"Средства музыкальной выразительности в произведениях С. Э. Борткевича и работа над ними"

Жигалкина Лариса Васильевна

Вот уже несколько лет интересуюсь творчеством композитора С. Э. Борткевича...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu.docx37.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: «Средства музыкальной выразительности в произведениях С. Э. Борткевича и работа над ними».                                                                                       Здравствуйте, дорогие коллеги, я рада, что вы выбрали время и пришли ко мне на урок. Тема урока: «Средства музыкальной выразительности в произведениях С. Э. Борткевича и работа над ними». Тема не случайна. Я уже несколько лет интересуюсь творчеством Борткевича и ввожу его произведения в репертуар учеников моего класса. Сегодня мы будем работать с моими ученицами: это Степанова Валерия, ученица 2 класса хорового отделения, Липич Екатерина, ученица 5 класса отделения эстрадного вокала и Гришаева Мария, ученица 5 класса хорового отделения. А теперь кратко о биографии композитора.                                                                                                                            Сергей Эдуардович Борткевич- композитор, музыкант не с простой жизненной и творческой судьбой. Он родился 28 февраля 1877 года в Харькове в музыкальной семье. Его бабушка и мама хорошо играли на фортепиано и сочиняли небольшие фортепианные пьесы.                                                                                                         Сергей Борткевич, четвертый ребенок в семье, с самого детства рос в мире музыки, и его первым учителем была мама. Неизгладимое впечатление на ребенка произвели два великих музыканта: Антон Рубинштейн, в течение двух часов исполнявший собственные произведения на фортепиано, и Петр Чайковский, за год до смерти дирижировавший в Харькове симфоническим оркестром.                                                                                                                                18- летний Борткевич хотел посвятить свою жизнь музыке, но отец не разделял музыкальных увлечений, и поэтому он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно в Консерваторию.  Теорию у него преподавал Анатолий Лядов, а фортепиано — Карл ван Арек, строгий, но очень уважаемый человек. Но революционные настроения в студенческой среде вынудили власти закрыть университет. Спустя какое-то время Борткевич решает продолжить музыкальное образование в Германии. Там он начинает писать свои первые произведения. Лейпциге Сергей Борткевич обучается композиции у Соломона Ядассона, а после его смерти — у Карла Пьютти. Игре на фортепиано — у Альфреда Рейзенауэра( ученик Листа) . В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Борткевич вместе со многими соотечественниками вынужден был покинуть Берлин, который, как он надеялся, должен был стать его домом на долгие годы и возвратился на родину в Харьков. Здесь он не только выступает с концертами, но и создает новые произведения. Для «новой власти» он оставался «буржуем», и его вместе с матерью как-то арестовали революционные матросы. От ареста не спасло даже то, что Борткевич был профессором Народной консерватории. С большим трудом удалось доказать «товарищам», что как профессор и музыкант он имел право заниматься своим ремеслом. В ноябре 1920 года Борткевич эмигрирует 20 долларами в кармане. Борткевич умер 25 октября 1952 года в Вене, где и похоронен. Ну, вот кратко биография композитора.                                                                    Им создано шесть музыкально-педагогических сборников: «Из моего детства» (1911), «Маленький путешественник» (1922), «Музыкальные картинки по сказкам Андерсена» (1925). «Детство» (1930), «Марионетки» (1938), «Приключения Тома Сойера» (1950, не сохранился).                                                                                                  Но сегодня мы хотели бы представить вам произведения из сборника «Музыкальные картинки по сказкам Андерсена» и одну пьесу из сборника «Из моего детства». В «Музыкальных картинках по сказкам Андерсена» ор. 30 (1925) Борткевич использовал 12 сказок и историй датского писателя, среди которых есть и самые знаменитые его шедевры: «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине». Как известно, сказки Андерсена изначально адресованы взрослой аудитории. Многие из них имеют глубокий философский подтекст; нередко встречаются и совсем недетские «сюжеты», поэтому цикл С. Э. Борткевича может быть интересен не только юным пианистам, но и зрелым исполнителям. Это можно сопоставить с «Альбомом для юношества» Шумана и «Детским альбомом» Чайковского, которые исполняются и взрослыми артистами. Основная трудность, с которой здесь сталкивается юный пианист, – яркая образная характерность музыки, требующая от него творческого подхода и артистизма. Особенно это относится к андерсеновскому циклу, дающему ребенку редкую возможность «самостоятельно сыграть сказку». Юного исполнителя, как и взрослого, Борткевич видит прежде всего артистом. От него требуется не только богатая фантазия (прежде всего интонационная, позволяющая «слышать» воображаемый образ), но и свободное владение соответствующим пианистическим арсеналом, при котором юный исполнитель не был бы ограничен в своем вдохновении. Педагог, работающий с ним над такими произведениями, должен превратиться в настоящего театрального режиссера: подтекстовки, драматическое обыгрывание музыкальных сценок, сопоставление их с литературным прототипом, показ персонажей «в лицах» – необходимые приемы для проникновения в образ и формирования убедительной интерпретации пьес. Каждый из детских циклов Борткевича объединен литературной идеей (прототипы андерсоновского цикла и «Детства» – конкретные книги; «Из моего детства» – картины старой дворянской семьи), что позволяет использовать их для тематических вечеров. Педагог может «поставить» их в игровой форме, а выступления учеников превратить в театральные сценки (дети могут выступать в костюмах и в гриме).                                                                                                                Начало XX века характеризуется повышенным интересом к взаимодействию смежных искусств: поэзия тяготела к музыке; музыка к поэзии, к изобразительным искусствам; искусство — к философии и религии. Интерес к литературному пояснению музыки породило новое средство выражения-поэтическую ремарку. (фр. Remarque -замечание, пояснение). Но лишь немногие русские композиторы (В. Ребиков, С. Ляпунов, А. Гречанинов) вводили словесные пояснения в произведения для детей, конкретизируя его художественно-образную сторону и стимулируя процесс творчества исполнителя. Борткевич был одним из них. Откуда же идут истоки ремарочного стиля Борткевича? В семье музыканта живо интересовались театром, в частности, пьесами А. Островского. В автобиографии композитор вспоминал: «Русские классики, к сожалению, малоизвестны за границей, в то время как драмы и комедии Островского заслуживают признания. Счастливое прошлое! Кино не существовало, и искусство было по-настоящему востребовано».                                                                                       Очевидно, что отголоски «ремарочных конструкций» произведений А. Островского повлияли на предпочтения Борткевича. Впервые в детской музыке композитора совокупность ремарок предстала как система Итак, какими бывают ремарки:                                                        1.ремарки характеристики;(характеризующие героя)                                                                       2.жестовые движения тела в ограниченном пространстве;                          3.совершения действия;                                                                                             4.места действия;                                                                                      5.сценографические (обстановочные);                                                                  В альбоме «Музыкальные картинки по сказкам Андерсена»  24 ремарки. (в основном совершения действия и сценографические). Мы их будем рассматривать в каждом произведении по ходу разбора.                                                                                                                                                  


                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Открывает цикл пьеса
