Методическая разработка урока в группе Раннего Эстетического Развития на тему: "Развитие певческих навыков дыхания и чувства ритма".

Мережко Елена Владимировна

Методическая разработка урока в группе Раннего Эстетического Развития.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               Муниципальное казенное  учреждение  дополнительного  образования

«Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

     

Развитие певческих навыков дыхания и чувства ритма.

(Методическая разработка урока в группе Раннего Эстетического Развития)

Разработала  преподаватель:

Мережко Е.В.

2018г.

                      Описание методической разработки урока.

  Мережко Елена Владимировна

Название объединения  МКУ ДО «Городовиковская детская школа искусств» ГРМО РК

Направление  художественное.

Тема методической разработки урока «Развитие певческих навыков, дыхания и чувства ритма»

Краткая аннотация:

Данная методическая разработка  урока  предназначена для группы Раннего Эстетического Развития. Она направлена на развитие певческих навыков, дыхания и чувства ритма. В ней я предлагаю пути решения поставленных задач через путешествие в мир сказки, так близкой для данного периода развития детей 4- 6 лет.   Использование сказки, а так же игровых форм работы помогает лучшему  усвоению  нового материала  и не вызывает отторжения изученного на данном этапе развития ребёнка. Постепенно, через эмоциональную сферу  он становится, вовлечён в процесс обучения новым навыкам.

На уроке используются вокальные упражнения,  упражнения на дыхание, песни, изученные на предыдущих уроках, ритмические упражнения, для развития чувства ритма, музыкальные  разминки как здоровьесберегающие технологии. Для образного восприятия одного из героев сказки  и развития интереса к классической музыке я  использовала отрывок мультфильма М.Мусоргский «Картинки с выставки».  

Полное описание разработки

Цель урока: Сформировать у  учеников основные певческие навыки: певческую установку, дыхание, точное интонирование, а так же развивать чувство ритма использую для работы детское воображение.

Задачи:

Обучающая.

  1. Дать понятие певческой установки - положение корпуса перед началом пения.
  2. Освоить различные приёмы звуковедения через игровые методы работы.

      3. Сформировать исполнительские навыки, путём вокальных упражнений,

      4. Совершенствовать вокальные музыкальные способности,

Развивающая:

 5.Способствовать развитию певческих навыков, чувства ритма.

пробуждать детей к творческим проявлениям при пении,

       6.Добиваться ощущения характера, способности погружаться в содержание исполняемого произведения.

Воспитательная:

7.Воспитывать интерес к данному виду работы на уроке, путешествуя в мир сказки.

8. Совершенствовать эмоциональную сферу, художественный и музыкальный  вкусы.

     9.Воспитать чувство коллективизма, исполнительского мастерства,

Методы:

  1. наглядный
  2. практический
  3. словесный

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: урок путешествие.

Приобретаемые навыки детей:

Учащиеся  приобретают навыки

  • Певческой установки;
  • Правильного дыхания;
  • Звукообразования и звуковедения;
  • Чувства ритма;
  • Чистого интонирования.

     Особенности роли преподавателя дополнительного образования.

Преподаватель детской школы искусств,  в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей, а также помогает развить музыкальные способности ребёнка Он должен  хорошо владеть знаниями в предметной области и психологией данного периода развития ребёнка.    

    Технологические особенности:

Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стулья, столы.

Наличие:

 Учебного материала;

Портретов композиторов;

 Учебно-дидактического  иллюстративного материала;

 Аудио-теле-видео - CD, DVD - аппаратуры, компьютера,

Организация работы на занятии:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Сообщение темы урока и цели.
  2. Введение в тему. Основные задачи, заинтересовать учащихся.
  3. Изучение нового материала посредством введения в сказку.
  4. Рефлексия.  
  5. Итог урока   Обобщение, выводы.
  6. Домашнее задание

Материалы к уроку: видеоозаписи, портрет композитора, иллюстрации к сказкам, нотное приложение.

                                              Ход урока:

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие:

     Здра-вствуй-те!

Сегодня я расскажу вам сказку. Мы с вами познакомимся с главными героями и отправимся в путешествие, станем участниками этой  сказки.

Скажите ребята, каких сказочных героев вы знаете? (Баба Яга, Колобок, Кот в сапогах, Снегурочка, Золушка и т.д.)

Чтобы попасть в нашу сказку нам нужно правильно сесть. Послушайте стихотворение:

Сидит дед,

 Ему сто лет,

 А мы детки маленькие,

 У нас спинки пряменькие.

                                 

 Сидит баба Яга,

 Очень страшная она.

 Быть такими не хотим,

 Очень ровно мы сидим.

Садится прямо, ноги поставим ровно.

Мы отправляемся с вами в сказку.   Итак, эта сказка о маленькой девочке Юли.

Жила была девочка Юля, она очень любила играть. Вот однажды утром, когда  только взошло солнышко, девочка встала, умылась, оделась и выбежала на лужайку. Там цвели  красивые цветы: ромашки, васильки, розы..

Давайте все вместе понюхаем эти цветы.

