Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа
срок реализации программы 8 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 140.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа
срок реализации программы 8 лет
г. Починок 2016 г.
Рассмотрено на методическом совете МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | УТВЕЖДЕНО: Директор МБУ ДО «ДШИ Починковского района» ____________И.Н. Прохоренкова Приказ № 46 а от «30» августа 2016 г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства фортепиано.
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Починковского района»
Разработчик:
Черкасова Е.В. преподаватель МБУ ДО «ДШИ Починковского района», заведующая фортепианным отделением МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
(ф.и.о., должность)
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специальность и чтение с листа
- Область применения программы:
Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Фортепиано»
Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в детских музыкальных школах, школах искусств, общеобразовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
- Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:
ПО.01. Музыкальное исполнительство
- Цели и задачи предмета:
Целями предмета являются:
- формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- изучение в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- изучение художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- изучение профессиональной терминологии.
Задачами предмета являются:
- развитие навыков чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений разных жанров и форм;
- развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
развитие навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- формирование творческой инициативы, представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями:
развитие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- читать с листа несложные музыкальные произведения;
- анализировать исполняемые произведения;
знать:
- характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- музыкальную терминологию;
- фортепианный репертуар включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.
Срок обучения – 8 лет
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 1777,в том числе:
Обязательная учебная нагрузка 592 часа,
Самостоятельная работа обучающегося 1185 часов
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 1777 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 592 |
в том числе: | |
практические занятия | 555 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 37 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 1185 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность, сольфеджио, музыкальная литература) | 2 |
- Примерный тематический план и содержание учебного предмета:
специальность и чтение с листа
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Начальный период | Содержание учебного материала | 238 |
Посадка. Постановка рук. Овладение приемами нон легато, легато, стаккато. | ||
Практические занятия | 72 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 162 | |
Тема 2. Работа над полифонией. | Содержание учебного материала | 272 |
Освоение навыков работы над тремя основными видами полифониями: подголосочной, контрастной, имитационной. Умение различать голоса по их развитию, в темброво-динамическом отношении, в метро-ритмическом отношении и по характеру туше. Овладение основными принципами работы над полифонией. | ||
Практические занятия | 88 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 178 | |
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы. | Содержание учебного материала | 253 |
Овладение навыками достижения единства целого; умение выявлять характерные особенности отдельных образов и тем; Умение быстро переключаться с одной художественной задачи на другую. Овладение приемами работы над основными жанрами крупной формы: сонатой (сонатиной), вариациями. | ||
Практические занятия | 79 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 169 | |
Тема 4. Работа над пьесами виртуозного характера | Содержание учебного материала | 254 |
Овладение навыками работы над пьесами виртуозного характера. Мелодия и аккомпанемент. Основные формы. Образная структура. Взаимосвязь формы, стиля, содержания и темпа. | ||
Практические занятия | 79 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 169 | |
Тема 5. Работа над пьесами кантиленного характера | Содержание учебного материала | 253 |
Овладение навыками работы над пьесами кантиленного характера. Мелодия и аккомпанемент. Основные формы. Образная структура. Взаимосвязь формы, стиля, содержания и темпа. | ||
Практические занятия | 79 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 169 | |
Тема 6. Работа над этюдами | Содержание учебного материала | 254 |
Овладение навыками работы над гаммами, аккордами, арпеджио, хроматической гаммой. Работа над мелкой пальцевой, интервальной, октавной техникой на материале этюдов. Работа над упражнениями на разные виды техники. | ||
Практические занятия | 79 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 169 | |
Тема 7. Чтение с листа. | Содержание учебного материала | 253 |
Работа над навыком чтения с листа вокальных произведений. Роль внимания при первом проигрывании нотного текста. Навык чтения с листа как основа самостоятельного разбора музыкального произведения. | ||
Практические занятия | 79 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 169 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета, класса для индивидуальных занятий, зала для репетиций и выступлений учащихся
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стол,3-4 стула, подставки для ребенка.
