Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Ломакина Оксана Александровна

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для  формирования  личностного ипрофессионального самоопределения одарённого ребёнка посредством вокального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oksana_individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut._1.docx67.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Первомайского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

Первомайского района Тамбовской области

РЕКОМЕНДОВАН

      на заседании

педагогического совета    

   от 29 августа 2016 г  

      протокол №  1                                                

УТВЕРЖДАЮ:

 директор МБОУДО

«Дом детского творчества»

____________ Н.А. Павлова

Приказ №         от       2016г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

МАРШРУТ  

К   ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ   ПРОГРАММЕ «ЛИРА»

учащейся   МБОУ ДО «Дом детского творчества»

    Ситниковой Александры– 16 лет

      Срок реализации – 1 год

                                                                                                 Автор-составитель

                                                                                                           Ломакина  Оксана Александровна

                                                                                педагог дополнительного образования

р.п.Первомайский  

2016

                               Пояснительная записка

На современном этапе обновления образовательного процесса в организации дополнительного образования характерной чертой является ориентация на максимальную индивидуализацию развития ребёнка под руководством педагога дополнительного образования. Реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных образовательных  маршрутов.

Дополнительное  образование  дает  большие возможности для развития детской  одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.     Индивидуальный  образовательный  маршрут  поможет  одаренному  ребенку раскрыть  все  свои  таланты  и  определиться в  мире профессий.

Данный образовательный маршрут актуален, так как проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня  очень остро. Потому  как  появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов, фестивалей и время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования.

Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности  учащихся. Современные жизненные условия  выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты.

Выбор  того  или  иного индивидуального  маршрута определяется   комплексом факторов:  особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями  удовлетворить образовательные потребности  одарённой личности; ресурсными возможностями.

Индивидуальный образовательный маршрут- это программа образовательной деятельности  учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:

-индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности педагога и учащегося;

- вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовать образовательные потребности учащихся, их родителей.

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для  формирования  личностного ипрофессионального самоопределения одарённого ребёнка посредством вокального искусства.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

Обучающие:

  • совершенствовать  знания о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра, приёмах стилизации эстрадной песни;
  • овладеть  более глубокими навыками вокальной культуры исполнения (передача голосом внутреннего эмоционального состояния), навыками сценического мастерства;

-обучить   исполнению  произведения  в  различных стилях( на иностранномязыке), пониманию  идеи  музыкального произведения  и   выражению   его образа  и  эмоциональной  глубины.

Развивающие:         

-    способствовать развитию сценической речи, образного мышления через  

     пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;  

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

 -развить  вокальную  технику в джазовой манере исполнения «глиссандо», «мелизмы», «форшлаги».

Воспитательные:    

-повысить роль самостоятельной творческой работы педагога и учащегося,  реализуя творческий  проект;

  •  воспитывать  социально-ценностное  отношение к  культурному наследию  вокально-сценического искусства,
  • повысить  мотивацию к концертной деятельности, формировать профессиональное самоопределение;

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута

Знать:

  • историю современной музыки, стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;
  • знать  правила охраны голоса в  предмутационный  период;  
  • основные приёмы постановки  мюзикла.

Уметь:

  • повысить уровень вокального исполнительства, свободно использовать дополнительные регистры — фальцетный, свистковый (флажолетный), смену тембровых оттенков голоса;
  •  чисто исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

- стимулировать потребность к творческому  самовыражению обучающихся,

   способствовать приобретению  их социального опыта в процессе деятельности.

      Навыки:

  • овладеть навыком сценической культуры- голосом, мимикой и телом;
  • владеть техникой исполнения произведений на иностранном языке в джазовой манере пения;
  • самостоятельно импровизировать и сочинять мелодии на заданные темы, композиции песен,  осуществлять постановку мюзикла.

Индивидуальный образовательный маршрут

4-год обучения

Ситниковой Александры Геннадьевны, учащейся  творческого объединения «Лира».Срок реализации  образовательного маршрута– 2016 – 2017 учебный год, 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа, возраст учащейся  - 16 лет.

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие  одаренного ребенка, направлен на преодоление трудностей и создание максимально благоприятных условий для развития творческой личности.