Упражнение «Нюхаем цветочек», (вдох через нос выдох через рот) Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом: раз - два - три - четыре - пять... При каждом повторении упражнения выдох удлиняется, благодаря увеличению рядя цифр и постепенному замедлению темпа.

Вдруг на цветочек прилетела пчёлка. Давайте мы с ней поиграем. Игра «Пчёлка». Полный вдох  и на выдохе жужжим как пчёлки.  Руки подняты  вверх, как только они закрылись в кулачок значит пчёлка должна «залететь» в домик, т.е.замолчать)

Затем Юля принялась играть. Она взяла шарик и стала его надувать, ей было очень весело.

 Выполняем  упражнение «Шарик» на одном звуке поём «У-О-А» усиливая звучность, рукой показываем, как раздувается шарик.

Надула девочка шарик и побежала с ним гулять по тропинке.

Распевка:

 Бежала, она бежала и не заметила, как очутилась в лесу. Тут девочка Юля поняла, что заблудилась.

(музыкальная пауза разминка.)

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

(Здоровьесберегающие    технологии    http://www.ug.ru/method_article/370 )

Ребята, а вы хотите помочь девочке вернуться домой. (Да).

Тогда давайте все вместе позовём Юлю? Выполняется упражнение на дыхании:

          Ю - ли –я

Звали, мы звали, а девочка так и не услышала нас. Тогда мы решили отправить девочке Юли воздушный шарик с запиской, что мы её  будем ждать на лугу.

Для этого мы споём нашу распевку  «Юлия»  ещё раз, стараясь каждый звук, посылать в верх, как будто летит наш шарик.

 Шарик летел всё выше и выше, а затем лопнул.

Ребята давайте все вместе отправимся искать девочку Юлю. Поём распевку:

Вот идём мы по лесу, и вдруг видим, сидит Баба Яга. Когда мы спросили, не видела ли она девочку, то Баба Яга просто рассмеялась.

Иллюстрация.

Упражнение на дыхание:

Выполняем смех «Бабы Яги»,  частое дыхание с открытым ртом.

Она увидела, что мы её не боимся, села в ступу и улетела.

(Смотрим отрывок мультфильма «Баба Яга» Мусоргский «Картинки с выставки»)

http://www.youtube.com/watch?v=axhJI3Wscnc

Это произведение написал русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

Портрет  композитора М.П.Мусоргского.

Тогда мы пошли дальше.  Шли, шли и встретили медведя. Он громко на нас зарычал, но мы не испугались. Чтобы пройти дальше, нам нужно было его прогнать.

Выполняется распевка:

 Следующее упражнение - пение звукоряда по полутонам  вверх и вниз, но на последнем звуке делаем акцент на слог «У».

Медведь испугался и убежал.

Ребята пошли дальше.

По дороге собирали цветы, ягоды,  и вдруг   в цветке увидели жука.

Иллюстрация

 

Давайте сейчас споём песенку «Про жука»

(приложение)

Жук с нами дружить не захотел и улетел.

Ребята пошли дальше. Вдруг на полянке они встретили Лошадку.

Иллюстрация.

Из под копыт была слышна песенка. Поём распевку:

Лошадка согласилась нам помочь найти Юлю, но необходимо выполнить некоторые задания. Мы должны повторить ритмы, которые выстукивает копытцем лошадка. Слушаем ритмы и повторяем все вместе (приложение).

Ритм это чередование длинных и коротких звуков.

Следующее задание простучать ритм к стихотворению.

    Утром спозаранку                                

На лесной полянке

Вдруг раздался страшный                    

      шум и гам: 

Дети барабаны

В лес явились рано

Разбудили старый

Барабан!

«Бам! Бам! Бам! Бам! –

Рассердился Барабан,-

Что за шум и что за гам?

Так шуметь не стыдно вам?»

Выполнив все задания, мы сели на лошадку и поехали дальше.

Давайте споём  весёлую песенку «Лошадка» (приложение)  

На лужайке нас ждала Юля. Все ребята очень обрадовались, взяли с собой Юлю и пошли домой.

Дома её ждала  мама. Она испекла большой пирог, много оладушек. Всем было хорошо и весело.

Поём песенку «Ладушки» (приложение)

Рефлексия: Посредством сказки мы познакомились с некоторыми упражнениями, которые помогают нам овладеть певческим дыханием без звука и со звуком. Работа над правильным звукообразованием строилась на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Были использованы следующие игры:

  • пропевание гласных -У-О-А.
  • пение распевок по трезвучию.
  • пение полутонов.

Итог урока.

  На данном уроке мы работали над певческой установкой, дыханием, точным интонированием, а так же развивали чувство ритма.

 Для правильного формирования гласных были использованы песенки -попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.

 Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада, в чем нам очень помогала сочинённая сказка.

   Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

 Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности.

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

Распевки на интонирование, дикцию, дыхание закладывают основы правильного звукообразования.

    Распевки на естественное расширение диапазона способствуют дальнейшему вокальному развитию.

Музыкальные игры способствуют познанию музыкальных истин через игровые технологии.

Домашнее задание: 

Нарисовать наиболее понравившегося персонажа  сказки.

.      


Предварительный просмотр: