Мастер-класс для воспитателей "Звуки, ритмы и слова. Элементарное музицирование в группе" (видео)

Жданович Евгения Сергеевна

Применение музыкально-игрового материала в рамках учебно-воспитательного процесса в группе. Ссылка на видео: https://youtu.be/1JUyVLm_cag

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx337.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»

Мастер-класс для воспитателей

 «Звуки, ритмы и слова. Элементарное музицирование в группе»

Подготовила: музыкальный руководитель

Жданович Е.С.

        Канск 2017 г.        

«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

                                                                                  Т.Э. Тютюнникова 

 Цель: Знакомство воспитателей, участников  мастер-класса с  основами  элементарного музицирования  и  применением игрового материала  в рамках учебно-воспитательного процесса в группе.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса  с  создателем педагогической системы  «Шульверк» Карлом Орфом; автором методики «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой;

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на  использование новых технологий в  своей практике;

-создать условия для обретения большинством педагогов своего  профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать  потребность раскрытия творческого потенциала в музыкально-игровой деятельности.

 Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами и для них без участия детей;

-лекция с элементами презентации +практическая работа.

Оборудование:

-проектор;

-различные музыкальные, шумовые  инструменты, грецкие орехи, пластиковые стаканчики, бабочки из гофрированной бумаги, большой отрез легкой ткани.

Структура мастер – класса:        

  1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

  1. Теоретическо - демонстрационная часть.

Определение термина «музицирование».

Основоположники музицирования.

Значение элементарного музицирования для развития ребенка.

  1. Практическая часть.

Знакомство с  речевыми играми, которые воспитатель может применить в работе с детьми в группе.

     4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

   

  Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
  2. Теоретико-демонстрационная часть.

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край.  Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Идея широко использовать речь  в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу.  

 Его педагогическая система “Шульверк. Музыка для детей” – это новый подход к музыкальному воспитанию детей, учитывающий интересы, возможности и потребности каждого ребёнка. Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. В основе этой педагогики -  общность  выразительных средств  речи и музыки,  прежде всего ритма.  К. Орф  в своём труде собрал фольклорную музыку своего народа и некоторых др. народов. Фольклор зародился из элементарной музыки (речь, движение, игра, ритм…)  Музыка находится внутри человека, это стихия! «Стихия по-немецки «das Element».  Отсюда и суть слова «элементарное», не  примитивное, а наполненное, внутренне, что находится внутри человека.

Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Ученые доказывают, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, поэтому необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. Именно методика Карла Орфа очень эффективна в этом направлении.

  Значительный вклад в продвижение и распространение идей Орфовской педагогики в России   внесла практик-новатор Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Татьяна Эдуардовна   разработала структуру программы, которую можно представить как учебную.

Эта программа  дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей с особенными  образовательными интересами (ООП). Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство оказывают лечебное воздействие. Система К.Орфа обладает рядом достоинств для таких детей. Для занятий с ними не требуется специального музыкального образования, поэтому вместе с музыкальным руководителем активное участие могут принимать другие специалисты, воспитатели.

Элементарное музицирование – это устный вид деятельности, основанный лишь на «здесь и сейчас».  Все элементы музицирования короткие и простые, и ребёнок может их очень просто запомнить и уже работать дальше с этим материалом,  варьировать, пробовать различные варианты, что само по себе и является процессом творчества.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО РАБОТА\МАСТЕР КЛАС ПОМУЗИЦИРОВАНИЮ\IMG_3995.JPG

Идея элементарного музицирования созвучна и с ФГОС, так как по ФГОС к музыкальному воспитанию  и в общем, к дошкольному воспитанию, предъявляется ряд условий:

— обучение должно происходить в игре;        

— дифференциация и индивидуализация обучения;

— обучение детей в творчестве, в соответствии с интересами и собственного видения ребёнком образовательного процесса и результата.

Шульверк – это удивительный мир творчества, музицирования, исследования! Т.Е. детское творчество через игру на муз. и шумовых  инструментах, через создание своих собственных движений, через аккомпанирование и пение небольших детских песенок.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует: преодолению речевых нарушений; правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры;  развитию координации движений человека, умению владеть своим телом, согласовывая свои движения в соответствии с разнообразным характером  музыки; учит пространственной ориентировке.

А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты. Термин «звучащие жесты» принадлежит  Гунильд Кетман. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:                                                                                                           - хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);                                                                                                                             - шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);                                                       - притопы (всей стопой, пяткой, носком);                                                                                        - щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).                  Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Видимо, поэтому и существует у всех народов мира.

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей. Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами. А затем уже и более сложная форма – синтез жестов, игры на музыкальных и шумовых  инструментах и движений.  

Итак, играем на своих музыкальных инструментах.

3. Практическая часть

Речевая игра  со звучащими жестами «Тюшки – тютюшки»

На развитие ритмического чувства детей

Звучащие жесты здесь являются самым эффективным средством в работе не только с детьми, но и со взрослыми. Педагог декламирует речевой зачин, а затем сначала вместе с детьми, а потом и дети самостоятельно, исполняет ритмы с одновременным их слоговым проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах и т.д.

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё-пы-шлёп!

Тюшки-тютюшки, хлопушки-шлепушки!

………………….. сделай топотушки!

 …………………. сделаем щелкушки! И т.д.

Речевая игра  со звучащими жестами«мячик»

На развитие чувства метроритмической пульсации через  телесное чувство, слух и зрение (3-4 занятия)

  1. Продекламировать стихотворение со шлепками по коленям, «ладошки будут прыгать как мячики».
  2. Стучать маракасами из киндеров по коленям.
  3. Дети прыгают как мячики под бубен или барабан.

        

Музыкальная игра «приветствие» (в круге; гуляя врассыпную по залу), муз.  Лео Делиба

  • Дети садятся в круг. Каждый придумывает какое-нибудь насекомое: бабочки, мухи, пчёлы и шмели, божья коровка и т.д. Под музыку Лео Делиба воспитатель начинает пальчиками «ползать» по своему телу, на концы фраз,  дважды хлопая в ладоши и завершая движением. В средней части все насекомые начинают летать (руками), а потом опять «ползают»
  • Врассыпную гуляют по залу, улыбаясь друг другу! На конце фраз встречаются с тем, кто в этот момент оказался рядом, и говорят ему «Привет!», два раза хлопают в ладоши. В средней части хлопают и кружатся.

«Взял- отдал»

                Ритмическая игра с орехами        

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов  4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

«Кашка»

Ритмическая игра предметом (пластиковый стаканчик)

Кашку я себе варю,

Ложечкой мешаю.

 Сколько кашки посмотрю

И соседа угощу.

  • Дети с педагогами, сидя на полу в круге исполняют песенку с предлагаемыми ими звучащими жестами. Если желающих мало педагог может спросить: «А кто ещё хочет?». Если много – сказать: «И последний будет…»
  •  Педагог раздаёт детям пластиковые стаканчики и  вместе с  детьми поёт песенку. Дети с пением передают стаканчик по кругу друг другу. Нужно следить за одновременной передачей и остановкой (по фразам). Со временем можно поменять направление движения, увеличить скорость передачи.
  • Придумывают, как могут звучать стаканчики: стучать, шуршать по полу, можно щёлкать по стаканчику и т.д. Сначала дети повторяют движения со стаканчиком за педагогом. Затем дети сами стучат.
  • Можно предложить спеть одному ребёнку, а остальным сыграть.
  • А ещё можно пометить один стаканчик: например, наклеить внутри картинку, тогда и заглядывать в стаканчик будет интереснее.
  • А дальше ваша фантазия!!!!!!
  • Можно оживить героев песенки. Сначала, стоя в круге, затем двигаясь. Кастрюля – хоровод – двигается по кругу. Внутри – хоровод – кашка. Кто-то из детей озвучивает на инструментах, как каша «пыхтит», «шуршит»; крышка от кастрюли стучит и т.д.

Танцевальная импровизация «мотылёк»

Интеграция звука, движения, тактильных и двигательных ощущений.

 

  • ПРЕЛЮДИЯ К ТАНЦУ (Развитие коммуникативных навыков, умения видеть другого, эмоционально вовлекаться в общение, профилактика заболеваний дыхательных путей). Дети (и  воспитатель) сидят полукругом. Звучит пьеса С. Майкапара «Мотылёк». Педагог медленно проходит перед ними, осыпая всех разноцветными «мотыльками» (маленькие кусочки гофрированной бумаги разных цветов, скрученные в виде бабочек).  Каждый выбирает себе мотылька, кладёт на ладонь. Подключаем текст.

Мотылёк сел на ладошку –

Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай…

Улетел! Ай!

Проговариваем текст, в завершении фразы дуем на мотылька. Затем можно предложит: «А теперь дуем на соседа!».

  •  (Насыщение сенсорными ощущениями, развитие произвольного внимания, выдержки и терпения, умения работать в команде, играть по правилам, регулировать мышечный тонус). Педагог разворачивает большое полотно ткани и предлагает детям собрать всех мотыльков, приговаривая:

Мотылёк, мотылёк!

Ты лети к нам на лужок! – 2 раза

Взрослые держат ткань за углы. Когда мотыльки  собраны, все берутся за края полотна, расправляют и вздымают в ритм стиха.

Мотылёк, мотылёк,

Прилетел к нам на лужок!

Крылышками машет,

 С бабочками пляшет!

Постепенно все мотыльки разлетаются в разные стороны.

  • (Формирование способности слушания и слышания в движении). Педагог предлагает детям самим превратиться в мотыльков и «полетать на полянке», оговаривая правила: музыка останавливается – и мотыльки присаживаются на цветочки.
  • ПОТОМ можно предложить поделиться на «мотыльков» и «музыкантов»…….

C:\Users\1\Desktop\ФОТО РАБОТА\МАСТЕР КЛАС ПОМУЗИЦИРОВАНИЮ\IMG_4030.JPG

«Волшебные булки»

Речевая игра со звучащими жестами

Стоя в кругу, хлопаем «Остинато» (2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть)

Раз, два, всем привет!

Побежали, прибежали дружно все в буфет.

А теперь назад идём,

Булки все жуём.

С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т.д.

Предложить педагогам придумать жесты и движения к тексту.

  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Я постаралась рассказать о    возможности применения музыкальных речевых игр в воспитательно-образовательном процессе в  группе. Подведем итог.  Составим алгоритм работы с текстом.

  1. Озвучивание текста с помощью звучащих жестов.
  2. Озвучивание текста с помощью звучащих жестов с добавлением инструментов.
  3. Текст + инструменты + танцевальная импровизация.

Как по вашему мнению прошел мастер-класс?

И в конце нашей встречи я хочу подарить вам буклеты с играми, которые вы можете смело применять в своей практике.

Благодарю вас за внимание!


 

Комментарии