ОТЧЕТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФОРТЕПИАНО В ДШИ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ГРАЩЕНКОВОЙ Т. В. ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2017-2018Г.
Современная ситуация в педагогике является отражением состояния общества, его глобальных преобразований. Соответствовать времени, значит быть готовым к этим преобразованиям. Инновации должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципа доступности, массовости обучения я развиваю творческие способности детей разной степени одарённости, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная моя задача состоит в приобщении обучающихся к творческой и культурно-просветительской деятельности, целями которой является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, богатым культурным традициям. С этой целью широко популяризирую ансамблевое музицирование, это не только фортепианные ансамбли, но и дуэты, трио и квартеты. Обучающиеся имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях, проводимых в школе и поселке. Вот перечень мероприятий, в которых приняли участие дети моего класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФОРТЕПИАНО В ДШИ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ГРАЩЕНКОВОЙ Т. В. ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2017-2018Г.
Современная ситуация в педагогике является отражением состояния общества, его глобальных преобразований. Соответствовать времени, значит быть готовым к этим преобразованиям. Инновации должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципа доступности, массовости обучения я развиваю творческие способности детей разной степени одарённости, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная моя задача состоит в приобщении обучающихся к творческой и культурно-просветительской деятельности, целями которой является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, богатым культурным традициям. С этой целью широко популяризирую ансамблевое музицирование, это не только фортепианные ансамбли, но и дуэты, трио и квартеты. Обучающиеся имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях, проводимых в школе и поселке. Вот перечень мероприятий, в которых приняли участие дети моего класса.
01.10 Классный концерт: «Я хочу услышать музыку» к Международному Дню Музыки.
30.09. Посвящение в первоклассники
05.10 День учителя
14.11. Музыкально-литературное представление для воспитанников детского сада: «Веселые нотки»
23.11 Музыкально-литературная гостиная: «Осенние зарисовки в произведениях композиторов»
06.12. Отборочный тур фестиваля «Сердце-детям»
13.12. КЮМ «Мастер фортепианной музыки» к 150-летию со дня рождения С.М. Майкапара
15.12. Фестиваль «Сердце- детям»
16.12. Классный конкурс на лучшее исполнение пьесы: «Вдохновение»
20.12.Внутришкольный конкурс «Вдохновение»
18.12. Классный час: «Мимолетное виденье» с концертом учащихся к 150-летию со дня рождения С. М. Майкапара
26.12 «Новогодний серпантин»
Карта мониторинга личностных достижений учащихся за 1 полугодие 2017-2018 учебный год.
1 | Количество учащихся на начало учебного года | 16 |
2 | Количество учащихся на конец 2 четверти | 16 |
3 | Количество учащихся, принявших участие в конкурсах: | |
Международных, Всероссийских | ||
областных | ||
зональных | ||
общешкольных | 13 | |
4 | Стали лауреатами из количества участников | 10 |
5 | Процент детей, имеющих опыт выступления на сцене: | |
Школьный уровень | 89,2% | |
Другие уровни | 68,75% |
Особую роль в формировании музыкальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации. Содержание программы и репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к концертным выступлениям нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:
- тренинга (репетиции в разных вариантах);
- изготовление печатной продукции (оформление силами учеников
афиши);
- рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении)
- рассылки по сайтам (поиск стихотворений);
здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта обучающихся и зрителей).
В соей педагогической практике я пользуюсь такими образовательными технологиями , как:
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр - они способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, развитию универсальных учебных действий. В своей практике я использую игровой метод на уроках-обобщениях, когда закрепляется пройденный материал.
-проблемное обучение-создание на уроке проблемной ситуации и организация самостоятельной работы обучающихся по её решению. В результате чего развиваются мыслительные способности детей. Чаще сего я пользуюсь таким методом, когда обучающиеся знакомятся с новым репертуаром.
-проектный метод: этот метод даёт возможность развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся, более осознанно подходить им к профессиональному и социальному самоопределению. Темы проектов могут быть различны, но чаще всего они берут темы, связанные с юбилеями композиторов, историческими датами, полюбившимися музыкальными произведениями. Свой проект «Мимолетное виденье» к 150-летию С.М. Майкапара в декабре в день рождения композитора защищала Михалёва Мария (7кл.). В основном методом проекта пользуются обучающиеся старших классов.
