1.2. Открытые уроки и мастер - классы

Журба Татьяна Рифовна

Открытый урок - одна из форм методической работы, стимулирующая саморазвитие и самообразование преподавателя детской школы искусств. Открытый урок также проводится и в целях изучения современного педагогического опыта, его трансляции.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

 дополнительного образования  

«Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

В КЛАССЕ АККОРДЕОНА

                           ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Журба Т.Р.

г.Городовиковск – 2020 г.

Открытый урок с учащейся 2 класса Джумашевой Екатериной

Тема урока: «Работа над музыкальным произведением»

План урока:

  1. Вступительное слово
  2. Разминка игрового аппарата:
  • повторение гаммы G-dur с динамическими оттенками
  • повторение арпеджио и аккордов
  • работа над упражнениями
  1. Работа над Этюдом Г.Беренс  (С – dur):
  • опрос домашнего задания
  • работа над басами, контроль аппликатуры
  • игра двумя руками вместе
  • формулирование домашнего задания
  1. Работа над пьесой Т.Хренникова «Речная песенка»:
  • опрос домашнего задания
  • работа над технически трудными фрагментами
  • фразировка
  • выравнивание ритма
  • формулирование домашнего задания
  1. Работа над пьесой М.Красева «Ёлочка»:
  • опрос домашнего задания
  • работа над текстом
  • фразировка
  • формулирование домашнего задания

  1. Вступительное слово

          Работа с учащимся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, собственно  технических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Но,  несомненно,  существуют  общие  требования  в  работе  над музыкальными  произведениями,  которые  наиболее  полно  отражают  пути развития юного музыканта.

      Педагогическая практика показывает, что  работу над музыкальным произведением можно разделить на три этапа:

  • Общее ознакомление с произведением
  • Детальный разбор (анализ)
  • Художественная доработка произведения.

На всех этапах роль педагога очень велика. Начиная от выбора изучаемого произведения и кончая подготовкой к публичному его исполнению, педагог несет ответственность за все течение рассматриваемого процесса.

2.        Разминка игрового аппарата

        Техника игры имеет огромное значение для музыканта – исполнителя, о чём свидетельствует опыт лучших мастеров исполнительского искусства. Ни один выдающийся исполнитель – инстументалист не достиг бы такого совершенного мастерства и убедительности в исполнении, не мог бы так глубоко волновать, восхищать слушателя, если бы не уделял должного внимания развитию своих технических возможностей.

      Технические навыки, необходимые аккордеонисту, учащийся приобретает, главным образом, путём проигрывания упражнений, гамм, аккордов и арпеджио, а во время разучивания музыкального произведения только закрепляет их. Поэтому в начале урока учащемуся предложено сыграть освоенные  гаммы C – dur и G – dur двумя руками вместе с аккордами и арпеджио.

   Поскольку ошибочным является мнение о технике как о быстроте пальцев, и всё, чем занимается исполнитель и есть техника: звукоизвлечение, меховедение, мелкая техника, крупная техника, то необходимо было научить учащегося исполнять в гаммах не только верные ноты, но и играть верным мехом, и с динамическими оттенками. При исполнении гамм от ученика требуется соблюдение динамических оттенков по принципу: движение гаммы (арпеджио, аккордов) вверх подразумевает крещендо, движение вниз – диминуендо.

   Далее учащейся было выучено упражнение – обыгрывание основных ступеней лада.

   Домашнее задание: играть гаммы верным мехом, с динамическими оттенками.

  1. Работа над Этюдом Г.Беренс  (С – dur)

   Работа над Этюдом начнётся с опроса домашнего задания. Важнейшим средством, помогающим найти нужные технические приёмы, является целеустремлённость действия. Важно точно осознать, что именно не получается. Вместо многократного повторения текста надо выявить трудные элементы и работать над ними. Выявив трудности в данном этюде, определённое количество времени необходимо потратить на усваивание партии левой руки. Выверив самые сложные такты, путём многократного повторения их, необходимо отработать партию баса, а затем соединить с партией правой руки.

