Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (Фортепиано)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 176.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»
УТВЕРЖДЕНО Директор
МБУ ДО "Детская школа искусств
Починковского района»
____________И.Н.Прохоренкова
Приказ № 46 а
от «01» сентября 2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
(Фортепиано)
Починок 2016 г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Материал подготовлен:
Г.В. Ворфоломеевой , заместителем директора по учебно-методической работе МБУ ДО «Детская школа искусств Починковского района»;
Е.В. Черкасовой, зав.фортепианным отделением МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Т.В Гращенковой, преподавателем по классу фортепиано МБУ ДО «ДШИ Починковского района» ОП п. Стодолище
Составители:
Г.В.Ворфоломеева
Е.В.Черкасова
Т.В Гращенкова
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства.
Нормативный срок освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства составляет 4 года для детей в возрасте от 9 лет.
Общеразвивающая программа в области искусств основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи.
При наличии достаточного уровня развития творческих способностей детей в образовательной организации может быть предусмотрен перевод с дополнительной общеразвивающей программы на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области искусств.
Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств составлены на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, разработанных Министерством культуры России и зарегистрированных письмом Минкультуры России от 19 ноября 2013 года № 191-01-32/16-ГИ.
3
Содержание:
1. Общие положения. 5 2. Требования к результатам освоения дополнительной 6
общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
3. Документы, определяющие содержание и организацию 6 образовательного процесса.
4. Ресурсное обеспечение дополнительной общеразвивающей 7
программы в области музыкального искусства.
5. Требования к условиям реализации дополнительной 9 общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
6. Приложение 1. 13 7. Приложение 2. 14 8. Приложение 3. 15 9. Приложение 4. 21 10.Приложение 5. 25
4
1. Общие положения.
1.1. Определение.
Дополнительная общеразвивающая программа (ДОП) в области музыкального искусства является системой учебно-методических документов, сформированной на основе рекомендаций по организации общеразвивающих программ в области музыкального искусства, разработанных Министерством культуры России, которая может использоваться в учебном процессе в «Детской школе искусств Починковского района» в части:
-компетентностной характеристики выпускника;
-содержания и организации образовательного процесса; -ресурсного обеспечения реализации ДОП;
-итоговой аттестации выпускников.
1.2. Цель разработки дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
Целью разработки дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства является методическое обеспечение реализации рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства Минкультуры России в области искусств в «ДШИ Починковского района».
1.3. Характеристика дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
По данной программе реализуются требования, изложенные в рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Минкультуры России. По окончании освоения обучающимися ДОП и успешного прохождения итоговой аттестации, выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. Нормативный срок освоения ДОП в области музыкального искусства – 4 года для детей в возрасте от 9 лет включительно. Общая трудоемкость в часах: срок обучения 4 года – 1662,5 ч.
5
2. Требования к результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков
1. В области исполнительской подготовки:
-навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
-умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
-умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
-навыков публичных выступлений;
-навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
2. В области историко-теоретической подготовки:
-первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
-знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчества великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
-знаний основ музыкальной грамоты;
-знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
-знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.
3.1. Календарный учебный график.
С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в «ДШИ Починковского района» при реализации школой общеразвивающих и предпрофессиональных программ устанавливаются общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа.
6
Календарный учебный график должен соответствовать рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств Минкультуры России и содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности четвертей, промежуточной и итоговой аттестаций, каникулярного времени.
(Приложение 1)
3.2. План учебного процесса.
План учебного процесса, составленный по предметным областям, включает в себя обязательную часть и предметы по выбору, последовательность их изучения. При формировании образовательным учреждением перечня предметов необходимо руководствоваться целями и задачами, а также знаниями и навыками обучающихся, указанными в рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Минкультуры России.
Формирование образовательным учреждением перечня предметов по выбору также должно осуществляться с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и их родителей (законных представителей).
Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).
(Приложение 2)
3.3. Аннотации к программам учебных предметов.
Аннотации представлены к программам учебных предметов предметных областей и предметов по выбору учебного плана. Аннотации позволяют получить представление о структуре и содержании самих программ.
(Приложение 3)
4. Ресурсное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
7
Дополнительная общеразвивающая программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Материально-технические условия образовательного учреждения должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной дополнительной общеразвивающей программой в области музыкального искусства.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Должны соблюдаться своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
-концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
-библиотеку;
-помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку);
-учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.);
-учебные аудитории для занятий по учебным предметам по выбору «Хоровое пение», «Инструментальный ансамбль», «Оркестр», «Вокальный ансамбль» и др. со специализированным оборудованием (пультами, подставками для
8
хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв. м.
В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.
5. Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального
искусства.
5.1. Порядок приема детей в образовательное учреждение.
При приеме на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства образовательное учреждение (ОУ) проводит отбор с целью привлечения наибольшего количества детей различных возрастных категорий к музыкальному образованию, обеспечения развития творческих способностей подрастающего поколения, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей.
Правила приема, сроки и процедура проведения отбора детей, порядок зачисления детей в ОУ регламентируются Положением о правилах приема и порядка отбора детей для обучения по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства. В ОУ создается комиссия по отбору детей, состав которой утверждается руководителем образовательного учреждения.
Формы проведения отбора детей устанавливаются ОУ самостоятельно с учетом целей и задач дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства:
-личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
-вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности.
5.2. Требования к кадровому обеспечению.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области
9
музыкального искусства обеспечивается наличием качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ДОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ (курсы повышения квалификации) в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. К формам повышения квалификации преподавателей могут также относиться:
-присвоение почетного звания;
-получение звания лауреата международного или всероссийского конкурса. Педагогические работники должны осуществлять творческую и
методическую работу, проводить обучение учащихся в соответствии с рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства Минкультуры России.
Педагогические работники должны оценивать эффективность обучения предмету обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Педагогические работники разрабатывают критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
Педагогические работники участвуют в работе методических объединений, семинаров, в деятельности педагогического и методического советов образовательного учреждения. Разрабатывают рабочие программы учебных предметов по своей специальности и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. Несут ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
10
Образовательное учреждение должно взаимодействовать с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий.
5.3. Методы и средства организации в реализации образовательного процесса.
Образовательное учреждение использует следующие методы и средства организации в реализации образовательного процесса:
а) методы и средства, направленные на подготовку обучающихся:
-аудиторные занятия: индивидуальные, групповые, мелкогрупповые. Количество обучающихся при групповой форме занятий – от 11 человек, мелкогрупповой форме – от 4 до 10 человек, при этом такие учебные предметы, как «Ансамбль», могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2 человек;
-самостоятельная (домашняя) работа обучающихся;
-различные формы контроля успеваемости (зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, концертные выступления).
5.4. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств.
Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ и зачетов. Контрольные работы и зачеты могут проходить в виде письменных работ, устных опросов и тестов, технических зачетов, контрольных уроков
, исполнения концертных программ. Контрольные работы и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в соответствии с графиком образовательного процесса в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. При проведении промежуточной аттестации обучающихся рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов в учебном году. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов не рекомендуется.
Образовательное учреждение разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства и ее учебному плану.
В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства по показателям итоговой аттестации у обучающихся должны быть сформированы эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями, произведениями музыкального искусства.
Формы итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением в соответствии с изученными предметами, установленным учебным планом:
-исполнение программы на музыкальном инструменте; -ансамблевое (коллективное) музицирование;
-контрольная (экзаменационная) работа (устная, письменная) по основам музыкальной грамоты и др.
Результаты итоговой аттестации обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале.
Требования к итоговой аттестации, формы, организация (создание комиссии), сроки, процедура и порядок проведения итоговой аттестации определяются образовательным учреждением самостоятельно и регламентируются Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства.
12
График образовательного процесса
УТВЕРЖДАЮ | ||
Директор МБУ ДО «ДШИ Починковского района» ________________ И.Н.Прохоренкова | Срок обучения – 4 года | |
(подпись) Ф.И.О. | ||
«01» сентября 2016 года МП | Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фортепиано» |
1. График образовательного процесса | 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классы | Сентябрь | 26-09 – 02-10 | Октябрь | 31.10 – 06.11 | Ноябрь | 28.11 – 4.12 | Декабрь | 26 .12 – 1.01 | Январь | 30.01 – 5.02 | Февраль | 27.02 – 5.03 | Март | 27.03 – 2.04 | Апрель | 24.04 – 30.04 | Май | Июнь | 26.06 – 02.07 | Июль | 31.07 -6.08 | Август | Аудиторные занятия | Промежуточная аттестация | Резерв учебного времени | Итоговая аттестация | Каникулы | Всего | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 – 4 | 5 -11 | 12-18 | 19 - 25 | 3 - 9 | 10 - 16 | 17 - 23 | 24 - 30 | 7 - 13 | 14 - 20 | 21 - 27 | 5 - 11 | 12 - 18 | 19 - 25 | 2 - 8 | 9 - 15 | 16 - 22 | 23 - 29 | 6 - 12 | 13- 19 | 20 - 26 | 6-12 | 13 - 19 | 20 - 26 | 3 - 9 | 10 - 16 | 17 - 23 | 1- 7 | 8 - 14 | 15 - 21 | 22- 28 | 29.05 – 04.06 | 5- 11 | 12 - 18 | 19 - 25 | 3 - 9 | 10 - 16 | 17 - 23 | 24 - 30 | 7 - 13 | 14 - 20 | 21 - 27 | 28 - 31 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | К | К | К | К | # | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | 35 | 1 | - | 17 | 52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | К | К | К | К | # | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | 35 | 1 | - | 17 | 52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | К | К | К | К | # | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | 35 | 1 | 1 | 17 | 52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | К | К | К | К | И | 34 | 1 | 4 | 39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО | 139 | 3 | 2 | 55 | 195 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обозначения: | Аудиторные занятия | Резерв учебного времени | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация | Каникулы | |||
13
Приложение 2. ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
для детей, начинающих обучение в возрасте от 9 лет. УТВЕРЖДАЮ:
Директор________И.Н.Прохоренкова
«01» сентября 2016г.
