«Некоторые психологические аспекты современного обучения на уроке фортепиано в ДШИ»

Третьякова Наталья Борисовна

 Современные условия обучения игре на фортепиано направлены на одарённых учащихся, но не все учащиеся могут стать лауреатами конкурсов. Кто-то из низ станет преподавателем, кто-то просто любителем и активным слушателем музыки. Поэтому надо стремиться в каждом ученике зажечь искорку любви к музыке, к музицированию, которую он пронесёт через всю свою жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx36.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования  муниципального образования  г. Нягань «Детская школа искусств»

Методическая работа

«Некоторые психологические  аспекты

современного обучения на уроке фортепиано  в ДШИ»

 Третьякова Наталья Борисовна,

преподаватель по классу фортепиано

План:

  1. Главная задача преподавателя по специальности и некоторые проблемы обучения в музыкальной школе;
  2. Воспитательная работа педагога специального класса, значение личности педагога;
  3. Возрастные особенности  учащихся.

        

        Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс. Каждый учащийся  – это индивидуальность, с присущим  ей  сочетанием особенностей личности, характера, темперамента. Поэтому обучение может быть успешным только тогда, когда педагог ищет и находит в каждом ученике то особенное и уникальное, что отличает его от другого. В условиях индивидуального обучения такой подход представляется единственно возможным.

         В современное время очень изменился подход к обучению детей игре на фортепиано или любого другого инструмента. Сегодня процент учеников, продолжающих музыкальное образование, очень низкий. В основном, выпускники музыкальных школ, несмотря на то, что участвуют в различных конкурсах и имеют хорошие результаты,  не продолжают музыкальное образование. Престиж нашей профессии  катастрофически падает. Поэтому те предпрофессиональные программы, которые мы  сегодня  реализуем, не всегда отвечают реальным  условиям, в которых мы работаем. Главной задачей должны стать не только предпрофессиональные программы, но программы общеэстетические.

        Целью нашей работы должны стать не только те учащиеся, которые продолжат своё музыкальное образование, но и те, для которых школа является основным источником знаний о музыкальном искусстве, несложных навыков музицирования, а главное - любви к музыке, активных любителей музыки. А таких детей в нашей школе – большинство.  

         Музыкальные способности проявляются у детей совершенно по-разному: у одних  проявляются  рано  и очень ярко, но быстро угасают. Другие учащиеся, не очень заметные при поступлении в музыкальную школу, постепенно проявляют свои способности  и, благодаря старанию и труду, становятся яркими музыкантами. Главная цель для педагога - выявить и взрастить лучшие задатки каждого ученика, способствовать развитию и формированию его индивидуальности. Подлинный педагог делает все возможное для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень его развития, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества. Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельности.

        В.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», пишет: «Все в воспитании зависит от учителя, от его любви к детям, от его заинтересованности в судьбе ребенка. Для этого нужно научиться смотреть на мир глазами детей, уважать их человеческое достоинство. Для того, чтобы правильно воспитывать, надо, чтобы взаимоотношения с детьми были пронизаны духом равенства и вместе с тем уважения к жизненной мудрости старших, надо дорожить стремлением подростка к самостоятельности, не обижать его недоверием и подозрительностью и в то же время все знать о них, утверждать в них черту моральной зрелости – чувства ответственности за свое поведение»

        Педагог должен стремиться научить каждого учащегося любить и понимать музыку, каждому он помогает найти свой путь. Отсюда основное этическое требование к педагогу: заботиться о своих учениках больше, чем о собственной славе и личной репутации. Поэтому иногда  так трудно дать справедливую оценку деятельности педагога: отдельные успехи, конкурсы – у всех на виду. Но истинным и глубоким критерием при оценке деятельности педагога может служить лишь его вклад в музыкальную, эстетическую развитость его учеников, пусть поначалу даже мало заметный. 

        Огромна роль педагога, как воспитателя, особенно в начале обучения. Заложенные им основы – любовь к музыке,  исполнительские навыки, умение слушать - скажутся на всем дальнейшем развитии ученика.

«Мы не можем своих учеников учить только тому, как надо играть на фортепиано. Педагог должен быть и воспитателем. .. Само общение через музыку способствует этому- она передаёт весь духовный мир человека».  (А. Гольденвейзер)

        Важную роль в процессе обучения  играет моральный облик педагога. Учить играть на фортепиано - не механическое дело. Музыка тесно связана со всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его духовный мир, и механически этому учить этому нельзя…. воспитывать другого можно, только воспитывая себя.

        «Если ты не любишь ученика, ты не будешь хорошим педагогом…», по словам Александра Гольденвейзера. Как бы вы не устали, вы должны давать урок так, как будто вам особенно приятно в данную минуту заниматься именно этим делом. Как только учащийся почувствует, что вы занимаетесь с ним со скукой и с отвращением, он вам этого простить не сможет.

