Диагностические методики

Смоленская Светлана Сергеевна

Построение современного образовательного процесса должно строиться с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Преподавателю необходимо знать особенности характера, эмоциональное состояние, интересы обучающихся,  взаимоотношения с окружающим миром. Поэтому важным компонентом педагогического процесса является психолого-педагогическая диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностические методики38.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская область, г.Сафоново, ул.Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56

Диагностические методики

Преподаватель:

Смоленская С.С.

2018г.

Построение современного образовательного процесса должно строиться с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Преподавателю необходимо знать особенности характера, эмоциональное состояние, интересы обучающихся,  взаимоотношения с окружающим миром. Поэтому важным компонентом педагогического процесса является психолого-педагогическая диагностика.

Психологопедагогическая диагностика - это оценочная практика направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

Информационная функция:

  • выявить относительный уровень развития ребёнка;
  • выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
  • определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция:

  • способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
  • определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
  • определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
  • создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Выделяют несколько методов педагогической диагностики:

  • Беседа 
  • Наблюдение
  • Опрос
  •  Анкета

Формы контроля:

  • Контрольный урок
  • Технический зачет
  • Академический концерт
  • Концертное выступление
  • Конкурсы разных уровней

В своей работе я провожу диагностику уровня развития способностей обучающихся, психолого-педагогическую диагностику формирования личностных качеств обучающихся, а также формирование предметных результатов обучающихся. Остановимся подробно на каждой из них.

Диагностика музыкальных способностей обучающегося.

Диагностика первоначальных музыкальных способностей ребенка (музыкальный слух, ритм, память, эмоциональность) осуществляется на вступительных испытаниях. Дальнейшая диагностика развития музыкальных способностей осуществляется преподавателем в процессе обучения. Различают 3 уровня развития музыкальных способностей: высокий, средний и низкий. Результаты развития способностей фиксируются в дневниках обучающихся, журналах, в индивидуальных планах.

Музыкальный слух – способность улавливать связи между звуками (высота, громкость, тембр).  Различают несколько видов музыкального слуха: гармонический, мелодический, внутренний, относительный, абсолютный.

Ритм – правильность исполнения ритмических фигур музыкального произведения, соответствующих возрасту и способностям обучающихся.

Память – наличие комплекса познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Различают несколько видов памяти: слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, словесно-образная.

Эмоциональность – эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, а также способность передавать замысел музыкального произведения в процессе исполнения.

Психолого-педагогическая диагностика направлена на изучение личностных качеств обучающихся.

Формирование личностных качеств обучающихся включает  в себя способность к обучению, саморазвитию и личностному самоопределению.

Оценка учебной мотивации обучающихся выявляется по результатам анкетирования «Определение мотивации обучения» Н.Г. Лускановой. (Приложение 1).

Оценка личностного самоопределения выявляется в результате тестирования по опроснику Казанцевой Г.Н. (Приложение 2).

Оценка социализации и нравственной воспитанности обучающихся выявляется в ходе анкетирования «Методика для изучения социализированности личности учащегося», разработанного М.И. Рожковым. (Приложение 3).

Формирование предметных результатов обучающихся.

Одной из общих важнейших целей программ учебных предметов «Скрипка», «Музицирование», «Ансамбль» является формирование у обучающегося комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразие возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста. В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • используя навыки слухового контроля, управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • владеть различными видами техники исполнительства;
  • владеть навыками чтения с листа несложных музыкальных произведений.

Анализ уровня сформированности предметных результатов проводится по итогам мониторингов (текущей, промежуточной и итоговой аттестации).

Критерии оценок исполнения музыкального произведения.

По итогам исполнения музыкального произведения, обучающемуся выставляются оценки по пятибалльной шкале:

Оценка 5 («отлично»):

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

Оценка 4 («хорошо»):

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не всё технически проработано, определённое количество погрешностей не даёт возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределённый характер.

        Оценка 3 («удовлетворительно»):

 Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определённые проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.

Оценка 2 («неудовлетворительно»):

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

Данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» или «-», что дает возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.

Список используемой литературы:

  1. Титкова Л.С. Психодиагностика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 79 с. 

Список интернет-источников:

  1. psylist.net/praktikum/00173.htm
  2. psylist.net/praktikum/00178.htm
  3. psylist.net/praktikum/00351.htm
  4. school4you.ru/memory-types/
  5. www.openclass.ru 

Приложение 1.

Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта  предъявления:

  1. Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы[1].

Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень  ;  - нравится;  - не нравится;

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;  - бывает по-разному;   - иду с радостью;

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
  • не знаю;   - остался (осталась) бы дома;   - пошёл (пошла) бы в школу;
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;  - бывает по-разному;   - нравится;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) бы;  - не хотел (а) бы;   - не знаю;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;    - не хотел (а) бы;    - хотел (а) бы;

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;   - редко;    - не рассказываю;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;   - хотел (а) бы;     - не хотел  (а) бы;

  1. У тебя в классе много друзей?

-  мало;   - много;   - нет друзей;

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;    - не очень;   - не нравятся.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Уровни школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

  1. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  1. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными  сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  1. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Приложение 2.

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.) Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника.

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

Со мной большинство ребят советуются (считаются).

У меня отсутствует уверенность в себе.

Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

Временами я чувствую себя никому не нужным.

Я все делаю хорошо (любое дело).

Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

В любом деле я считаю себя правым.

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

Меня мало беспокоят возможные неудачи.

Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

Я редко жалею о том, что уже сделал.

Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

Мне чаще везет, чем не везет.

В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке. Результат от –3 до +3 о средней самооценке. Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке. Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Источник: http://psylist.net/praktikum/00351.htm

Приложение 3.

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

( разработана М.И. Рожковым)

        Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

        Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10.  Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11.  Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12.  Мне нравится помогать другим.
  13.  Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14.  Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15.  Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16.  Переживаю неприятности других, как свои.
  17.  Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18.  Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19.  Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20.  Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Учащиеся против каждого номера суждения ставят оценку в бланке для анкетирования.

Обработка полученных данных.

Среднюю оценку  социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на  основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения.  Оценка нравственности по оценкам за                 4,8,12,16,20 суждения. Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.

Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.

Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.

Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития социальных качеств. Данные вносятся в сводные таблицы по ОУ (социальная адаптированность –  в таблицу №7, активность – в таблицу №8, автономность – в таблицу №9,  нравственность – в таблицу №10). Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в каждой таблице, совпадало с данными таблицы №1.