Методическая разработка открытого урока по теме:" Работа над звукоизвлечением и штрихами в классе домры, как одним из основных компонентов создания музыкально - художественного образа в произведении"

Хотемская Ирэна Вячеславна

Описание открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока55.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п.Любохна»

Дятьковского района Брянской области

                             Методическая разработка открытого урока

       «Работа над звукоизвлечением и штрихами в классе домры, как одним из основных   компонентов создания музыкально – художественного образа»

                                               преподавателя

                                     Хотемской Ирэны Вчеславны

                                                          п.Любохна

Тема урока: «Работа над звукоизвлечением и штрихами в классе домры, как одним из основных компонентов создания музыкально – художественного образа»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать технические навыки исполнительства, навыки координации движений.

- развивать интерес к музыке через образное мышление.

Обучающие:

- организация игрового аппарата.

- приобрести  умение преодолевать технические трудности.

- научить понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом и техническими приемами игры.

- научить, грамотно читать нотный текст

Развивающие:

- развитие музыкально - образного мышления

- развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха, при игре с аккомпаниатором.

- развитие чувства ритма

- развитие музыкально – исполнительской культуры.

Воспитательные:

- воспитание художественно – исполнительской инициатив и закрепление приемов игры.

- воспитание чувства ответственности за результаты своей работы.

- воспитание навыков самоконтроля.

- воспитание культуры поведения за инструментом.

Применение педагогических инновационных технологий

Здоровьесберегающих:

- соблюдение правильной посадки

- доступное преподнесение материала

- проведение разминки

Личностно ориентированных:

- индивидуальный подход

- обеспечение на уроке  комфортных  без конфликтных  безопасных условий

для обучающегося

Информационных:

- демонстрация видео, слайдов по теме урока

Методы:

- словесный (объяснение, беседа)

- наглядный (личный показ педагога на инструменте)

- практический (игра на инструменте, решение музыкально – художественных задач)

- репродуктивный (воспроизведение выученного текста)

- метод прослушивания и анализа исполненного произведения.

Оборудование: Инструменты (домра, рояль), подставка, медиатор, пюпитр, нотный материал, телевизор (просмотр видеороликов  и слайдов по теме урока)

Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на передачу музыкального образа.

Организация урока:

1.Приветствие. Краткая характеристика обучающегося.

2.Работа над штрихами и арпеджио в гамме F – dur

3.Просмотр красочной видеозаписи песенки «Козли»  и последующая работа над обработкой А. Лысаковского  р. н. п. «Козлик» (очередной штрих)

4.Разминка «Мак»

5.Просмотр слайдов на тему «Вальсы» и последующая работа над произведением Т.Захариной «Маленький вальс» (тремоло)

6.Разминка «Ветер дует нам в лицо»

7.Просмотр видео исполнения пьесы Д.Кабалевского «В припрыжку» на домре и скрипке других исполнителей, обсуждение услышанного и последующая  работа над этим произведением.

8.Подведение итогов урока.

9.Запись домашнего задания в дневник.

Содержание урока:

      1.Краткая характеристика обучающегося. Имя, Фамилия, класс, возраст

      2.Организационный этап. Повторить что такое штрихи, дать определение основным штрихам  (легато, стаккато) и какие при каждом штрихе применяются приемы игры (тремоло, чередование ударов медиатора)

Это применяется, для введение в тему урока. И активации мозговой деятельности и памяти обучающегося с помощью правильно поставленных перед ним задач. Педагог психологически настраивает этим обучающегося.

Путем вспоминания полученных ранее знаний о штрихах.

          Разыгрывание  – подготовка игрового аппарата. Начинаем разыгрывание с гаммы F – dur (удары вниз, очередной удар вниз вверх, триоли, пунктирный ритм,  квартоль, тремоло) В гаммах продолжить над совершенствованием постановки правой руки.

Упражнение «Снеговичок»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. Это упражнение помогает расслабить все части тела ребенка. Мы объясняем вот такими расслабленными руками и надо играть, на зажимаясь «не мерзнуть». При игре гаммы обязательно заострить внимание на правильной аппликатуре, чтоб все пальцы были задействованы. Особенно самый слабенький – мизинец. При регулярной  игре гамм развивается игровой аппарат. Игра штрихов в гамме так же способствует перенос теоретических знаний в практическую деятельность.

3. Просмотр видео ролика с веселой песенкой «Серенький козлик» настраивает нас на разбор следующего произведения. После просмотра обсуждаем характер этой песенки, просматриваем нотный материал, выясняем какие штрихи здесь больше подходят.

   После обсуждения. Игра произведения А.Лысаковского «Козлик» с концертмейстером.

   Когда обучающийся исполнил произведение, обязательно спрашиваем:

Понравилось ли ему его исполнение? Что было хорошо,  а что не так? Что бы он хотел исправить? Получился ли музыкальный образ? За тем работаем над нотным текстом где были ошибки, недочеты.

     И как итог, после доработки проигрываем еще раз полностью. После проигрывания оцениваем получилось ли передать музыкальный образ лучше чем в первый раз. Выясняем над чем работать дома с этим произведением.

      4.  Разминка. Пальчиковая гимнастика «мак».

На пригорке вырос мак (Пальцы левой руки собрать в щепоть)
Он склонил головку так (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Перекрестить руки, помахать)
Быстро крыльями мелькает.
Облетели лепестки, (Правой рукой отогнуть пальцы левой)
Высох домик от жары
стал греметь как погремушка. (Пальцы сложить в щепоть)
Вот так славная игрушка. (Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой)

  5.Просмотр слайдов по тематике. Беседа  с обучающимся все, что знаем о понятии вальсах- танец, размер, какие движения исполняют танцоры,  в каких случаях его танцуют и какими штрихами можно передать образ вальса.

   Просмотр  нотного текста Т.Захарьиной «Маленький вальс», проверка домашнего задания. Текст был задан наизусть и при игре, обращать внимание на характер пьесы, влияющий на манеру исполнения штрихов. В вальсе мы уже используем  прием игры тремоло. Это сложный прием игры. Вальс должен быть нежным по характеру. А правильное тремоло одно из важнейших приемов игры.

Начинали мы  работу над ним  с упражнения

 «Едет едет паровозик»

G:\Урок с Лерой\image2_6.jpg G:\Урок с Лерой\image2_6.jpg G:\Урок с Лерой\image2_6.jpg G:\Урок с Лерой\image2_6.jpg

е

в медленном темпе, на любой открытой струне. За тем «паровозик» ехал быстрее, то есть темп увеличивался  постепенно. Работу над вальсом  начинаем с упражнения. Затем звучит сам вальс в исполнении обучающегося. Текст выучен. Обсуждение: понравилось ли ему его игра? Что было не так?

Играю вальс сама с концертмейстером. Обсуждение: чем отличается моя игра от его исполнения? Работа над не получившимися местами.

6. Разминка Цветок

Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре.
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

7. Немного отдохнули. Продолжим. Просмотр видео роликов исполнения

Произведения Д.Кабалевского «Вприпрыжку», в исполнении на домре и скрипке. Обсуждение с обучающимся: характер произведения? Как исполнялось? Чем отличается звучания на домре и скрипке? Какие штрихи использовались ? Просмотр и анализ нотного материала. Игра самого обучающегося. Обсуждение: получился ли характер? Получились ли штрихи?

Над чем работать дома.

8.Подведение итогов: какими штрихами мы исполняли произведения и какие образы получились? Над чем работать дома?

9.Запись домашнего задания.

.