-использование элементов ИКТ: - поиск информации в интернете, скачивание музыки разных жанров, скачивание видеороликов. Обучаюшиеся учатся находить дополнительную информацию о музыкальных, стилях и направлениях музыки. А также умеют скачивать фрагменты музыкальной классики и текстов песен.
Несколько слов о работе с начинающими пианистами. Известно, что именно на начальном этапе обучения закладывается развитие индивидуальности ребёнка. Эффективность начального обучения может быть достигнута путём осмысления и внедрения в образовательную практику педагогических инноваций, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потенциала ребенка и становление его субъективной позиции в процессе обучения. В связи с этим в своей практике использую собственную методическую работу «Инновационные подходы в работе над чувством ритма с начинающими», в которой выявлены и раскрыты основные проблемы обучения и развития чувства ритма у ребенка. Опираясь на собственный опыт, я привожу ряд интересных упражнений для ученика, направленны на воспитание чувства ритма. Это и подтекстовки (так называемый декламационный метод), способствующие освоению длительностей нот, и упражнения, позволяющие ученику практически использовать полученные теоретические знания.Ученики со средними музыкальными способностям плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию или забывают, в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы на данном этапе работы и даю задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть на фортепиано как преподаватель. Считаю этот метод в сочетании и чередовании с декламационным целесообразным и эффективным.
Инновация данной работы, о которой говорилось ранее, состоит в том, что необходимое для любой музыкальной деятельности чувство ритма, которое считается «трудновоспитуемым», можно развивать гораздо эффективнее в процессе систематического использования системы музыкально-ритмического воспитания детей, включающей в себя специально подбранные пьесы, задания, упражнения, ритмические дидактические игры, ансамблевое музицирование с преподавателем с самого первого урока, использование элементов ИКТ (фонограмм-минус, ритм-остинато, встроенных ритмов синтезатора, запись мелодии на Андроид для подбора по слуху или создания аккомпанемента, просмотр или прослушивание музыкальных произведений из своего репертуара и анализ исполнения разными пианистами, информация с сайта rkmuzyka.com и т.д.).
Использование ИКТ по сравнению с традиционными формами обучения обладают преимуществами: демонстрация информации на экране компьютера или телефона с интернетом в игровой форме вызывает у детей огромный, неподдельный интерес к деятельности. ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятной детям: движение, звук, мультипликация. Для знакомства с нотной грамотой использую материалы программы «Поющая ФА-СОЛЬ» телеканала «Карусель», где в доступной форме при помощи серии мультфильмов цикла «Сказки старого пианино» постигаются азы нотной грамоты, а для детей более старшего возраста используется материал программы «Культура». В то же время важно помнить, что урок –это общение с искусством, а не общение с компьютером и не «засушить» его, не превратить в технический практикум.
Особое внимание уделяю внедрению в учебный процесс информационных технологий и ресурсов на уроках, предполагается обучение с использованием средств телекоммуникации, баз данных, находящихся как в сети «Интернет», так и в локальных сетях. Благодаря широкому доступу к базам данных снимается ряд проблем, связанных с получением необходимых знаний гуманитарного, общемузыкального, специального характера.
Применение информационных технологий – мощный стимул для обучения и открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний:
- сведения о композиторах;
- сведения об исполнителях;
- прослушивание видеозаписей в сети Интернет;
- поиск новой нотной литературы;
- участие в Интернет конкурсах и фестивалях и др.
Всё это позволяет заинтересовать, оживить сложную, кропотливую, подчас, изнурительную и трудоёмкую работу над музыкальным произведением.
Необходимы новые, инновационные подходы к работе над произведением, начиная с его разбора до полного завершения.
Использую следующие положения инновационной педагогики:
- от знания к действию;
- компетентностный подход к обучению;
- духовно – нравственное развитие личности;
- использование современных теорий воспитания
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.
Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. Мы вместе с учеником слушаем те произведения, которые он играет. Потом обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается ителлектуально-творческое мышление.
Я часто использую ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Не всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами. В интернете можно найти и скачать любые ноты. Например: А. Пьяцолла «Либертанго», Лерума «Река, плывущая вдаль» (из к/ф « Сумерки»), Баста-Д.Крюков «Моя игра», Ю.Весняк «Карлсон», «Элегия», «Актриса» и т.д..
Я модернизирую образовательный процесс путем совершенствования и корректировки содержания индивидуальных планов в соответствии с приоритетами современной образовательной политики, а также потребностями заказчиков образовательных услуг ДШИ (родителей, обучающихся)
Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения личности учащихся и доступности музыкального образования. Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы сказать ,что развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.
