МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ : «Освоение и применение приемов игры на гитаре учащихся первого года обучения»

Мочалов Георгий Владиславович

Тема занятия: « Освоение и применение приёмов игры на гитаре учащихся первого года обучения»
Тип занятия:  применение знаний, умений и навыков.
Вид занятия: традиционный, индивидуальное

Цель урока: Освоить приемы игры на гитаре на материале упражнений, дидактических игр и применить их в музыкальных произведениях репертуара.

Зпанятие включает:
- организационную и содержательную установку;
- проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
- взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний,

умений, навыков;
- закрепление изученного материала и упражнения;
- инструктаж по выполнению домашнего задания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Дворец Творчества детей и молодежи  им.  Добробабиной А.П. г.Белово»

                       МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                   ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ  НА ТЕМУ :

«Освоение и применение приемов игры на гитаре учащихся первого года обучения»



                                                           Подготовил: 
педагог дополнительного образования, 
руководитель детских объединений:

 школа гитаристов «Арпеджио» и

 ансамбля гитаристов «Лира»

Мочалов Георгий Владиславович




                                           г. Белово - 2018

                                 ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого занятия педагога дополнительного образования

Мочалова Георгий Владиславович

Место проведения: МБУДО ДТДиМ им. Добробабиной А.П. г. Белово , кабинет №410

Дата проведения: 20.02.2018 г.
Тема занятия: « Освоение и применение приёмов игры на гитаре учащихся первого года обучения»
Тип занятия:  применение знаний, умений и навыков.
Вид занятия: традиционный, индивидуальное

Цель урока: Освоить приемы игры на гитаре на материале упражнений, дидактических игр и применить их в музыкальных произведениях репертуара.

Зпанятие включает:
- организационную и содержательную установку;
- проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
- взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний,

умений, навыков;
- закрепление изученного материала и упражнения;
- инструктаж по выполнению домашнего задания.


Основные задачи :

В интересной для учащихся форме освоить приемы игры на гитаре и уметь применять их в различных произведениях.

Образовательные: 

- закрепить теоретические знания;

- выработать умения применять полученные навыки на практике;

- выработать технические навыки при исполнении различных приемов игры на гитаре;

- научить слушать и исполнять музыкальные произведения, применяя различные приемы игры на гитаре.
Развивающие: 

- развитие слуха ;

- координации движений;

- образное музыкальное мышление;

- развитие творческой активности через различные виды деятельности (игра, работа с рисунками и картинками, разгадывание кроссворда);

- развитие внимания и аккуратности в исполнении приемов игры на гитаре.

Воспитательные: 

- воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность; воспитать творческое сотрудничество ученика и учителя;

- воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении приемами игры;

- воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое до конца).

Мотивационные: способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке гитары.

Методы обучения:

Перспективный – словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры: апояндо, тирандо, глиссандо, баре, восходящая и нисходящая лиги, флажолет (натуральный), вибрато, индекс.

Репродуктивный – запоминание учащейся сообщенной информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Практический – музыкальные дидактические игры, упражнения. Повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

- словесный, наглядный, практический;

- активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученицы;

- развитие мышления, творческой инициативы;

- приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук,

верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.


Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.


Средства обучения:

Гитара для преподавателя, гитара для обучающейся, 2 стула, подставка для ноги, пюпитр, ноутбук, ноты исполняемых произведений, набор матрешек

Применение педагогических технологий:

1) Здоровьесберегающая – развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рационально использовать свой рабочий день. Он будет более организован; рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц; чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес.); на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.

2) Технология личностно-ориентированного обучения И. Якиманской: признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации учащихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения. (фокус-покус, говорящие пальцы, загадка)

3) Технология проблемного обученияЭта технология и целенаправленное выдвижение перед обучающимся учебных проблем. Учащийся включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания. Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.

