Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями

Зинина Елена Юрьевна

Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

          «Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

                                    Методическое сообщение

             « Индивидуальный подход к детям с особыми    образовательными потребностями на уроках фортепиано»

                                                             Выполнила: преподаватель

                                                              фортепиано  первой категории

                                                                Зинина  Елена Юрьевна

                                                     

                                                     г. Ярцево

                                                              22.11.2017 г.

Содержание

Введение                                                                                                               3

Глава 1. Теоретические основания индивидуализации обучения музыке детям с особыми образовательными потребностями.                                                  

1.1.Основные принципы инклюзивного образования                                      4

1.2.Индивидуализация обучения детей с особыми педагогическими  потребностями.                                                                                                     6

1.3.Обзор наиболее интересных методик в отечественной педагогике музыкального образования.                                                                                  7

Глава 2. Методы индивидуального обучения учащихся с особыми педагогическими потребностями на уроках фортепиано                                10

2.1 Особенности и классификация образовательных потребностей учащихся

2.2 Формы и методы работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями                                                                     13

Глава 3. Практическая составляющая работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями                              19

3.1 Игровые упражнения для развития физиологического

и речевого дыхания                                                                                               24

3.2. Игры для организации пианистических движений                                     26

3.3. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища                           27

Заключение                                                                                                            29

Список литературы                                                                                                30

                                                       2

Введение

   Важнейшей задачей современной педагогики дополнительного образования является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.  Все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Это ключевая мысль  «инклюзивного образования», которое рассматривает  обучение и воспитание детей не только  с нарушениями двигательных функций, речи, зрения, эмоциональной сферы, внутренних органов, но и воспитанники детских домов, приютов и дети из неблагополучных семей с тяжелым социальным или экономическим положением. Поэтому остро встает проблема осмысления в какой среде живет и формируется ребенок. Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка. В их числе низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем значительное число нынешних родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иных сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности.  Данная категория учащихся является одной из самых сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые в последствие будут развиты и приумножены. В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания учащихся, в связи с чем индивидуализация образования детей с особыми образовательными потребностями приобретает особую актуальность.

                                                          3

Глава 1. Теоретические основания индивидуализации обучения музыке детей с особыми образовательными потребностями

  1. Основные принципы инклюзивного образования

Слово «инклюзивный» (от франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю, иначе – «включенное образование»)

Инклюзивными считаются не только учащиеся-инвалиды, но и молодые люди, нуждающиеся по различным причинам в адаптировании для них условий обучения, учебных программ и требующих дополнительного внимания со стороны преподавателей.

К принципам инклюзивного образования относится:

- ценность человека, не зависимая от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе ровесников;

Инклюзивное обучение предполагает создание максимально благоприятных условий для обучения всех категорий учащихся, включая и основной контингент здоровых учеников.

   Появившиеся во второй половине XX века прогрессивные педагогические концепции музыкантов-педагогов Т. Аникиной, А. Артоболевской, М. Берлянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина основаны на новых принципах музыкального образования. В них даны теоретико-методические основы и апробация содержания работы с учащимися на

                                                           4

разных этапах обучения, построены модели отношений между

музыкальным произведением и исполнителем, учеником и педагогом, педагогом и музыкой.

   Уникальной можно считать методику дошкольного музыкального воспитания детей - Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.

   Тем не менее, на практике весь этот значительный объем теоретико-методических материалов не давал возможности эффективного применения для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями Данную проблему возможно  решить только индивидуализацией обучения, которая будет успешной в том случае если преподаватель:

- знает и педагогически дифференцирует индивидуальные психофизиологические особенности каждого учащегося;

- владеет различными методиками и методами работы с детьми с особыми образовательными потребностями и отбирает наиболее эффективные для формирования исполнительских навыков учащихся;

- анализирует успехи и неудачи детей и впоследствии на основе выводов намечает способы профилактики ошибок и неудач.

                                                         5

1.2 Индивидуализация обучения детей с особыми педагогическими потребностями.

   В данной работе рассмотрены следующие категории учащихся с особыми образовательными потребностями:

- учащиеся из неблагополучных семей;

-учащиеся с задержкой в развитии, связанной с физическими проблемами;

- гиперактивные и «неконтактные» дети

   Очевидно, что для этих категорий учащихся необходимы особые приемы и методы педагогической работы. 

Индивидуализация обучения позволяет полностью адаптировать содержание, методы, а главное темп учебной деятельности учащегося с особыми образовательными потребностями.

   Говоря об индивидуальном подходе, следует заострить внимание на оптимизации учебного процесса..

Оптимизация (от лат. optimus -- “наилучший”) в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств и действий.

   Учебный процесс будет оптимальным в том случае, если его высокий результат достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей. Оптимизация процесса обучения предполагает тщательный анализ и учет особенностей индивидуального развития ребенка. Также оптимизация предполагает, что каждый школьник достигает высшего для себя уровня. Следует учесть, что при очевидных различиях у детей с особыми образовательными потребностями, их успехи и достижения также будут отличаться.

                                                          6

1.3 Обзор наиболее интересных методик в отечественной педагогике музыкального образования.

 

   Для успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями педагог должен владеть достаточными знаниями разных методик, созданных в авторских фортепианных школах.

   Фортепианная педагогика, как ветвь музыкальной педагогики, насчитывает не более полутора столетий своей истории. За это время она активно развивалась и претерпевала изменения. Формирование методик начиналось с «любительского» преподавания. Навыки, приемы передавались в прямом смысле из «рук в руки». Только в начале ХIХ века появились пособия, написанные выдающимися преподавателями того времени: Ф. Калькбреннером и К. Черни.

   Позже началось разделение на академическую, традиционную и комплексную методики обучения. Наиболее привлекательной на современном этапе представляется методика комплексного обучения. Она предполагает изучение всех компонентов музыкального искусства (музыкального языка) в их взаимосвязи. Речь идет о синтезе дисциплин, возможности учащегося постигать не только классический репертуар, но и эстрадный, возможность осваивать джазовые стандарты, открывать возможности импровизации, работе над композицией и т.д. Используя взаимопроникновение музыкальных дисциплин, ученик быстро осваивает свободное владение фортепиано или голосом. А по-настоящему свободное владение инструментом- это и чтение нот, и подбор по слуху, и сочинение музыки, и пение, и аккомпанемент. Комплексная методика обучения игре на фортепиано строится на изучении произведений различных музыкальных направлений и стилей (от классики до авангарда), что способствует

                                                           7

расширению музыкального кругозора ученика, подразумевает слушание  музыки с обязательным анализом прослушанного материала и применением сделанных выводов на практике. Благодаря такой методике обучения ученики достаточно глубоко и свободно разбираются в музыке, понимают суть и особенности музыкального языка.

   В этом плане очень интересны методики Л.А.Борембойма « Путь к музицированию», в которой он создал методику музыкального обучения, направленную на гармоничное развитие личности начинающего пианиста. Основные принципы его метода -  это духовно-нравственное развитие ученика в процессе работы над музыкальными произведениями, активизация творческих сил учащихся, диалогическое взаимодействие ученика и учителя, целостность педагогического процесса (обучение - воспитание - развитие).

   В историю фортепианной педагогики вошел педагог-реформатор Т.Лешетицкий, распростронивший более рациональные методы пианистического обучения.

 Охарактеризуем основные принципы методической системы Лешетицкого:

1. Постановка руки

Постановка слегка согнутого 1-ого палеца под углом 45 градусов; "арка" между 1 и 5 пальцами; выправленность вовне косточек суставов, соединяющих пальцы с запястьем; ощущение "мяча" в руке; вертикальное положение последних фаланг 2-5 пальцев в пальцевой пассажной технике; особенно высокое положение купола кисти в двойных нотах и октавах.

2.Большое внимание выработке пальцевой техники.

