Методическая разработка "Синтез музыкотерапии и игровых технологий на начальном этапе обучения в детской хореографической студии

Аносова Наталья Анатольевна

Данная методическая разработка посвящена раскрытию взаимосвязи между музыкой и движением при одновременном их использовании на занятиях хореографической студии. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание, возникает единство восприятия ребенком музыки, когда он двигается, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание. Музыка положительно влияет на эмоциональное состояние детей, развитие координации движения, слух, музыкальную память. Представленный материал может быть использован при работе с детьми в общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества и других учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_anosova_2017_muzykoterapiya.docx45.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка посвящена раскрытию взаимосвязи между музыкой и движением при одновременном их использовании на занятиях хореографической студии. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание, возникает единство восприятия ребенком музыки, когда он двигается, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание. Музыка положительно влияет на эмоциональное состояние детей, развитие координации движения, слух, музыкальную память.

Представленный материал может быть использован при работе с детьми в  общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества и других учреждениях.

Оглавление

Аннотация  ……………………………………………………….. 2

Введение ………………………………………………………….. 4

Основная часть …………………………………………………… 5

  • Музыкально-дидактические игры………………………….10

Заключение ………………………………………………………. 15

Список источников ………………………………………….…... 16

ВВЕДЕНИЕ

  Хореография – это искусство, в котором отражаются, прежде всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроение, чувства. Хореография сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Все они имеют немаловажное значение в воспитании детей, взаимосвязаны и взаимообусловлены в процессе обучения и воспитания. Танец учит логическому, организованному, а потому и грациозному движению.

Поэтому, активное приобщение ребенка к занятиям искусством в хореографической студии в условиях учреждения дополнительного образования способно решить социальные проблемы как отдельно взятого ребенка, так и общества в целом.

Исходя из этого, особенностями набора детей в группы является только желание заниматься хореографией. Мы не ставим целью проверять музыкальные, ритмические, хореографические способности. Главное – не утратить желание детей заниматься, помня, что хореографические занятия требуют физической выдержки, работоспособности, дисциплины, чувства взаимопонимания и взаимоподдержки, отзывчивости на музыкальный материал урока и т.д.

В последнее время в большинстве занятий в хореографической студии все более очевидными становятся такие их возможности, которые непосредственно связаны не только с общепризнанными их педагогико-эстетическими функциями, но и с функцией решения актуальной педагогической задачи – поддержания психического и физического здоровья, как у учащихся, так и у самого преподавателя. Искусство – это тот мир, в котором дети чувствуют себя непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям.

В научной литературе оздоровительные (профилактические и терапевтические) возможности творческих актов уже частично изучены (разделы музыко-, изо-, танцетерапия). Отдельные заключения по поводу использования творчества в качестве оздоровительного средства проникли в педагогическую науку и выполняют роль «новейших» методических подсказок в педагогической деятельности преподавателя.

Разработанные приемы музыкотерапии в ходе их внедрения отличаются новизной  и позволяют оказывать влияние на здоровье учащихся, погасить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями. Основой является музыка, а разнообразные упражнения, игры, сюжетно образные движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале XX века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и «несёт» оздоровительный эффект. Также, В. М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Он установил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость. В своих работах В. М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди сбрасывали с себя усталость благодаря музыке.

И. Р. Тарханов (1893) экспериментально проследил действие музыки на ЧСС и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. В подавляющем большинстве случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения. И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. И. М. Догель и И.М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат.  Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока.

Итак, музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Для сопровождения упражнений и игр берутся художественные музыкальные произведения. Естественно, что их исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки – это не только ритм, но и темп. Эти элементы определяют выразительность содержания музыкального произведения, они являются и средствами выразительности музыкально - ритмических движений.

«Ритмическими движениями» я называю систему упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Музыкально-ритмические движения – это движения, направленные на повышение физических возможностей ребенка путем равномерного развития всей мышечной системы, а также на профилактику и коррекцию некоторых физических недостатков.

