Рабочая программа. Дисциплина: "Постановка голоса". Для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Программа  учебного  предмета  «Постановка  голоса» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение». Основной целью создания программы является приобщение учащихся  к основам  мировой  вокальной  культуры,  развитие  их  музыкально-эстетического  вкуса,  формирование  у  них  исполнительских  вокальных умений  и  навыков,  обеспечение  условий  для  обучения  профессионально ориентированных  детей,  с  целью  их  поступления  в  средние  и  высшие профессиональные учебные заведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_postanovka_golosa_asts.doc168 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Курумканский  район»

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

 «Курумканская детская школа искусств»

Рабочая программа

Дисциплина                                        Постановка голоса

Для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»

с. Курумкан

2017 год

Одобрена и допущена методическим

Советом МАУ ДО «Курумканская ДШИ»

Зам.директора по учебно-воспитательной  работе___________ Жамсаранжапова Н.Ц.

«____» _______________ 2017 г.


Утверждена:

Директор МАУ ДО «Курумканская ДШИ»____________ С.Ч. Раднаева.

«____» _______________ 2017 г.


Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»

Составитель:  Аюшеева С.Ц.

                                                       

Рецензент:

Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Бурятия, преподаватель МАУ ДО «Курумканская ДШИ» Гармаева Надежда Раднаевна

РЕЦЕНЗИЯ

на Рабочую программу по учебной дисциплине «Постановка голоса»

для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной

программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»

преподавателя МАУ ДО «Курумканская детская школа искусств»

Аюшеевой С.Ц.

Данная программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями дополнительного предпрофессионального  образования детей и является важной составной частью теоретической базы преподавателя по учебной дисциплине «Хоровое пение».

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка, где указаны характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, объем курса, количество часов отводимых на изучение данного курса, а также цель и задачи.
  2. Краткие методические указания с общими рекомендациями по организации учебного процесса.
  3. Учебно-тематический план, составленный в виде таблицы с указанием наименования тем, общего количества часов (в том числе, практические и теоретические занятия) с кратким содержанием  каждой темы.
  4. Содержание дисциплины (курса) со знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся.
  5. Требования к уровню подготовки
  6. Методическое обеспечение курса
  7. Перечень учебно-методического обеспечения
  8. Примерный репертуарный список
  9. Перечень литературы.

Каждый раздел и структурные элементы программы четко выделены. Программа  «Постановка  голоса» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение». Программа обучения вокалу в МАУ ДО «Курумканская ДШИ»  даёт  возможность  учащимся получить основы вокального образования. Рекомендована к практическому применению учебного процесса.

Рецензент:                                                   Заслуженный работник культуры РФ и РБ,

                                                                    преподаватель МАУ ДО «Курумканская ДШИ»    

                                                                    Гармаева Надежда Раднаевна

Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.   Учебно-тематический план

III.  Содержание учебного предмета

IV.  Требования к уровню подготовки обучающихся

V.   Формы и методы контроля, система оценок

VI.  Методическое обеспечение учебного процесса

VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного  предмета,  его место  и роль  в образовательном процессе

Программа  учебного  предмета  «Постановка  голоса» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение». Основной целью создания программы является приобщение учащихся  к основам  мировой  вокальной  культуры,  развитие  их  музыкально-эстетического  вкуса,  формирование  у  них  исполнительских  вокальных умений  и  навыков,  обеспечение  условий  для  обучения  профессионально ориентированных  детей,  с  целью  их  поступления  в  средние  и  высшие профессиональные учебные заведения. Программа обучения вокалу в МАУ ДО «Курумканская ДШИ»  (далее -Школа) даёт  возможность  учащимся получить основы вокального образования. Занятия сольным пением должны способствовать  развитию  голосовых  данных,  совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.

2. Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса»

Предметом «Постановка  голоса»  учащиеся  начинают заниматься со 2 класса. Продолжительность обучения – 4 года (2-5 классы).