                                                          8

3.Систематическая работа над воспитанием концентрации внимания (выучивание фрагментов, затем вплоть до пьесы целиком, без рояля, внутренним слухом)

4.Традиционная для современной методики работа над звуком, над дифференциацией звучности по вертикали, над кантиленой и естественностью фразы, над стилем и т.д.

5.Широкий взгляд на воспитание пианиста - важность теоретических знаний, включая обучение композиции.

6. Индивидуальный подход к ученику.

   Особый интерес представляет собой методика Т.Юдовиной-Гальпериной « За роялем без слез..» В ней присутствуют идеи гуманистической педагогики, сделан упор на «здоровьесберегающую педагогику». Данное пособие затрагивает как раз детей с особенными педагогическими потребностями: дети-левши, дети с речевыми расстройствами. Затрагивая в своей работе только преподавание фортепиано, Т. Юдовина-Гальперина, открыла множество граней воспитания и «взращивания» маленького человека. Весь смысл её методики - обучение всех детей независимо от их способностей.

                                                            9                                                        

Глава 2. Методы индивидуального обучения учащихся с особыми педагогическими потребностями на уроках фортепиано

2.1 Особенности и классификация образовательных потребностей учащихся.

   Дети с особыми образовательными потребностями – это не так давно возникший термин . Он предполагает работу как с психофизическими нарушениями ( слабослышащие, слабовидящие, дети с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата), так и не имеющими таковых.

 В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социально-культурными факторами. Сюда можно отнести труднообучаемых, сверхактивных, сврхпассивных, с нарушениями в общении (конфликтность, агрессивность, сквернословие..)

Знание происхождения недостатков развития, в том числе его природной или социальной обусловленности предоставляет педагогу необходимый набор данных для планирования индивидуальной программы ориентированной на конкретного ученика.

Сталкиваясь с таким ребенком, педагог обязан знать, в какой семье он  растет. Это может быть педагогически некомпетентная семья, где возможны такие стили воспитания, как  авторитарный, попустительский. В конфликтной семье преобладает агрессия и грубость, что заставляет ребенка находиться в постоянном стрессе.

   Существуют ещё два вида детей с особыми педагогическими потребностями: гиперактивные и «неконтактные» дети.

   «Гиперактивные» или дети с синдромом дефицита внимания достаточно часто встречающийся вид детей, требующий  особого педагогического подхода. Такие дети имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету и шуму, плохо спят, во время бодрствования

                                                          10

подвижны и возбуждены. Впоследствии они, труднообучаемы, плохо усваивают материал, их внимание рассеяно, отчего возникают проблемы в обучении и усвоении необходимых знаний.

«Неконтактные» дети- более широкое понятие. Под ним подразумевается:

  1. Дети с пассивным поведением.

Основные причины пассивности школьников:

· пониженная интеллектуальная активность;

· недостатки физического здоровья;

· дефекты развития физического и психологического характера.

Ненастойчивые дети. Им присуще ленность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости.

 Упрямые, грубые и лживые дети.

   Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. Ребенок может проявить грубость в состоянии переутомления. Лживость детей вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание окружающих, желание прикрыть совершившего проступок товарища.

4. Дети с психическими и физическими отклонениями(в том числе и с хроническими заболеваниями)

Дети с различными физическими, речевыми и другими недостатками. При наличии у ребенка какого-либо из этих дефектов и при неправильном отношении к нему окружающих у него может возникать чувство неполноценности, которое и приводит к нарушениям общения.

                                                             11

Дети склонные к депрессии

   Эмоциональные колебания, как у маленьких детей, так и у старших, бывают вызваны неблагоприятной ситуацией. Это может быть ссора родителей, временный отрыв от матери, болезнь, неприятности в школьном коллективе, плохие отметки. Отличительной особенностью детской «депрессии» является отсутствие ярко выраженных жалоб. Ребенок сам не сможет сформулировать конкретно, что с ним происходит. По таким симптомам как резкое нарушение здоровья, обострение основного заболевания, сна и аппетита, изменение поведения, отставание от программы обучения можно заключить то, что у ребенка «депрессия».

                                                         12

  1. Формы и методы работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями

   Работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует разработки индивидуального подхода и специальных педагогических методов.

   Изначально рассмотрим основные, общедидактические принципы:

1) Принцип индивидуального подхода к обучению.

 Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с особыми педагогическими потребностями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп, организацию и использование специфических приемов и способов музыкально-педагогической работы.

2) Принцип опоры на сенсорное восприятие:

предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие материала с подключением различных органов чувств. Зачастую используются несколько видов наглядных средств:

-образные (слайды, фильмы, иллюстрации, картинки)

- условно-символические (знаки, схемы)

- предметные(игрушки, макеты, муляжи)

Наглядные средства подбираются строго индивидуально, в зависимости от восприятия ученика.

3) Принцип последовательности и систематичности.

   Учитывая данный принцип, педагог, формирует целостную систему  

                                                         13

знаний, навыков и умений, что необходимо для овладения инструментов. Обучение ребенка строится по одной системе- от простого к сложному. Стоит при разработке плана обучения так же учитывать межпредметные связи (с сольфеджио, хором и так далее), что позволит сформировать у учащегося целостную картину не только музыки, но и мира.

4) Принцип прочности усвоения материала

   У детей с особыми образовательными потребностями отмечается трудности при запоминании учебной информации. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей

5) Принцип активности и сознательности в обучении.

   Ребенок сам активно участвует в процессе обучения. Снижение уровня активности ,

 слабость познавательных интересов, отсутствие учебной мотивации существенно влияют на успешность освоения учебной программы ребенком. Поэтому педагог должен применять методы и приемы, стимулирующие субъективную активность обучаемого.

6) Принцип доступности.

   Данный принцип обязывает педагога учитывать возрастные, психофизические особенности учащегося. Опираясь на это знание, выбирать посильные задачи, при этом нежелательно как облегчать, так и чрезмерно повышать трудность учебной информации. При выборе  произведений необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. При все при том, репертуар должен быть разнообразным.

                                                            14

7) Принцип связи теории с практикой.

   Обучение на инструменте непосредственно связанно с постоянной концертной деятельностью, участие в зачетах, экзаменах.

По способу передачи информации можно выделить три группы методов:

1) Словесные: - рассказ (монолог педагога, содержащий необходимую учебную информацию)

· объяснение (комментарии, в которых открываются существенные признаки и связи)

· беседа (диалог между учеником и преподавателем)

Рассказ должен быть лаконичным, изложение материала требует эмоциональной окраски и выразительности. Беседа же должна быть понятна, вопросы должны быть четко сформулированы и понятны ребенку.

Словесные методы должны сочетаться с применением наглядных и практических методов.

2) Наглядные методы включают в себя:

· наблюдение (это восприятие объекта или явления, планируемое педагогом, может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое)

· демонстрация (это показ предмета, явления или действия)

Несколько видов наглядных средств:

· средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);

                                                       15

· средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);

· условно-символические средства (формулы, символы, схемы).

   В работе с детьми с особыми образовательными потребностями, наглядные методы наиболее важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как: рассеянность внимания, медленное реагирование на новый материал, трудности в усвоении новой информации. Вследствие этого, иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

3. Практические методы.

· упражнения;

· продуктивная деятельность;

· опытно-экспериментальная деятельность

   Характерными для всех категорий детей с особыми образовательными потребностями являются: существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в игре на инструменте.

   Очень важно при работе с учащимися с особыми педагогическими потребностями применять методы «поощрения», «стимулирования интереса». Педагог должен всегда помнить, что дети различаются и по уровню моральной подготовки, и по физическому здоровью. 

                                                          16

Поэтому, из всего многообразия различных методик необходимо подбирать только те, которые смогут помочь конкретному ученику.

   Одной из важных задач на уроках с детьми с особыми педагогическими потребностями является создание условия для сохранения здоровья учащихся. Используя правильные методы, педагог может помочь ребенку снять нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус. К таким методам относятся:  музыкально-дидактические игры и занимательные упражнения. Они ориентированы на развитие коммуникабельности, моторики (как мелкой, так и крупной), ощущения пространства, развитие слуховой памяти, внимания, координации движений, чувства ритма. Восприятие такой музыкотерапии может быть как пассивным, так и активным. В первом случае педагог выбирает лучшие образцы  мировой музыкальной классики, которые благотворно действуют на детей. Активная музыкотерапия предполагает участие в играх, выполнение определенного вида упражнений. Музыка должна быть созвучна настроению и характеру действий ребенка. Педагог должен найти способ выражения для соответствующих эмоций ребенка. Это может быть рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов. Рисование под музыку очень хорошо раскрывает индивидуальность « неконтактных» детей. А совместное музицирование  помогает установить с ребенком более тесные эмоциональные отношения.

   Следует отметить также применение упражнений для физической подготовки ученика. Это упражнения и на развитие моторики, ритма, дыхания. 

   Немаловажным в работе с «проблемными» учениками является ориентированность на семью. Без должной помощи родителей, процесс

                                                              17

обучения музыке ребенка становится очень сложным. На начальном этапе обучения следует активно привлекать родителей в процесс обучения. Оставаясь один на один с инструментом, ребенок не сможет выполнить поставленные задачи.

   Успешность освоения программы обучаемым во многом зависит от личности самого педагога. Стоит отметить, что у хорошего педагога в классе всегда дружелюбная атмосфера. Настоящий педагог-музыкант стремится к постоянному совершенствованию. Он должен поддерживать интерес ребенка к обучению, учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей разных возрастов, отличаться энергией, быть чутким и внимательным.  А для этого важен самонастрой педагога перед занятием, необходимость использовать свои душевные ресурсы, опираясь на умение вызывать у себя творческое состояние.

   Одним из важных условий можно считать оценку. Правда, не очень понятно, как можно оценить творчество. И все ж оценка нужна. Не стоит забывать, что в таком обучении ребенок не соревнуется с другим ребенком. Прежде всего, он растет над собой. Поэтому для каждого ученика- своя шкала оценок.. В этом возрасте все неудачи учеников - прежде всего неудачи и ошибки учителя.

                                                             18

Глава 3. Практическая составляющая работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями

   С целью разработки   комплекса специальных методов обучения учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано, необходимо предварительно провести работу:

-по выявлению исходного уровня музыкальных способностей детей с ОПП

- изучить и дифференцировать индивидуальные образовательные потребности учащихся;

- определить уровень мотивации к игре на фортепиано;

-проанализировать возможности семьи в помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Возможные методы исследования: опрос, беседа, анкетирование.

Основными параметрами дифференциации индивидуальных образовательных потребностей учащихся стали: психологические особенности, физическая активность, музыкальные способности.

1. Психологические особенности

Оцениваются по двум критериям: память(слуховая и кратковременная) и внимание.

Для оценки обозначено три уровня:-

-высокий  (ребенок сосредоточен, запоминает мелодию и зрительный образ,

                                                           19

выполняет поставленную задачу);

-средний (ребенок не всегда сосредоточен, относительно быстро запоминает мелодию и зрительный образ, поставленную задачу выполняет с ошибками);

- низкий (ребенок рассеян, плохо запоминает мелодию и зрительный образ, задачу не выполняет).

2. Физическая активность оценивается по трем уровням:

- высокий уровень (ребенок в течение урока активен, подвижен, в рабочем тонусе пребывает 25-30 минут )

-средний уровень (ребенок достаточно активен, в рабочем тонусе пребывает 15-20 минут)

-низкий (ребенок вялый на протяжении всего урока, капризничает, быстро устает, рабочий тонус не более 10 минут)

3. Музыкальные способности являются одним из основных

параметров в обучении. Диагностике подвергаются эмоциональная отзывчивость на музыку, чувства ритма, темпа и динамики.

Выделены три уровня:

-высокий (ребенок эмоционален, проявляет активный интерес, быстро осмысляет задание, точно его выполняет без помощи взрослого);

-средний уровень (ребенок не очень эмоционален, интерес проявляет слабый, задание выполняет быстро, но при помощи взрослого)

                                                       20

-низкий уровень  (малоэмоционален, отсутствие интереса, не способен к самостоятельности)

Проанализировав данные параметры, учащиеся были условно разделены на четыре группы:

I. Гиперактивные дети:

- дети с повышенной физической активностью и средними или низкими показателями психологических особенностей(память и внимание)

II. Неконтактные дети:

- дети со средней или низкой физической активностью и средними или высокими психологическими особенностями (память и внимание)

III. Дети с ослабленным здоровьем:

- дети с проблемами здоровья, низким уровнем физической активности и со средними психологическими особенностями.

IV. Дети из неблагополучных семей:

- дети из проблемных семей, с высоким уровнем физической активности и с низкими психологическими особенностями.

Музыкальные способности рассматриваются строго в индивидуальном порядке.

Для всех категорий учащихся с особыми образовательными потребностями рекомендуется использовать методы: игровой,  демонстрационный,

                                                        21

словесный, специальные упражнения. Для гиперактивных детей рекомендуется также метод оценочный; для неконтактных – метод убеждения; для детей из неблагополучных семей – метод повторения.

Представлен примерный урок для группы гиперактивных детей:

Цель урока - заинтересовать ребенка, увлечь процессом работы при этом развить усидчивость и старание.

Методика - Урок начинается с «веселой разминки». Ребенку предлагаются упражнения для ручек, спины. Это служит не только для разминки игрового аппарата, но и для освобождения, концентрации и разрядки. Разминка длится не более 5 минут, повторяется через каждые 15 или по необходимости.

Включает в себя:

а) махи руками: «Мельница», «Березка»

б) упражнения на мелкую моторику: «Пальчики», «Платочек»

в) быстрые упражнения: « Я на корточки присяду», «Прыг-скок»

После разминки можно приступить к основным занятиям.

В занятиях же можно выделить три подпункта:

1) разучивание;

2) закрепление игровых умений и навыков;

3) повторение;

                                                           22

«Разучивание» для гиперактивных детей это один из самых сложных процессов.

Было предложено разучивать в три этапа: мелодию спой, мелодию прохлопай, мелодию проиграй.

После правильного выполнения всех трех полагающих, должна идти разминка. Неоднократное повторение, объяснение материала в игровой форме  - основной метод работы преподавателя.

«Закрепление умений и навыков» проходит по схеме: знание- навык- образ.

Поскольку материал уже разучен, нужно работать над навыками - музыкальное движение, ритмические особенности, прикосновение к инструменту, звук (legato, staccato, non legato). Путем беседы - рассуждения с ребенком создается художественный образ, с помощью которого можно объяснить те или иные качества музыки.

«Повторение». На данном этапе у ребенка должно возникнуть желание самому играть и объяснять преподавателю особенности произведения.

Это будет главным и основным показателем правильности работы над  репертуаром.

   Дети с особыми образовательными подробностями имеют ряд психофизических особенностей. Поэтому в проведении урока следует придерживаться особых принципов:

 1. Для таких детей характерна высокая утомляемость, неустойчивость настроения, метеозависимость, что составляет принцип психодинамической

                                                23

разгрузки, т.е. чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности.

2. Низкий уровень познавательного интереса предполагает стимуляцию мотивационной составляющей, включающей в себя принцип наглядности, использование четких иллюстраций, связанных с повседневной жизнью ребенка и окружающего его мира.

3. Недоразвитие высших психических функций (мышление, внимание, память) предполагает принцип системности, т.е. определенную последовательность в проведении урока, чередование методических приемов, повторяемость материала.

С целью иллюстрации вышеизложенных принципов необходимо отметить следующие основные виды деятельности на уроке:

3.1 Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

  •  «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
  • «Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
  • «Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

                                                                24

  • «Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
  • «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.
  • «Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
  • «Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.
  • «Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
  • «Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.
  • «Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

                                                       25

3.2 Игры для организации пианистических движений

ВОТ ЛЯГУШКИ

(Ладони “прыгают” по коленям (столу).

Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью

Скачет вытянувши ножки: делать ладонями хороший толчок вверх.

«Ква, ква. Ква, ква. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются

Ква,ква. Ква, ква.» пальцы(приговаривают “ква-ква”)

 

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка (Бегут пальцами обеих рук по столу или

коленям.)

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком,

заглядывают в него.)

И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)

«А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на

тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой “бок”.)

Такого непослушного (Щекочут пальчиками то одну, то другую

ладошку.)

Я буду щекотать!»

 

ПАУЧОК

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью,

а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке,

                                                             26

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены,

выполняют стряхивающее движение(дождик)).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы

растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)

3.3. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища

«Пароход»

Упражнение выполняется сидя на стуле.

Ванна – море.        - Описываем руками большую ванну вокруг себя.

Я – пароход.        - Руки вытянуть вперед, кончики пальцев соединить (образуется «нос корабля»).

Полный назад!        - Как можно дальше откинуться назад

Полный вперед!        - и как можно дальше подать туловище вперед.

Право руля!        - Наклоны вправо и влево.

Лево руля!

Мчусь я по морю,        .- Отрывать ноги от пола, высоко

Ногами бурля.        поднимая колени.

Я бы доплыть        - Покачивания вперед и назад.

До Австралии мог,

Но у соседей         - Ладони приложить к щекам.

Протек потолок.

«Мишка»

Упражнение на сочетание расслабления и активации движения. Первый

                                                   27

раз игра идет в очень медленном темпе, далее темп ускоряется.

Шел Мишка к броду,                        - Ходьба на месте.

Бу-у-лтых в воду!                - На слог выделенный жирным шрифтом, сесть на стул.

Уж он мок, мок, мок,        - Руки как плети двигаются назад и вперед.

Уж он кис, кис, кис.        - Расслабленное туловище «падает» и лежит на ногах, голова и руки также полностью расслабляются.

Вымок, выкис,        - Чуть-чуть пошевелиться в таком расслабленном состоянии.

Вылез,         - Поднять туловище,

Высох.        - выпрямить спинку, потрясти головкой.

Стал на колоду -         - Встать.

- бу-у-лтых в воду!                - Игра начинается сначала, но быстрее.

                                                   28

Заключение.

С внедрением понятия инклюзивного образования, появилась необходимость в индивидуальном подходе к учащемуся и в личностно-ориентированной педагогике.  Выбор темы обоснован недостаточной освещенностью проблемы ,  а также её актуальностью с учетом ориентации на ребенка и его индивидуальные образовательные потребности.

   Целью данной работы  было :выявление возможностей и условий, а также разработки эффективных методов индивидуального обучения учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано в ДМШ.

   Индивидуализация обучения музыке детей с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано будет успешной, если педагог знает и педагогически дифференцирует индивидуальные психофизиологические особенности каждого учащегося; владеет различными методиками и методами работы с детьми с особыми образовательными потребностями и отбирает наиболее эффективные для формирования исполнительских навыков учащихся; анализирует успехи и неудачи детей и впоследствии на основе выводов намечает способы профилактики ошибок и неудач.

                                                                         29

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: учеб. для муз. вузов. В 3 ч. Ч. 1-2 / А.Д. Алексеев. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988

2.  Алиев Э.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] (б-ка учителя музыки) - М.: ВЛАДОС, 2000.

3.  Баренбойм Л.А. Путь к музицированию / М., «Советский композитор», 1979-

4.  Зимняя И.А. Педагогическая психология / Ростов-на-Дону, 1997.

5.  Коган Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс [Текст] //; Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983

6. Крылова Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности учреждений дополнительного образования [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / Н.Г. Крылова. - Кострома, 1999. 

7. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений (доинструментальный период). – Екатеринбург, 1994. 

8. Смирнов, А. А. Инклюзивное музыкальное образование [Текст] : зарубежный и отечественный опыт / А. А. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2015

9.  Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков: Л., «Музыка», 1985

10. Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или я - детский педагог» / СПб; Изд-тво "Союз художников" , 2002 г.

                                                           30