Необходимость наличия поэтапной программы обучения детей основам музыкальной грамоты и музыкально-ритмическому воспитанию на отделении художественной гимнастики.

Лощенина ЛюдмилаВалентиновна

Необходимость наличия поэтапной программы обучения детей основам музыкальной грамоты и музыкально-ритмическому воспитанию на отделении художественной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobhodimost_programmy_openofis.docx7.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Необходимость  наличия  поэтапной   программы  обучения  детей  основам  музыкальной  грамоты  и  музыкально-ритмическому   воспитанию.        

Введение

Художественная гимнастика – сложно координационный вид спорта. Специфика ее проявляется в выполнении большого количества сложно- технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию. Для развития вида сегодня характерны тенденции омоложения спортсменок, усложнения упражнений, обострения конкурентной борьбы, а также статус олимпийской дисциплины. Правила соревнований с учетом современных тенденций развития художественной гимнастики, предъявляют повышенные требования к технической сложности композиций, совершенной хореографии и абсолютной музыкальности ее построения.

Разработка данной программы вызвана необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса в связи с ростом требований к подготовке гимнасток. Для решения этих задач необходима прочная основа двигательного потенциала гимнасток, а также эстетическое чутье, основанное на музыкальности и хореографичности (уже в детском возрасте).

При разработке были учтены "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.4.3172-14, возрастные физиологические особенности детского организма, личный опыт работы тренеров-преподавателей с детьми данного возраста. Дополнительная общеразвивающая программа по художественной составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта от 27 декабря 2013 г. № 1125, и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Целью программы в спортивно-оздоровительных группах является создание единого направления в учебно-тренировочном процессе для формирования физического, хореографического, музыкального развития воспитанников, чтобы на основе интереса детей к занятиям художественной гимнастикой создать благоприятные условия для раскрытия способностей формирующейся личности, развития в дальнейшем стремлении к спортивному самосовершенствованию и укреплению здоровья.

Задачи программы по художественной гимнастике.

 Обучающие: - обучать основам художественной гимнастики; - помогать в овладении, закрепление и совершенствовании разнообразных двигательных умений и навыков.

Воспитывающие: - развивать волевые и нравственные качеств, определяющие формирование личности ребёнка; - воспитывать жизненно важные гигиенические навыки.

Развивающие: - способствовать нормальному росту и развитию ребёнка, формирование потребности в здоровом образе жизни; - развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность; - развивать чувство ритма и музыкальность детей; - способствовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; - формировать эстетический вкус, грациозность, изящество, чувство гармонии, музыкальности и пластики движений.

Актуальность программы заключается в том, что разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания, предполагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, содействовать здоровому образу жизни, но и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. Содержание образования в программе для групп спортивного оздоровления (СОГ) с обучающимися в возрасте от 4 до 8 лет направлено на оптимизацию учебного тренировочного процесса. Эффективность работы тренеров-преподавателей, хореографов и концертмейстеров во многом зависит от учебных планов и программ.

Отличительная  особенность  художественной  гимнастики   - это  эмоциональная  выразительность, танцевальность движений и их  непосредственная  связь  с  музыкой.  Этот  вид  спорта  наряду с развитием  физических  качеств,  способствует   музыкальному  и  эстетическому  воспитанию.

        Так  в   программе  обучения  художественной  гимнастике  наряду с целями  и  задачами  по  физическому  развитию  стоят  цели  и  задачи  для концертмейстера  по  музыкальной  грамоте  и  музыкально – двигательному  воспитанию. Чтобы девочки  могли правильно  делать  упражнения  под  музыку,  они должны понимать  значение  музыки в упражнении,  знать  основы  музыкальной  грамоты,  различать  музыкальные  формы,  понимать  содержание  музыки,  а  в  старших  группах ориентироваться в классической и современной музыкальной литературе, а также.  вместе  с  концертмейстером  и  тренером подбирать  произведения  для  составления  упражнений.

Обучение юных спортсменок ведется по следующим видам подготовки: физическая, техническая, психологическая, тактическая, теоретическая, соревновательная. А изучение основ музыкальной грамоты и музыкально двигательная подготовка являются одним из видов технической подготовки спортсменок.

