Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творческому пути Самуила Моисеевича Майкапара «Творчество Майкапара»
Цель: привлечь внимание родителей и интерес к обучению своих детей в музыкальной школе. Проведение мероприятия совместно с приглашенными родителями.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся и родителей с творчеством Самуила Моисеевича Майкапара;
- познакомить обучающихся и родителей с исполнением на инструменте других учащихся;
- расширение кругозора.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки общения;
- вовлечь в активную практическую деятельность обучащихся и родителей.
Развивающие:
- развитие навыков выступления перед аудиторией;
- развитие артистизма и творческой инициативы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа
искусств Починковского района»
(Стодолищенское обособленное подразделение)
СЦЕНАРИЙ
внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творческому пути Самуила Моисеевича Майкапара
«Творчество Майкапара»
Составитель:
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Гращенкова Т.В.
2017 год
Цель: привлечь внимание родителей и интерес к обучению своих детей в музыкальной школе. Проведение мероприятия совместно с приглашенными родителями.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся и родителей с творчеством Самуила Моисеевича Майкапара;
- познакомить обучающихся и родителей с исполнением на инструменте других учащихся;
- расширение кругозора.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки общения;
- вовлечь в активную практическую деятельность обучащихся и родителей.
Развивающие:
- развитие навыков выступления перед аудиторией;
- развитие артистизма и творческой инициативы.
Ведущий:
Старейшим представителем советской музыки для детей был Самуил Моисеевич Майкапар. 18 декабря 2017 года ему исполнилось бы 150 лет со дня рождения.
Жизненный и творческий путь Самуила Моисеевича Майкапара не так ясен и прост. Он не имел среди родных профессионалов – музыкантов, хотя его мать играла на рояле, а отец горячо любил музыку. Не сразу определил свое призвание и сам будущий композитор.
Искусство влекло его с детства: семи лет мальчик начинает брать уроки музыки, а уже через два года выступать в концертах.«Вундеркиндом я никогда не был, но выступать любил; это доставляло мне удовольствие». Любовь к эстраде сохранилась у Майкапара на всю жизнь. Херсон, где 18 декабря 1867 года родился Майкапар, считался городом музыкальным. Здесь давали концерты русские и европейские знаменитости, а одно время даже итальянская опера. Оставшийся в Херсоне хормейстер оперы Гаэттано Молла и стал учителем Майкапара. Он не сумел дать своему ученику образцовой школы, зато научил понимать и любить музыку. К пятнадцати годам Майкапар знает основную фортепианную литературу и свободно читает с листа, нередко аккомпанирует приезжим артистам. В 1881 году Майкапар едет в Петербург. Здесь его ждет первое разочарование: в консерваторию его принимают на младший курс и то условно. Комиссия сочла подготовку семнадцатилетнего юноши недостаточной. Лишь через два года, успешно сдав технический экзамен, Самуил Моисеевич переходит на старший курс. Но и тут ему не везет: оба его педагога, сперва итальянец Вениамин Чези, потом венгр Иосиф Вейс оказались случайными людьми в консерватории и недостаточно серьезно относились к воспитанию молодых музыкантов. В довершение ко всему Майкапар незадолго до выпускного экзамена серьезно заболел. В постели, проигрывая «про себя» всю программу, он и готовился к экзамену. Экзамен был сдан успешно.
Итак, консерватория, а за два года до нее университет, где Майкапар учился на юридическом факультете, окончены. Пути к самостоятельной деятельности открыты перед молодым музыкантом. Но Майкапар не удовлетворен своим пианизмом. Он едет в Вену в 1894 году к Теодору Лешетицкому, преподававшему до своего отъезда за границу в Петербургской консерватории.
В 1898 году Майкапар возвращается в Россию. Он живет в Москве, выступает с концертами, активно участвует в работе «Научно-музыкального кружка». Членами этого кружка были музыканты и ученые. Научную деятельность Самуил Моисеевич сочетает с педагогической: он открывает детскую музыкальную школу в Твери. Работа с детьми натолкнула Майкапара на мысль о создании детских фортепианных пьес. Он и раньше занимался композицией, писал романсы, фортепианные миниатюры, но именно музыка для детей оказалась его призванием. В ней раскрылись лучшие качества Майкапара – композитора: искренность и эмоциональность, яркая образность, органическая связь с инструментом. Сочинения Майкапара всегда глубоко продуманные и тщательно отделанные, представляют несомненный художественный интерес. Это либо картинка природы (пьеса «В садике»), либо сценка из жизни (пьеса «В кузнице»), но обязательно – это настоящая музыка, художественное произведение.
Работа в Твери оказалась непродолжительной, начались материальные трудности и Майкапар вновь уезжает за границу. Он живет в Лейпциге, потом в Берлине. В 1910 году он получает приглашение от Глазунова преподавать в Петербургской консерватории. В октябре Майкапар приступил к работе. Почти 20 лет отдал он преподаванию сочетая его с исполнительством и научными занятиями.
Много делает Майкапар для активизации работы с учениками. В его классе проводятся традиционные «четверги». Посвящались эти встречи теоретическим вопросам, музицированию: проигрывали в 4 руки симфонические произведения, знакомились с новыми сочинениями.
Занятия чередуются с сочинением музыки. Фортепианные пьесы Майкапара привлекательны своей грацией и изяществом, оригинальным музыкальным языком.Классическими произведениями для маленьких детей являются широко популярные «Бирюльки» и четырехручный сборник «Первые шаги».Бирюльки – старинная, сейчас уже исчезнувшая игра, состоящая из маленьких, выточенных из дерева предметов домашней утвари. Они выглядят совсем как настоящие, только гораздо меньше. Эта же миниатюрность отличает пьесы цикла. Уже само название «Бирюльки» вызывает улыбку удовольствия у ребят, оно связывается с представлением о мире игрушек и игр.
«Бирюльки» и другие пьесы для маленьких детей Майкапара можно сравнить со стихами и сказками Маршака.
Тысячи ребятишек, совсем маленьких, только что начавших заниматься музыкой, играли и играют пьесу «В садике». Музыка ее вызывает в воображении картинку солнечного летнего дня; невольно представляются дети, весело играющие в саду.
Звучит пьеса «В садике» в исполнении Климчук А.
Есть у Майкапара в этом сборнике и танцевальные пьесы, такие формы бытовой музыки, как марш, песня, танец. Это «Вальс», «Гавот», «Полька», «Менуэт» и другие. Сейчас вы услышите «Вальс» в исполнении Михалевой Марии.
Вальс –это плавный танец, возникший сразу в трех странах: Австрии, Германии и Чехии. Его танцевали парами. Он быстро распространился во всей Европе и сделался одним из самых популярных танцев.
Полька – двухдольный чешский народный танец, появившийся в 30- е годы 19 века. Он приобрёл большую популярность как бальный танец.
Сейчас прозвучит «Полька» в исполнении Гращенковой Т.В..
Детская музыка Майкапара, как правило, программна, и образы носят конкретный характер. С большим увлечением дети исполняют образные пьесы, например, «Мимолетное виденье» «Пастушок», « Мотылёк». Звучит пьеса «Мотылёк» в исполнении Кулаженковой Виты, пьеса «Мимолетное виденье в исп. Филимоновой Анастасии.
Постепенно усложняя пьесы цикла автор ведёт за собой ученика и помогает ему преодолевать новые ступеньки знаний: это полифонические произведения, «Песня моряка», «Прелюд и фугетта».
Наиболее характерные черты творчества Майкапара отразились в следующих циклах: « Миниатюры», «Лирические вариации», «Маленькие прелюдии». Звучит Прелюдия в исполнении Мацюк Александры и Стаккато-прелюдия в исп. Климчук Анастасии.
В 1934 году композитор был членом жюри конкурса юных дарований. Он смог лично убедиться в огромной популярности своих произведений: больше половины выступавших исполняли его пьесы. И сегодня его музыка не устарела. Она по-прежнему доставляет радость и удовольствие юным музыкантам, по-прежнему заботливо и ненавязчиво учит их трудному искусству-играть на рояле.
