Сценарий общешкольного музыкально-развлекательного мероприятия «Золотая осень» 2015 г.

Гращенкова Татьяна Витальевна

Познавательная цель: продолжать расширять кругозор и общую осведомлённость учащихся, приобщать их к миру поэзии и музыки.

 Развивающая цель: развивать память, речь, навыки выразительного декламирования, словарный запас эмоциональную сферу детей, мир чувств, умение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, навыки общения, умение высказывать собственное мнение, способность к самопознанию; пробуждать творческую фантазию, любознательность.

Воспитательная цель: воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, человеку, как части этого мира, формировать гражданские чувства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx24.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Муниципальное бюджетное учреждение

                                    дополнительного образования

                  «Детская школа искусств Починковского района»

                               (Стодолищенское обособленное подразделение) 

                                       С ц е н а р и й

       Общешкольного музыкально-развлекательного мероприятия

                           «З о л о т а я   о с е н ь»

                

Разработчик:

Преподаватель по классу

народных инструментов

Иванова В. П.

                                                                    2015 г.

Литературно – музыкальная композиция

« Золотая осень»

Познавательная цель: продолжать расширять кругозор и общую осведомлённость учащихся, приобщать их к миру поэзии и музыки.

Развивающая цель: развивать память, речь, навыки выразительного декламирования, словарный запас эмоциональную сферу детей, мир чувств, умение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, навыки общения, умение высказывать собственное мнение, способность к самопознанию; пробуждать творческую фантазию, любознательность.

Воспитательная цель: воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, человеку, как части этого мира, формировать гражданские чувства.

Оборудование: слайды осеннего пейзажа в лесу, парке, городе; высказывание Ф.М. Достоевского «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин», выставка детских рисунков, осенний букет из веток осенних листьев и калины.

Музыкальное оформление: «Баркаролла» и «Осенняя песня» П.И.Чайковского, инструментальная пьеса И. Крутого «Ты в моём сентябре», инструментальная пьеса Жозефа Косма «Опавшие листья», выставка детских рисунков «Золотая осень»

На скамейке сидят  старик и старуха. Старик читает газету, а старуха вяжет. К ним подходит еще одна старушка  и говорит:

-Вы заметили, лист на дереве не держится и дождь мелко льется, да долго тянется.

Старик:

      -Это что, в лесу одна ягода, да и то горькая рябина.

Старуха:

      --Грибов уродилось мало, да орехов обильно.

Старик:

      -Да, жди суровой зимы.

Старуха:

      -Суровой так суровой, а снежной точно, вон сколько желудей на дубах.

Старик:

      -Одно радует: лист, опавший на землю, ничком ложится-жди урожая на будущий год.

Человек со стороны:

      -А о чем это вы?

Вместе:

      -Как  о чем? Осень наступила!

Звучит крик улетающих птиц.

Ведущий.Птицы летели в воздухе  и издавали такие звуки, как будто  перекидывали друг другу хрустальные бусы. Это был красивый  мелодичный  звук. (К. Паустовский).

Младшая группа хора исполняет песню Е. Зарицкой «Журавушка»

 концертмейстер Гращенкова Т. В.


(Звучит муз. композиция И. Крутого «Ты в моем сентябре»). 

Чтец 1.  Здравствуйте, дни голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец!
Здравствуйте, дни пред разлукой, осенние!
Бледный – над яркими днями – венец!
В. Брюсов. Ранняя осень

Чтец 2. Здравствуй, листик, тихо падающий,
Словно лёгкий мотылёк!
Здравствуй, здравствуй, грустью радующий,
Предосенний ветерок!

Ведущий. В природе есть праздники. Первый снег. Ледоход. Капель после сильных морозов. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. В эти дни кажется, что она даже начинает светиться. Тёплый красный свет идёт от осин, пронзительно-жёлтый – от берёз, огненный - от рябин. Глянет солнце – всё вспыхнет яркими красками, и сердце замрёт в восторге от этой дивной красоты. Очарованье, очарованье какое! Есть ли в году время, подобное этому? Нет, « пышное природы увяданье» неповторимо! И вас закружит праздник осени, праздник листопада!


(Демонстрация слайда «Осень в городе»).


Ведущий. В году 12 месяцев. Давайте назовем осенние месяцы и их приметы.

Ответы детей: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Сентябрь.

      Ясным утром сентября

      Хлеб молотят села,

      Мчатся птицы за моря,

      И открылась школа.

Ведущий. Ребята, а что вы знаете о сентябре?

Ответы детей:

      -Сентябрь- холоден, да сыт.

      -Сентябрь-отлетная пора.

      -Сентябрь-пора золотой осени.

      -В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

Октябрь:

      -Дарит осень чудеса

      Да еще какие!

      Разноряжены леса

      В шапки золотые.

      На пеньке сидят гурьбой

      Рыжие опята.

      И паук-ловкач какой!-

      Тянет сеть куда-то.

      Дождь и жухлая трава

      В сонной чаще ночью

      Непонятные слова

      До утра бормочут.

Ведущий.  Ребята, а что вы слышали об Октябре?

Ответы детей:

      -Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.

      -В октябре и лист на дереве не держится.

      -Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

      -Быстро тает октябрьский день-не привяжешь за плетень.

      -В октябре до обеда осень, после обеда зима.

      -Октябрь венчает белый снег с великой грязью.

Ноябрь.

      Уж небо осенью дышало,

      Уж реже солнышко блистало,

      Короче становился день,

      Лесов таинственная сень

      С печальным шумом обнажалась.

      Ложился на поля туман,

      Гусей крикливых караван

      Тянулся к югу: приближалась

      Довольно скучная пора;

      Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий. Ребята, давайте назовем приметы ноября.