                              Характеристика личностных качеств

За годы обучения Александра зарекомендовала себя только с положительной стороны. Она старательная, внимательная, дисциплинированная, аккуратная, любознательная   девочка. Жизнерадостность, оптимизм, открытость, дружелюбие,  умение отстаивать свои  взгляды  и  убеждения -  отличительные черты характера   Ситниковой Александры. Она творчески  развитая личность, ориентированная  на успех,  максимально адаптированная  к современным  условиям.

        За время обучения  Александра  проявила высокое профессиональное мастерство. Она овладела вокально-техническими умениями и навыками, освоила основы вокального исполнительства, знания по музыкальной грамоте. Александра успешно  выступала  на концертах, конкурсах разного уровня, интернет-конкурсах  и  являлась победителем.

                                      Учебный  план IV года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

Контроля

всего

теор

практ

Введение в курс индивидуального        образовательного маршрута   «Путь к у успеху»

1

1

-

Собеседование

Раздел1«Вокал-искусство пения»

Дискуссия,    игра

I.

1.1.Секреты  вокального  мастерства.

1.2. «Новая  волна». Диагностика  знаний  и  умений учащихся.

1.3.История  современной музыки .Современные  жанры  и  направления  в  эстрадной  музыке.

1.4.Охрана  певческого голоса  в период  мутации.

5

1

1

1

1

-

1

-

-

                                    Раздел 2 «Слушание музыки»

Презентация, творческая работа

II.

2.1.История  джаза. Стилевые особенности  джазовой   музыки. Вокальные  композиции  Б.Смита, Л.Амстронга,  Д.Гершвина.

1

-

1

Раздел 3 «Вокально-техническая  работа(джазовое  многоголосие)»

Дискуссия, смотр знаний, умений

III.

3.1.Ансамблевое  многоголосное  пение.  Разновидности  вокальных  ансамблей.

3.2.Бэк –вокал  и  его  роль  в эстрадном жанре.

3.3.Разучивание  джазового  произведения  по нотам.

3.4 Джазовая  манера  исполнения. Мелодическое  движение  в песне.

3.5.Вокальная  работа  над  певческим  дыханием  в  песне.

3.5.Вокальная  работа  над  певческим  дыханием  в  песне.

9

1

1

-

-

-

-

-

2

3

2

Раздел4  «Сольфеджио»

Викторина

IV.

4.1. Мелизмы. Чтение  с  листа вокальных  упражнений.  

4.2.Гармония в музыке, функциональная  и  красочная  стороны гармонии. Септаккорды  и  их  обращения.

5

1

1

2

1

Раздел5 « Вокально-техническая  работа

(джазовое многоголосие)»

Зачёт

V.

5.1.Штриховые  приёмы, звукоизвлечение  и звукообразование  в  песне. Работа  над  подвижностью  и  гибкостью  голоса.

5.2.Артикуляция и  дикция  в ансамбле.

5.3.Гармонический и  мелодический  строй  в  ансамбле.

5.4.Вокальный  ансамбль, особенности  и  приёмы  исполнения.

24

-

-

-

-

6

6

6

6

                 Раздел 6«Вокально-техническая работа

                              (джазовое многоголосие)

Творческий отчёт

Отчёт

VI.

6.1. Художественное  исполнение  ансамбля.    

6.2.Работа  над  фонограммой. Работа  с микрофоном.

11

-

-

6

5

                  Раздел  7 «Сценическая  культура»

Занятие –конкурс

VII.

7.1Сценическая  культура  певца-вокалиста.

7.2.Сценический  образ  и  вокальное  исполнение.

4

1

-

-

3

Раздел  8 «Сольфеджио»

     Нотограмма

VIII.

8.1. Правописание гамм –D-dur, h-moll, A-dur, fis-moll. Трезвучия всех ступеней лада.

8.2.Увеличенные  и  уменьшенные  интервалы.

4

1

-

2

1

Раздел  9  Работа над творческим проектом

«Мастерская мюзикла»  

(Вокально-техническая  работа - двухголосье)

 Смотр знаний,

     умений,     презентация

IX.

Песни  зарубежных  композиторов.

9.1. Мюзикл- жанр музыкально-сценического искусства.История развития.

9.2.Особенности мюзикла, его разновидности.

9.3.Разучивание   английской песни по нотам.

9.4.Вокальная  работа  над  чистым  интонированием  и  звуковедением.