Музыкально-двигательное воспитание – это воспитание чувств, мыслей ребенка, развитие его способностей, обучение способам самостоятельной деятельности. Слушая музыку, дети проникаются ее настроением, усваивают правильные интонации, в танце – выразительно двигаются.

На хореографических занятиях движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом.

Музыкально - ритмические движения являются воспитывающими. Они помогают ребенку раскрыть много сторон его личности, его познавательную, волевую и эмоциональную сферу. Выполняя движение под музыку, ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые движения. Музыкально-ритмические движения побуждают детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения, эмоциональную отзывчивость посредством производимых движений в процессе игры или танца.

Игры и танцы требуют быстрой реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое. В ходе занятий мы (педагоги-хореографы и я, концертмейстер) добиваемся, чтобы дети, исполняя характерные движения, передавали не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним, что способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности. В период интенсивного развития фантазий, воображения, образного мышления, основных психических процессов роль музыкально - ритмической деятельности и музыкально-дидактических игр очень велика.

Важным моментом педагогического процесса является обеспечение интереса обучающихся к изучаемому материалу.

Музыка, сопровождающая движение, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений.

По характеру выполнения движения можно разбить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.

Первая группа объединяет движения плавные, с большой амплитудой. К этой группе можно отнести медленное приседание, подъем на полупальцы, движения рук. Их основное музыкальное сопровождение – вальс умеренного или медленного темпа и спокойного характера.

Вторую группу составляют упражнения четкого, динамичного характера – это наклоны вперед и в сторону, взмахи руками и ногами, выпады, шаги, подскоки, Музыкальным сопровождением может служить музыка умеренного темпа, бодрого характера, в основном, марш или полька.

Третья группа включает упражнения с четкими, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, подскоки, наклоны. Музыкальное сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамичностью, преимущественно звучит полька и галоп.

Музыкальное сопровождение мною подбирается и в зависимости от этапа разучивания движений. При ознакомлении с движением, его показе, музыка облегчает восприятие. Разучивание сложных элементов упражнения проводится без музыки, так как она не способствует сознательному управлению двигательными навыками.

Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую выразительность.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что занятия ритмикой решают задачи не только музыкально-ритмического воспитания детей, но и способствуют их умственному, нравственному и физическому развитию.

Цель данной методической разработки – обобщить приемы музыкотерапии и игровых технологий, применяемые для развития музыкальности и образности мышления обучающихся хореографической студии.

Основные задачи методической разработки:

- стимулировать у обучающихся двигательную активность и двигательную возможность при помощи слова и музыки;

- научить каждого подчиняться общему темпу и действовать согласованно и ритмично;

- способствовать выработке у детей образца движений через танцевальные движения;

  • помочь усвоению учебного материала и отдельных движений с помощью широкого использования музыкально-дидактических игр и творческих заданий;
  • развивать творческое воображение обучающихся;
  • развивать музыкальность и эмоциональность исполнения танцевальных номеров и движений;
  • воспитывать в исполнении чувство меры, уверенности, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание элементарных навыков самостоятельного осмысления музыки.

Главная задача в совместной работе хореографа и концертмейстера –раскрытие индивидуальности и творческих способностей каждого из воспитанников.

Безусловно, характер музыки должен соответствовать учебным задачам. Воспитание музыкальности – это постоянное и планомерное привитие обучающимся чувства меры и творческого восприятия содержания музыки. Выразительное звучание репертуара способствует более эмоциональной отдаче у обучающихся, что, в свою очередь, у них преобразуется в точность исполнения как тренажных упражнений, так и танцевальных этюдов и готовых концертных номеров.

Музыкальное сопровождение занятий по хореографии имеет ряд особенностей, отличающих его от аккомпанемента в вокальной или инструментальной музыке. Несмотря на то, что подготовка к занятию проходит для концертмейстера в тесном контакте с педагогом-хореографом, выбор музыкального материала является обязанностью концертмейстера. Выбирая музыкальный материал для занятий, следует исходить из принципа тематической направленности каждого конкретного занятия, а также из принципа соответствия возрастным особенностям и интересам данной группы детей.

