Методический доклад "Проблемы освоения нотного текста в младших и средних классах музыкальной школы"

galaeva julia sergeevna

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования 

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»

 

Методический доклад

«Проблемы освоения нотного текста

в младших и средних классах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: педагог МХС «ВИТА»

                     Галаева Ю.С.

Новокузнецк

 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3

ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА…………..………………………………....4

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА……………………….…6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….…7

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………..….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любой музыкант (и музыкальный педагог, конечно, тоже) стремится воспроизвести музыкальное произведение целиком, так как лишь целостная форма способна наиболее полно, ярко и убедительно передать слушателю авторский замысел творца музыки. И тем досаднее для музыканта (и маленького, и большого!) «помехи» на пути к цели в виде «непонятных» нот. Довольно часто эти черные значки испытывают терпение педагога на уроке; наверное, мы не погрешим против истины, если скажем, что абсолютно любой ученик (гении не в счет) имеет проблемы в освоении нотного текста в процессе разучивания музыкального произведения, только в разной степени. В данной работе мы постараемся осветить наиболее острые проблемы этого аспекта музыкально-педагогического процесса и возможные пути решения таких проблем.

Начать можно с того, что нота сама по себе – знак многосложный, заключающий в себе не один, но несколько смысловых наполнений: нота как указатель временного отрезка (длительность ноты), нота как указатель звуковысотности, нота как один из способов воспроизведения звука (область музыкальных штрихов, манера извлечения звука из музыкального инструмента). А ведь есть еще один смысловой наполнитель, если можно так выразиться, высшего порядка – его точно и сформулировать-то словами трудно, это наполняемость нот эмоциональным смыслом, тем, что исполнитель черпает исключительно «из себя», тем, что волнует души слушателей и одухотворяет людей, - это и вовсе можно только показать непосредственно на уроке, попытаться эмоционально «заразить» ученика, чтобы оставить в его душе яркий, нестираемый след. И, конечно, нужно понимать, что лишь избранные ученики способны каким-то непостижимым образом быстро и внятно поглощать знания о нескольких ипостасях нот и воспроизводить усвоенное в процессе игры. Остальные, люди со средней скоростью восприятия информации, двигаются в освоении текста с этой же «средней» скоростью. Простое осознание этого факта может помочь избежать ненужного психологического напряжения в процессе освоения нотного текста, особенно с начинающими учениками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА

 

Человек, приступающий к изучению нотного текста, не сталкивался ранее с такой многомерностью печатного символа (особенно если этому человеку лет шесть-семь и он не из семьи потомственных музыкантов). В самом деле, вспомним: сколько смыслов несет в себе буква русского, например, алфавита? Способ произношения звука, и все. Из огромного множества языков, существующих на планете, лишь считанные заключают в своих символах многозначность. Например, это китайский и вьетнамский (нас как музыкантов интересует «встроенная» звуковысотность символов этих языков, без нее меняется смысл слова). В европейских же языках звуковысотность никак не влияет на смысл символов языка. Это относится и к русскому. Ведь в нем смысл буквы «Р» не изменится от звуковысотной интонации, с которой мы произнесем этот звук.

И вот маленький человек (русский), живший до тех пор в системе «нормального» русского языка, на котором все вокруг говорят и пишут, и, кстати, может быть, хорошо освоивший этот язык, сталкивается с совершенно другим языком – языком музыкальных нот. Да, этот язык универсален, как язык живописи и танца, он, возможно, более древний даже, чем родной язык ребенка, но он и более сложен.

Представляется, что лишь быстрое интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка (вкупе с  терпением и мудростью педагога, конечно) дают возможность освоения этого языка. Наградой маленькому труженику станет ни много ни мало – другое, отличное от не-музыкантов развитие мозга ребенка, и это нелишне помнить самому педагогу и дать понять родителям. Многие исследователи (в различных областях – от психофизиологии до математики) твердо убеждены: занятия музыкой способны дать человеку скачок в его комплексном развитии, то есть как интеллектуальном, так и, конечно, в эмоциональном аспекте.