9.5.Певческое  дыхание в песне.

9.6.Артикуляция  и  дикция  в песне.

34

1

1

-

-

 -

 -

-

-

6

10

6

10

Раздел  10 « Слушание  музыки»

(Продолжение   творческого проекта  «Мастерская мюзикла»)        

   Презентация

творческая  работа

X.

10.1. Западноевропейская  музыка  современной  эстрады.

1

1

 Раздел  11 «Вокально-техническая  работа (двухголосье)»

  (Продолжение   творческого проекта  «Мастерская мюзикла»)

Зачёт

XI.

Песни зарубежных композиторов.

11.1.Гармонический  строй  в двухголосии.

11.2.Формирование  тембрового ансамбля.

11.3.Раскрытие  художественного содержания  и  выявление стилистических  особенностей  песни.

11.4.Работа  над  фонограммой песни.  Работа с  микрофоном.

32

-

-

-

 

   -

9

11

6

 6

                             Раздел  12 «Сценическая  культура»

 (Продолжение   творческого проекта  «Мастерская мюзикла»)

Творческий

Отчёт

XII.

12.1.Жесты  как  важное  средство выразительности.  Импровизация  в  джазовой композиции.

12.2.Сценический  имидж  композиции. Постановка мюзикла.

9

-

-

3

6

Раздел  13 «Сценическое искусство»

(Защита    творческого проекта  «Мастерская мюзикла»)

Творческий проект, отчётный концерт

XIII.

13.1. «Таланты  звёзд». Диагностика  знаний, умений, навыков..

13.2. «Звёзды зажигают».Отчётный концерт. Премьера мюзикла.

4

1

-

1

2

Итого:

144

         В результате обучения по индивидуальному образовательному маршруту в 2016-2017 учебном году учащаяся показала  следующие результаты.

             Карта отслеживания результатов индивидуального обучения

п\п

Ф.И.О.

учащегося, дата

рождения

Название

программы,

год обучения

 Результат (участие учащегося в конкурсных  мероприятиях  различного уровня)

Муниципальный

уровень

Региональныйуровень

Всероссийский

уровень

Международный уровень

1.

Ситникова

Александра

Геннадьевна

23.03.1999г.

Дополни

тельная образова тельная общеразвиваю

щая програм

ма  Лира»

IVгод обучения

Кон

курс одарённых детей «Созвездие талантов-2015»  на приз Главы администрациирайона-победитель

XIV региональный  конкурс  одаренных  детей  системы  дополнительного  образования детей  «Звездочки Тамбовщины»2015г.-

 диплом  Iстепени, Грант победителя.

IV  Всероссийский  фестиваль-конкурс

 «Новые звезды», в г.Воронеже,  2015г.- лауреат  I  степени

Международный конкурс – фестиваль «Да  здравствует  талант!  в  г. Сочи  –2015г.-диплом III премии

Муни

ципальный этап Всероссийского конкурса   юных

вокалистов  «Звон- кие  голоса  России 2016г.,I место

Региональный этап  Всероссийского  конкурса   юных

вокалистов  «Звонкие  го

лоса  России» в  г. Тамбове, 2016г.- диплом II степени

VВсероссийс кий  фестиваль-конкурс «Новые звезды» в г.Воронеже,  2016г. лауреатI

степени

Региональный детско-юношеский  музыкаль

ныйфестиваль»За другисвоя!», посвящён

ный 71-годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 2016г.-Гран-при

Региональный конкурс на присуждение грантов администрации области одарённым детям в 2016 году в номинации «За победу во Всероссийских конкурсах и спортивных состязаниях»- диплом I степени, грант победителя

Фестиваль-конкурс детского и молодёж

ного творчества «Звёздный старт-2017г.» в  г.Тамбове, лауреат I степени

Фестиваль творчески одарённых детей «Планета детства» в 2017г.,в г. Мичуринске, I место

            Индивидуальный образовательный маршрут реализуется  через

                    различные формы организации деятельности учащихся:

-   Индивидуальные занятия  помогают    закрепить   или повторить  изученный материал. Дети работают самостоятельно, выполняя  задание, проверяются  знания и умение применить его в упражнениях;

- Творческие отчёты и концерты активизируют познавательную и творческую деятельность учащегося, способствуют повышению уровня профессионального мастерства..