Вообще, любую музыку во время любого занятия следует исполнять так, чтобы дети не могли выйти из рамок заданного им темпа и ритма: ритмически четко, выразительно, сохраняя, как правило, один темп на протяжении всего звучания.

Предметы ритмика и партерная гимнастика, в которых используются музыкально-дидактические игры, вводятся уже на первом году обучения.

Эмоционально-образная музыка, танцевально-действенная с ясно выраженной и завершенной мелодикой, является наиболее приемлемой для занятий хореографией. Хорошо подобранный музыкальный материал помогает повысить работоспособность и творческую активность обучающихся.

Дети приходят заниматься полные интереса и ожидания. Они не раз встречались с музыкой, конечно, охотно прыгали и скакали, бегали. Необходимо суметь соединить музыку и движение. Для этого необходимо овладеть вниманием детей: как непроизвольным (интерес к занятиям), так и произвольным (целенаправленным).

Настоящему танцору необходимо уметь не только слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. А умение творчески, вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки – значит, овладеть одним из главных элементов актерского мастерства.

Следовательно, в образовательной деятельности надо подвести обучающегося к тому, чтобы он стремился выполнять каждое задание не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. Именно этому помогает игра.

Работа концертмейстера хореографии очень специфична в сравнении с другими видами концертмейстерской деятельности. Здесь музыкант выступает в роли солиста. Подбор музыки, ее интерпретация, аранжировка, компоновка находится в ведении самого концертмейстера. Именно на него ложится ответственность по оформлению учебного занятия, подбору материала и его воплощению в хореографии. Работа эта очень объемна, и приоритет в ней отдается не механическому накоплению материала, а его обработке, систематизации и компоновке. Не менее важны также и композиторские навыки. Импровизация существенна, но она начинается и заканчивается домашней работой.

Нотный текст музыкой делает концертмейстер, причем каждый по-разному. Одним и тем же музыкальным материалом можно озвучить многие движения. Привязка определенной музыки к определенному движению существует только в голове музыканта.

Особенностью работы концертмейстера на занятиях хореографии является ориентация не на движение, а на характер. Например,  музыкальным примером с размером 2/4 в жанре польки или гавота можно озвучить battementtendu, jete, releve, petitbattement и т.д. и т.п. Максимальная адаптация нотного текста (по фактуре, мелодической и ритмической фигурациям и т.д.). Почти все тексты не аутентичны авторским.

В рамках программы хореографической студии «Пляшущие человечки» я, как концертмейстер, сотрудничаю с несколькими педагогами-хореографами. В течение многолетней совместной работы сложились определенные традиции проведения занятий в ходе освоения детьми и подростками программы студии. Так, по отдельным блокам программы, я осуществляю музыкальное сопровождение занятий по ритмике, классическому, народно-сценическому, историко-бытовому танцам, партерной гимнастике, а также на репетиционных и постановочных занятиях. Всем известно, что наибольшую сложность для педагога танца представляет работа с начинающими. В группы набираются дети 5-6 летнего возраста. В силу возрастных и психологических особенностей они быстро утомляются, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденный материал, внимание их удерживается в течение небольшого промежутка времени (20-25 минут).

Характерная особенность дошкольного детства: все виды деятельности способствуют развитию ребенка. А основной вид деятельности дошкольника – творческая игра. Как мы знаем, через нее ребенок входит в мир взрослых, игра затрагивает все стороны его личности, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения.

Чтобы добиться хороших результатов концертмейстер в содружестве с педагогом должны использовать такие приемы, которые делают занятия интересными, когда занимательное сочетается с мало интересным, но необходимым. Использование музыкально-дидактических игр помогает усвоить и закрепить материал.

В возрасте 6-7 лет дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание.

Оздоровительная роль игры проявляется, прежде всего, в формировании эмоционального мира ребенка.