         «Постановка голоса» - учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

3. Объем  учебного  времени,  предусмотренный  учебным  планом Школы  на  реализацию  предмета «Постановка голоса»:

Недельная нагрузка

«Хоровое пение»

Срок обучения 4 года

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Постановка голоса

-

1

1

1

1

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Формой  работы  с  учащимися  является  индивидуальный  урок,  со 2-5 классы  продолжительностью 1  академического  часа (продолжительность академического часа составляет 45 минут), периодичность - 1 раз в неделю. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его  музыкальные  возможности,  трудоспособность,  эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие  музыкально-творческих  способностей  учащихся  на  основе приобретенных  ими  знаний,  умений  и  навыков  в  области  искусства пения.

Задачи:

  • Накопление  вокальных  навыков (организация  певческого  дыхания, формирование  естественности  в  звукообразовании  и  правильной артикуляции);
  • Совершенствование качеств звучания голоса (тембра, звуковысотного и динамического  диапазонов,  вокального  интонирования,  подвижности голоса, чёткости дикции);
  • Развитие музыкального слуха и, как особое проявление его, вокального слуха;
  • Установление  взаимосвязи  между  слуховым  восприятием  звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом;
  • Накопление  исполнительских  навыков (развитие  художественного восприятия  музыки;  умение  донести  до  слушателей  содержание исполняемого произведения);
  • Навыков  сольного  исполнения  с  сопровождением  фортепиано,  других инструментов.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

•  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

•  распределение учебного материала по годам обучения;

•  описание дидактических единиц учебного предмета;

•  требования к уровню подготовки обучающихся;

•  формы и методы контроля, система оценок;

•  методическое обеспечение учебного процесса.

В  соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

При работе с обучающимися преподаватель использует следующие методы: 

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ); 
  • наглядный  (наблюдение, демонстрация); 
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Занятия должны проходить в учебной аудитории с хорошей акустикой, соответствующим  освещением,  температурным  режимом  и  вентиляцией. Обязательно наличие рояля или фортепиано.

Библиотека должна включать в себя достаточное количество нотных вокальных изданий, необходимых для занятий по постановке голоса (вокализы, романсы, хрестоматии и др.). Учебные аудитории для занятий по постановке голоса должны быть оснащены  звукотехническим  оборудованием (аудио  и  видео аппаратурой), так как при проведении занятий желательно прослушивание видеозаписей с выступлениями выдающихся певцов. Такой вид работы способствует расширению кругозора учащихся.

II.  Учебно-тематический план

2 класс

Примерное распределение учебных часов

Содержание

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1. Певческая установка

2

1

1

2. Пение вокальных упражнений

7

-

7

3. Формирование певческого дыхания

8

1

7

4. Формирование вокальных навыков

6

1

5

5. Формирование певческой артикуляции

4

1

3

6. Формирование звуковысотного интонирования

4

-

4

7. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

2

1

-

-

2

1

                                              Итого:

34

4

30

3 класс

Примерное распределение учебных часов

Содержание

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1. Певческая установка

2

1

1

2. Пение вокальных упражнений

7

-

7

3. Формирование певческого дыхания

5

-

5

4. Формирование вокальных навыков

6

1

5

5. Формирование певческой артикуляции

4

1

3

6. Формирование звуковысотного интонирования

5

-

5

7. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

3

2

0,5

0,5

2,5

1,5

                                              Итого:

34

3

31

4 класс

Примерное распределение учебных часов

Содержание

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1. Вокальные упражнения

6

1

5

2. Формирование певческого дыхания

3

-

3

3. Формирование вокальных навыков

4

-

4

4. Формирование певческой артикуляции

4

1

3

5. Формирование звуковысотного интонирования

4

-

4

6. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

4

4

5

1

1

1

3

3

4

                                              Итого:

34

5

29

5 класс

Примерное распределение учебных часов

Содержание

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1. Вокальные упражнения

5

1

4

2. Формирование певческого дыхания

2

-

2

3. Формирование вокальных навыков

2

-

2

4. Формирование певческой артикуляции

3

-

3

5. Формирование звуковысотного интонирования

3

-

3

6. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

6

6

7

1

1

1

5

5

6

                                              Итого:

34

4

30

III. Содержание учебного предмета

2 класс

Занятия  начинают  с  предварительного  ознакомления  с  голосовыми данными  учеников.  Голосовые  данные  определяют  по  совокупности признаков: тембру, тесситуре, диапазону, переходным нотам и примарному звучанию.  Наряду  с  воспитанием  общих  навыков  голосообразования, намечают  и  методические  пути  устранения  отрицательных  особенностей голосообразования, а также индивидуальный подход к личности ученика.

Учебные  занятия  следует  начинать  с  установки  правильного певческого  положения  головы  и  корпуса.  В  начале  занятий  выполняются упражнения, необходимые для настройки голосового аппарата, а также для формирования и развития навыков.

Происходит  знакомство  с  такой  формой  упражнений,  как  вокализ, которая является очень важной и необходимой подготовкой к исполнению художественных  пьес репертуара. В детском пении вокализы необходимы как переходная ступень к пению со словами и как упражнение в вокализации. Вокализы перед упражнения имеют еще и то преимущество, что в них можно чередовать  пение  со  словами,  названием  нот  и  вокализацией  и,  таким образом, учиться на них дикции, декламации и фразировке.

Задачи обучения.

1.  Физиологически правильная постановка корпуса, головы во время пения.

2.  Чистота  интонирования  в  упражнениях  и  исполняемых произведениях.

3.  Умение брать дыхание бесшумно, через нос.

4.  Эмоциональное и выразительное исполнение.

5.  Диапазон, используемый в исполняемых произведениях, ограничить одной октавой.

6.  Знакомство с вокализом.

7.  Свобода голосового аппарата.

8.  Умение  тянуть  звук,  владение  поступенным  движением, качественное пропевание звуков.

3 класс

Одной  из  главных  задач  в 3 классе  является  осознание  техники дыхания и использование смешанных способов вдоха во время исполнения произведений  в  различных  темпах.  Основными  условиями  правильного дыхания  являются:  экономное  расходование  дыхания (то  есть  воздуха, набранного  при  вдохе),  создание  необходимого  для  нормальной  работы голосовых  складок  давления  в  подскладочном  пространстве,  организация плавного  выдоха.  Певческое  дыхание  воспитывается  постепенно  и систематично.  Элементы  певческого  дыхания  должны  усваиваться сознательно: взятие дыхания, задержка вдоха, ощущение певческой опоры и т.д.

В  третьем  классе  необходимо  обратить  внимание  на систематизацию представлений об атаке звука, поскольку атака, организуя работу  голосовых  складок  в  начальный  момент  голосообразования, определяет  все  последующее  звучание,  а  также  влияет  на  образование регистров.  Например,  твердая  атака  обуславливает  образование  грудного регистра, а мягкая создает условия для образования головных смешанных регистров.  Поэтому  атака  является  важнейшим  средством  сознательного воздействия  на  работу  голосовых  складок  не  подчиненных  нашей  воле непосредственно.  

Задачи обучения.

1.  Освоение  смешанного  способа  вдоха  в  зависимости  от поставленной задачи.

2.  Пение гамм в штрихе legato.

3.  Сочетание небольших скачков с гаммаобразным движением как в распевании, так и в исполнении произведений.

4.  Расширение  музыкального  кругозора,  изучение  произведений зарубежных авторов.

5.  Диапазон исполняемых произведений – не более полутора октав.

6.  Владение различными штрихами исполнения (legato, staccato, non legato).

7.  Исполнение произведений в быстрых темпах.