-   Проектная деятельность  позволяет  развивать у учащихся системное мышление, усиливать практическую ориентацию в обучении,  стимулировать творческую активность обучающихся. Учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации,  видеть новые проблемы в знакомой ситуации и  находить различные способы их решения.

       Все занятия и оценка деятельности, достижения  фиксируются в карте индивидуального – маршрута.

Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны использоваться следующее материально-техническое оснащение:светлое, просторное помещение, с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, фортепиано, стулья, скамейки, зеркало, декорации, костюмы, сборники с нотным материалом; учебные принадлежности: тетрадь, авторучка, карандаш, ластик,   нотная тетрадь;техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, микрофон, DVD-проигрыватель, электроаппаратура, записи фонограмм в режиме «+» и «-» ,записи аудио, видео, формат CD,MP3, записи выступлений, концертов.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет: усилить проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио учащегося; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы.

      Оксана Александровна  считает, что работа с индивидуально - образовательными маршрутами  реализует  право  учащегося на выбор темпов работы, форм обучения.  И  несомненно, личностно-ориентированный  подход  к учащемуся  раскрывает  его  как  артиста, подчеркивает  его индивидуальность. Он  становится  художником на сцене, оставляя частицу души в сердцах зрителей и  выходит  на новую ступень музыкального и личностного развития.

                    Карта индивидуального сопровождения ребёнка

Наименование учреждения 

Сведения о ребёнке

Ф.И.О.____________________________________________

Дата рождения _____________________________________

Адрес _____________________________________________

Краткая характеристика ребёнка, его интересы и увлечения   

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация для контакта с родителями

Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)

__________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) ____________________________________________________________

Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) ____________________________________________________________

Литература

Для педагога:

                        

1. Л.Абидова «История джаза и современных музыкальных стилей»,

 «ТуронИкбол», 2007г.

2.Е.А.Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2009г.

3.Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение. Секреты   вокального     мастерства»:

«Музыка», 2006г.

4.Н.В.Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва,2010г.

5.Л.В. Романова. «Школа эстрадного вокала», М.: « Музыка»,2012г.

6.У.Сарджент  «Джаз»,М.: « Музыка»,2012г..

7.Н.С.Лейтеса  « Психология одарённости детей и подростков», М.: 2000;

8.Т.Вечирко «Методические основы построения индивидуальных траекторий учащихся, планирования и оперативного управления учебным процессом в соотвествии с требованиями ФГОС»,М.: 2013г.

 Информационные ресурсы:

1.https://infourok.ru/primernie-trebovaniya-k-razrabotke-programm-iindividualnih-marshrutov-v-dodim-418270.htmlПримерные требования к

дополнительным общеобразовательным программам и составлению

индивидуальных маршрутов обучения; 2.http://easyen.ru/load/dopolnitelnoe_obrazovanie/dop_obr/individualnyj_marshrut_obuchajushhegosja_studii_ehstradnogo_vokala_orfej/486-1-0-17222

Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся  студии эстрадного вокала;

3.https://www.youtube.com/watch?v=jS0IvSDYeKk&index=1&list=PLs__Yie1dJ7Xlb6_ISl4q_8NApPeAihBmКак научиться петь красиво

4. http://sovetv.ru/8236-kak-nauchitsya-pet-poshagovaya-instrukciya-uroki-vokala.html   Как научиться петь по английски

5.https://www.youtube.com/watch?v=ZiXX1S5-VdY  Школа мюзикла

Для детей:

1.Г.Н. Абрамян  «Солнечный круг», Москва: Музыка,2008г .

2.Г.В. Ивашева  «Твой друг музыка», Санкт-Петербург:Просвещение, 2007г .

3.Н.В.Кирьянова « История мировой литературы и искусства»,  М.: Наука, 2006.

4.Р.Ж.Кузьгов  «Основы эстрадного вокала», сборник упражнений.- 
Павлодар, 2012г.

5.Э.Г.Кузнецова « Игры, викторины, праздники»,Москва: Просвещение,2010г.

6.Т.А. Москалёва   «Музыка вокруг», Москва: Музыка,2012г.

Е.В. Сокольский «Мой парус.- Иваново»: Просвещение, 2010г .

  Директор МБОУ ДО                                                            Павлова  Н.А.

«Дом детского творчества»

    12.01.2018г.