Ответы детей:

      -В ноябре с утра дождь, а вечером снег.

      -Ноябрь зиме дорогу показывает.

      -В ноябре осень и зима свои права отстаивают.

      -В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

       
Ведущий. Осень приходит к нам незаметно, украдкой. А каковы первые признаки осени? (Ответы учащихся). Верно, главный признак её – жёлтый лист. Это значит, что лето прошло, наступила пора первоосенья. В старину осень открывалась 14 сентября (по новому стилю), когда наступала сокровенная её пора. Как она называется? (Ответы учащихся). Верно, бабье лето. Это раздолье света и тепла, доходящего до зноя.

Чтец  3.…Словно капли краски, падают листья.
Просветлённы дни.
Свет и крепость лета бабьего –
Лету красному сродни!

Ведущий. …Листья, опадая, создавали мягкий, пушистый ковер. Хорошо идти по такому ковру, шурша листьями, вдыхая пряный воздух, вглядываясь в прозрачные дали. Тишина, умиротворенность и в природе, и в душе…(К. Паустовский).

Звучит музыкальная композиция Р. Паулса «Листья  желтые» в исполнении преподавателя по классу фортепиано Гращенковой Т. В.



Ведущий.  Но осень берёт свои права. Тускнеют живые краски лета, предваряя разгар красок осенних. Задумчивый сентябрь, как маститый художник, начинает расписывать своей волшебной кистью лес. Сначала верхушки деревьев: то позолотит прядочку листвы на макушке берёзы, то подрумянит кусты рябины. И вот уже раскрашенным стоит боярышник, чуть позже – клён и липа, за ними дуб и берёза.

Чтец 4. Жёлтым шёлком, жёлтым шёлком
По атласу голубому
Шьют невидимые руки.
К горизонту золотому
Ярко-пламенным осколком
Сходит солнце в час разлуки.

Тканью празднично-пурпурной
Убирает кто-то дали,
Расстилая багряницы,
И в воде жёлто-лазурной
Заметались, заблистали
Красно-огненные птицы.
В. Брюсов. Жёлтым шёлком, жёлтым шёлком.

                   
Ведущий.  А осень добавляет и добавляет красок в свою одежду, как-будто кто-то ей делает подарки: красный, багряный, золотой. Пора листопада величественна, нарядна. В такие дни приятно войти в лес, празднично разубранный, торжественный и благоуханный, чувствуя, что ты – частица этой земли.

Звучит «Баркаролла» П. И. Чайковского в исполнении преподавателя по классу фортепиано Гращенковой Т. В.


(Демонстрация слайдов «Осенний лес»).

Чтец 1. …Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной…
И. Бунин. Из поэмы «Листопад».


Чтец 2. …Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой весёлый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождём!
Поверьте мне: я чист душою…
Н. Рубцов. Доволен я буквально всем…

Звучит музыкальная композиция Ж. Джойса «Осенний сон» в исполнении преподавателя по классу фортепиано Гращенковой Т. В.

                                                                   
Динамическая пауза. Игры.

Ведущий. В картинах ранней осени есть немного щемящей грусти.

….осень.
Ну что мы у неё попросим? –
Она в начале так щедра.
Она в вуале из дождя…
Её прихода не пропустим
И предадимся лёгкой грусти,
Ей объясненья не найдя…
Д. Орлов. Осени портрет.

Исполняется песня «Отговорила роща золотая», слова С. Есенина, музыка Г. Пономаренко, исп. Иванова В. П., концертмейстер Гращенкова Т. В.

Ведущий. Но это светлая грусть. Осенью мы лучше видим и глазами и сердцем. Прозрачны дали. Чиста вода в озёрах. Яснее и тоньше звучат редкие голоса птиц, Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в синей воде. Таково состояние природы. Таково и состояние души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников, музыкантов, поэтов во все время тянули к себе молчаливые картины осеннего пейзажа. Осень – любимая пора А.С.Пушкина. Он оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты.
(Демонстрация слайда «Золотая осень»).

Чтец 3…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин. Осень.

Ведущий. Эти строки Пушкина ассоциируются с картинами осени, изображёнными на полотнах художника Исаака Левитана. (Демонстрация картин Левитана «Осенний день», «Осень», «Золотая осень»).
Глядя на осенние пейзажи, вспоминая стихи, мы слышим в своей душе звуки мелодии «Осенняя песня. Октябрь » П.И.Чайковского.

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского в исполнении преподавателя по классу фортепиано Гращенковой Т. В.


                                                                               
Ведущий. Недолог счёт золотым денькам. Заплачет октябрь холодными слезами – сырость, распутица. Убывают дни, прибавляются ночи, тёмные, звездистые. Входят в силу холодные утренники, крепчают заморозки.


Чтец 4.  Догорает осень золотая,
Раздарив последние цветы.
Злой волшебник тучи собирает,
Заколдует солнце до весны.
Ветры стали резкими и злыми:
Раздевают рощи и леса.
Даже птицы стали вдруг немыми,
Не стремятся выше в небеса.
Лишь ночами лунный свет мерцает,
Звёзды спят глубоким тихим сном.

Ведущий. Какая разная осень! И весёлая, солнечная, и грустная, унылая…
Видите, как можно проникновенно, красиво, трогательно говорить об этом удивительном времени года. Спешите узнать о ней, как можно больше, и осень откроется новыми, ранее неизвестными гранями. А помогут вам в этом, ваши наблюдения, чувство прекрасного, ощущения и, конечно же, музыка, литература и изобразительное искусство. Всё это сделает ваш внутренний мир богаче, разнообразнее, прекрасней.

Звучит музыкальная композиция Жозефа Косма «Опавшие листья» в исполнении преподавателя по классу фортепиано Гращенковой Т. В.