4 класс

В 4 классе  продолжается работа над техникой дыхания во время исполнения произведений  в  различных  темпах.  Основными  условиями  правильного дыхания  являются:  экономное  расходование  дыхания (то  есть  воздуха, набранного  при  вдохе),  создание  необходимого  для  нормальной  работы голосовых  складок  давления  в  подскладочном  пространстве,  организация плавного  выдоха.  Певческое  дыхание  воспитывается  постепенно  и систематично.  Элементы  певческого  дыхания  должны  усваиваться сознательно: взятие дыхания, задержка вдоха, ощущение певческой опоры и т.д.

Также продолжается работа  на систематизацию представлений об атаке звука, поскольку атака, организуя работу  голосовых  складок  в  начальный  момент  голосообразования, определяет  все  последующее  звучание,  а  также  влияет  на  образование регистров.  Например,  твердая  атака  обуславливает  образование  грудного регистра, а мягкая создает условия для образования головных смешанных регистров.  Поэтому  атака  является  важнейшим  средством  сознательного воздействия  на  работу  голосовых  складок  не  подчиненных  нашей  воле непосредственно.  

Задачи обучения.

1.  Пение  гамм  в  подвижном  темпе,  использование  в  распевании несложных арпеджио, фрагментов хроматической гаммы.

2.  Сочетание небольших скачков с гаммаобразным движением как в распевании, так и в исполнении произведений.

3.  Расширение  музыкального  кругозора,  изучение  произведений зарубежных авторов.

4.  Диапазон исполняемых произведений – около октав.

5.  Владение различными штрихами исполнения (legato, staccato, non legato).

6.  Исполнение произведений в быстрых темпах.

5 класс

На  протяжении  всех  лет  обучения  пению  в  программы  учащихся необходимо включать русские народные песни, как с сопровождением, так и без него. В пятом классе желательно исполнять русскую народную песню только a cappella, как того требует её природа. Особое внимание следует уделять драматургии песни, наполняя куплетную форму частными и общими кульминациями. Пение без сопровождения позволяет ученику в полной мере почувствовать свободу музицирования, приумножить возможности дыхания и  лучше  выявить  тембр  голоса.  Пение  народных  песен,  несомненно, подготовит учеников к исполнению романсов русских композиторов, так как они в своем творчестве опирались на этот огромный пласт русской культуры.

Задачи обучения.

1. Концертное исполнение русских народных песенa cappella.

2. Овладение в пении сложными ритмическими рисунками.

3. Пение  хроматической  гаммы  в  медленном  темпе,  исполнение арпеджио.

4. Исполнение  развернутых  по  форме  произведений  с  насыщенным драматическим содержанием.

5. Диапазон голоса может составлять две октавы.

Примерный репертуарный план по классам обучения

2 класс

  • Русские народные песни: «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»
  • Аренский А. «Детская песня»
  • Бах И.С. «За рекою старый дом»
  • Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»
  • Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, во  поле»
  • Герчик В. «Про кузнечика»
  • Кабалевский Д.  «Песенка про Петю», «Наш край»
  • Калинников В.  «Киска»,  «Звездочки», «Солнышко»
  • Крылатов Е. «Это знает всякий»
  • Крылатов Е. «Ты – человек»
  • Крылатов Е «Лягушачья ламбада»
  • Островский А. «Наша ёлка»
  • Парцхаладзе М. «Мамина песенка»
  • Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»
  • Спадавеккиа А. «Добрый жук»
  • Старокадомский М. «Любитель-рыболов»
  • Струве Г. «Рыжий пес»
  • Чернышов Е. «Колыбельная»
  •  Ботяров Е. «Мамин день»
  • Зейдлер «Вокализы»  №31до мажор, №32ми мажор,№72 до мажор.