Наименование предметной области, учебных предметов | Время в неделях | Распределен ие год/четверть | Макс. учебн. нагрузка уч-ся, ч. | Самост. учебн. нагрузка уч-ся, ч. | Обязательные (аудиторные) учебные занятия | Распределение обязательных (аудиторных) учебных занятий по годам обучения и четвертям | |||||||||||||||||||||||||
Зачеты | Всего | В том числе: | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | |||||||||||||||||||||||||
Групповые | Мелкогрупповые | Индивидуальные | I четверть (9 нед.) | II четверть (7 нед.) | III четверть (10 нед.) | IV четверть (9 нед.) | I четверть (9 нед.) | II четверть (7 нед.) | III четверть (10 нед.) | IV четверть (9 нед.) | I четверть (9 нед.) | II четверть (7 нед.) | III четверть (10 нед.) | IV четверть (9 нед.) | I четверть (9 нед.) | II четверть (7 нед.) | III четверть (10 нед.) | IV четверть (9 нед.) | |||||||||||||
Срок обучения – 4 года
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Структура и объем ОП 140
Обязательная часть
1662,5 997,5 665
1312,5 787,5 525
ПО.01 | Учебные предметы исполнительской подготовки | 140 | 700 | 420 | 280 | ||||||||||||||||||||
УП.01 | Основы музыкального исполнительства: Фортепиано | 140 | 1/II, 1/IV, 2/II, 2/IV, 3/II, 3/IV, 4/II, 4/IV. | 700 | 420 | 280 | 280 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
ПО.02 | Учебные предметы историко-теоретической подготовки | 140 | 612,5 | 367,5 | 245 | ||||||||||||||||||||
УП.01 | Основы музыкальной грамоты | 140 | 1/IV, 2/IV, 3/IV, 4/IV. | 350 | 210 | 140 | 140 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
УП.02 | Беседы о музыке | 105 | 2/IV, 3/IV, 4/IV. | 262,5 | 157,5 | 105 | 105 | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям | 525 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||
Максимальная нагрузка по двум предметным областям | 1312,5 | 7,5 | 10 | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||
Количество контрольных уроков, зачетов по двум ПО | 15 | ||||||||||||||||||||||||
В.ОО. | Учебный предмет по выбору | 350 | 210 | 140 | |||||||||||||||||||||
В.01. УП.01 | Музицирование. | 70 | 1/IV, 2/IV | 175 | 105 | 70 | 70 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
В.02. УП.02 | Ансамбль | 70 | 3/IV, 4/IV | 175 | 105 | 70 | 70 | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Всего аудиторная нагрузка с учетом учебного предмета по выбору | 665 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||||
Всего максимальная нагрузка с учетом предмета по выбору | 1662,5 | 10 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | ||||||||||||||||||||
А.03.00. | Аттестация | ГОДОВОЙ ОБЪЕМ В НЕДЕЛЯХ | |||||||||||||||||||||||
ПА.03. 01 | Промежуточная | 9 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||
ИА.03. 01 | Итоговая аттестация | 1 | - | 1 | |||||||||||||||||||||
ИА.03. 02.01 | Исполнение программы на музыкальном инструменте | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||||||||
ИА.03. 02.02 | Основы музыкальной грамоты | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||||||||
14
Приложение 3.
Аннотации к программам учебных предметов.
1. Аннотация на программу учебного предмета Основы музыкального исполнительства (фортепиано) (ПО.01.УП.01.).
Структура программы: 1. Цель и задачи предмета.
2. Требования к уровню усвоения содержания предмета. 3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета. 6. Материально-техническое обеспечение предмета.
