развитие техники у учащихся младших и средних классов фортепианного отделения ДШИ

Казанцева Наталья Семёновна

приёмы и методы, позволяющие развивать технику у учащихся и способствующие правильной постановке руки при работе над техническими произведениями

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация  МО Приозерский  район Ленинградской области

Муниципальное    учреждение дополнительного  образования

Шумиловская  детская  школа  искусств

Развитие   техники

                   у учащихся младших и средних классов

                      фортепианного  отделения    ДШИ

                                                                подготовила:

                                                         преподаватель по классу фортепиано

                                                            Казанцева Наталья Семёновна

п. Саперное

2018 г

      Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной  системы, музыкальной воли исполнителя во всех  её тончайших проявлениях, причём подчинению автоматически.

     Технический аппарат следует развивать так, чтобы он был в полном контакте с растущими задачами , помогал их выполнять и умел подчиняться всем проявлениям музыкальной воли.

     На каких же принципах следует развивать пианистический аппарат, чтобы  создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки?

           Они следующие:

1.Гибкость и пластичность аппарата

2.Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и                         активных пальцах

3.Целесообразность и экономика движений

4.Управляемость техническим процессом

5.Звуковой результат ( как необходимый итог )

     Исходя их вышеперечисленных принципов, мы сначала рассмотрим некоторые способы развития мелкой техники.

     Разберём первое (главное) направление в этой работе

1.Сначала несколько слов о постановке.

     Руки лежат на клавиатуре, но не давят на неё. При этом плечи должны быть опущены. Пальцы полусогнуты и своими «подушечками» активно сцеплены с клавишами. «Подушечка» первого пальца находится сбоку и не должна занимать больше половины фаланги. В результате между первым и вторым пальцами образуется «полукольцо»

     Такая позиция пальцев организует естественную форму руки, которая образует «купол» и определяет положение кисти на уровне этого «купола». При этом рука должна быть нежёсткой и не размягчённой, а гибкой и упругой  (степень упругости проверяется покачиванием) Особая роль в сохранении формы «купола» принадлежит 1-ому и 5-тому пальцам, как упругим «столбикам» , на которых держится вся конструкция. Сила тяжести разная, но в большинстве случаев средняя. Особо надо отметить роль сцепления «подушечек» с клавишами, это обеспечивает наилучшие условия для извлечения звука, гарантирует от прогибания последних пальцевых фаланг, а также способствует сохранению наиболее естественной формы руки и должной высоты кисти.

2. Пальцы, чередуясь, «ходят», переступают по клавишам. Движения только необходимые. Пальцы не нащупывают очередную клавишу, не вталкиваются в неё, не ударяют, а активно берут её.

     Кончик пальца соприкасается с клавишей только в момент извлечения звука. Одновременно, очередной палец занимает позицию над следующей клавишей. Это действие производится без лишнего напряжения и без дополнительного взмаха, так как все пальцы ( кроме извлекающих звук ) находятся над клавиатурой. Такой позиции способствует довольно высокий уровень «крыши купола», поддерживаемой соответствующим положением 1-го пальца. Пальцы всегда смотрят вниз.

3. Рука перемещается вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти. Главное здесь – полная синхронность работы пальцев с перемещением центра тяжести или центра опоры внутри руки. «Перемещение» опоры должно двигаться без толчков; в идеальном случае – как бильярдный шар, который катиться по ровной поверхности. Рука движется плавно и непрерывно, подкрепляя каждую точку активного соприкосновения пальца с клавишей и создавая каждому пальцу наиболее удобное положение.

«Рука должна  постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т.д. ( Игумов) Эти контуры можно проследить на следующих примерах:

-Л.Бетховен - « 6 вариаций» (1в)

-Гурлит -   Этюд ( до мажор ) и т.д.

     В то же время активные едущие пальцы строго ограничивают движения кисти, не позволяя её разбалтываться. Это и есть свобода кисти, упругое и подвижное соединения её с пальцами.

     Ведущая роль «активных» пальцев. Достигается с минимальной затратой сил. Вместе с тем этот приём способствует связности пассажей ( легато ), а также предохраняет их от поверхностного звучания, когда большая часть движений бесполезно тратиться в воздухе.

4. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, стремясь сузить позицию руки ( нельзя допускать, чтобы пальцы были растопырены).

     Благодаря этому первый палец оказывается в наиболее удобном положении для подкладывания, а 3-тий и 4-тый пальцы – для перекладывания через 1-ый ( при обратном движении)

     К моменту подкладывания рука отклоняется в сторону движения и тем самым дает возможность 1-му пальцу свободно приблизиться к очередной клавише, взять без толчка и дополнительного взмаха кисти.

     Благодаря собиранию пальцев и наклону руки в сторону подкладывания 2-ой палец также оказывается в удобном положении для плавного перехода через 1-ый палец по кратчайшему пути ( без ненужного взмаха)

     Перекладывание 3-го и 4-го пальцев  через 1-ый (при обратном движении) производится по тем же правилам собирания  пальцев и правильных переходов по кратчайшему пути.

     В чередовании коротких фигураций, не выходящих за пределы позиции( напр.: коротких арпеджио) 1-ый  и 5-тый пальцы при движении подводятся к первой клавише очередной группы, но не прикасаются к ней. Вписанные принципы перемещения руки, собирание пальцев, подкладывание первого и перекладывание через него третьего и четвёртого пальцев избавляют технику пианиста от угловатости, резких переходов, ненужных акцентов, лишних движений рук и пальцев. Тем самым создаются условия для плавной целостности движений и звуковой ровности.    

5. Наконец, этот способ игры обеспечивает переход к быстрому темпу, где все мелкие движения как бы сокращаются, как бы уходя «внутрь». На поверхности остается крупное движение всей руки ( как смычка).Условия для автоматизации движений создаются уже в среднем темпе, благодаря объединяющему движению руки. Движения сокращаются, но не исчезают

-остаётся активная цепкость пальцев, они почти не поднимаются над клавиатурой

-остается перемещение кисти, следующей за всеми извилинами пассажей

-остается и гибкое взаимодействие между всеми частями аппарата, взаимодействие, меняющееся в зависимости от музыкально-звуковой задачи

     Таким образом, в работе над мелкой техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трёх факторов:

-активных ведущих пальцев

-перемещающейся опоры ( гибкая подвижная кисть)

-крупного движения всей руки

     Мы рассмотрим первый принцип в развитии мелкой техники. Работа в этом направлении особенно важна в первые годы обучения. Параллельно с этой работой следует ставить задачи совершенствования отдельных участков пианистического аппарата. Для совершенствования мелкой техники рассмотрим 2-ое направление, которое условно назовём механизацией пальцев.

     Оно заключается в четырёх действиях:

-быстрое взятие клавиши кончиком пальца(подушечкой)

-моментальное освобождение от давления на клавишу

-отскок предыдущего пальца

-быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей

     Если задача первого направления состояла в том, чтобы освободить технический аппарат, то второе направление вносит в технику дисциплину и организованность, повышает возможность исполнителя управлять техническими средствами.

Обычные недостатки и трудности заключаются в том, что работая над чёткими активными пальцами( П принцип)ученик изолирует их от кисти, которая становиться неподвижной, а перемещая руку ( 1 принцип) он снижает активность пальцев. Одним из критериев правильного соотношения этих двух видов является звуковой результат – это самый надёжный «компас»

      Другим показателем служит облегчение технического исполнения, приёмы не должны вызывать скованность, а наоборот

приводить к большей свободе, устойчивости и удобству.

     В течении начального периода обучения мы вводим в работу отдельные элементы в виде простых, доступных задач. Например: в медленном темпе учим готовить очередной палец над клавишей, не поднимать пальцы высоко и не опускать раньше времени. Опускание производится быстрее или медленнее в зависимости от звуковой задачи и от темпа движения. В этой работе намечается экономия движения, дисциплина пальцев и активизирует внимание.

     В среднем темпе учим вести руку вслед за пальцами. Эти навыки обеспечивают переход к быстрому темпу, потому что создают технические условия для реализации более крупного музыкального представления.

     Таким образом, в первые годы обучения формируются основные принципы технического развития ученика.

 

                         

 

                                                  

                                         

                                                

     

           

               

        

                   

        

                               

           

                              

                           

              

                                                                 

                                                         

                                                          

                       

                                     

        

Оформление:  зал украшен разноцветными шарами, столы накрыты для    чаепития, поставлены стульчики вокруг столов . На стене висит плакат «С днем рождения!». Под плакатом расположены рисунки учащихся с пожеланиями для именинников.

Под звуки музыки дети входят в зал и садятся на свои места за столами.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас здесь, в детской школе искусств. За время пребывания в школе вы многому научились: можете правильно петь, знаете названия нот, и где они пишутся, а некоторые из вас  могут уже играть на фортепиано. И, вообще, ваша жизнь стала меняться. Вы  по-другому слышите завывание ветра, стук капель дождя о подоконник, пение птиц. Музыка постепенно входит в вас, делая добрее, Вы с каждым днем видите больше красоты вокруг вас. И отношение к поэзии у вас становиться совершенно другим. Вы чувствуете музыку стиха. Но сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения наших девочек. А ВЫ знаете у кого сегодня день рождения?

Дети: У Наташи Шишовой и Таси Микляевой.

Ведущий: Как интересно у нас получается. Сегодня мы отмечаем день рождения Наташи и Таси, в январе день рождения у Полины Ефимовой, а

В феврале – у Ангелины Кузнецовой. Получается, что все зимние месяцы мы отмечаем дни рождения. А летом у нас целых четыре именинника: это в июне

у Леры Кулешовой, в инле у Таси Максимовой и Олеси Прокофьевой, а в августе у Насти Калининой. И только одно день рождение в апреле , весной, у Даши Косолаповой. Правда интересно получается? Ничего в этом мире не бывает просто так.

   А теперь давайте все вместе споем песню о день рождении. ( дети поют песню из мультфильма «Крокодил Гена)

   Давайте,  послушаем музыкальный подарок от Таси Максимовой.( звучит

английская песня « Радости и счастья в день рождения!»

   Настал момент преподнесения подарков ( дети дарят подарки собственного

приготовления)

    Именинницы благодарят за подарки и приглашают к столу. Начинается чаепитие.

   После чаепития ведущий приглашает учащихся поиграть.

Проводятся игры:

-  чей шарик ближе? ( на стуле лежит приз. Детям раздаются шарики которые они надувают и отпускают. Чей шарик ближе опуститься к призу – того и

приз) ;

-  « волейбол с шарами» ( дети делятся на две команды и играют в волейбол.

У кого шар упадет на пол в зоне команды – тому очко. Играем до трех забитых

шаров) ;

- что это? ( учащийся показывает животное, а остальные дети должны его угадать) .

   После каждой игры вручаются призы.

Ведущий: Наш праздник подходит к концу. Давайте приведем в порядок наш класс . Дети убирают чашки, расставляют стулья и столы.

;

   

                                                       

                                         

Использованные интернет-ресурсы

1. http://direct.well-games.ru/

2. http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/

3. http://web.muz-vorobjev.ru/

4. http://gazetaigraem.ru/