдн Й.      Анданте

Волков В.      30 пьес для фортепиано: «По волнам», "Вечер",

"Песня"

Гедике А.      Соч. 36: №№ 21,23,31

Гречанинов А.    «На лужайке», Вальс

Григ  Э.      Вальс ми минор

Дварионас  Б.    Прелюдия

Лоншан-Друшкевич К.  Полька

Моцарт В.      14 пьес: № 8

Майкапар А.    Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов Г.    «Ласковая просьба»

Сигмейстер Э.    Блюз

Чайковский П.    Марш деревянных солдатиков

Шуман Р.      Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»

Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б.    Пастораль

Бетховен Л.    Афинские развалины

Моцарт В.      Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт Ф.     Немецкий танец

Чайковский П.    Танец феи Драже

Моцарт В.      Ария Папагено

                                                         Примеры переводных программ

Вариант 1

Бём Г.    Менуэт

Дварионас  Б.  Прелюдия

Вариант 2

Лешгорн А.  Этюд соч. 65 № 11

Перселл Г.   Ария

4 год обучения

Годовые требования:

2 этюда,

2-3 пьесы,

1 полифоническое произведение,

1 часть крупной формы,

1 ансамбль,

продолжение формирования навыков чтения с листа,

гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к

ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.

совершенствование фортепианных приемов игры, развитие разных видов техники, выразительность в исполнении, педализация. Игра в ансамбле.

                                               

      Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арман Ж.      Фугетта

Бах И.С.      Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;

Маленькие прелюдии до минор, ми минор

Бах Ф.Э.      Анданте

Рамо Ж.      Менуэт в форме рондо

Гендель Г.      3 менуэта

Кирнбергер И.Ф.   Сарабанда

Корелли А.     Сарабанда

Скарлатти  Д.    Ария ре минор

Циполи Д.      Фугетта

Перселл Г.     Ария, Менуэт Соль мажор

Гедике А.      Инвенция ре минор

Этюды

Гурлит К.      Этюд Ля мажор

Гедике А.      Этюд ми минор

Шитте Л.      Этюды соч.160: №10,14,15,18

Геллер С.    Этюды

Гнесина Е.     Маленький этюд на трели

Гозенпуд М.    «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,

вып.1, сост. Руббах)

Лешгорн А.    Соч. 65

Лемуан А.      Соч. 37: №№ 10-13, 20

Черни-Гермер    1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35

Крупная форма

Андрэ А.      Сонатина Соль мажор

Бенда  Я.      Сонатина ля минор

Вебер К.      Сонатина До мажор

Бетховен Л.    Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.

Кулау А.      Сонатина № 4

Клементи М.    Сонатины До мажор, Фа мажор

Моцарт В.      Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор

Мюллер А.     Сонатина, 1 ч.

Плейель Р.     Сонатина

Моцарт В.      Легкие вариации

Кикта В.      "Вариации на старинную украинскую песню"

Пьесы

Алябьев А.     Пьеса соль минор

Мясковский Н.    «Беззаботная песенка»

Дварионас  Б.    Прелюдия

Гедике А.      Скерцо

Гречанинов А.   Пьса  Соч. 98, № 1

Лядов А.      Колыбельная

Кюи  Ц.      «Испанские марионетки»

Кабалевский Д.    Токкатина

Майкапар А.    «Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»

Моцарт В.      Аллегретто Си-бемоль мажор

Николаева  Т.    Детский альбом: Сказочка

Питерсон О.    «Зимний блюз»

Роули А.      «Акробаты»

Чайковский П.    Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская

полька

Шуман Р.      «Первая утрата»,  «Смелый наездник»

Хачатурян А.    Андантино

Ансамбли в 4 руки

Бетховен Л.    Немецкие танцы (в 4 руки)

Беркович И.    Соч. 90: фортепианные ансамбли

Металлиди  Ж.    Цикл пьес в 4 руки

Чайковский П.    50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6

Шмитц М.      «Веселый разговор»

Примерные исполнительские итоговые программы

Зачет 1полугодия

Бах И.С.    Маленькая прелюдия

Моцарт В.    Аллегретто

Зачет 1полугодия

Арман Ж.      Фугетта

Кабалевский Д.    Токкатина

Зачет 2 полугодия

Бенда  Я.   Сонатина ля минор

Дварионас  Б.  Прелюдия

Зачет 2 полугодия

Андрэ А.      Сонатина Соль мажор

Чайковский П.    Детский альбом: «Болезнь куклы»

     III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

 - текущий контроль,

 - промежуточная аттестация учащихся,

 - итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

 - систематичность,

 - учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно  в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

 - зачеты (недифференцированный, дифференцированный);

  - контрольные уроки.

Контрольные уроки проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение  программы (или части ее) в присутствии комиссии.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

Учащиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах, школьных мероприятиях могут освобождаться от контрольных уроков  и зачетов.

           По состоянию здоровья  ученик может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.  

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу  музыкально, в характере и нужных темпах.

4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении  программы, недостаточно выразительном исполнении.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:  формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний  срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя,  продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

        Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями можно  добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

VI.        СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978.

Айзенштадт С.А. «Детский  альбом» П. И. Чайковского. - М.;Классика. 2003.

Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 .

Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979.

Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974.

Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» - Музыка,1979.

Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005.

Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004.

«Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997.

Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.

Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.

Голубовская Н. «Искусство педализации». – Л., 1974 .

Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979.

Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005.

Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971.

Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.

Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001.

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967.

Николаев А.Очерки  по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980.

Носина В. «Символика музыки Баха».

Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992.

Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI. –  М., 2002.

Тимакин Е. «Воспитание пианиста». –  М., 1984.

Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987.

Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .

Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958.

Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002.

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.

Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2000

Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

Финкельштейн Э.И.  Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский                  педагог». – СПб. Союз художников, 2002.