На мой взгляд, игра для детей в обучении танцу имеет огромное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – это способ познания окружающего мира. В игре развиваются силы ребенка, становится тверже рука, тело приобретает гибкость, развивается сообразительность, находчивость, выдержка. Игра дисциплинирует, так как без соблюдения правил никакой игры не бывает.

Многие со мной могут поспорить: дети и так много играют в детском саду, дома, на улице. Но чем больше лет я работаю, тем больше убеждаюсь, что без игры на занятиях хореографией не обойтись.

Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства и переживания своего героя исполнители выражают без помощи речи, а движениями тела, жестами, мимикой лица. Речью является сам танец. Для этого дети должны обладать хорошей музыкальной и зрительной памятью. Музыкальные фрагменты, используемые для сопровождения игр, должны быть яркими, выразительными, способствовать тому, чтобы научить ребенка жить образами (Лягушонок, Цыпленок, Котенок, Капелька в ручейке), передавать человеческие чувства (радости, счастья, гордости, гнева и т. д.).

На протяжении многих лет работы с детьми у меня накопился музыкальный  материал для заданий на творческое воображение и музыкально-дидактических игр, используемых на занятиях.

Очень важно провести первое занятие так, чтобы у ребенка сохранить интерес к дальнейшим занятиям хореографией, чтобы он быстрее познакомился с преподавателем и детьми, чувствовал себя уютно, комфортно на занятиях.  

Игра «Давайте познакомимся!»

Дети встают в круг, лицом в центр круга. Звучит музыкальное вступление, 4 такта. На начало музыкальной фразы на счет «раз-два» ребенок, с которого начинается игра, подает левую руку ребенку, который стоит рядом. Тот, на счет «три-четыре», подает ему правую руку. Затем, на счет «раз-два», подает левую руку следующему ребенку. Игра продолжается по кругу. Я использую обработку песни В. Шаинского «Улыбка».

После проведения нескольких занятий, когда дети уже усвоили некоторые упражнения, для разминки можно добавить задания на творческое воображение в музыкально-ритмическую разминку на середине зала. Вот примеры нескольких заданий:

1. «Черепашка» - в этом задании отрабатываются навыки исполнения plie, одновременно передается образ. Перед разучиванием движения педагог хореограф спрашивает, видели ли они черепаху, уточняет, что наша черепаха будет веселой, и она любит танцевать.

И.п. – 6-я позиция ног, руки закрыты на пояс. Музыкальный размер 4/4.

На счет «раз» - изобразить «домик черепахи» - присесть и «округлить» спину,  голову спрятать в панцирь, локти постараться соединить перед корпусом.

На счет «два», «три», «четыре» - сидим в plie.

На счет «раз» - выпрямиться, локти развести в сторону, голова вытягивается вверх. На счет «2», «3», «4» - голова наклоняется вправо-влево. Черепаха танцует. Музыкальное сопровождение – «Кукольный кэк-уок» Дебюсси.

2.  «Кошечка».

Чтобы вызвать зрительную ассоциацию, следует до начала игры спросить детей, у кого есть кошка. В этом упражнении развивается мелкая моторика пальцев, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Музыкальный размер 2/4.

И.п. 6-я позиция ног, руки согнуты в локтях, кисти повернуты к зрителю.

На счет «1», «2» - нижние фаланги пальцев сгибаются. Кошечка выпустила коготки. На счет «3», «4» - пальцы разгибаются, коготки спрятались.

Движение повторяется четыре раза.

Далее кошечка проводит правой и левой рукой вокруг лица – умывается. Повторить четыре раза.

Следующее движение: чешет ушко, правой и левой рукой чередовать четыре раза.

Затем кошка расчесывает хвостик по четыре раза правой и левой рукой.

Танцует движением «пружинка» до конца музыкального фрагмента. Игру повторить несколько раз. В этом задании развивается координация движений. Музыкальное сопровождение – обработка песни Р. Паулса «Кашалотик».                3.  «Велосипед»

Все дети любят кататься на велосипеде. Для того, чтобы не падать, надо правильно держать спину, держаться за руль, и, конечно, крутить педали.