4) Технология формирования мотивации или игровая деятельностьТехнология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов.(….,работа с рисунком) повышает интерес учащихся к занятиям на гитаре, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.


Вид используемых на уроке средств ИКТ:

2 презентации, иллюстрации


Необходимое аппаратное и программное обеспечение: 
мультимедийный компьютер.

План занятия

  • Организационный момент
  • Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии).
  • Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии)
  • Проблемная ситуация на основе учебного материала
  • Закрепление пройденного материала – освоение приемов игры – с использованием игровой технологии (кроссворд)
  • Итог урока
  • Домашнее задание

    Ход  занятия

(слайд1)

Преподаватель: Итак, Виктория, начнем наш урок, который, надеюсь, пройдет плодотворно. Как твоё самочувствие? Я знаю, что ты очень любишь рисовать и кроме музыкальных предметов в нашем Дворце ты уже посещаешь кружок рисования, поэтому я думаю, что ты сразу догадаешься – кто изображен на экране? Кто же это такие?

(слайд 2 ) 
Ученица: Конечно же - это матрешки.

Преподаватель: А тебе нравится как они выглядят? Рассмотри их лица, костюмы, головные уборы. Или с ними что-то не так? Может быть чего-то не хватает? 
Ученица: Может быть не хватает цвета, краски?

(слайд 2 щелчок 2) 
Преподаватель: А теперь лучше? Что изменилось?

Ученица: Теперь они ярко и красочно расписаны.

Преподаватель: Художники достигли такого эффекта при помощи орнамента, то есть украшения в декоративно-прикладном искусстве. Вот и мы с тобой сейчас попробуем побывать в роли художников. Только вместо кисти и красок будем использовать что, с помощью чего наша гитара будет звучать еще красИвее? Как мы можем раскрасить нашу музыку? С помощью чего?

Ученица: С помощью различных приемов игры?

Преподаватель:Да, абсолютно верно.А как ты думаешь, как бы мы могли обозначить тему нашего сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься?
Ученица: Работать над различными приемами игры. 
(слайд 3)

Преподаватель: Правильно. А я немного дополню: чтобы гитара звучала еще красивее мы используем разнообразную звуковую палитру нашего любимого инструмента. И тема урока так и будет звучать «Освоение и применение приемов игры»

Преподаватель: Прежде чем сесть за инструмент и начать играть, давай немного разомнем наши пальчики (упражнение сжимание – расжимание)

(слайд 4) игра «Замок».

Преподаватель:: Мы с тобой знаем, что чтобы правильно играть, нужно правильно сидеть. Поэтому, давай вспомним о правильной посадке.

(слайд 5)

Ученица: Левая нога на подставке, голова грифа на уровне головы, руки свободно располагаются на корпусе и грифе, плечи ровные…

Преподаватель: Вика, дома ты должна была работать над пьесой Л. Гильермо  «Испанское каприччио», которая еще находится в стадии разбора. А как ты понимаешь название этой пьесы? Что такое «испанская каприччио»? 
Ученица: Каприччио – это произведение в свободной форме. А раз в названии еще есть и слово «испанское», значит в ритмах  Испании .
(слайд 6)

Преподаватель:: А как ты считаешь, с помощью чего мы можем передать характер этой пьесы? 
Ученица: Наверное, с помощью приема ИНДЕКС.

Учитель: А что это за прием? В чем его особенность?

Преподаватель: Индекс - это удар по струнам правой рукой (вниз вверх). Все верно. Тогда приступай к выполнению домашнего задания, Обязательно помни об образе Испании, чтобы передать всю яркость этого произведения.
(Учитель предлагает исполнить пьесу, заданную на дом.)

Преподаватель: С этим приемом (индексом) мы познакомились совсем недавно и обязательно продолжим над ним работать на следующих уроках, чтобы отработать удары по струнам правой рукой.

Преподаватель: Вика, а как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?

Ученица: Не умеют! Как же говорить без слов?

Преподаватель: А ведь пальцами можно «проговорить», т.е. прохлопать или простучать ритмический рисунок стихов, песенки.

Ученица: Значит прям пальцами я буду разговаривать?

(слайд 7)

Преподаватель: Конечно. Запомни стишок (упражнение «говорящие пальцы»)
Фокус-покус, трали-вали

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!


Проговори- простучи такими пальцами. ( указательным,средним и безымянным правой руки)

i-i—m-m—i-i—a-a
i-i—m-m—i-i—a-a
i-i—m-m—i-i—a
i-i—m-m—i-i—m
i—m—a
А сейчас попробуем исполнить это стихотворение на гитаре – приемом АПОЯНДО, а что такое АПОЯНДО?

Ученица: АПОЯНДО – это прием игры правой рукой с опорой на соседнюю струну. 
Преподаватель: Давай исполним этот стишок пальцами правой руки – по четвертой струне приемом апояндо. (исполнение)

(слайд 8)

Преподаватель: А теперь прохлопаем в ладоши такую загадку:

Шел, шел без дорог,

Где шел - там и лег.

До весны пролежал,

А потом побежал.

А эту загадку мы исполним приемом ТИРАНДО, но уже на 3 струне.
А что же такое тирандо? И чем этот прием отличается от апояндо?
Ученица: Тирандо – это прием игры без опоры на соседнюю струну.
(слайд 9)

Преподаватель:Начальный этап обучения на гитаре начинается с освоения различных видов АРПЕДЖИО. Маша, ответь, пожалуйста, на вопрос: Что же такое АРПЕДЖИО?
Ученица: Арпеджио – это поочередное исполнение звуков, входящих в аккорд.
Преподаватель: Совершенно верно, а буквальный перевод этого слова означает «как на арфе». Освоение этого приема идет сначала по открытым струнам.
Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны (показ учителя)
(слайд 9 щелчок 1)

  1. прямое движение (пальцы ) p-i-m-a

(слайд 9 щелчок 2)

  1. обратное движение p-a-m-i

(слайд 9 щелчок 3)

  1. ломаное на 8 p-i-m-i-a-i-m-i

Преподаватель: Вика, сейчас мы продолжим отрабатывать прием арпеджио в «Этюде» М. Каркасси. Кстати, а какой вид арпеджио здесь используется? Выбери из предложенных.

Ученица: p-i-m-a (прямое движение).

(слайд 10)

Преподаватель: Всё правильно, приступай к исполнению, помни о правильности исполнения приема арпеджио. (исполнение М.Каркасси «Этюд»)

(слайд 11)

Преподаватель:А теперь пришло время немного отдохнуть. Давай поиграем в игру «Кукла на витрине», чтобы дать спине немного расслабиться и отдохнуть (игра).

Преподаватель: Мы немножко отдохнули, а теперь поговорим об одном способе прижимать струны, который нарушает общий принцип работы левой руки – это прием БАРРЕ.

(слайд 12)

Нарушается он тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладется, прижимая все струны на одном ладу. Маша, а какие ты знаешь основные виды барре?

Ученица: Малое и большое.

Преподаватель: А в чем их различие?

Ученица: Малое баре - это когда прижимаются от 2-4 струны, а большое – 5-6 струн.

Преподаватель:: Умничка! Совершенно верно!!!

А как обозначается этот прием в нотах?

Ученица: Обозначается римской цифрой.

Преподаватель:А что обозначает эта цифра?

Ученица: Цифра обозначает лад, на котором нужно исполнять баре.
Преподаватель: Трудность приема барре не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу. 
Я покажу упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приема (показ учителя). Начиная с 5 лада, будем прижимать по три струны одновременно – пальцем №1. Вика, сыграй, пожалуйста, упражнения на освоение приема барре. (ученица играет). Какая же ты молодец! Ты уже хорошо владеешь этим приемом, т.к. у тебя уже сформировался довольно крепкий исполнительский аппарат. 
(слайд 13)

Преподаватель: Молодец, всё замечательно получилось, но чтобы указательному пальчику было более комфортно, удобно прижимать сразу несколько струн, нужно тренироваться почаще, чтобы закрепить этот навык.

Преподаватель: Вика, как ты считаешь, гитара относится к инструментам, которые быстро затихают или звук долго длится?

Ученица: Быстро затихает.

Преподаватель:: Конечно! И именно поэтому, музыкальные произведения, включающие кантилену, т.е. певучесть звука, исполнять на гитаре довольно трудно. Одним из приемов, которым можно добиться качественной, хорошей кантилены является приём ЛЕГАТО. А что такое легато?

Ученица: Легато – это связное исполнение звуков.

Преподаватель:Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой, которая называется как?

Ученица: Лига

Преподаватель: Абсолютно верно. А каким может быть Легато?

(слайд 14)

Ученица: Легато может быть восходящим, нисходящим.

Учитель: Все правильно! Восходящее легато – это тот приём, который требует больших усилий. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки. Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»). Давай попробуем (показ учителя, исполнение ученицей).

Преподаватель:: А нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук. Приём легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий. Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов. Я ПОКАЖУ УПРАЖНЕНИЕ НА ВОСХОДЯЩЕЕ ЛЕГАТО.

(Маша исполняет «Вальс» Д. Фортеа)

(слайд 15)

Преподаватель:Ты - умница! Справилась на «отлично». Исполнив «Вальс» ты

использовала сразу 2 вида легато.

Преподаватель:: Вика, а что такое Мелодия?

Ученица: Это основа пьесы.

Преподаватель: Это основа Художественного образа пьесы. С чем её можно сравнить? 
УченицаС пением или человеческой речью.

(слайд 16)

Преподаватель: У мелодии есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А.Царёвой «Уроки Госпожи Мелодии»: «В чем секрет госпожи Мелодии? Главное, что она живая. У неё есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация». И для еще более яркого образа в пьесе можно использовать прием ГЛИССАНДО, а что это такое?

Ученица: Это скольжение, приём, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.

Преподаватель: Действительно скольжение. А скользить мы будем с одного лада на другой. Но сначала потренируемся на несложных упражнениях 
(показ учителя). Исполнение ученицы.

(слайд 17)

УчительЯрким примером использования этого приёма является пьеса В. Козлова «С неба звёздочка упала».

(слайд 18)

А теперь ты попробуешь использовать этот прием в пьесе Виктора Козлова «Грустная песенка» (исполнение ученицей)

Преподаватель: Одним из красивейших приемов игры на гитаре является ФЛАЖОЛЕТ. Звук флажолета чуть глухой и в то же время бархатный, тянущийся, чем-то похожий на звучание флейты. Первый вид флажолетов называется натуральный. На гитаре он выполняется на V, VII , XII, XIX ладах. Маша, попробуй пальцем левой руки не прижимать струну, а аккуратно слегка коснуться её между 12 и 13 ладами над порожком, а правой рукой ударить по струне (Маша играет). Существует несколько секретов удачного выполнения приема флажолет: не задерживай палец на струне – не препятствуй её вибрации, если это возможно, извлеки звук приемом апояндо; для того, чтобы флажолет получился ярким, отодвинь правую руку к подставке и после этого попробуй еще раз извлечь звук.
Умничка! Но обязательно нужно будет продолжить тренировки над этим приемом, чтобы получился еще более мягкий, воздушный звук. А теперь попробуй использовать этот прием в «ВАЛЬСЕ» Н. Паганини.

(слайд 19)

Справилась! Замечательно! Молодец!          

Преподаватель: Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмом ВИБРАТО, чем мы сейчас и займемся. Вибрато получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки. Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос. Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление. На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно  каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.

Преподаватель:За один урок просто невозможно познакомиться и научиться исполнять все приемы, поэтому дальнейшее знакомство с ними мы продолжим на следующем уроке. А сейчас давай попробуем закрепить весь тот материал, который мы сегодня изучили.(презентация 2)

(разгадывание кроссворда)

Преподаватель: Итак, сегодня мы с тобой много внимания уделили красочному оформлению произведений, побывали в роли художников, которые раскрашивают свои работы, свои картины. Только мы - украшали наши пьесы различными приемами игры. Дома, пожалуйста, отдельно поработай над форшлагами и найди более контрастное звучание в исполнении таких приемов, как «игра у подставки» и «игра на грифе». Это домашнее задание я попрошу тебя самостоятельно записать в дневник. Договорились?А сейчас я попрошу ответить тебя на ряд вопросов.

(рефлексия) слайд 20

Вопрос: Что нового ты узнала на уроке? Что больше всего запомнила?
С какими трудностями ты столкнулась?

Что понравилось? Оцени свою работу? С каким настроением ты заканчиваешь урок? 
Маша, сегодня на уроке ты была внимательная, старалась выполнять все задания, быстро реагировала на мои замечания. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю как «отлично».

Благодарю за внимание!

Самоанализ урока


    Обучение игре на музыкальном инструменте (гитаре) - сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента учащегося – всё это приходится учитывать при составлении программ. Правильно подобранная программа позволяет ученику обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.

Виктории Гептинг 12 лет , она  учащаяся первого года обучения в детском объединении школы гитаристов «Арпеджио», одновременно занимается и в детском ансамбле гитаристов «Лира». Имеет отличные природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, за короткий промежуток времени были приобретены первоначальные навыки игры на гитаре. Ученица достаточно усидчива, ответственно относится к учебе, добросовестно выполняет все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере. Очень важным в развитии каждого учащегося-гитариста, в частности, Виктории, является освоение приемов игры на инструменте и уметь применять их. Приемы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, стОит того. Безусловно, чем большим количеством приемов будет владеть Маша, тем больше ее игра будет содержательной и оригинальной. Считаю своей главной задачей - научить детей любить, понимать музыку, прекрасно владеть музыкальным инструментом, а так же уметь применять полученные знания на практике.

Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Успех педагога – это успех его учеников. Я  анализирую свою педагогическую деятельность. По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь. 

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Занятие проведено результативно. Задачи, поставленные на уроке, реализованы (выполнены). Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их в пьесах.

Вывод: приёмы являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют расширить исполнительские возможности прекрасного инструмента – гитара. 


Список использованных источников:

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / Под ред. Е.Ларичева. М.: Музыка, 2002. -207с.
  2. Аккорд. Вестник гитары, народных инструментов и общественной жизни.//Музыка гитариста. Тюмень: Афромеев, 2003-2004; № 1-12.
  3. Баренбойм JI.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 2010.-336с.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320с.
  5. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Институт психологии РАН, 2009. -352с., илл.
  6. Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 2009.- 208 е.: ил.
  7. Добров М. Формирование и развитие навыков исполнения гамм в классе гитары детской музыкальной школы. – http://mdobrov.ru/
  8. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
  9. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006. – 200 с.
  10. Калинин В. , Юный гитарист. – М., Музыка, 1997 г.
  11. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  12. Кузин Ю. , Азбука гитариста. – Новосибирск, 1999 г.
  13. Илляшевич В..- Киев: Музична Украина, 2002. 146с.
  14. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 2005.- 94с.
  15. Манилов В.А. Твой друг гитара. Киев: Муз. Украина, 2006. - 208с.:ил.
  16. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.6/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Науч. ред. Л.С.Зорилова, М.Б.Сидорова. М.: МГУКИ, 2001.- 139с.
  17. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1983. – 189 с.
  18. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Пер. и ред. 
    И.Поликарпова. -М.: Сов. композитор, 2001. 189с.
  19. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007. – 165 с.