«Принцесса на горошине» (F-dur). Жанр тарантеллы подчеркивает изящный облик «героини». Спокойное движение плавно скользящих гармоний неожиданно наталкивается на уменьшенный септаккорд двойной доминанты и выдержанные звуки sforzando, взятые с помощью тират – здесь композитор даёт ремарку: «принцесса не может заснуть». Напряжение усиливается, мотивы дробятся до тех пор, пока не происходит остановка на доминанте основной тональности, которая воспринимается как вопрос. В сокращенной репризе в конце вновь возникают «тревожные мысли», остающиеся без ответа.                    Выразительные средства пьесы «Стойкий оловянный солдатик» (D-dur) как нельзя точно характеризуют героя: почти вся пьеса написана в высоком регистре, придающем звучанию кукольный, «игрушечный» характер; по жанру – это военный марш с типичными квартовыми интонациями, «флейтовыми» трелями и «золотым ходом валторн». В его движение в т. 64 внезапно вторгается уменьшенный септаккорд sforzando, приводящий к остановке. Композитор помечает в нотах: «Солдатик попадает в печь». Здесь изложение переходит в низкий регистр, а в тот момент, когда солдатик начинает плавиться (это также словесно поясняет сам автор), «золотой ход валторн» звучит искажённо благодаря хроматизации и приближению к увеличенному трезвучию. По своему изложению это одна из самых лёгких пьес цикла.                                                                                               «Бронзовый кабан» (C-dur) − финал всего опуса. Пианистически эта пьеса наиболее трудна из всех предшествующих. Она открывается мечтательной мелодией-колыбельной, которой предпослана ремарка «Мальчик засыпает». После ферматы начинается основная часть миниатюры – своего рода perpetuum mobile. Данный номер требует от ученика хорошей технической оснащенности (две страницы в темпе аllegro могут привести к зажимам рук). Заканчивается цикл убаюкивающей колыбельной, снабжённой ремаркой «Конец сказкам». Музыка Борткевича помогает детям осмыслить такие стороны сказок Г.Х.Андерсена, которые, возможно, прошли бы мимо их внимания. Для юных пианистов этот сборник, на наш взгляд, – один из лучших образцов данного жанра в русской традиции. К сожалению, детская музыка Борткевича малоизвестна, а ее ноты во многих случаях недоступны. Андерсеновскому циклу «повезло»: он был вновь издан в 2008 году в Санкт-Петербурге издательством «Композитор». Однако следует отметить, что в заглавиях сказок в этом издании и в прижизненной публикации (Лейпциг, 1925) есть ряд расхождений в переводах, что может вызвать затруднения при их сопоставлении с названиями сказок Андерсена. Это касается следующих пьес: № 7 имеет в переиздании 2008 года заголовок «Совершенно верно» вместо более точного и принятого в издании андерсеновских сказок «Истинная правда», № 11 − «Золотое сокровище» вместо «Золотой мальчик» . Сюита «Из моего детства» ор.14 (1911) автобиографична, что подчеркнуто названием.  На обложке нот, опубликованных издательством Д. Ратера (Лейпциг, Гамбург, Милан), имеется подзаголовок «Сюита легких фортепианных пьес для юношества». В предисловии, правда, автор пишет: «Термин “легкие пьесы” должен восприниматься в чисто техническом смысле слова; поскольку, как указывали многие великие мастера, в Искусстве с большой буквы нет никаких “легких пьес”. Даже самые простые формы требуют артистизма и зрелого мастерства для верного исполнения».      «Темная комната» перекликается с пьесой «Первое наказание (Няня запирает меня в темную комнату)» из одноименной сюиты для фортепиано М. П. Мусоргского. Здесь слышатся интонации обиженного ребенка, возгласы, бег, исступленные удары в дверь. В середине номера и в его заключении звучит цитата из вышеуказанной миниатюры Мусоргского – нисходящий токкатный мотив. Заканчивается пьеса прерывающимися восходящими квартовыми ходами в нюансе рр, изображающими, вероятно, успокоившегося ребенка.                                                                            Борткевич был не только превосходным пианистом, но и педагогом, понимающим специфику детского восприятия мира, особенности пианистического и образно-художественного развития ребенка. В детской музыке Борткевича сказался его опыт педагога: все исполнительские трудности сбалансированы в ней педагогическими задачами, не допускающими использования слишком сложных для ученика приемов, и в то же время направлены на художественное и техническое развитие юного пианиста. Имя Борткевича (1877-1952), ученика А. К. Лядова, было забыто в советское время, т.к. он в 1920 году покинул Россию и до последних дней жил и работал в Вене. Сейчас произведения нашего талантливого соотечественника постепенно возвращаются на концертную эстраду и становится настоящим открытием для педагогов и юных пианистов.