И.п. – 6-я позиция ног, руки держаться за руль.

На счет «раз», «два» вырасти на п/п.

На счет «три», «четыре» опустить одну пятку, другая нога остается на подушечке, пятка высоко поднята. Далее движение повторяется с другой ноги. Затем можно добавить наклоны головы, увеличить вдвое скорость исполнения движения. Темп музыки остается прежним. Музыкальное сопровождение – тема песни М. Минкова «Старый рояль».

4. «Цапля»

Перед разучиванием расспросить детей о повадках этой птицы (любит стоять на одной ноге).

И.п. – 6-я позиция ног, руки раскрыты в стороны – «крылья».

На счет «раз» - согнуть правую ногу в колене, поднять перед корпусом.

На счет «два», «три», «четыре» стоять на одной ноге. Затем повторить с другой ноги. Музыкальное сопровождение – тема р.н.п. «Журавель».

5.  «Мячик»

Перед разучиванием спросить, как прыгает мяч.

Музыкальный размер 2/4.

И.п.- 6-я позиция ног, руки на поясе, на «затакт» присесть.

На счет «раз» - прыгнуть высоко вверх, ноги «связаны веревочкой», носочки натянуты, колени вытянуты.

На счет «и» - приземлиться в plie. Затем повторять движение 8 тактов.

Следующую музыкальную фразу дети представляют, что они отбивают мяч от пола каждой рукой по четыре раза. Затем 8 тактов в прыжке.

Затем 8 тактов на счет «раз» - бросить воображаемый мяч вверх. На счет «два» поймать мяч.

Очень важно чередовать быстрые движения с отдыхом, так как у детей слабо развиты органы дыхания. Работа над правильным дыханием очень важна на занятиях хореографией.

В этом задании дети приобретают навыки движений с воображаемым предметом, что на первых порах представляет трудность для детей дошкольного возраста.

Музыкальное сопровождение – тема песни Т. Попатенко «Солнечный зайчик».

6. «Топай, хлопай»

Музыкальный размер 2/4.

В этой игре очень важно чередовать слова с движением. Дети должны четко усвоить, что, когда говорим, мы не хлопаем и не топаем, затем двигаемся без слов.

И.п. – 6-я позиция ног, руки на поясе. Дети произносят: «Ручками похлопаем», затем хлопают «раз», «два», «три», на «четыре» - пауза.

Затем произносят: «Ножками потопаем», и хлопают «раз», «два», «три», на «четыре» - пауза. Темп постепенно увеличивается в ходе игры, затем повторяется медленно.

В этой игре вырабатывается умение слушать ритм музыки, темп, соблюдать паузу.

Музыкальное сопровождение – тема Н.А. Аносовой «Гномик».

7. «Найди свое место»

В этой игре развивается память (запомнить, где стоял в колонке и линии), координация движения, отрабатывается окончание движения одновременно с окончанием музыки. Под быструю музыку дети бегают по залу (легкий бег на полупальцах), когда музыка остановится, быстро занимают свое место. Музыкальное сопровождение – Л. Фицпатрик «Наперегонки».

8. «Интервал» или «Окошечко»

Когда обучающиеся усвоили, что на занятиях нужно держать равнение, интервал в колонках и линиях, можно поиграть по кругу.

Дети встают в круг. Проверяют одинаковые расстояния между «окошечком» с помощью вытянутых в стороны рук.

По заданию педагога дети бегут на полупальцах, двигаются подскоками, хороводным русским шагом. В момент окончания музыкальной фразы все должны остановиться, круг должен остаться ровным, «окошечки» одинаковыми.

Для детей, которые занимаются хореографией, должно стать естественным заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной фразы.

Некоторые дети не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движения. Поэтому данная игра помогает работать в этом направлении, вырабатывать быстрое ориентирование в пространстве.

Музыкальное сопровождение – чередование тем «Этюда» Гедике, «Польки» Аносовой, «Русского лирического» Карамышева.