Целями предмета являются:
-формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
-формирование комплекса исполнительских знаний и навыков, позволяющих использовать возможности фортепиано для интерпретации авторского текста, для знакомства с репертуаром из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
-изучение в соответствии с программными требованиями репертуара для фортепиано, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
-изучение художественно-исполнительских возможностей фортепиано; -изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Задачами предмета являются:
-развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
-развитие навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
-формирование творческой инициативы, приемов работы над исполнительскими трудностями;
-развитие музыкальной памяти, мышления, слуха;
15
-приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве исполнителя.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: -характерные особенности основных музыкальных жанров;
-наиболее употребляемую музыкальную терминологию;
-несложный репертуар, включающий произведения разных жанров (полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
-возможности фортепиано для достижения интерпретации авторского текста.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: -грамотно исполнять музыкальные произведения;
-разучивать произведения различных жанров и стилей;
-создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
-преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка обучающегося по предмету Основы музыкального исполнительства (фортепиано) при реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства со сроком обучения 4 года – 280 часов, время изучения предмета 1-4 классы.
2. Аннотация на программу учебного предмета Основы музыкальной грамоты (ПО.02.УП.01.).
Структура программы: 1. Цель и задачи предмета.
2. Требования к уровню усвоения содержания предмета. 3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета. 6. Материально-техническое обеспечение предмета.
Целями предмета являются:
-формирование у обучающегося первичных навыков по интонированию, восприятию музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, типов фактур;
16
-получение первичных теоретических знаний, в том числе, по элементарной музыкальной терминологии;
-формирование комплекса знаний и навыков, отражающих наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма.
Задачей предмета является:
-приобретение первичных навыков владения элементами музыкального языка на фортепианной клавиатуре и в письменном виде.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: -понятия интервалов и аккордов;
-понятия звукоряда и лада;
-структуру изложения музыкального материала (метро-ритмические особенности, простые формы).
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: -сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
-записывать музыкальные несложные построения на слух; -слышать и анализировать интервальные цепочки;
-импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; -применять навыки владения элементами музыкального языка.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка обучающегося по предмету Основы музыкальной грамоты (фортепиано) при реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства со сроком обучения 4 года – 140 часов, время изучения предмета 1-4 классы.
3. Аннотация на программу учебного предмета Беседы о музыке (ПО.02.УП.02.).
Структура программы: 1. Цель и задачи предмета.
2. Требования к уровню усвоения содержания предмета. 3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
17
6. Материально-техническое обеспечение предмета. Целью предмета является:
-воспитание восприятия музыкального произведения, умения выражать его понимание и свое к нему отношение, связывать его с другими видами искусств.
Задачами предмета являются:
-развитие навыков осознанного и эмоционального восприятия музыки;
-формирование основ эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
-роль и значение музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
-творческие биографии выдающихся зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
-основные исторические периоды развития музыкального искусства и исторические параллели с другими видами искусств (изобразительного, киноискусства, литературы);
-особенности фольклорных истоков музыки.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
-анализировать музыкальные произведения (жанр, форма);
-в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов. Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка обучающегося по предмету
Беседы о музыке (фортепиано) при реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства со сроком обучения 4 года – 105 часов, время изучения предмета 2-4 классы.
7. Аннотация на программу учебного предмета Музицирование (фортепиано) (В.01.УП.01.).
Структура программы: 1. Цель и задачи предмета.
2. Требования к уровню усвоения содержания предмета. 3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
18
4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета. 6. Материально-техническое обеспечение предмета.
Целью предмета является:
-формирование у обучающегося навыков чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм, подбора и исполнения несложных сочинений и их творческое преобразование.
Задачами предмета являются:
-формирование навыков свободного владения клавиатурой;
-формирование индивидуальных способов общения с музыкой; -расширение и обогащение музыкального опыта.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
-способы выражения творческих фантазий и сопереживания посредством музыки.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: -подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент к ним;
-исполнять несложные произведения с листа.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка обучающегося по предмету Музицирование (фортепиано) при реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства со сроком обучения 4 года – 70 часов, время изучения предмета 1-2 классы.
8. Аннотация на программу учебного предмета Ансамбль (фортепиано) (В.01.УП.02.).
Структура программы: 1. Цель и задачи предмета.
2. Требования к уровню усвоения содержания предмета. 3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
19
6. Материально-техническое обеспечение предмета.
Целью предмета является:
-формирование у обучающегося навыков в области коллективного музицирования – ансамблевого исполнительства, позволяющего демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.