Вот основные аспекты по которым ведется обучение  основам музыкальной грамоты и музыкально-двигательной подготовке:

        содержание и характер музыки;

        свойства музыкального звука;

        ритм в музыке;

        мелодия;

        темп в музыке;

        музыкальная динамика;

        музыкальная форма.

Мною разработана поэтапная программа по обучению детей основам   музыкальной грамоты и  музыкально-ритмическому воспитанию, основанная на  Дополнительной общеразвивающей программе по художественной гимнастике, составленной в соответствии с Федеральными Законами, Приказами и их Дополнениями. Данная программа адресована тренерам, хореографам и концертмейстерам в спортивных  школах и школах Олимпийского резерва на отделениях художественной гимнастики.

Художественная гимнастика как вид  спорта,  наиболее  полно  соответствует  особенностям  женского  организма,  удовлетворяя  врожденное  стремление  девочек  к  танцу,  пластике  и  грациозности.  Он  способствует  нормальному  развитию  и  функциональному  совершенствованию  женского  организма.

        

НЕОБХОДИМОСТЬ  НАЛИЧИЯ   ПОЭТАПНОЙ  ПРОГРАММЫ  

 Все выше перечисленные специфические особенности художественной гимнастики  определяют  содержание,  программный  материал  и  методическую  последовательность  обучения  детей.  Ведь  невозможно  добиться  физически  точного  и  одновременно  эмоционально-выразительного  выполнения  упражнения,  не  имея возможности музыкально  прочувствовать, понять  и  ритмически  верно   выполнить его.  Гимнастка должна передать музыкальный  образ  в  движении,  так же,  как  композитор  передает  содержание  музыкального  произведения  с  помощью  средств  музыкальной  выразительности:  ритма,  гармонии,  темпа,  динамических  оттенков  и т.д.,  совокупностью  которых и создаются  музыкальные образы.  Органическое  сочетание  движений  и  музыки  обуславливает  танцевальный  характер  упражнений  и  придает  им  целостность,  слитность  и  яркую  динамичность,  которая  так же  обусловлена  активным  передвижением  гимнастки  по  площадке,  выполнением  движений  различной  амплитуды,  их  скоростью  и  силой.  Музыкальная  выразительность  упражнений  заключается  в  умении  придать  движениям  различный  характер  и  разную  эмоциональную  окраску.  Благодаря  музыке  гимнастки   могут  более глубоко  осознавать   и   выражать  чувства,  которые  композитор хотел передать в  данном музыкальном произведении.

Здесь, так же большое значение имеет профессионализм и музыкальность хореографа-постановщика. Ведь в его задачу входит необходимость услышать все оттенки средств музыкальной выразительности и суметь их отразить при постановке упражнения для гимнастки. При этом надо учитывать не только уровень гимнастки и её характер, но и правильно подобрать определенный спортивный элемент  на данную музыкальную  фразу (ноту), который  будет наиболее ярко и правильно передавать задуманный композитором музыкальный образ.
        Так же  музыка  обладает  огромной  силой  эмоционального  воздействия  и  способствует  повышению  продуктивности  в  исполнении  упражнения. Музыка  помогает  быстрейшему  запоминанию  упражнения.  Зная  мелодию,  гимнастка  может  повторить  его  без  музыки,  сохраняя   примерный  темп,  нужный  ритм  и  даже  динамические  оттенки.  Вспомнив  мелодию,  можно  быстро  восстановить  последовательность  движений  в  упражнении.  Целесообразно  применять  музыку  в  первой  фаре  разучивания  и  усвоения  упражнения  и  при  показе. Отработка  отдельных  элементов  и связок  успешно  достигается  и  без  музыки,  а  вот  когда  структура  движений  усвоена  и  элементы  отработаны,  можно  приступать  к  занятиям  с  музыкальным  сопровождением    для  отработки  эмоциональности,  ритмичности  и  выразительности  движений.   А для этого  тренер-преподаватель  так же  должен  иметь  начальную  музыкальную  подготовку.

        Исходя  из  всего  вышесказанного,  можно  с  уверенностью  сказать,  что  для наиболее продуктивной работы концертмейстера необходима поэтапная программа по обучению детей основам музыкальной грамоты , а так же знакомство  с  мировой  музыкальной  литературой  и  музыкально-ритмическое  воспитание  спортсменок.