        К сожалению, многие пианисты-педагоги постепенно сами перестают играть. Между тем педагогическая деятельность - это живое, художественное дело, которое тогда лишь может быть плодотворным, когда педагог сам в той или иной степени является исполнителем. Надо постоянно работать над собой и не забрасывать собственных музыкальных занятий.  

        Первое и основное: прежде чем воспитывать детей, мы должны воспитывать самих себя. Тот педагог, который не обладает достаточным самообладанием, слишком нервничает, не может оказать нужного воздействия на детей, неминуемо испытывает большие трудности в работе.  К каждому отдельному случаю надо подходить индивидуально, с одним нужно говорить так, с другим – иначе. Когда учишь детей, у которых есть основание быть впоследствии музыкантами, то к занятиям надо подходить серьёзно и воспитывать в этих детях сознание долга и ответственности, сознание - что это дело трудное. Нужно, чтобы ребёнок занимался серьёзно. Уметь овладеть вниманием ребёнка - дело опыта и таланта педагога. Надо уметь заинтересовать детей, овладеть их вниманием. Педагогическая работа в значительной мере - искусство.

        И хотя есть много книг о том, как  надо играть на фортепиано, однако во многих книгах нет ни одного слова о музыке! …А между тем первое и основное, чем мы должны заниматься, - это музыка.

        Многие педагоги - пианисты подчёркивают, что нельзя начинать обучение ребёнка с «ремесла»,  нельзя ставить художественно-творческие  задачи перед учеником лишь после освоения массы теоретических сведений. Это трудный и скучный для ребёнка путь! Другой путь, когда педагог стремится развить в ученике способность эмоционального восприятия музыки, научить его слушать и слышать, формировать его музыкально слуховые представления, то есть создать вокруг ученика атмосферу музыки. Петь с ним любимые детские песни, придумывать музыкальные загадки, двигаться в различных ритмах, так постепенно накапливаются музыкальные впечатления, занятия всё больше заинтересовывают ребёнка. Развивается любовь к музыке. Прекрасно выразил эту мысль Г.Г.Нейгауз: « Я считаю, что надо начинать с главного - музыки. Ребёнок без души может сыграть несколько нот, но можно научить его играть с самого начала выразительно, взяв какую-нибудь народную мелодию, и, если она весёлая, научить его играть весело, а если печальная - печально».

         Умение подбирать наилучший репертуар для каждого ученика – важнейший показатель педагогического мастерства. Однако репертуар воспитывает не сам по себе, он является лишь средством в руках педагога: от которого зависит, в каком освещении предстанет перед учеником произведение, каким путем пойдет работа над ним, чему научится ученик в результате этой работы. Программа каждого ученика  должна быть разнообразной. Ученику нужны и легкие,  и требующие больших усилий произведения. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна пьеса соответствующая его склонностям, пьеса, которую он сможет исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе всегда должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения. Основу программы должны составлять произведения соответствующие сегодняшним возможностям ученика. 

        Типичной ошибкой сегодня является тенденция "двигать" ученика ускоренными темпами без учета его возможностей, что может привести к психологическим травмам. В психологии есть термин - "фактор времени" - ни в коем случае нельзя форсировать процесс, калечить психику ребенка, если он не готов к исполнению произведений повышенной сложности.

Постепенность, последовательность - вот девиз для обучения детей в ДШИ.

        В целом, профессия преподавателя - музыканта на сегодняшний день связана с отличным знанием психологии детей, поскольку именно он закладывает основу для выработки позиции ребенка по отношению к музыке. Педагог как личность оказывает достаточно сильное влияние на учеников, именно по этой причине ему следует обладать высоким уровнем культуры общения, умением находить нужные слова и методы, которые бы помогали сохранять интерес к обучению на фортепиано

        Важным моментом в обучении является знание педагогом возрастных особенностей детей. Вот некоторые из них.

         Для детей младшего школьного возраста (6-8 лет) характерно образное и достаточно медленное мышление, дети легко воспринимают и так же легко забывают; любят играть, но не любят работать; не могут долго находиться в одной позе. Поэтому с малышами просто необходимо менять приёмы работы: разбор и разучивание произведения чередовать со слушанием музыки в исполнение педагога, пением песенок,  игровыми упражнениями, беседами о музыке. Репертуарные  произведения для младших школьников должны быть яркими, образными, с программным содержанием («Зайчик», «Дождик», «Болезнь куклы»), и  соответствовать уровню мышления ребёнка. Даже если произведение не имеет программного содержания, например «Менуэт», «Прелюдия»,  педагог может вместе с ребёнком найти подходящий образ, сравнение и дать подзаголовок этой пьесе. Например, «Прелюдию» Дварионаса a- moll можно сравнить с колыбельной песней, и придумать вместе с учеником - кто поёт эту песню и для кого.

        Особое значение на уроке имеет поведение самого преподавателя: важно, чтобы он был очень доброжелателен, ласков, внимателен ко всем проявлениям ребёнка.

        В период 9-10 лет дети становятся более эмоционально устойчивыми, у них появляется физическая  выносливость, развивается логическое мышление. В этот период появляется потребность в принятии его со стороны других людей, повышается зависимость от мнения сверстников, а влияние семьи снижается. В этот момент важно научить ребёнка работать самостоятельно. 10 лет – это «золотой возраст», он считается идеальным для обучения.

        Так называемый переходный возраст (11-14 лет) требует особого внимания. Это период перехода от детского состояния и мировосприятия к взрослому. Бурный физический рост становится причиной неравномерности в развитии сердечно - сосудистой системы, и ребенок становится вспыльчивым, раздражительным. Особенно сильно это отражается на публичных выступлениях, когда учащийся может нестабильно исполнять хорошо выученные произведения. Тогда может наблюдаться потеря интереса к творческой деятельности. В таких случаях преподавателю следует менять методы, которые являются привычными, осуществлять поиск новых форм, приемов и средств воздействия, чтобы не травмировать психику ребенка. Тут в большей мере необходимо ориентироваться на личностные индивидуальные особенности учащихся.

        В процессе обучения педагогу следует обратить внимание на воспитание таких качеств, как внимание, воля, самостоятельность  и критичность мышления, точность в выполнении поставленной задачи,  умение и желание трудиться, систематичность в работе. Именно эти качества являются залогом успешного обучения игре на фортепиано.

         Конечно же, воля не может возникнуть без заинтересованности в процессе обучения. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.

        Внимание – следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста, от состояния здоровья, иногда от времени суток. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и очень часто - небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный подход: одних приучать к тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и активность.

                Еще один важный компонент в обучении детей -  самостоятельность мышления. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем одареннее ученик, тем отчетливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям. Нужно использовать для работы в классе популярную и так называемую «лёгкую» музыку, помогать в подборе любимых песен, поощрять любую творческую инициативу.

         Развитие самостоятельности учащихся должно начинаться как можно раньше. Одной из педагогических ошибок является «натаскивание» учащихся. Не надо сразу на одном произведении добиваться от  него и полного красивого звука, и эмоциональности, и еще не знаю чего. Пусть лучше ученик играет средним звуком, пусть он не делает множества оттенков, но пусть он работает самостоятельно.

         С воспитанием  самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру, уметь описать своё выступление, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней затраты времени на переучивание неверно закрепленных навыков.

        Очень важно для музыканта – исполнителя развивать музыкальную память. Музыкальная память может быть трёх родов: слуховая память, зрительная память, или память сознания, когда человек представляет себе напечатанные ноты;  и моторная память – выработка привычных движений в пьесах, которые человек играет.

        Самая важная память – слуховая. Моторная память, несомненно, необходима: исполнитель не мог бы играть, если бы ему нужно было проводить «сквозь сознание» каждое движение; должна быть выработана  инерция движения. Но ничего не может быть ужаснее того, что моторная память заменяет собою слуховую. Почти все педагоги прошлого столетия настаивают на том, чтобы пьеса после разбора была выучена на память. Но ноты во время занятия должны быть открыты. Мы должны воспитывать в учащемся сознательную память; музыкант должен уметь до мельчайших подробностей воспроизвести у себя в голове произведения, которое он играет. Необходимо воспитывать память как музыкальное явление, а не моторное.

         Домашние занятия учеников должны соответствовать возрасту. В 7 лет начинающему ученику больше получаса не нужно, если же это десятилетний ребёнок, то ему нужно заниматься полтора - два часа.

        Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную систему учащихся. Игра наизусть, репетиции, выступления в концертах требуют усилий и напряжения, подвергают учащихся нервному напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом.

        Частые выступления детей на эстраде, по мнению педагогов прошлого столетия, вредны, а вообще выступления нужны. Мы хорошо знаем, что исполнение только тогда становится законченным, когда произведение сыграешь на эстраде. Но насколько полезны выступления ребёнка несколько раз в году, настолько вредны выступления детей в открытых концертах десятки раз в году. Вредны во всех отношения: и в смысле нервной системы ребёнка, и в смысле  общего состояния его здоровья. Чрезмерные выступления плохо отражаются на психике ребёнка, ему хочется аплодисментов, он развращается. Всё это даже для очень даровитых детей является тормозом в их художественном развитии. Неумеренные выступления -  по словам Александра Гольденвейзера,огромная ошибка, с которой надо бороться.

        Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.

        

Список литературы

  1. Гольденвейзер А. « Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей», «Как научиться играть на рояле»  М.: Классика –ХХI, 2006
  2. Исаева Е.О. «Особенности современного обучения игре на фортепиано»

http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/117-music/1309--q-q

  1. Калантарова Е. «Начальное обучение пианистов»- «Как научиться играть на рояле» М.: Классика –ХХI, 2006
  2. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - М.: Кифара, 2002.
  3.  Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. –

М.-Л ., 1964.

  1. Сухомлинский В.А.  «Сердце отдаю детям»
  2. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? - М., 1998.