9.  «Запомни музыку»

Воспитанники делятся на три группы и становятся в кружки. Каждому кругу предлагается определенная музыка зарисовка (вальс, полька, марш, русская плясовая). Дети должны самостоятельно придумать движение, соответствующее характеру музыки. Затем, когда звучит эта мелодия, начать движение вовремя и правильно его исполнять.

Эта игра развивает память, умение подобрать движение в соответствии с характером музыки, внимание (вовремя начать движение всем кругом), дух соревнования – кто лучше исполнит движения

10.  «Регистры» или «Кто в теремочке живет»

Сначала дети прослушивают музыку в разных регистрах. Педагог объясняет, что в нашем теремочке три этажа (нижний, средний, верхний). А в музыке этажам соответствуют регистры. Педагог спрашивает, в каком регистре звучит мелодия, а дети угадывают.

Затем встают в круг, лицом в центр круга. Педагог показывает движениями звучание музыки в регистрах (верхний – руки поднять вверх, средний – присесть, нижний – сесть на корточки).

На следующем занятии дети придумывают, кто живет в теремочке (птичка, медведь, заяц), и придумывают движения для каждого персонажа. Можно поделить детей на три группы, каждая из которых изображает своего персонажа в соответствии со звучащей музыкой.

Эта игра развивает музыкальную память, умение образно представить характер движения, соответствующий характеру музыки, умение выразительно передавать образы персонажей.

Музыкальное сопровождение – Э. Григ, «Шествие гномов», Т. Попатенко, «Лесные музыканты», Н. Аносова, «Птичка».

11. «Паровоз»

Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система являются особенностями детского организма и требуют осторожного обращения с физической нагрузкой. Данная игра помогает работать над дыханием. Она проводится после движения в быстром темпе, чтобы восстановить дыхание. Дети маршируют с согнутым коленом и на каждый шаг говорят: «Чух-чух-чух!». Затем останавливаются, поднимаются на полупальцы, правой рукой как будто берутся за веревочку. Медленно приседают и произносят гудок: «Ту….». Важно как можно больше набрать воздуха в легкие и медленно выдыхать.

В конце игры сделать «точку» - выдохнуть носом. Дыхание восстановлено, а когда дети громко дудят, они получают заряд бодрости, энергии и положительных эмоций.

Музыкальное сопровождение – Н. Аносова «Ветерок».

12.  «Лиса и зайцы»

Как показывает практика – это самая любимая игра детей. В этой игре дети самостоятельно, со сменой музыкального сопровождения, меняют движения.

Перед началом игры выбирается лиса, она уходит в свой домик, остальные дети – зайцы. Звучит первая музыкальная тема: зайцы сидят и «спят» вразброс по залу. Вторая тема: зайцы просыпаются и делают зарядку. Третья тема: лиса обходит зайцев, зайцы дрожат. Четвертая тема: зайцы танцуют. Когда музыка останавливается, зайцы бегут в свою норку, лиса их догоняет. Кого лиса ловит, тот становится лисой.

Игра повторяется.

В проведении таких игр не нужны репетиции, образы возникают спонтанно, все дети заняты, проявляется индивидуальность каждого. Развивается зрительная, эмоциональная память.

13.  «В мире животных»

Это упражнение включает в себя цикл движений, способствующих выполнению нескольких задач: изобразительных, выразительных, музыкально-ритмических и пространственных.

Шаги на ¾ с остановкой на сильную долю каждого такта имитируют оленя. При этом шаг ставится с носка, руки изображают рога, и вся фигура – царственность («Хор охотников», Вебер).

Следующее движение - бег лисички. Бег исполняется на каждую восьмую. Руки сзади изображают хвостик и вся заостренная фигурка – лисичку, вынюхивающую добычу. Иногда прибавляется момент конкретного действия. Движение идет по кругу, затем из круга, лиса как бы ищет добычу рядом с тропой, не найдя ничего возвращается на тропу («Лисенок Вук», Фицпатрик).

