Методическая разработка открытого занятия «Основные направления в работе с ансамблем гитаристов».

Мочалов Георгий Владиславович

Задачи:

Обучающие:

Формировать навыки ансамблевой игры, учить слушать друг друга, чётко следовать ритму и темпу.

Развивающие:

Развивать ритмический, мелодический и гармонический слух.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к разным жанрам музыкального искусства.

Тип занятия: комплексное занятие, включающие в себя повторение и закрепление пройденного материала, а также закрепление первичных знаний и навыков.

Методы обучения:

- методы активизации логического мышления;

-методы практического освоения музыкальной информации;

-методы развития творческих способностей.

   Для активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников в качестве основной цели достижения результата обучения, целесообразны различные формы ИКТ: тематическая презентация о жизни и творчестве группы «Битлз» и «Ария»; демонстрация видеофрагментов выступлений ансамблей гитаристов с последующей дискуссией.

План учебного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_lira_d.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  д/о «Детский ансамбль гитаристов «Лира»

Место проведения:  МБУДО ДТДиМ им. Добробабиной А.П. Кабинет №410

Возраст воспитанников: 13 – 15 лет

Год обучения – 1-й, 2 -й год обучения

 Педагог дополнительного образования: Мочалов Георгий Владиславович

Тема: «Основные направления в работе с ансамблем гитаристов».

Цель: Подготовка учащихся как музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение».

Задачи:

Обучающие:

Формировать навыки ансамблевой игры, учить слушать друг друга, чётко следовать ритму и темпу.

Развивающие:

Развивать ритмический, мелодический и гармонический слух.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к разным жанрам музыкального искусства.

Тип занятия: комплексное занятие, включающие в себя повторение и закрепление пройденного материала, а также закрепление первичных знаний и навыков.

Методы обучения:

- методы активизации логического мышления;

-методы практического освоения музыкальной информации;

-методы развития творческих способностей.

   Для активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников в качестве основной цели достижения результата обучения, целесообразны различные формы ИКТ: тематическая презентация о жизни и творчестве группы «Битлз» и «Ария»; демонстрация видеофрагментов выступлений ансамблей гитаристов с последующей дискуссией.

План учебного занятия.

    Организационный момент.     Сообщение темы и содержания занятия.

 1. Ритм как фактор ансамблевого единства.

 2. Динамика как средство выразительности.

 3. Темп как средство выразительности.

 4. Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания.

 5.  Анализ, обобщение и подведение итогов занятия.

Ход занятия.

    Организационный момент: приветствие, подготовка к занятию - игра гамм, арпеджио, упражнений.

    Сообщение темы и содержания занятия:

Слово педагога.

- Сегодня мы закрепим понятие ансамбль и основные средства музыкальной выразительности. Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного- есть успех или неудача всех». Сегодня мы продолжаем работу над ранее изученными произведениями, разберём их по частям, предложениям и фразам, отработаем трудные места по ритму и технике быстрой игры.  

 1.   Ритм как фактор ансамблевого единства.

Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль - это метро-ритм. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Единство и синхронность звучания является первым среди других важных условий. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении.

Задание для учащихся:

Укрепляя ритмическую основу всего ансамбля, поочерёдно прохлопаем и отработаем наиболее трудные места: работа над произведением  «Я свободен» группы «Ария». ( обр. Г. В. Мочалова).

Какие музыкальные жанры вы знаете , где ритм является особенностью танцевальной музыки? -(Бит, Регтайм, Румба, Самба, Рок-н-рол, Танго, Твист, Пасодобль). Молодцы, у каждого танца есть свой ритмический рисунок, который и определяет своеобразие танца, поэтому его необходимо четко соблюдать и выполнять.

2. Динамика как средство выразительности. 

Играя в ансамбле, необходимо быть экономным в расходовании динамических средств, распоряжаться ими разумно. Ощущая динамику, участник ансамбля должен безошибочно определить силу звучания свой партии относительно других. В том случае, когда исполнитель, в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер немедленно среагирует и исполнит свою партию также чуть громче или тише. Важно, чтобы мера этих «чуть-чуть» была бы точной. Сегодня мы разбираем песню группы «Жуки» -БАТАРЕЙКА  , главное в ней 4 аккорда и сама мелодия .Отработаем динамические оттенки.

3. Темп как средство выразительности.

   Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. Хотя и существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке. Для достижения нужного темпа, проводится поэтапная работа от медленного темпа к быстрому. Далее мы с вами разбираем аккомпанемент песни группы «Битлз» - «Сквозь вселенную» ( «Аcross the universe»), которую как вы знаете , мы играем совместно с вокальной группой  «Кампанелла» . Пока мы с вами репетируем аккомпанемент , где помимо аккордов играем и мелодию. А потом вы вместе с вокальной группой будем сводить голос  и наш аккомпанемент. А теперь  продолжем работу над произведением ( Вот поэтому вы и играете под минусовуй аккомпанемент в разных темпах, по-нарастающей)

4. Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания . 

   Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления. Сигнал к вступлению - небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – четкого, довольно резкого (раз) движения вниз. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера. То же самое можно сказать и относительно «старта».

Работа над синхронностью звучания . Игра ансамблем песни  группы «Битлз»

5. Анализ, обобщение и подведение итогов занятия.

 Дорогие ребята, сегодня вы очередной раз вспомнили главные средства музыкальной выразительности, проработали их и я думаю что вы все сегодня получили удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствовали радость от игры и общего порыва, взаимной поддержки , и можно считать, что занятие наше дало принципиально важный результат в достижении ваших музыкальных качеств.

Список литературы

1.    Е. Ларичев. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Изд. «Музыка» . Москва 1984г.

2.    Э. Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре». Москва-«Кифара»2005г.

3.    Учимся играть на гитаре. Подробное руководство для начинающих.-М.: Эксмо,2009-192.:ил.

 4.   П. Агафошин. « Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка». Москва 1983г.

 5.   Н . Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – 1986. – Москва.

 6.https://www.youtube.com/watch?v=tka6N6wM6l0

 7. https://www.youtube.com/results?search_query=beatles+across+the+universe