3 класс

  • Русские нар. песни «По небу, по синему», «Коровушка» в обр. Гурилева А., «Уж как пал туман», «У ворот, у ворот» ( в обр. Балакирева) «Я на горку
  • шла»
  • Абрамов А. «Смелый кораблик», «На лесной тропинке»
  • Алябьев А. «Зимняя дорога»
  • Бетховен Л. «Волшебный цветок»
  • Булахов П. «Колокольчики мои»
  • Глинка М. «Жаворонок», «Что красотка молодая»
  • Григ  Э. «Детская песенка»
  • Гурилев А.  «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик», «Колокольчик», «Грусть девушки»
  • Крылатов Е. «Колокола», «Песня о снежинке»
  • Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры»,
  • Дунаевский И. «Спой нам, ветер»
  • Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»
  • Шуман  Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна»,  «Совенок»

4 класс

  • Русская нар. песня «Коровушка» в обр. Гурилева А.
  • Русская нар.песня «Выйду ль я на реченьку», « Как в лесу, лесу-лесочке»
  • Р.н.п. в обр. Лядова А. «Пойду ль я, выйду ль я»
  • Булахов П. «Колокольчики мои»
  • Варламов А. «Белеет парус одинокий»
  • Гурилев А.  «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик», «Право, маменьке скажу»
  • Крылатов Е. «Лесной олень»
  • Куртис «Вернись в Соренто»
  • Макроусов Б. «Вологда»
  • Минков М. «А знаешь, все еще будет»
  • Молчанов К. «Журавлиная песня»
  • Моцарт В-А. «Тоска по весне», «Детские игры»
  • Хренников Т. «Московские окна»
  • Шереметьев Б. «Я вас любил»

5 класс

  • Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков», «Серѐжа-пастушок», «У зари-то, у зореньки», « Вкруг куста», «Как по лужку травка»
  • Итальянская нар. песня «Санта Лючия»
  • Алябьев А. «И я выйду на крылечко», «Увы, зачем она блистает?»
  • Бабаджанян А. «Верни мне музыку»
  • Бах И.С. «Нам день приносит свет зари», «Жизнь хороша!»
  • Булахов И. «Тройка», «Колокольчики мои»
  • Варламов А., «На заре ты её не буди», «Звездочка ясная», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей», «Вдоль по улице метелица метет», «Горные вершины», «Ангел», «Ночь»
  • Гершвин «Somebody loves mi»              
  • Глинка М, «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»
  • Григ  Э. « Лесная песнь»
  • Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка», «Бедная девушка ты»
  • Даргомыжский А., «Юноша и дева», «Шестнадцать лет»
  • Дунаевский И. «Марш» из к-фильма  «Веселые ребята»
  • Зацепин А. «Куда уходит детство», «Есть только миг»
  • Керн. Дж. Песенка Жюли из оперетты «Плавучий театр»
  • Крылатов Е. «Все сбывается на свете», «Где музыка берет начало?»
  • Комеферт Б. «Strangens in the night»
  • Куртис «Вернись в Соренто»
  • Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  • Морозов А. «В горнице»
  • Петров А. «А на последок я скажу»
  • Покрасс Д. «Две розы»
  • Прокофьев С.  «Болтунья», «Сладкая песенка»
  • Роджерс Р «The lady is tramp»
  • Хренников Т. «Московские окна»
  • Чайковский П. «Мой садик»
  • Шереметьев Б. «Я вас любил»
  • Шопен Ф. «Желание»
  • Шуберт  Ф. «В путь»

IV.  Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара  учебного  предмета «Постановка  голоса»,  а  также возможность  индивидуального  подхода  к  каждому  ученику.  Содержание программы  направлено  на  обеспечение  художественно-эстетического развития  личности  и  приобретения  ею  художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Реализация программы обеспечивает:

•  знание основного вокального репертуара;

•  освоение вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);

•  совершенствование  качества  звучания  голоса (тембра, звуковысотного  и  динамического  диапазонов,  вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции);

•  развитие  музыкального  слуха  и,  как  особое  проявление  его, вокального слуха;

•  установление  взаимосвязи  между  слуховым  восприятием звукового  образа,  вокально-слуховым  представлением  и воспроизведением голосом;

•  накопление  исполнительских  навыков (развитие художественного  восприятия  музыки;  умение  донести  до слушателей содержание исполняемого произведения);

•  навыков  сольного  исполнения  с  сопровождением  фортепиано, других инструментов.