Технические средства: наличие аудио-видио записей, компьютер с выходом в интернет.
- Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Симонова Т. «Чудесные клавиши» Пособие для начинающего пианиста. Издательство «Композитор» С-Петербург, 2002г.
- Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», 1987г., Москва. Советский композитор
- «Юному музыканту-пианисту» 1кл. Ростов н/Д «Феникс» 2012г.
- Альбом ученика – пианиста. Хрестоматии 2-6 классы. Ростов н/Д 2009г.
- Бах И.С.«Маленькие прелюдии и фуги и другие лёгкие пьесы, редакция и комментарии И. Браудо. « Композитор», С-Петербург 1999г.
- Бах И.С.«Инвенции», редакция Ф. Бузони , 1966г., Москва. Музыка; ХТК, редакция Б. Муджелини, 1994г.,Москва.Музыка.
- Сонаты композиторов Австрии 18 в. Вып. 1Редакция Сутолкиной С.
- Кулау Ф. «Сонатины» тетрадь 1,2, 1965г., Москва
- МоцартВ.«Шесть сонатин», 1985г., Москва, Музыка
- Черни К.«Школа беглости» соч. 299, тетради 1,2,3, 1973., Москва, Музыка
- Фортепианная техника. Этюды Москва, Музыка,1984г.
- Черни К.«Избранные фортепианные этюды», 1984г., Москва. Музыка
- «Искусство беглости пальцев», Соч. 740, т. 1,2,3, 1994г. «Композитор»
- Чайковский П.И. «Детский альбом», 1983г., Москва. Музыка
- Чайковский П.И.«Времена года» пьесы для фортепиано, 1989г., Москва. Музыка
- Таривердиев М. Настроения. Классика 21.Москва 2007г.
- Шуман Р.«Альбом для юношества», 1986г., Москва
- От классики до джаза: Любимые мелодии для фортепиано. Вып.3 Ростов н/Д Феникс 2009г.
Дополнительные источники: электронные библиотеки, музыкальные электронные энциклопедии, видео-аудио материалы.
Интернет-ресурсы
1.http://notonnly.ru/
2.http://www.100not.ru/
3.http://www.notomania.ru/
4.http:www.classicalmusiclinks.ru/
5.http://ru.wikipedia.org/
6.http://www.wikiznanie.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле; - самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; - самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; - читать с листа несложные музыкальные произведения; - анализировать исполняемые произведения; знать: - характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений; - музыкальную терминологию; - фортепианный репертуар включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); - многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста. | -технические зачеты, -зачеты: дифференцированный, недифференцированный; -академические концерты, -прослушивания, -экзамены. Методы: -обсуждение, -анализ, Оценка: по пятибалльной системе «5» - «отлично» «4»- «хорошо» «3» - «удовлетворительно» «2»- «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено». |
Приложение № 1
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа»
1 класс.
Тема 1.Начальный период
Н.Любарский «Курочка»
И.Филипп «Колыбельная»
А.Руббах «Воробей»
Тема 2.Работа над полифонией.
И.Кригер « Менуэт»
Н. Руднев «Щебетала пташечка».
Тема 3.Работа над произведениями крупной формы.
И.Литкова Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка сделали дуду»
И. Беркович «Сонатина»
Тема 4.Работа над пьесами виртуозного характера.
С. Майкапар «В садике».
А. Гедике «Танец»
Тема 5.Работа над пьесами кантиленного характера.
А.Гаджибеков «Вечер настал».
А. Штейбельт «Адажио».
Тема 6. Работа над этюдами.
А.Гедике «Этюд» Соль мажор.
К. Гурлит «Этюд» Соль мажор.
Тема 7.Чтение с листа.
Детская песня «Ладушки».
Р.н.п. «Во сади ли, в огороде».
2 класс.
Тема 2.Работа над полифонией.
И. С. Бах «Менуэт» ре минор.