Задачами предмета являются:
-воспитание навыков совместной игры;
-развитие навыков ориентации в музыкальном тексте;
-расширение музыкального кругозора путем исполнительского ознакомления с ансамблевыми произведениями разных стилей, жанров и форм;
-воспитание чувства устойчивого ритма, единства темпа, единого характера звукоизвлечения.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
-репертуар для ансамбля различных композиторов, способствующий формированию способности к сотворческому исполнительству на различной литературе.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
-решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы и жанра музыкального произведения;
-слышать все партии в ансамбле;
-согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при игре в ансамбле.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка обучающегося по предмету Ансамбль (фортепиано) при реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства со сроком обучения 4 года – 70 часов, время изучения предмета 3-4 классы.
20
Приложение 4. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
1. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
"5"; "5-"; "4+"; "4"; "4-"; "3+"; "3"; "3-"; "2".
2. Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:
"5" - отлично; "4"- хорошо;
"3" - удовлетворительно; "2"- неудовлетворительно.
3. Учебные предметы исполнительской подготовки.
Учебный предмет Основы музыкального исполнительства (фортепиано). Оценка "5" (отлично):
-артистичное поведение на сцене; -увлечённость исполнением;
-художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
-слуховой контроль собственного исполнения;
-корректировка игры при необходимой ситуации; -убедительное понимание чувства формы;
-выразительность интонирования; -единство темпа;
-ясность ритмической пульсации;
-яркое динамическое разнообразие. Оценка "4" (хорошо):
-незначительная нестабильность психологического поведения на сцене; -понимание характера и содержания произведения;
-недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; -стабильность воспроизведения нотного текста;
-выразительность интонирования;
-попытка передачи динамического разнообразия; -единство темпа;
21
-небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка "3" (удовлетворительно):
-неустойчивое психологическое состояние на сцене;
-формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
-слабый слуховой контроль собственного исполнения; -темпо-ритмическая неорганизованность;
-исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра;
-однообразие и монотонность звучания. Оценка "2" (неудовлетворительно):
-слабое знание произведения наизусть;
-отсутствие слухового контроля собственного исполнения; -ошибки в воспроизведении нотного текста;
-грубые технические ошибки;
-отсутствие музыкальной образности; -метро-ритмическая неустойчивость.
4. Учебные предметы историко-теоретической подготовки. Учебный предмет Основы музыкальной грамоты.
Оценка "5" (отлично):
-вокально-интонационные навыки: чистота интонации; ритмическая точность, владение навыками пения с листа;
-ритмические навыки: владение навыками исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
-слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
-творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
-теоретические знания по музыкальной грамоте в соответствии с программными требованиями.
Оценка "4" (хорошо):
-вокально-интонационные навыки: не достаточно чистая интонация; не достаточная ритмическая точность; не достаточное владение навыками пения с листа;
-ритмические навыки: не достаточное владение навыками исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
22
-слуховой анализ и музыкальный диктант: не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
-творческие навыки: не достаточное умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
-теоретические знания по музыкальной грамоте в соответствии с программными требованиями.
Оценка "3" (удовлетворительно):
-вокально-интонационные навыки: не точная интонация; не достаточная ритмическая точность; слабое владение навыками пения с листа;
-ритмические навыки: слабое исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
-слуховой анализ и музыкальный диктант: слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
-творческие навыки: не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
-теоретические знания по музыкальной грамоте в соответствии с программными требованиями.
Оценка "2" (неудовлетворительно):
-вокально-интонационные навыки: не точная интонация; ритмическая неточность; не владение навыками пения с листа;
-ритмические навыки: не владение навыками исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
-слуховой анализ и музыкальный диктант: не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
-творческие навыки: не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
-не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте программным требованиям.
5. Учебные предметы историко-теоретической подготовки. Учебный предмет Беседы о музыке.
Оценка "5" (отлично):
-знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
-владение наиболее употребляемой музыкальной терминологией;
-умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
23
Оценка "4" (хорошо):
-знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
-владение наиболее употребляемой музыкальной терминологией;
-не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка "3" (удовлетворительно):
-не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала; -не уверенное владение наиболее употребляемой музыкальной терминологией;
-слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка "2" (неудовлетворительно):
-не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
-не владение наиболее употребляемой музыкальной терминологией;
-не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
24
Приложение 5.
Программы учебных предметов.
1. Программа учебного предмета Основы музыкального исполнительства (фортепиано) (ПО.01.УП.01.).
2. Программа учебного предмета Основы музыкальной грамоты (ПО.02.УП.01).
3. Программа учебного предмета Беседы о музыке (ПО.02.УП.02).
4. Программа учебного предмета Музицирование (фортепиано) (В.01.УП.01).
5. Программа учебного предмета Ансамбль (фортепиано) (В.01.УП.02)
25