В этой связи лишь на первый взгляд кажутся удивительными сообщения о наборе в крупные компьютерные компании музыкантов на должности программистов, но ведь психофизиологами давно уже доказано: математика и музыка каким-то непостижимым образом продуцируются одними и теми же областями человеческого мозга. И это не говоря о несравненно более богатом эмоциональном развитии человека, соприкоснувшимся с бесконечно разнообразным миром музыки.

Коснемся еще одного аспекта освоения нотного текста как вида информации – восприятия нотного текста. Восприятие как любой психофизиологический процесс имеет ряд «мешающих» явлений. Имеется в виду целый ряд таких факторов – начиная от состояния зрительного аппарата ученика (вспомним, что какой-то процент детей неизбежно имеет проблемы со зрением) и заканчивая такими описанными и достаточно изученными психологическими явлениями, как, например, избирательное восприятие или стереотипы восприятия. Ведь эти факторы объективны, и педагогу придется их учитывать в процессе работы.

Например, касательно стереотипов восприятия. Иногда они ощутимо мешают в работе (например, когда эмоциональные родители высказываются в духе «У нас в семье никогда не было музыкантов, мы ничего не понимаем в нотах, очень сомнительно, что наш ребенок сможет освоить ноты» и т. д.). Но в то же время признанные педагоги пользуются некоторыми стереотипами – например, нередко можно встретить в нотных учебниках для малышей изображение ноты как улыбающегося человечка (черная головка ноты как дружелюбная рожица).

Еще одним полезным стереотипом для изучения нотной грамоты является, пожалуй, нотный стан. Это некая зрительная константа для музыканта, которая, безусловно, помогает осваивать весь нотный текст. Именно поэтому, думается, изучение собственно нот начинается с запоминания и узнавания (воспроизведения на музыкальном инструменте) отдельных нескольких нот – си первой октавы на средней линейке, ми на первой, фа второй октавы на пятой…

Кстати, можно рассказать ученику, что ноты не всегда жили на пятилинеечном нотном стане, к современному стереотипному изображению человечество пришло не сразу, а через различные интересные варианты в течение нескольких тысяч лет. Это будет дополнительным интересным фактом.

Или, например, явление избирательности восприятия. Применительно к процессу освоения нотного текста можно сказать, что у разных учеников часто можно наблюдать «выпадание» какого-то элемента нотного текста из общего текста. Например, некоторые ученики уже средних классов (10-12 лет) вовсе не обращают внимания на знаки при ключе (знаки альтерации) и бросаются разбирать нотный текст без них. Эта проблема явно растет из начального этапа обучения нотной грамоте, когда понятие музыкальной тональности было каким-то образом обойдено, прежде всего, педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА

 

Главной задачей на начальном этапе обучения является представление и запоминание нескольких «кластеров» зрительных стереотипных знаков – нот (длительность, звуковысотность), пятилинейного нотного стана, скрипичного и басового ключей, тактовых черт, знаков альтерации (диез, бемоль, дубль-знаки, бекар), ограниченного набора штриховых и динамических обозначений. К этой же категории можно отнести и «первоэлементы» нотного языка: ноты по порядку в пределах октавы, ноты в порядке «через одну», секунды, терции, другие интервалы, затем трехзвучные аккорды, расширение диапазона интервалов от примы до октавы и далее, ритмические группы и прочее.

Важным условием является постоянное обращение не только к «восходящим» структурам (гаммы вверх от звука, построение интервалов вверх от звука), но и к «нисходящим». Возможно, здесь сказываются стереотипы человеческой цивилизации, которая прочно считает восходящие движения и графику символами обращения к небу, к светлому, к Богу, а нисходящие – к противоположным началам. Тем не менее, музыка трактует нисходящие движения звуков гораздо шире и богаче, и ноты, конечно, должны отражать это содержание, а не быть просто графическим «мусором».

 В процессе изучения нотного языка всегда могут помочь интересные факты из истории появления нот как знаков, жизни средневековых  и других музыкантов, различных средневековых ключей (альтовый, теноровый, другие), необычных инструментов – в общем, всего, что поможет «расцветить» ограниченный, в общем-то, набор нотных символов, дополнить его, объяснить происхождение.