Г.Телеман «Бурре»
Тема 3.Работа над произведениями крупной формы.
М. Клементи «Сонатина» До мажор Соч. 36, №1
Д.Штейбель «Сонатина» ч.1
Тема 4.Работа над пьесами виртуозного характера
М. Глинка «Полька»
С. Шевченко «Весенний день»
Тема 5.Работа над пьесами кантиленного характера
П. Чайковский «Старинная французская песенка», соч. 39. «Детский альбом»
Б.Савельев «Раздумье»
Тема 6.Работа над этюдами
А. Лемуан «Этюды», соч. 37, №№6,7.10.17.24,27.
А.Лешгорн «Этюд» ре минор
Тема 7.Чтение с листа.
И.Крутицкий «Зима»
А.Гедике Соч.36№3 «Песня».
3 класс.
Тема 2.Работа над полифонией.
И.С. Бах «Менуэт» Соль мажор
А.Гедике «Инвенция»
Тема 3.Работа над произведениями крупной формы.
Д.Чимароза «Соната» ре минор
Ф. Кулау «Вариации» Соль мажор соч. 42
Тема 4.Работа над пьесами виртуозного характера
И.Беркович «Мазурка»
Р. Шуман Соч. 68 «Альбом для юношества» « Смелый наездник»
Тема 5.Работа над пьесами кантиленного характера.
Р.Шуман Соч.68«Альбом для юношества» «Первая утрата»
К.Эйгес «Сумерки»
Тема 6.Работа над этюдами
К. Черни «Этюды» , соч. 139 № 53,54
А. Шитте «Этюды»,соч. 68 № 2, 6. «25 этюдов»
Тема 7.Чтение с листа.
Ю.Слонов «Утренняя прогулка»
Д. Кабалевский «Маленькая полька»
4 класс.
Тема 2. Работа над полифонией.
Г.Гендель « Гавот»
А.Гедике Трёхголосная Инвенция
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы.
К.Черни «Сонатина» до мажор.
А.Шпиндлер Соч. 157 №4 Сонатина
Тема 4. Работа над пьесами виртуозного характера
М.Балакирев «Полька»
Ю.Щуровский «Гопак»
Тема 5. Работа над пьесами кантиленного характера.
Р. Глиэр «Ариетта» соч. 31, №17.
Б.Дварионас «Вальс»
Тема 6. Работа над этюдами.
Ф.Бургмюллер Соч.100№21 Этюд.
Г. Шмит Соч.3№3 Этюд
Тема 7. Чтение с листа.
Е.Гнесина «С прыгалкой»
Л.Бетховен «Немецкий танец»
5 класс.
Тема 2. Работа над полифонией.
И.С. Бах «двухголосные инвенции», До мажор, ля минор
Г.Гендель «Прелюдия» Соль мажор
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы.
К.Вебер Анданте с вариацией.
Я.Дуссек Соч.20№3 Сонатина Фа мажор.
Тема 4. Работа над пьесами виртуозного характера
С.Рахманинов «Итальянская полька».
Р.Шуман Соя.68 «Отзвуки театра»
Тема 5. Работа над пьесами кантиленного характера
П. Чаковский «Сладкая греза» соч. 39. из «Детского альбома»
Р.Хейф «У памятника герою»
Тема 6. Работа над этюдами
Г. Беренс Соч.88№10 Этюд
А. Лешгорн Соч.66№12 Этюд
Тема 7. Чтение с листа.
А.Гречанинов «Облака плывут»
М.Глинка «Полька»
6 класс.
Тема 2. Работа над полифонией.
И.С. Бах «Двухголосные инвенции», инвенция Си бемоль мажор
И.С. Бах «Трехголосные инвенции», инвенция Си бемоль мажор
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы.
Л. Бетховен «Легкая соната №2» фа минор
К Вебер «Анданте с вариациями»
Тема 4. Работа над пьесами виртуозного характера.
М. Глинка «Тарантелла»
П. Чайковский «детский альбом» соч. № 39 «Баб-яга»
Тема 5. Работа над пьесами кантиленного характера
Т. Свиридов «Грустная песенка»
М. Мусоргский «Слеза»
Тема 6. Работа над этюдами
А. Хачатурян «Этюд» До мажор
К Черни. Этюды № 5,6,7, соч. 299 «Школа беглости»
Тема 7. Чтение с листа.
А.Гречанинов «Нянюшкина сказка»
Й.Гайдн «Виваче» Ре мажор
7 класс.
Тема 2. Работа над полифонией.
И.С. Бах «Трехголосные инвенции», Инвенции ре минор, ре мажор
А.Лядов Соч.34№2 Канон.
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы.
М.Глинка Вариации на тему «Среди долины ровныя»
Л.Бетховен Лёгкая соната №2 фа минор ч.1
Тема 4. Работа над пьесами виртуозного характера.
М. Глинка «Мелодический вальс»
Н.Гаврилин «Токката»
Тема 5. Работа над пьесами кантиленного характера.
А.Глазунов «Пастораль»№1
А.Бабаджанян Прелюдия
Тема 6. Работа над этюдами
Г.Беренс Соч.61 Этюды (по выбору)
К. Черни Соч.299 №9,17,20,23-25«Этюды»
Тема 7. Чтение с листа.
И.Гуммель «Анданте»
А.Гедике Соч.8 Десять миниатюр, №7
8 класс.
Тема 2. Работа над полифонией.
И.С. Бах. –Д.Кабалевский Органные прелюдии и фуги
(по выбору)
Г.Гендель Сюита Соль мажор
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы.
Д.Бортнянский Соната Фа мажор ч.1
Л.Бетховен Соч.2№1 Соната
Тема 4. Работа над пьесами виртуозного характера
Э.Григ Соч.43 «Бабочка»
М.Балакирев «Полька»
Тема 5. Работа над пьесами кантиленного характера
А.Лядов Соч.17№2 Пастораль
Р.Глиэр Соч.16 Прелюдия
Тема 6. Работа над этюдами
К. Черни. Соч.740 №1-6 «Этюды»
А.Лешгорн Соч.136 2 «Школа беглости» (по выбору)
Тема 7. Чтение с листа.
П. Чаковский «Сладкая греза»
А. Грибоедов «Вальс» ми минор
9 класс.
Тема 2. Работа над полифонией.
И.С.Бах. Хорошо темперированный клавир, ч.1, Прелюдии и фуги ре минор, си бемоль мажор.
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы.
Й.Гайдн Соната №4 соль минор
М.Клементи Соч.1 Соната ми бемоль мажор
Тема 4. Работа над пьесами виртуозного характера
Мак-Доуэл Соч.46№2«Вечное движение»
Ф.Шуберт Соч.142 «Экспромт» ля бемоль мажор
Тема 5. Работа над пьесами кантиленного характера
Ф.Мендельсон Песня без слов №7
А.рубинштейн Соч.30№1 «Баркорола»
Тема 6. Работа над этюдами
А.Кобылянский «Семь октавных этюдов» №1,2,4,7
К.Черни Соч.740 №17.18,21 Этюды
Тема 7. Чтение с листа.
П. Чайковский «Баба-яга»
А.Гедике Соч.8 Десять миниатюр
Приложение № 2
требования для технических зачётов
3 класс
Гаммы
Первое полугодие: до мажор, соль мажор, ре мажор , ля мажор– двумя руками на две октавы в параллельном движении и расходящиеся гаммы от одного звука (на две октавы). Ля минор, ми минор, ре минор(гармонический и мелодический) – каждой рукой отдельно на две октавы.
Второе полугодие: фа мажор, си – бемоль мажор – двумя руками на две октавы в параллельном движении ре минор , соль минор (гармонический и мелодический) – отдельными руками на две октавы.
Аккорды
- Т/5/3 с обращениями – отдельными руками в пройденных тональностях.
Арпеджио
- короткие – отдельными руками на две октавы в пройденных тональностях
Хроматическая гамма
- от тоники (в пройденных тональностях) – отдельными руками на две октавы. Все требования индивидуальны.
4 класс
Гаммы
Первое полугодие: мажорные гаммы (диезные) до 4-х знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном движении. Гаммы до 2-х знаков – в расходящемся движении. Минорные гаммы до 4-х знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом движении.
Второе полугодие: мажорные гаммы (бемольные) до 4-х знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном движении.. Минорные гаммы
до 4-х знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом движении.
Аккорды (в пройденных тональностях)
- Т/5/3 с обращениями – двумя руками
- Аккорды по 4 звука – отдельными руками
- D7 (без обращений) – отдельными руками
Арпеджио (в пройденных тональностях)
- короткие – двумя руками на четыре октавы
- ломаные – отдельными руками на 4 октавы
- длинные – отдельными руками (с акцентами через 4 звука)
Хроматическая гамма
- от тоники (в пройденных тональностях) – двумя руками на четыре октавы.
5 класс
Гаммы
Первое полугодие: мажорные гаммы (диезные) до 4-х знаков . си мажор– двумя руками на четыре октавы в параллельном и в расходящемся движении. Минорные гаммы до 4-х знаков, (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом движении.
Второе полугодие: мажорные гаммы (бемольные) до 4-х знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном движении.. Минорные гаммы
до 4-х знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом движении.
Аккорды (в пройденных тональностях)
- Т/5/3 с обращениями – двумя руками (на 4 октавы)
- Аккорды по 4 звука – двумя руками (на 2 октавы)
Арпеджио (в пройденных тональностях)
- короткие – двумя руками на четыре октавы
- ломаные – двумя руками на 4 октавы
- длинные – двумя руками (с акцентами через 4 звука)
Хроматическая гамма
- от тоники (в пройденных тональностях) – двумя руками на четыре октавы в прямом движении.
6 класс
Гаммы
Первое полугодие: мажорные гаммы (диезные) до 5-и знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном и в расходящемся движении, в терцию, в дециму . Минорные гаммы до 5-и знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом движении. До 5-и знаков – в терцию и дециму.
Второе полугодие: мажорные гаммы (бемольные) до 5-и знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном и в расходящемся движении.. Минорные гаммы до 5-х знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом и в расходящемся движении, в терцию, в дециму и в сексту.
Аккорды (в пройденных тональностях)
- Т/5/3 с обращениями – двумя руками (на 4 октавы)
- Аккорды по 4 звука – двумя руками (на 2 октавы)
Арпеджио (в пройденных тональностях)
- короткие – двумя руками на четыре октавы
- ломаные – двумя руками на 4 октавы
- длинные – двумя руками (с акцентами через 4 звука)
- D7 – короткие арпеджио двумя руками
- D7 - длинные арпеджио отдельными руками ( с акцентами через 3 звука)
Хроматическая гамма
- от тоники (в пройденных тональностях) – двумя руками на четыре октавы в прямом и в расходящемся движении от соль диез, ре.
7 класс
Гаммы
Первое полугодие: мажорные гаммы (диезные) до 5-и знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном и в расходящемся движении, в терцию, в дециму и в сексту. Минорные гаммы до 5-и знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом и в расходящемся движении. До 5-и знаков – в терцию и дециму и в сексту.
Второе полугодие: мажорные гаммы (бемольные) до 5-и знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном движении.. Минорные гаммы до 5-х знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы , в терцию, в дециму .
Аккорды (в пройденных тональностях)
- Т/5/3 с обращениями – двумя руками (на 4 октавы)
- Аккорды по 4 звука – двумя руками (на 2 октавы)
- D7 (с обращениями) –двумя руками.
