Программа учебного предмета ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа срок реализации программы 9 лет

Гращенкова Татьяна Витальевна

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа

срок реализации программы 9 лет

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsialnost_i_chtenie_s_lista_9_let.doc95.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа

срок реализации программы 9 лет

г. Починок 2016 г.


Рассмотрено на методическом совете      

МБУ ДО «ДШИ

Починковского района»

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.

УТВЕЖДЕНО:

Директор МБУ ДО

«ДШИ Починковского района»

____________И.Н. Прохоренкова

Приказ № 46 а

 от «30» августа 2016 г.

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства  фортепиано.

Организация-разработчик: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская  школа искусств Починковского района»  

Разработчик:

Черкасова Е.В.          преподаватель МБУ ДО «ДШИ Починковского района», заведующая фортепианным отделением МБУ ДО «ДШИ Починковского района»         

(ф.и.о., должность)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1.                                          Специальность и чтение с листа

   Область применения программы:

Программа учебного предмета является частью дополнительной           предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе

                                                        «Фортепиано»

Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в детских музыкальных школах т школах искусств, общеобразовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

    Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:                                                          

 музыкальное исполнительство

Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

Цели и задачи предмета:

Целями предмета являются:

- формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- изучение в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- изучение художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- изучение профессиональной терминологии.

Задачами предмета являются:

- развитие навыков чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений разных жанров и форм;

- развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- развитие навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- формирование творческой инициативы, представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями:

- развитие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

В результате освоения предмета учащийся должен:

уметь:

- грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- читать с листа несложные музыкальные произведения;

- анализировать исполняемые произведения;

знать:

- характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- музыкальную терминологию;

- фортепианный репертуар включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.

  срок обучения  – 9 лет

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 2074 часа, в том числе:

обязательная учебная нагрузка 691 часа,

самостоятельная работа обучающегося 1383 часа.

   

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

2074

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

691

в том числе:

практические занятия

650

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  прослушивания и др.

41

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

1383

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность, сольфеджио, музыкальная литература)

1

  1. Примерный тематический план и содержание учебного предмета:

специальность и чтение с листа

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Начальный период

Содержание учебного материала

285

Посадка.

Постановка рук.

Овладение приемами нон легато, легато, стаккато.

Практические занятия

90

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  прослушивания и др.

5

Самостоятельная работа обучающихся

190

Тема 2.

Работа над

полифонией.

Содержание учебного материала

302

Освоение навыков работы над тремя основными видами полифониями:

подголосочной, контрастной, имитационной.

Умение различать голоса по их развитию, в темброво-динамическом отношении, в метро-ритмическом отношении и по характеру туше.

 Овладение основными принципами работы над полифонией.

Практические занятия

95

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  прослушивания и др.

7

Самостоятельная работа обучающихся

200

Тема 3.

Работа над произведениями крупной формы.

Содержание учебного материала

305

Овладение навыками достижения единства целого; умение выявлять характерные особенности отдельных образов и тем;

Умение быстро переключаться с одной художественной задачи на другую.

Овладение приемами работы над основными жанрами крупной формы: сонатой (сонатиной), вариациями.

Практические занятия

95

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  прослушивания и др.

6

Самостоятельная работа обучающихся

204

Тема 4.

Работа над пьесами

виртуозного характера

Содержание учебного материала

303

Овладение навыками работы над пьесами  виртуозного характера.

Мелодия и аккомпанемент.

Основные формы.

Образная структура.

Взаимосвязь формы, стиля, содержания и темпа.

Практические занятия

93

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  прослушивания и др.

6

Самостоятельная работа обучающихся

204

Тема 5.

Работа над пьесами кантиленного характера

Содержание учебного материала

295

Овладение навыками работы над пьесами кантиленного характера.

Мелодия и аккомпанемент.

Основные формы.

Образная структура.

Взаимосвязь формы, стиля, содержания и темпа.

Практические занятия

93

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  прослушивания и др.

7

Самостоятельная работа обучающихся

195

Тема 6.

Работа над этюдами

Содержание учебного материала

295

Овладение навыками работы над гаммами, аккордами, арпеджио, хроматической гаммой.

Работа над мелкой  пальцевой, интервальной,

октавной техникой на материале этюдов.

Работа над упражнениями на разные виды техники.

Практические занятия

94

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  прослушивания и др.

6

Самостоятельная работа обучающихся

195

Тема 7.

Чтение с листа.

Содержание учебного материала

289

Работа над навыком чтения с листа вокальных произведений.

Роль внимания при первом проигрывании нотного текста.

Навык чтения с листа  как основа самостоятельного разбора музыкального произведения.

Практические занятия

90

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  прослушивания и др.

4

Самостоятельная работа обучающихся

195

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета, класса для индивидуальных занятий, зала для репетиций и выступлений учащихся.

Оборудование учебного кабинета: фортепиано,   стол, 3-4стула, подставки для ребенка.

Технические средства: наличие ауидо-видео записей, компьютер с   выходом в интернет.

Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1.      Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», 1987г., Москва. Советский композитор
  2. Бах  И.С. «Маленькие прелюдии и фуги», 1994г., Москва
  3. Бах  И.С. «Инвенции», редакция С. Давыденко , 1978г., Москва. Музыка
  4. «Искусство беглости пальцев», Соч. 740, т. 1,2,3, 1994г. «Композитор»
  5. Кабалевский  Д. «Ранние пьесы для фортепиано», 1959г., Москва
  6. Клементи  М. «Сонатины», 1961г., Москва
  7. Кулау  Ф. «Сонатины» тетрадь 1,2, 1965г., Москва
  8.  Моцарт В. «Шесть сонатин», 1962г., Москва
  9. Николаев А. «Фортепианная игра» 1986г., Москва.
  10.  Чайковский  П.И. «Детский альбом», 1961г., Москва
  11.  Чайковский  П.И. «Времена года» пьесы для фортепиано, 1989г., Москва. Музыка
  12.  Черни  К.«Школа беглости» соч. 299, тетради 1,2,3, 1962г., Минск
  13.  Черни К. «Избранные фортепианные этюды», 1958г., Москва
  14.  Шоставкович  Д. «Избранные нетрудные пьесы», 1990г. Москва. Советский композитор
  15. «Школа фортепианной техники», вып 1, 2, под общей редакцией В. Натансона, 1966г.,  Музыка, Москва,

Дополнительные источники:

  1. Шуман Р.  «Альбом для юношества», 1986г., Москва
  2.  Хрестоматии для педагогического репертуара для фортепиано 1-4 классы.
  3.  «Юный пианист». Пьесы и ансамбли. Вып. 3 (6-7 кл.), 1964г., Москва.

интернет- ресурсы

http://forum.in-ku.com/

  1. http://notonly.ru/
  2. http://www.100not.ru/
  3. http://www.notomania.ru/
  4. http://www.classicalmusiclinks.ru/
  5. http://ru.wikipedia.org/
  6. http://www.wikiznanie.ru/
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате обучения учащийся должен:

- грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- читать с листа несложные музыкальные произведения;

- анализировать исполняемые произведения;

знать:

- характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- музыкальную терминологию;

- фортепианный репертуар включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.

-технические зачеты,

-зачеты:

-академические концерты,

-прослушивания,

-экзамены.