Количество и разнообразие материала может определить, конечно, только педагог в зависимости от успехов конкретного ученика, но, безусловно, можно заострить внимание на необходимости домашнего задания, направленного на прочное усвоение нотного языка: все те же хорошо известные задания на правильное написание ключей, нот, знаков, тактовых черт, построение интервалов, аккордов и так далее. Думается, без самостоятельных домашних упражнений даже самым маленьким вряд ли удастся планомерно продвигаться в освоении непривычной для них системы нотных знаков. Кроме того, это будет полезно и родителям, которые действительно хотят быть в курсе музыкальной части жизни своего ребенка. Думается, что освоение нотной грамоты вызывает у взрослых не меньшую радость, чем у детей. Иногда немного забавно и вместе с тем приятно наблюдать, какая гордость читается на лицах мам и пап, осваивающих вместе с ребенком пусть и не сложные нотные структуры.

Еще одним безусловным подспорьем является воспроизведение небольших песенок со словами, на начальном этапе освоения метро-ритмических элементов это может помочь ребенку осознать гармоническое единство метроритмического ощущения музыки и известных ему (или новых, но понятных) детских и народных попевок, стихотворений, песенок и так далее. Тем более, что такой материал всегда окрашен эмоционально, что является необходимейшим условием для приобщения маленького человека к не всегда простому миру музыки.

Известно, что более взрослые дети могут уже мыслить абстрактными категориями, маленьким же это делать трудно. Но и тем, и другим важна эмоциональная наполненность того музыкального материала, который встречается им на уроках музыки, поэтому и личность педагога играет такую большую роль. Да, педагогу, обучающему маленьких музыкантов, волей-неволей приходится искать и развивать в себе театральные способности, «расшатывать» границы своих эмоциональных реакций. Но ведь эмоции – это и есть то, чего зачастую так не хватает всем современным людям – и большим, и маленьким.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Освоение нотного текста музыкального произведения – интересная и важная творческая проблема музыканта-исполнителя. К ее изучению в своих научных трудах обращались многие крупнейшие музыканты‑исполнители – как практики, так и теоретики музыкального искусства. Каждый автор по-своему рассматривает проблему освоения нотного текста музыкального произведения и излагает отдельные рекомендации, но, вместе с тем, не предлагает какой-либо определенной системы, выраженной в строгой последовательности определенных звеньев работы преподавателя на уроках с учениками.

Более того, некоторые из прославленных пианистов вообще отвергали возможность существования единой системы освоения нотного текста. К числу таких музыкантов относятся, в частности, К. Н. Игумнов и Е. В. Малинин. «Чем больше я живу, — говорил в кругу своих учеников К.Н. Игумнов, — тем больше убеждаюсь в том, что вообще нет какой-то одной догматической системы, которой следовало бы придерживаться на протяжении всей жизни. Все изменчиво, все подвижно, так зачем же здесь держаться за что-то неизменное и застывшее...». Е. В. Малинин по этому поводу высказывался: «Меня, случалось, спрашивают о моих педагогических принципах, просят охарактеризовать мою систему преподавания. Что тут можно сказать? Ф. Лист когда-то говорил: “Наверное, хорошая вещь – система, только я никогда не мог ее найти”».

Важно лишь постоянно помнить, что ноты сами по себе не имеют безусловной ценности (как и буквы, и цифры, и мазки кисти на полотнах художников) – они важны как «ключ» к проникновению в музыкальное произведение, в то, что потрясает людей, заставляет их переосмыслить себя и мир вокруг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Г.М.Коган «О работе музыканта-педагога», «От урока до концерта» вып.1, «Классика – ХХI», 2009.

2. А. Мндоянц « О фортепианной педагогике», «Фортепиано»№1, 2004,

3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением : мет. очерк / Л. Гинзбург. — Изд. 2-е. — М. : Гос. муз. изд-во, 1960. — 119 с.

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз. — 5-е изд. — М. : Музыка, 1987. — 239 с.

5.Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. Савшинский. — М. : Музыка : 1964. — 187 с.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»

Методический доклад

«Проблемы освоения нотного текста

в младших и средних классах»

Выполнил: педагог МХС «ВИТА»

                     Галаева Ю.С.

 

Новокузнецк

 2016

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3

ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА…………..………………………………....4

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА……………………….…6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….…7

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………..….8

ВВЕДЕНИЕ

Любой музыкант (и музыкальный педагог, конечно, тоже) стремится воспроизвести музыкальное произведение целиком, так как лишь целостная форма способна наиболее полно, ярко и убедительно передать слушателю авторский замысел творца музыки. И тем досаднее для музыканта (и маленького, и большого!) «помехи» на пути к цели в виде «непонятных» нот. Довольно часто эти черные значки испытывают терпение педагога на уроке; наверное, мы не погрешим против истины, если скажем, что абсолютно любой ученик (гении не в счет) имеет проблемы в освоении нотного текста в процессе разучивания музыкального произведения, только в разной степени. В данной работе мы постараемся осветить наиболее острые проблемы этого аспекта музыкально-педагогического процесса и возможные пути решения таких проблем.

Начать можно с того, что нота сама по себе – знак многосложный, заключающий в себе не один, но несколько смысловых наполнений: нота как указатель временного отрезка (длительность ноты), нота как указатель звуковысотности, нота как один из способов воспроизведения звука (область музыкальных штрихов, манера извлечения звука из музыкального инструмента). А ведь есть еще один смысловой наполнитель, если можно так выразиться, высшего порядка – его точно и сформулировать-то словами трудно, это наполняемость нот эмоциональным смыслом, тем, что исполнитель черпает исключительно «из себя», тем, что волнует души слушателей и одухотворяет людей, - это и вовсе можно только показать непосредственно на уроке, попытаться эмоционально «заразить» ученика, чтобы оставить в его душе яркий, нестираемый след. И, конечно, нужно понимать, что лишь избранные ученики способны каким-то непостижимым образом быстро и внятно поглощать знания о нескольких ипостасях нот и воспроизводить усвоенное в процессе игры. Остальные, люди со средней скоростью восприятия информации, двигаются в освоении текста с этой же «средней» скоростью. Простое осознание этого факта может помочь избежать ненужного психологического напряжения в процессе освоения нотного текста, особенно с начинающими учениками.

ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА

Человек, приступающий к изучению нотного текста, не сталкивался ранее с такой многомерностью печатного символа (особенно если этому человеку лет шесть-семь и он не из семьи потомственных музыкантов). В самом деле, вспомним: сколько смыслов несет в себе буква русского, например, алфавита? Способ произношения звука, и все. Из огромного множества языков, существующих на планете, лишь считанные заключают в своих символах многозначность. Например, это китайский и вьетнамский (нас как музыкантов интересует «встроенная» звуковысотность символов этих языков, без нее меняется смысл слова). В европейских же языках звуковысотность никак не влияет на смысл символов языка. Это относится и к русскому. Ведь в нем смысл буквы «Р» не изменится от звуковысотной интонации, с которой мы произнесем этот звук.

И вот маленький человек (русский), живший до тех пор в системе «нормального» русского языка, на котором все вокруг говорят и пишут, и, кстати, может быть, хорошо освоивший этот язык, сталкивается с совершенно другим языком – языком музыкальных нот. Да, этот язык универсален, как язык живописи и танца, он, возможно, более древний даже, чем родной язык ребенка, но он и более сложен.

Представляется, что лишь быстрое интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка (вкупе с  терпением и мудростью педагога, конечно) дают возможность освоения этого языка. Наградой маленькому труженику станет ни много ни мало – другое, отличное от не-музыкантов развитие мозга ребенка, и это нелишне помнить самому педагогу и дать понять родителям. Многие исследователи (в различных областях – от психофизиологии до математики) твердо убеждены: занятия музыкой способны дать человеку скачок в его комплексном развитии, то есть как интеллектуальном, так и, конечно, в эмоциональном аспекте.

В этой связи лишь на первый взгляд кажутся удивительными сообщения о наборе в крупные компьютерные компании музыкантов на должности программистов, но ведь психофизиологами давно уже доказано: математика и музыка каким-то непостижимым образом продуцируются одними и теми же областями человеческого мозга. И это не говоря о несравненно более богатом эмоциональном развитии человека, соприкоснувшимся с бесконечно разнообразным миром музыки.

Коснемся еще одного аспекта освоения нотного текста как вида информации – восприятия нотного текста. Восприятие как любой психофизиологический процесс имеет ряд «мешающих» явлений. Имеется в виду целый ряд таких факторов – начиная от состояния зрительного аппарата ученика (вспомним, что какой-то процент детей неизбежно имеет проблемы со зрением) и заканчивая такими описанными и достаточно изученными психологическими явлениями, как, например, избирательное восприятие или стереотипы восприятия. Ведь эти факторы объективны, и педагогу придется их учитывать в процессе работы.

Например, касательно стереотипов восприятия. Иногда они ощутимо мешают в работе (например, когда эмоциональные родители высказываются в духе «У нас в семье никогда не было музыкантов, мы ничего не понимаем в нотах, очень сомнительно, что наш ребенок сможет освоить ноты» и т. д.). Но в то же время признанные педагоги пользуются некоторыми стереотипами – например, нередко можно встретить в нотных учебниках для малышей изображение ноты как улыбающегося человечка (черная головка ноты как дружелюбная рожица).

Еще одним полезным стереотипом для изучения нотной грамоты является, пожалуй, нотный стан. Это некая зрительная константа для музыканта, которая, безусловно, помогает осваивать весь нотный текст. Именно поэтому, думается, изучение собственно нот начинается с запоминания и узнавания (воспроизведения на музыкальном инструменте) отдельных нескольких нот – си первой октавы на средней линейке, ми на первой, фа второй октавы на пятой…

Кстати, можно рассказать ученику, что ноты не всегда жили на пятилинеечном нотном стане, к современному стереотипному изображению человечество пришло не сразу, а через различные интересные варианты в течение нескольких тысяч лет. Это будет дополнительным интересным фактом.

Или, например, явление избирательности восприятия. Применительно к процессу освоения нотного текста можно сказать, что у разных учеников часто можно наблюдать «выпадание» какого-то элемента нотного текста из общего текста. Например, некоторые ученики уже средних классов (10-12 лет) вовсе не обращают внимания на знаки при ключе (знаки альтерации) и бросаются разбирать нотный текст без них. Эта проблема явно растет из начального этапа обучения нотной грамоте, когда понятие музыкальной тональности было каким-то образом обойдено, прежде всего, педагогом.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА

Главной задачей на начальном этапе обучения является представление и запоминание нескольких «кластеров» зрительных стереотипных знаков – нот (длительность, звуковысотность), пятилинейного нотного стана, скрипичного и басового ключей, тактовых черт, знаков альтерации (диез, бемоль, дубль-знаки, бекар), ограниченного набора штриховых и динамических обозначений. К этой же категории можно отнести и «первоэлементы» нотного языка: ноты по порядку в пределах октавы, ноты в порядке «через одну», секунды, терции, другие интервалы, затем трехзвучные аккорды, расширение диапазона интервалов от примы до октавы и далее, ритмические группы и прочее.

Важным условием является постоянное обращение не только к «восходящим» структурам (гаммы вверх от звука, построение интервалов вверх от звука), но и к «нисходящим». Возможно, здесь сказываются стереотипы человеческой цивилизации, которая прочно считает восходящие движения и графику символами обращения к небу, к светлому, к Богу, а нисходящие – к противоположным началам. Тем не менее, музыка трактует нисходящие движения звуков гораздо шире и богаче, и ноты, конечно, должны отражать это содержание, а не быть просто графическим «мусором».

 В процессе изучения нотного языка всегда могут помочь интересные факты из истории появления нот как знаков, жизни средневековых  и других музыкантов, различных средневековых ключей (альтовый, теноровый, другие), необычных инструментов – в общем, всего, что поможет «расцветить» ограниченный, в общем-то, набор нотных символов, дополнить его, объяснить происхождение.

