Формирование активного творческого мышления учащихся младших классов на уроках фортепиано

Важнейшей из современных задач обучения является задача формирования активного творческого мышления учащихся.

Долгое время в системе образования преобладал авторитарный подход, который был рассчитан на "среднего" ученика и готовящий из него послушного участника производства. Личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и развивались в недостаточной степени.

Происходящие перемены в обществе повлекли за собой необходимость перемен и в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие творческого мышления. Время радикальных перемен требует от школы воспитания не бездумных исполнителей административно-командной системы, а людей социально-активных, мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения.

Развивать творческое мышление важно на всех этапах обучения. Особое значение эта задача имеет в младшем школьном возрасте, так как именно в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия.

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из которых является занятие музыкой. 

Формирование творческого мышления на уроках фортепиано осуществляется в несколько этапов. На первом этапе учащийся знакомится с первыми профессиональными навыками.

В процессе обучения на втором этапе – эмоциональная, образная палитра ученика расширяется в результате изучения более сложных музыкальных произведений, и, как следствие, учащийся приобретает возможность решать вместе с педагогом простые творческие задачи в работе над произведением.

На третьем этапе учащийся, выступающий в качестве исполнителя, способен в большей степени самостоятельно решать поставленные творческие задачи.

А также, важнейшим методом обучения ребенка музыке является развитие у него образного мышления, которое активно способствует раскрытию творческих способностей.

Восприятию музыкальных образов на начальных этапах обучения способствует правильный выбор музыкальных произведений. Необходимо дать первые, пока еще элементарные представления о связи музыки с жизнью, о том, что музыка своими, только ей присущими средствами передает мысли и чувства человека, то, что его радует и печалит, что его окружает.

Именно поэтому музыкальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные и задорные, различные по содержанию и характеру.

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе активизирует творческий потенциал детей. Название пьесы должно подсказать ребенку виденье музыкального образа. Ему может быть предложено, изобразить свое видение какой-либо пьесы так же и на бумаге в виде рисунка, или описать своими словами. Создав музыкальный образ на бумаге, ученику легче понять это музыкальное произведение, выдержать правильный темп, штрихи, динамику его исполнения.

Основная цель таких занятий – научить детей трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе графическое изображение, что развивает не только изобразительные, но и музыкальные способности детей.

В процессе таких занятий дети учатся слушать музыку и понимать ее характер. Также развивается творческое мышление, эмоциональная отзывчивость, воспитывается эстетический вкус, чувство гармонии и прекрасного.

В процессе обучения ребенок эмоционально богатеет, его кругозор постепенно расширяется и всё более новые образы возникают в его окружении.

Важным моментом изучения конкретного произведения является не только нотный разбор и техники исполнения его, но и описание эмоциональной окраски, изучение, пусть и не глубокое, эпохи создания пьесы, стиля написания её композитором, его личности.

Очень важное влияние на желание обучаться музыке, творчески подходить к исполнению музыкальных произведений, является возможность делать это не только наедине с педагогом, но и публично, т.е. на отчетных классных концертах, детских праздниках.

Участие в таких концертах способствует благоприятному самовыражению ребенка, дает ему опыт публичной оценки его творчества. На таких выступлениях происходит приобретение опыта и навыков общения с публикой, другими участниками концерта.

Надо понимать, что без творческого подхода не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Не важно, имеет ли ребенок талант в какой либо конкретной области творчества, - необходимо приучать его мыслить творчески в целом.

Обучение игре на фортепиано делает личность ребёнка многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_aktivnogo_tvorcheskogo_myshleniya.docx19.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование активного творческого мышления учащихся младших классов на уроках фортепиано

Важнейшей из современных задач обучения является задача формирования активного творческого мышления учащихся.

Долгое время в системе образования преобладал авторитарный подход, который был рассчитан на "среднего" ученика и готовящий из него послушного участника производства. Личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и развивались в недостаточной степени.

Происходящие перемены в обществе повлекли за собой необходимость перемен и в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие творческого мышления. Время радикальных перемен требует от школы воспитания не бездумных исполнителей административно-командной системы, а людей социально-активных, мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения.

Развивать творческое мышление важно на всех этапах обучения. Особое значение эта задача имеет в младшем школьном возрасте, так как именно в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия.

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из которых является занятие музыкой. 

Формирование творческого мышления на уроках фортепиано осуществляется в несколько этапов. На первом этапе учащийся знакомится с первыми профессиональными навыками.

В процессе обучения на втором этапе – эмоциональная, образная палитра ученика расширяется в результате изучения более сложных музыкальных произведений, и, как следствие, учащийся приобретает возможность решать вместе с педагогом простые творческие задачи в работе над произведением.

На третьем этапе учащийся, выступающий в качестве исполнителя, способен в большей степени самостоятельно решать поставленные творческие задачи.

А также, важнейшим методом обучения ребенка музыке является развитие у него образного мышления, которое активно способствует раскрытию творческих способностей.

Восприятию музыкальных образов на начальных этапах обучения способствует правильный выбор музыкальных произведений. Необходимо дать первые, пока еще элементарные представления о связи музыки с жизнью, о том, что музыка своими, только ей присущими средствами передает мысли и чувства человека, то, что его радует и печалит, что его окружает.

Именно поэтому музыкальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные и задорные, различные по содержанию и характеру.

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе активизирует творческий потенциал детей. Название пьесы должно подсказать ребенку виденье музыкального образа. Ему может быть предложено, изобразить свое видение какой-либо пьесы так же и на бумаге в виде рисунка, или описать своими словами. Создав музыкальный образ на бумаге, ученику легче понять это музыкальное произведение, выдержать правильный темп, штрихи, динамику его исполнения.

Основная цель таких занятий – научить детей трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе графическое изображение, что развивает не только изобразительные, но и музыкальные способности детей.

В процессе таких занятий дети учатся слушать музыку и понимать ее характер. Также развивается творческое мышление, эмоциональная отзывчивость, воспитывается эстетический вкус, чувство гармонии и прекрасного.

В процессе обучения ребенок эмоционально богатеет, его кругозор постепенно расширяется и всё более новые образы возникают в его окружении.

Важным моментом изучения конкретного произведения является не только нотный разбор и техники исполнения его, но и описание эмоциональной окраски, изучение, пусть и не глубокое, эпохи создания пьесы, стиля написания её композитором, его личности.

Очень важное влияние на желание обучаться музыке, творчески подходить к исполнению музыкальных произведений, является возможность делать это не только наедине с педагогом, но и публично, т.е. на отчетных классных концертах, детских праздниках.

Участие в таких концертах способствует благоприятному самовыражению ребенка, дает ему опыт публичной оценки его творчества. На таких выступлениях происходит приобретение опыта и навыков общения с публикой, другими участниками концерта.

Надо понимать, что без творческого подхода не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Не важно, имеет ли ребенок талант в какой либо конкретной области творчества, - необходимо приучать его мыслить творчески в целом.

Обучение игре на фортепиано делает личность ребёнка многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект.