Сообщение на заседании отдела"Освоение позиций на скрипке в начальных классах ДШИ"

Кузора Татьяна Владимировна

Сообщение на тему "Освоение позиций на скрипке в начальных классах ДШИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzora_t.v._doklad.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

 «Освоение позиций на скрипке в начальных классах ДШИ»

                                                                               

                                                                              Подготовила:

                                                                                 Кузора Т.В.

                                                                 Преподаватель класса скрипки

                                                   Покачи 2017

              Позицией называется положение левой руки (и пальцев) в определенном месте грифа. Принято различать позиции в зависимости от положения на грифе первого пальца левой руки. Перемещение руки от одной позиции к другой называется сменой позиции или переходом. В работе над сменами позиций должны быть определены два основополагающих момента:

 1. Воспитание четкого предощущения крайних границ интервала и слухового контроля происходящего.

 2. Воспитание четкой двигательной координации и общего настроя всех частей руки, особенно кисти и пальцев. Важно подчеркнуть, что практически при любом движении левая рука действует целостно, изолированных движений пальцев (тем более других частей руки) физически быть не может. Любое движение является комплексным, сблокированным с предыдущим и последующим.

В основе техники переходов в позиции лежит координация между вертикальным движением – падением и подъемом пальцев, и горизонтальным движением – перемещение руки вдоль грифа на играющем пальце. Для достижения большей плавности и слитности переходов рекомендуется:

- начинать переходить тем пальцем, который берет последний звук данной позиции;

 -во время перехода слегка ослабить нажим скользящего по струне пальца, в то же время, не теряя им ощущение струны.

Учить смены позиций следует в медленном темпе, чтобы иметь возможность проследить за движениями руки, кисти, пальцев, а также за чистотой интонации.

Сначала надо  работать над двумя гаммами: Си минор во 2-ой позиции ( приступили к изучению сразу после изучения этой гаммы в 1-ой позиции) и До мажор в 3-ей позиции.  Следим за ведением смычка, играем плотным звуком, чисто интонируем. Периодически останавливать  ребёнка и интересоваться, какую ноту он сейчас играет. Это необходимо для того, чтобы ребёнок запоминал аппликатуру в позициях. Затем надо  сыграть однооктавные гаммы ( мажор и минор) от любой ноты в пределах 4х позиций. Это очень полезный способ освоения грифа.                                                                                                                                       Затем переходим к подготовительному упражнению для смены позиций. Упражнение способствуют устойчивому держанию скрипки на ключице и не дают возможности зажимать крепко шейку скрипки большим и указательным пальцами левой руки, а также приучает локтевой и плечевой суставы к той работе, которая будет необходима при смене позиций. Во время этого упражнения смычком нужно играть длинную ноту, а левую руку плавно перемещать вдоль шейки скрипки. Необходимо, чтобы ребёнок уяснил, что в процессе смены позиций принимает участие вся рука в целом. В пределах первых четырёх позиций смена происходит при помощи предплечья с участием плеча.                                              

Переходим непосредственно к переходам. Надо  поставить 1-й палец на струну Ля. Остальные пальцы свободно приподняты над струной. Ослабляем напряжение руки (особенно локтя), палец легко скользит по грифу и «везёт» за собой всю руку. Дойдя до нотки Ре в середине грифа останавливаем руку, прижимаем палец ; таким же образом возвращаемся обратно в 1-ую позицию. Повторяем упражнение несколько раз. Добиваемся чёткого попадания 1го пальца в нужную ноту. Ни в коем случае нельзя  выгибаться кисти «горбом»! Выполняем это упражнение по очереди каждым пальцем на всех струнах. Используем сборник С.Шальмана – стр.28-29.Следим, чтобы переходы были плавными, но чёткими. Должны быть слышны основные звуки без глиссандо.                                                                                                                                 Переходим к переходу с нижележащего пальца на вышележащий вверх и с вышележащего на нижележащий вниз. В самом начале изучение этого вида перехода можно использовать вспомогательные звуки для облегчения понимания процесса переходов (С. Шальман, стр. 32).                                                                                                                                                                             Не забываем  периодически давать возможность ребёнку отдохнуть, расслабить игровой аппарат. В это время можно сделать расслабляющие упражнения, ненадолго переключить внимание ребёнка.                                                                                                                                                  Переходим к следующему виду переходов. Это переход с вышележащего пальца на нижележащий вверх и с нижележащего на вышележащий вниз. Здесь работает подмена пальцев. Вышележащий палец начинает плавно скользить, затем подменяется 1м пальцем; вниз скользит 1й палец, сменяясь в конце пути 2м пальцем ( С.Шальман, стр. 34). Данный вид перехода отрабатываем на гамме, чередуя 1й и 2й пальцы.                                                                         Следующий вид переходов - переход через открытую струну. В предыдущих переходах из позиции в позицию мы скользили по грифу. Но с открытой струной этого делать нельзя. Поэтому нужно научиться брать звук с воздуха. Для этого его нужно себе представить, спеть. ( С.Шальман, стр. 74). Делаем это упражнение неоднократно, добиваясь чёткого попадания в нужную ноту.                                                                                                                                            

                           Работа над переходами в 3 –ю позицию.

 Работу над переходами в III поз. начнем с подготовительных упражнений – мягкое поглаживание шейки скрипки и скольжение пальцев по грифу, таким образом, чтобы ученик касался инструмента только своей кожей. Движение левого локтя при этом плавные, мягкие, свободные. Голова и шея ученика без напряжения. Переходим к упражнениям из сборника Л. Гуревич, Н. Зиминой «Скрипичная азбука» вып.2. Упражнения написаны в форме небольших песенок, имеют образные названия, что повышает интерес к изучаемым приемам. Занятия приобретают живость, эмоциональный отклик обучающегося