Арпеджио (в пройденных тональностях)
- короткие – двумя руками на четыре октавы
- ломаные – двумя руками на 4 октавы
- длинные – двумя руками (с акцентами через 4 звука)
- D7 – короткие арпеджио двумя руками
- D7 - длинные арпеджио двумя руками (с акцентами через 3 звука)
Хроматическая гамма
- от тоники (в пройденных тональностях) – двумя руками на четыре октавы в прямом и в расходящемся движении от ре и соль диез.
8 (9) класс
Гаммы
Первое полугодие: мажорные гаммы (диезные) до 6-и знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном и в расходящемся движении, в терцию, в дециму и в сексту. Минорные гаммы до 6-и знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом и в расходящемся движении. До 6-и знаков – в терцию и дециму и в сексту.
Второе полугодие: мажорные гаммы (бемольные) до 6-и знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном и в расходящемся движении.. Минорные гаммы до 6-х знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом и в расходящемся движении, в терцию, в дециму и в сексту.
Аккорды (в пройденных тональностях)
- Т/5/3 с обращениями – двумя руками (на 4 октавы)
- Аккорды по 4 звука – двумя руками (на 2 октавы)
- D7 (с обращениями) – двумя руками.
- Ум.vii7 (с обращениями) – двумя руками
Арпеджио (в пройденных тональностях)
- короткие – двумя руками на четыре октавы
- ломаные – двумя руками на 4 октавы
- длинные – двумя руками (с акцентами через 4 звука)
- D7 – короткие арпеджио двумя руками
- D7 - длинные арпеджио двумя руками (с акцентами через 3 звука)
- Ум.vii7 (с обращениями) – короткие арпеджио двумя руками
- Ум.vii7 (с обращениями) – длинные арпеджио двумя руками ( с акцентами через 3 звука)
Хроматическая гамма
- от тоники (в пройденных тональностях) – двумя руками на четыре октавы в прямом и в расходящемся движении
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Годовые требования.
1 класс.
За год учащийся должен пройти 20-25 небольших произведений, освоить основные приемы игры:non legato , legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды , ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.
2 класс.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 16-20 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления.
- 2 полифонических произведения,
- 2 крупные формы,
- 8 этюдов,
-4-6 пьес различно характера.
Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем, работа над гаммами и уражнениями.
3 класс.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 13-18 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления.
Кроме того , самостоятельно подготовить 1-2 пьесы( по трудности на 2 класса ниже).
-2 полифонических произведения,
-2 крупные формы,
- 6-8 этюдов,
3-5 пьес (среди них обязательно пьеса кантиленного характера)
-чтение с листа.
С 3 класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
4 класс.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 13-18
различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления.
Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на 2 класса ниже)
- 2 полифонических произведения,
-2 крупные формы,
- 4-8 этюдов,
-3-5 пьес,
Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа над гаммами.
5 класс.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-18 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления.
Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на 2 класса ниже).
- 2 полифонических произведения,
-2 крупные формы,
- 4-8 этюдов,
-3-4пьесы,
Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа над гаммами.
6 класс.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 11-17 произведений. В том числе несколько в порядке ознакомления.
Кроме тог . самостоятельно подготовить 1 пьесу ( по трудности на 2 класса ниже).
-2 полифонии,
-2 крупные формы,
-5-6 этюдов,
-2-4 пьесы.
В течение года учащийся должен пройти развернутую романтическую пьесу.
7 класс.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, в том числе в порядке ознакомления.
Кроме того, подготовить 1 пьесу (уровень трудности на 2 класса ниже).
-2 полифонии,
-2 крупные формы.
-4-6 этюдов,
-2-3 пьесы.
8 класс.
В течение учебного года 12-15 различных произведений, в том числе и в порядке ознакомления.
-2 полифонии ,
-2 крупные формы.
-4-6 пьес.
-4-5 этюдов.
9 класс.
Учащийся должен пройти в году 2 программы, может повторить произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на прослушиваниях, классных вечерах и концертах.