Последнее движение этого цикла – движение птички. Мелкий бег по 6-й

позиции на одном месте и с продвижением вперед. Руки как крылья

раскрываются в стороны. Можно опускаться  на одно колено и снова как бы взлетать («Дуэттино», Леонкавалло).

Во всех этих движениях есть минимум информации, который подводит детей к пониманию танца, как многозначного сочетания условного и безусловного.

14. «Воздушные шары»

Эта игра обычно проводится в конце занятия, когда дети уже устали, им необходимо восстановить силы, расслабиться. В то же время, они должны внимательно следить за выполнением задания, творчески представить воображаемый предмет, получить заряд положительных эмоций.

Детям предлагается встать в небольшой круг и закрыть глаза, звучит спокойная музыка. Педагог дает задание запомнить цвет. Педагог рассказывает: «представьте себе огромную связку воздушных шаров. Сейчас я вам раздам каждому по воздушному шарику, возьмите его в руку и постарайтесь запомнить какого он цвета». По очереди раздает шарики и называет имена детей и цвет шарика.

Далее по команде педагога дети открывают глаза, встают и собирают шары в огромную связку. Каждый ребенок загадывает желание, отпускает шарик. В конце можно спросит, какого цвета был шарик у каждого.

Музыкальное сопровождение – «Гаснущие свечи», Ф. Черчиль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из практического опыта, считаю необходимым начинать занятия с элементами музыкотерапии с 1-го года обучения, используя только элементы ритмики и партерной гимнастики. В дальнейшем использование элементов музыкотерапии продолжатся на занятиях классическим, народно-сценическим танцем и других предметов, которые входят в программу хореографической студии.

Хочу обратить внимание на субъективное ощущение ребёнком занятий. Дети любят их, они удовлетворяют их потребности в движениях. У детей появляется стремление к выполнению предложенных движений, умение управлять ими. Движения, выполняемые детьми под музыку, приобретают необходимую соразмерность и точность. Дети правильно ориентируются в пространстве.

  Об эффективности образовательного процесса в хореографической студии можно судить по соотношению поставленных целей конечному результату. Достижение прогноза, сделанного педагогом в зоне ближайшего развития обучающегося, является оценкой эффективности. По результатам контроля действия обучающихся соответствуют определенным программой стандартам. На протяжении всей образовательной деятельности контингент обучающихся стабилен, мотивация обучения высокая, дети с большим интересом занимаются в студии. Дети адаптированы к мобильным условиям выступления на концертах, способны на самореализацию своих действий на основе знаний, умений и навыков, полученных на репетициях.

Имея достаточно высокий уровень образования и многолетний опыт концертной деятельности, хореографическая студия является участником конкурсов и фестивалей городского, областного, регионального и международного уровней.

Внедрение данных рекомендаций в образовательный процесс хореографической студии не требует особых финансовых затрат, специального оборудования. Для реализации требуются высококвалифицированные педагогические кадры, соответствующее методическое обеспечение.

Список используемых источников:

  1. Бекина С. И., «Музыка и движение». Москва, «Просвещение», 1984 г.
  2. Хайкина Т. Я., «Задачи концертмейстера – пианиста хореографического класса». Тамбов, ТГУ, 1997 г.
  3. Островская Е. А., «Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере», Саратов, 2006 г.
  4. Стародумова О., «Мы танцуем и поем», Феникс, 2007 г.
  5. Якубовская Г. В., «Встреча музы с грацией», «Дополнительное образование» № 8, 2007 г.
  6. Колодницкий Г. А., «Мир игры. Ритмические упражнения и танцы для детей». Москва, «Владос», 2000 г.
  7. Руднева С.,Фиш Э., «Ритмика. Музыкальное движение». Москва, «Просвещение», 1972 г.
  8. Субботина Л., «Развитие воображения у детей». Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
  9. Башаева Т., «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук». Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
  10. Курепин О., «Классификация нотного материала». Москва, 2006 г.
  11. Бехтерев.В. М. «Работа головного мозга в свете рефлексологии». – Л., 1986.
  12.  Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. – М., 1974.
  13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  14. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.