   При работе над любым музыкальным произведением надо обязательно следить, чтобы ученику было понятно всё до мельчайших подробностей, чтобы он не допускал ритмических неточностей или гармонических упрощений.

  1. Работа над пьесой Т.Хренникова «Речная песенка»:

    В работе над этим произведением самым важным моментом является отработка текста с двойными нотами, а также важна работа над фразировкой. Сначала текст ученику предложено отработать в медленном темпе, затем в более подвижном темпе. Определённого усилия учащегося требует проигрывание текста по фразам и предложениям.  Вся работа выполняется учащимся после анализа произведения и деления его на части, фрагменты, фразы.

Домашнее задание: выучить текст двумя руками вместе, исполняя его с «дыханием», без остановок.

  1. Работа над пьесой М.Красева «Ёлочка»:

   Домашним заданием по данной пьесе  -  выучить текст произведения и исполнять его без ошибок. Работа над данным музыкальным произведением состоит из двух этапов: разбор текста и техническая отделка. Поскольку первый этап уже пройден учащимся, то следует перейти к решению задач  второго. В период этой работы главная задача педагога и учащегося -  определить приёмы для лучшего воплощения авторского замысла, и отработать их, но, чтобы ученик не терял целостного представления о произведении, следует работу над деталями чередовать с проигрыванием всего произведения. Иначе говоря, работа над отдельными частностями должна помогать усвоению целого.  

    После преодоления текстовых трудностей (двойные ноты) надо выстроить динамику по фразам и в целом. В работе над фразировкой нельзя забывать и о грамотном меховедении.

   Техническая отделка произведения, усвоение его содержания и выучивание наизусть происходят почти одновременно. Поэтому к концу технической отделки ученик должен полностью овладеть произведением, то есть понять его художественное содержание, играть выразительно, соблюдая динамические оттенки. В связи с этим, учащемуся предлагается к следующему уроку выучить произведение наизусть. Работу над произведением можно считать завершённой, если учащийся понял авторский замысел и умеет реализовать его, максимально используя средства, присущие его инструменту.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Городовиковская детская школа искусств» Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

в классе аккордеона

Преподаватель : Журба Т.Р.

2023 г.

Тема урока:«Работа над средствами музыкальной выразительности  в классе  аккордеона»»

Дата проведения урока: 31 января  2023 года

Предмет: специальность (аккордеон)

Учащийся: Каджинов Богдан, 5 класс (дополнительная предпрофессиональная программа – 8 лет обучения)

Форма урока: индивидуальная

Оборудование: аккордеон, пюпитр, нотные издания, метроном.

Цель урока:   систематизация и обобщение знаний и умений по формированию навыков выразительной игры на аккордеоне, через определённые методы работы с учеником.

Задачи: 

1.Обучающая: формирование   навыков выразительной    игры на аккордеоне в процессе овладения исполнительскими умениями и навыками, добиться осознанного понимания и применения средств музыкальной выразительности  в исполнительской деятельности;

2.Развивающая: способствовать развитию  музыкальных способностей ученика, развитию музыкального мышления, побуждать ребенка выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

3.Воспитательная: способствовать развитию эстетического – художественного вкуса обучающегося. Развитие музыкально – эстетической потребности, вкуса, признание ценности музыки, представление о красоте.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Разминка и подготовка игрового аппарата (игра гамм, арпеджио, аккордов, упражнений)
  3. Проверка домашнего задания и работа над произведениями
  4. Формулировка домашнего задания и подведение итогов урока

Ход урока:

1.Организационный момент  Сообщение темы, целей и задач урока.

2.Разминка и подготовка игрового аппарата В начале работы учащемуся предлагается подготовить игровой аппарат путём исполнения гамм, арпеждио и аккордов.

