Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на скрипке

Смоленская Светлана Сергеевна

Так как состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества, нам педагогам необходимо решать проблемы современной школьной нагрузки, чтобы приобретение знаний не сопровождалось потерей зрения, нарушением осанки, стрессом и головными болями. Только физически и психически здоровый человек имеет достаточно энергии, чтобы успешно учиться в двух школах, а также делать все необходимые дела дома.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская область, г.Сафоново, ул.Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56

Здоровьесберегающие технологии

при обучении игре на скрипке

Преподаватель:

Смоленская С.С.

2018г.

Здоровье человека – достаточно актуальная проблема нашего времени. Каждое последующее поколение диагностирует прибавление новых болезней. Этому способствуют:

  • Неблагоприятная экологическая ситуация
  • Формирование у детей ложных культурных ценностей
  • Вредных привычки (табакокурение, алкоголь, наркотики)
  • Занятость родителей и отсутствие возможности уделять достаточно времени воспитанию своих детей

Кроме того, с модернизацией российского образования, развитием новых информационных технологий, высоким уровнем социальных и индивидуальных заказов,  значительно возросли школьные факторы риска*, вызывающие трудности обучения:

  • Интенсификация учебного процесса и его нерациональная организация
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
  • Стрессовые состояния, связанные с замечаниями педагога, неудачами, ограничениями времени учебной работы.
  • Несформированность организации деятельности у ребенка, связанная с незрелостью регулярных структур мозга (организация внимания, планирование и выполнение работы без отвлечений)

Так как состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества, нам педагогам необходимо решать проблемы современной школьной нагрузки, чтобы приобретение знаний не сопровождалось потерей зрения, нарушением осанки, стрессом и головными болями. Только физически и психически здоровый человек имеет достаточно энергии, чтобы успешно учиться в двух школах, а также делать все необходимые дела дома.

Работа с детьми:

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе с детьми можно разделить на 3 группы.

  1. Санитарно-гигиенические технологии .

Помещение для занятий регулярно проветривается, проводится влажная уборка 1 раз в день.

Занятия на скрипке предполагают наличие зеркала (расположенного вертикально) в классе, так как контроль за руками, при постановке рук, осуществляется через зеркало  (во избежание  чрезмерной нагрузки на глаза из-за близкого расположения инструмента).

Класс оснащается пультом с вертикальной регулировкой подъёма в соответствии с ростом ребёнка. Расстояние от нотного текста до глаз должно быть = 30см.

Уход за инструментом предполагает:

  • протирание грифа и деки мягкой тряпочкой от канифоли и пыли,
  • обработка струн (загрязненных) спиртовым раствором.

Уход за руками:

  • заниматься на инструменте можно только чистыми руками,
  • нельзя играть на инструменте сразу после водных процедур, так как можно повредить кожу на распаренных пальцах,
  • ногти на руках должны быть острижены.

  1. Организация физической активности.

Занимаясь на скрипке, ребенок долгое время вынужден стоять. От этого возникает чрезмерная нагрузка на позвоночник и мышцы плечевого пояса. Чтобы избежать искривления позвоночника и проблем с суставами и мышцами в будущем, необходимо уделять достаточно внимания правильной постановке корпуса и  обеих рук. Причем эта работа должна вестись на протяжении всего периода обучения учащегося. Это обусловлено постоянным ростом ребенка, сменой инструмента в зависимости от роста. Кроме того из-за переключения внимания в работе над более сложными произведениями, ребенок теряет контроль за осанкой и руками.

Исходя из вышесказанного, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Сочетание режимов труда и отдыха
  • Постоянный контроль за постановкой рук и положением корпуса через зеркало
  • Выполнение специальных физических упражнений, тренирующих мышцы спины и плечевого пояса
  • Упражнения на расслабление мышц

  1. Психолого-педагогические технологии.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и успешно усваивал учебный материал, я использую следующие технологии:

  • Создание комфортной психологической обстановки на уроке и во время выступлений учащихся
  • Снятие психологических зажимов путем беседы, игры, сказкотерапии
  • Смена видов деятельности

Работа с родителями:

Работа с родителями заключается в том, чтобы вовлечь их в процесс обучения и воспитания ребенка. Родители должны помочь ребенку в создании здоровьесберегающей среды дома. Только тесное взаимодействие педагога - родителя – ребенка даст возможность сформировать и закрепить общую гигиеническую культуру,  а также создать мотивацию для ведения здорового образа жизни.

Показателями применения здоровьесберегающих технологий являются:

  1. Обеспечение мотивации (ребенок становится субъектом обучающего общения)
  2. Закономерное становление у ребенка психических функций (от совместных действий с педагогом он приходит к самостоятельности)
  3. Адекватное восстановление сил (смена видов деятельности)
  4. Осознание необходимости успешного обучения для будущего.