Программа учебного предмета ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа срок реализации программы 9 лет
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа
срок реализации программы 9 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 95.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа
срок реализации программы 9 лет
г. Починок 2016 г.
Рассмотрено на методическом совете МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | УТВЕЖДЕНО: Директор МБУ ДО «ДШИ Починковского района» ____________И.Н. Прохоренкова Приказ № 46 а от «30» августа 2016 г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства фортепиано.
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Починковского района»
Разработчик:
Черкасова Е.В. преподаватель МБУ ДО «ДШИ Починковского района», заведующая фортепианным отделением МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
(ф.и.о., должность)
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Специальность и чтение с листа
Область применения программы:
Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе
«Фортепиано»
Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в детских музыкальных школах т школах искусств, общеобразовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:
музыкальное исполнительство
Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Цели и задачи предмета:
Целями предмета являются:
- формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- изучение в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- изучение художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- изучение профессиональной терминологии.
Задачами предмета являются:
- развитие навыков чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений разных жанров и форм;
- развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- развитие навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- формирование творческой инициативы, представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями:
- развитие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- читать с листа несложные музыкальные произведения;
- анализировать исполняемые произведения;
знать:
- характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- музыкальную терминологию;
- фортепианный репертуар включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.
срок обучения – 9 лет
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 2074 часа, в том числе:
обязательная учебная нагрузка 691 часа,
самостоятельная работа обучающегося 1383 часа.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 2074 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 691 |
в том числе: | |
практические занятия | 650 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 41 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 1383 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность, сольфеджио, музыкальная литература) | 1 |
- Примерный тематический план и содержание учебного предмета:
специальность и чтение с листа
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Начальный период | Содержание учебного материала | 285 |
Посадка. Постановка рук. Овладение приемами нон легато, легато, стаккато. | ||
Практические занятия | 90 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 190 | |
Тема 2. Работа над полифонией. | Содержание учебного материала | 302 |
Освоение навыков работы над тремя основными видами полифониями: подголосочной, контрастной, имитационной. Умение различать голоса по их развитию, в темброво-динамическом отношении, в метро-ритмическом отношении и по характеру туше. Овладение основными принципами работы над полифонией. | ||
Практические занятия | 95 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 7 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 200 | |
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы. | Содержание учебного материала | 305 |
Овладение навыками достижения единства целого; умение выявлять характерные особенности отдельных образов и тем; Умение быстро переключаться с одной художественной задачи на другую. Овладение приемами работы над основными жанрами крупной формы: сонатой (сонатиной), вариациями. | ||
Практические занятия | 95 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 204 | |
Тема 4. Работа над пьесами виртуозного характера | Содержание учебного материала | 303 |
Овладение навыками работы над пьесами виртуозного характера. Мелодия и аккомпанемент. Основные формы. Образная структура. Взаимосвязь формы, стиля, содержания и темпа. | ||
Практические занятия | 93 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 204 | |
Тема 5. Работа над пьесами кантиленного характера | Содержание учебного материала | 295 |
Овладение навыками работы над пьесами кантиленного характера. Мелодия и аккомпанемент. Основные формы. Образная структура. Взаимосвязь формы, стиля, содержания и темпа. | ||
Практические занятия | 93 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 7 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 195 | |
Тема 6. Работа над этюдами | Содержание учебного материала | 295 |
Овладение навыками работы над гаммами, аккордами, арпеджио, хроматической гаммой. Работа над мелкой пальцевой, интервальной, октавной техникой на материале этюдов. Работа над упражнениями на разные виды техники. | ||
Практические занятия | 94 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 195 | |
Тема 7. Чтение с листа. | Содержание учебного материала | 289 |
Работа над навыком чтения с листа вокальных произведений. Роль внимания при первом проигрывании нотного текста. Навык чтения с листа как основа самостоятельного разбора музыкального произведения. | ||
Практические занятия | 90 | |
Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 195 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета, класса для индивидуальных занятий, зала для репетиций и выступлений учащихся.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стол, 3-4стула, подставки для ребенка.
Технические средства: наличие ауидо-видео записей, компьютер с выходом в интернет.
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», 1987г., Москва. Советский композитор
- Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги», 1994г., Москва
- Бах И.С. «Инвенции», редакция С. Давыденко , 1978г., Москва. Музыка
- «Искусство беглости пальцев», Соч. 740, т. 1,2,3, 1994г. «Композитор»
- Кабалевский Д. «Ранние пьесы для фортепиано», 1959г., Москва
- Клементи М. «Сонатины», 1961г., Москва
- Кулау Ф. «Сонатины» тетрадь 1,2, 1965г., Москва
- Моцарт В. «Шесть сонатин», 1962г., Москва
- Николаев А. «Фортепианная игра» 1986г., Москва.
- Чайковский П.И. «Детский альбом», 1961г., Москва
- Чайковский П.И. «Времена года» пьесы для фортепиано, 1989г., Москва. Музыка
- Черни К.«Школа беглости» соч. 299, тетради 1,2,3, 1962г., Минск
- Черни К. «Избранные фортепианные этюды», 1958г., Москва
- Шоставкович Д. «Избранные нетрудные пьесы», 1990г. Москва. Советский композитор
- «Школа фортепианной техники», вып 1, 2, под общей редакцией В. Натансона, 1966г., Музыка, Москва,
Дополнительные источники:
- Шуман Р. «Альбом для юношества», 1986г., Москва
- Хрестоматии для педагогического репертуара для фортепиано 1-4 классы.
- «Юный пианист». Пьесы и ансамбли. Вып. 3 (6-7 кл.), 1964г., Москва.
интернет- ресурсы
- http://notonly.ru/
- http://www.100not.ru/
- http://www.notomania.ru/
- http://www.classicalmusiclinks.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.wikiznanie.ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате обучения учащийся должен: - грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле; - самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; - самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; - читать с листа несложные музыкальные произведения; - анализировать исполняемые произведения; знать: - характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений; - музыкальную терминологию; - фортепианный репертуар включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); - многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста. | -технические зачеты, -зачеты: -академические концерты, -прослушивания, -экзамены. |