Количество и разнообразие материала может определить, конечно, только педагог в зависимости от успехов конкретного ученика, но, безусловно, можно заострить внимание на необходимости домашнего задания, направленного на прочное усвоение нотного языка: все те же хорошо известные задания на правильное написание ключей, нот, знаков, тактовых черт, построение интервалов, аккордов и так далее. Думается, без самостоятельных домашних упражнений даже самым маленьким вряд ли удастся планомерно продвигаться в освоении непривычной для них системы нотных знаков. Кроме того, это будет полезно и родителям, которые действительно хотят быть в курсе музыкальной части жизни своего ребенка. Думается, что освоение нотной грамоты вызывает у взрослых не меньшую радость, чем у детей. Иногда немного забавно и вместе с тем приятно наблюдать, какая гордость читается на лицах мам и пап, осваивающих вместе с ребенком пусть и не сложные нотные структуры.

Еще одним безусловным подспорьем является воспроизведение небольших песенок со словами, на начальном этапе освоения метро-ритмических элементов это может помочь ребенку осознать гармоническое единство метроритмического ощущения музыки и известных ему (или новых, но понятных) детских и народных попевок, стихотворений, песенок и так далее. Тем более, что такой материал всегда окрашен эмоционально, что является необходимейшим условием для приобщения маленького человека к не всегда простому миру музыки.

Известно, что более взрослые дети могут уже мыслить абстрактными категориями, маленьким же это делать трудно. Но и тем, и другим важна эмоциональная наполненность того музыкального материала, который встречается им на уроках музыки, поэтому и личность педагога играет такую большую роль. Да, педагогу, обучающему маленьких музыкантов, волей-неволей приходится искать и развивать в себе театральные способности, «расшатывать» границы своих эмоциональных реакций. Но ведь эмоции – это и есть то, чего зачастую так не хватает всем современным людям – и большим, и маленьким.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освоение нотного текста музыкального произведения – интересная и важная творческая проблема музыканта-исполнителя. К ее изучению в своих научных трудах обращались многие крупнейшие музыканты-исполнители – как практики, так и теоретики музыкального искусства. Каждый автор по-своему рассматривает проблему освоения нотного текста музыкального произведения и излагает отдельные рекомендации, но, вместе с тем, не предлагает какой-либо определенной системы, выраженной в строгой последовательности определенных звеньев работы преподавателя на уроках с учениками.

Более того, некоторые из прославленных пианистов вообще отвергали возможность существования единой системы освоения нотного текста. К числу таких музыкантов относятся, в частности, К. Н. Игумнов и Е. В. Малинин. «Чем больше я живу, — говорил в кругу своих учеников К.Н. Игумнов, — тем больше убеждаюсь в том, что вообще нет какой-то одной догматической системы, которой следовало бы придерживаться на протяжении всей жизни. Все изменчиво, все подвижно, так зачем же здесь держаться за что-то неизменное и застывшее...». Е. В. Малинин по этому поводу высказывался: «Меня, случалось, спрашивают о моих педагогических принципах, просят охарактеризовать мою систему преподавания. Что тут можно сказать? Ф. Лист когда-то говорил: “Наверное, хорошая вещь – система, только я никогда не мог ее найти”».

Важно лишь постоянно помнить, что ноты сами по себе не имеют безусловной ценности (как и буквы, и цифры, и мазки кисти на полотнах художников) – они важны как «ключ» к проникновению в музыкальное произведение, в то, что потрясает людей, заставляет их переосмыслить себя и мир вокруг.

ЛИТЕРАТУРА

1.Г.М.Коган «О работе музыканта-педагога», «От урока до концерта» вып.1, «Классика – ХХI», 2009.

2. А. Мндоянц « О фортепианной педагогике», «Фортепиано»№1, 2004,

3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением : мет. очерк / Л. Гинзбург. — Изд. 2-е. — М. : Гос. муз. изд-во, 1960. — 119 с.

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз. — 5-е изд. — М. : Музыка, 1987. — 239 с.

5.Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. Савшинский. — М. : Музыка : 1964. — 187 с.