Для успешного освоения учебной программы необходимо иметь развитый игровой аппарат. Этому способствует исполнение гамм, арпеджио, аккордов, разнообразных упражнений.

1)Гамма H – dur, арпеджио и аккорды в 2 октавы: вначале исполнение в среднем темпе, затем темп нарастить, следя за мехом, ровностью исполнения.

2)Гамма е – moll, арпеджио и аккорды в 2 октавы: исполнение гаммы гармонического минора.

При движении вверх требует исполнения на крещендо,  движение вниз – диминуэндо.

При игре арпеджио, особенно коротких,  необходимо добиться связного легато.

Аккорды должны быть чёткими, все ноты, составляющие аккорд, должны браться одновременно, не задевая соседних клавиш.

3) Разбор  Этюда (Е – moll) Н.Чайкина в медленном темпе – проверка домашнего задания – исполнение разобранной половины текста медленно, с исправлением возможных неточностей. Затем разбор текста в классе до конца, контролируя точность знаков альтерации, приём кистевого стаккато.

Для лучшего осмысления текста учеником следует разбирать произведение сначала совсем небольшими частями, разделив его на фразы, предложения, периоды, дольше останавливаясь на более трудных.

3. Проверка домашнего задания и работа над произведениями

Л.Делиб «Полька» из балета «Коппелия»  

1) Исполнение учащимся пьесы Полька - проверка домашнего задания.

2) Работа над пьесой начнётся с работы над грамотным меховедением. Для передачи художественного образа произведения немаловажным является преодоление технических трудностей, в том числе отработка грамотного меховедения. Мелодия имеет затактовое построение, что необходимо учитывать при смене меха. 

3)Работа над фразировкой, нюансировкой. Для раскрытия художественного образа музыкального произведения, его характера и содержания композитор пользуется многими средствами: тембр, темп, аккомпанемент, нюансы, фразировка, динамика.

4) Отработка более острого стаккато на протяжении всей пьесы, что позволит добиться чёткости, полётности при исполнении. Овладение всеми средствами музыки, необходимыми для создания художественного образа произведения, происходит не сразу, а в систематическом процессе обучения.

Русская народная песня «Метёлки», обработка В. Грачёва

1) Исполнение учащимся в целях контроля выполнения домашнего задания.

Обработка выполнена в виде темы с вариациями на мелкую и аккордовую технику. Общее динамическое развитие материала направлено к кульминации, которая приходится на последнюю вариацию.

2) Работа над преодолением технических трудностей: в первой вариации необходимо выровнять ритмически восьмые ноты. Для этого учащемуся предлагается текст поиграть медленно разными штрихами: legato, staccato.

Вторая вариация построена на исполнении аккордовой фактуры легато. Необходимо работать над ней, разделив на предложения и отрабатывая более мелкие построения. Одно из основных условий раскрытия содержания – ощущение направленности развития любого построения, умение выявить эту направленность при исполнении и довести мысль до её ближайшей «вершины».

3) Выравнивание всей пьесы по темпу, невзирая на сложные части и фрагменты.

4) Разбор художественного образа произведения. Затем учащемуся будет предложено ещё раз исполнить пьесу выразительно, учтя проработанные моменты на уроке, настроившись, представив картинку или образы.

4. Формулировка домашнего задания и подведение итогов урока:

1)При исполнении гамм, арпеджио и аккордов во время домашних занятий необходимо добиваться ритмичности исполнения в  подвижном темпе с динамическими оттенками и ровным меховедением.

2) Этюд  (Е – moll) Н.Чайкина -   учить текст с исполнением аккордов приёмом кистевого стаккато в обязательном порядке.

3) Л.Делиб «Полька»  - выучить пьесу наизусть. При исполнении не забывать о фразировке пьесы и динамике её развития, выполнять все проставленные нюансы и штрихи и правильно менять мех.

4) Русская народная песня «Метёлки», обработка В. Грачёва – исполнение пьесы в ровном темпе, исполнение произведения осмысленно, выразительно.