"Масленица"

Давыдова Елена Петровна

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Масленница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_maslennitsa.docx21.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока : Масленница.

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Межпредметные связи:

Литература, история, музыка, изобразительное искусство, драматическое искусство.

Техническое обеспечение урока: баян, проектор, экран, ноутбук, колонки.

Оборудование и материалы:

Учебник «Музыка. 1 класс» авторы Л.В. Школяр, В.О. Усачева, М.: Просвещение, 2012;

Фонограммы русских народных песен; шумовые музыкальные инструменты; Раздаточный материал:; цветные сигнальные карточки

Методы:

  • словесный,
  • наглядно-слуховой,
  • практический,
  • забегания вперед и возвращение к пройденному,
  • метод эмоционального воздействия и драматургии урока,
  • размышления о музыке,
  • обобщающий метод.

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки
  • Пение
  • Инструментальное музицирование
  • Музыкально – пластическое движение
  • Работа в группах

Музыкальный материал:

Русская народная песня «Ой, блины»

С. С. Прокофьева «Марш»

«Русская» фрагмент из балета «Петрушка» И.Ф. Стравинский

«Камаринская» из детского альбома П. И. Чайковского

Ход урока

  1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие, вход под песню Л. Зыкиной  «Проводы зимы» 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какое настроение вызвала эта песня?

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Учитель: Вспомните, как называется тема года?

Ученики: Музыка, музыка всюду нам слышна.

Учитель: Молодцы! Ребята, вспомните, где может звучать музыка?

Ученики: (ответы детей)

Учитель: Правильно, музыка может звучать везде и, конечно, на праздниках.

А какой праздник мы будем праздновать этой неделе ?

Ученики: Масленица.

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Правильно! И тема нашего урока называется «Проводы зимы. Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны.

Учитель: А цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через: русскую песню, игры, хороводы, загадки, пословицы и поговорки. Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

Учитель: А хотите узнать, как в старину праздновали этот праздник, соблюдали обычаи и традиции?

Дети: Да! 

4. Усвоение новых знаний

Учитель: На Масленицу на площади устраивали гуляния в которых участвовали разные сказочные герои и народ, а в конце праздника сжигали чучело масленицы. Но праздник Масленицы отмечается не один день, а целую неделю. И каждый день носит своё название.

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Учитель:

-Так почему же появился этот праздник?

-Что делали люди на Масленицу?

-Почему на масленицу ели блины?

(Потому что блин похож на солнышко.)

Учитель: Почему этот праздник получил такое название?

Дети: От традиции печь блины.

Учитель: Чем блины хозяйки смазывают?

Дети: Маслом.

-Масленицу все очень ждали и встречали её песнями, танцами  и блинами. И мы тоже встретим её песней. Песней про блины.

Разучивание песни «Ой, блины»

- А играть вы любите?

- Масленицу встречали не только песнями, а ещё и играми. Все смотрят на меня и повторяют за мной движения.

Функциональное упражнение «Парад». (оно же может служить физкульминуткой)Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. Звучит «Марш» С. С. Прокофьева.

И.П. – стоя. Марширование на счёт «Раз-два-три-четыре». Прокофьев Марш

В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз»,

Во втором – на счёт «два»,

В третьем – на счёт «три, четыре»,

Раз (хлопок) – два-три-четыре

Раз-два (хлопок) – три-четыре

Раз-два-три (хлопок) – четыре

Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз.

Учитель: Ребята, писатели рассказывают нам истории – словами, а чем пользуются художники?

Ученики: Красками.

Учитель: Правильно.

Посмотрите внимательно на картины и скажите, что хотел показать художник? (празднование Масленицы).

Как веселились люди на Масленицу?

(ответы детей)

Ребята, а что используют композиторы, чтобы рассказать нам историю?

(звуки)

-Посмотрите что это за герой пришёл к нам в гости. Он  всегда присутствует на всех праздничных народных гуляньях.(Петрушка)

-А вы знаете, что про Петрушку композиторы сочиняли музыкальные произведения?

Портрет И. Ф. Стравинского

- Игорь Фёдорович Стравинский сочинил произведение, которое посвятил Масленице - балет «Петрушка» одна из частей называется «Русская»

Послушайте «Русскую» этого композитора. Какой характер у музыки?

У вас на партах разноцветные карточки. Отложите те цвета, которые соответствуют настроению музыки.

Слушание музыки «Русская» фрагмент из балета «Петрушка» И.Ф. Стравинский

Набор ваших цветов соответствует цветам на картинах?

Можно ли сказать, что по характеру она близка картинам художников?

Ответы детей

Учитель: А сейчас мы из наших музыкальных инструментов создадим «Оркестр», но сначала послушаем одну из популярнейших плясовых русских народных песен «Камаринская».

Звучит музыка «Камаринская» из детского альбома П. И. Чайковского

Ею воспользовался П. И. Чайковский воспользовался русской народной песней для создания своей одноименной пьесы «Камаринская», которая стала частью его «Детского альбома»

Учитель: Сейчас нам поможет исполнить это произведение небольшой оркестр.

(инструменты раздать по группам, можно раздать только ложки , но задание у каждой группы всё равно будет своё, )

Учитель: каждый ряд стучит по заданию первый -на счет раз, второй -на два, а третий -на три четыре (подготовкой к данному заданию является упражнение «Парад», звучит «Камаринская» дети участвуют в исполнении играя на музыкальных инструментах, учитель выступает в роли дирижёра)

Учитель: Молодцы, ребята, славный получился у нас оркестр!

Но пора нам масленицу провожать.

5.Рефлексия.

Давайте вспомним – что мы делали на этом празднике?

Ученики: Слушали музыку И. Стравинского, рассматривали картины русских художников о Масленице, пели народные песни, играли на русских народных музыкальных инструментах.

Учитель: Вы сегодня и пели и играли и были настоящими музыкантами, давайте мы друг другу поаплодируем.

С каким настроением вы заканчиваете урок.

(Ответы детей)

Итог урока

Учитель:  я хочу вас поблагодарить за праздник. Пусть это солнышко напоминает вам о нашем празднике.(Во весь экран солнышко)

До свидания, ребята!