V.  Формы и методы контроля

Оценка качества реализации программы "Постановка голоса" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся:

  • прослушивание (I полугодие)
  • академический зачет  (II полугодие)
  • публичные выступления
  • выступления на открытых концертах, фестивалях и конкурсах
  • текущая успеваемость  в учебном году.

2 класс:

1  полугодие:  контрольный  урок (исполнение  одного  произведения программы).

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения программы).

Оценивается чистота интонирования в исполняемых произведениях. Умение  брать  дыхание  бесшумно,  через  нос.  Эмоциональное  и выразительное  исполнение.  Умение  тянуть  звук,  владение  поступенным движением, качественное пропевание звуков.

3 класс:

1  полугодие:  контрольный урок (исполнение  одного  произведения  с использованием различных штрихов – legato, staccato).

2 полугодие:  академический  зачет (исполнение одного произведения любого из зарубежных композиторов).

Оценивается освоение смешанного способа вдоха в зависимости от

поставленной задачи, владение различными штрихами исполнения.

4 класс:

1 полугодие: контрольный урок (исполнение народной песни, романса или песни современных композиторов)

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения зарубежного автора и, желательно, на языке оригинала, второе - романс)

Оценивается освоение широких скачков, владение филировкой звука, диапазон голоса.

5 класс:

1 полугодие:  академический зачет (исполнение русской народной песни a cappella)

2 полугодие: академический зачет (романс)

Оценивается  чистота  интонирования  при  исполнении  русских народных  песен a cappella.  Оценивается  освоение  широких  скачков, овладение  в  пении  сложными  ритмическими  рисунками,  владение филировкой звука.

При  выведении  итоговой (переводной)  оценки  учитывается следующее:

•  оценка годовой работы ученика;

•  оценка на академическом концерте или экзамене;

•  другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки  выставляются  по  окончании  каждой  четверти  и  полугодий учебного года.

VI.  Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Процесс обучения постановке голоса подразделяется на несколько этапов:

1.  развитие  голоса,  где  в  основном  используются  вокальные  упражнения, ставящие своей задачей:

•  приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)

•  формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.

2.  работа  над  вокальным  произведением,  включающая  в  себя  изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня,  романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.

Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично   на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную.  Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим  и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.

1. У детей младшего школьного возраста (7-10лет) сила голоса невелика,  индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе   по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте  может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию  соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.

Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон  голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений  в более низкие тональности.

2. Голоса детей (11-13 лет)  становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной   период справедливо считают временем расцвета детского голоса.  Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

3. Необходимо учитывать «кризисы возраста» у детей и подростков. Это (6-8 лет)  и (13-15 лет), когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, негативизм, безразличие.

4. Следующий период  развития детского голоса связан с мутацией. Учащиеся этого периода, в возрасте(13-16 лет), требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса.

В конечной фазе мутации у девочек  появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает  развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.

Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного  приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсирования звука.

5. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте (8-11 лет)  многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в( 12-14 лет) у мальчиков  начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения. Необходимо обратить особое внимание   на состояние голоса     и психологическое состояние учащегося, связанного с непривычными для него  ощущениями.

6. С (15-17 лет) происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется  тембр будущего взрослого голоса.

7. На первых уроках  необходимо внимательно  и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость,  заглубленность звука, вялость, тремоляцию, перегрузку дыхания, зажим челюсти, скованности и т.д.)

VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы

  • Репертуар нароного певца, М., МГФЦ «Русская песня, Всеросийское музыкальное общество»,Выпуск 1,2, 1998
  • Дубравин Я.Чепуров А. «Давайте поклоняться доброте», М., «Советский композитор», 1983
  • «Вернисаж улыбок», М., «Советский композитор»,1991
  • Гурилев А. «Избранные романсы и песни»,М., «Музыка»,1996
  • «Песни и романсы на стихи Ахмадулиной Б.М.», М., «Советский композитор», 1991
  • «Любимые песни»,  М.,»Престиж – Ариа», 2001
  • «Песни на стихи Рождественского Р.», М., «Советский композитор»,1987
  • «Антология советской детской песни» Выпуск 1, 2, М, «Музыка», 1989
  • «Счастливая весна», М.,  «Советский композитор», 1989
  • Зацепин А. «Песни из кинофильмов», М., «Музыка», 1970
  • «Школьные годы»,  Выпуск 40 - 43, М.,  «Советский композитор»,1989
  • «Крылатые качели»,Детские песни Крылатова Е., М., «ABF»,1997
  • «Романса свежее дыханье», С - П, «Советский композитор», 1988
  • «Популярные песни итальянских композиторов» Выпуск 1 - 3, М., «Советский композитор», 1988
  • «Старинные романсы», М., «Советский композитор», 1977
  • «От мелодии к мелодии», Выпуск 1 - 3, М., «Музыка», 1990
  • «Репертуар начинающего певца», М., «Музыка», 2002
  • «Музыкальный курьер», М., «Музык», 1987
  • «Минувших дней очарованье», Выпуск 1 – 3, М.. «Музыка», 1988
  • «Русские нароные песни», М., «Музыка», 1988
  • «Аккомпаниатор», С - П., «Союз художников», 2003
  • «Синий цвет», М., «Советский композитор», 1989
  • Чайковский П. Романсы, Выпуск 1 – 3,  М., «Музыка», 1988
  • Булахов П. Избранные романсы и песни, М., Музыка, 2004
  • «Под голубыми небесами», М., Всеросийское музыкальное общество, 1998
  • «Музыкальный иллюзион», М., «Советский композитор», 1990
  • Джорж Гершвин, М., Издательский дом "Муравей", 1996
  • Frank Sinatra,  М., ООО "Синкопа - 2000", 2002
  • «Наши любимые песни»,  М.,  Издательство «В. Н. Зайцев», 2001
  • Поет Владимир Высоцкий,  М., «Музыка», 1988
  • «О героях мы поем»,  М., «Советский композитор», 1984
  • Упражнения и вокализы, М.,  «Музыка»,  2002
  • «Утро»,  Песни и хоры на стихи Пушкина А. С.,  М., «Музыка»,  2005
  • «Споемте, друзья!»,  М, «Музыка», 1988
  • «Школьные годы»,  С - П.,  «Музыка», 1986
  • «The Best of»,  Киев,  "Прайм", 1997
  • «Синий цвет»,  М.,  «Советский композитор», 1988
  • Поет "Дубна", М.,  «Музыка», 1980
  • «Избранные полифонические произведения зарубежных композиторов 16 - 18 веков»,  С - П.,  «Музыка»,  1986
  • Репертуар детского хорового коллектива,  М., «Музыка», 1990
  • «Алый галстук - алая заря»,  С – П.,  «Музыка»,  1979
  • Композиторы шутят,  М..  «Музыка»,  1989
  • «Наша школьная страна»,  М.,  «Советский композитор»,  1968
  • М. Славкин Песни и хоры,  М.,  «Владос»,  1999
  • М. Славкин Песни,  М.,  «Владос»,  2008
  • Песни для детского хора,  М.,  «Музыка»,  1967
  • Сборник хоровых произведений,  С – П.,  1998
  • Струве Г. «Школьный корабль»,  М.,  "Круг 1997"
  • Композиторы - классики для детского хора,  Выпуск 1 – 4.  М., «Музыка»,  2004

Список рекомендуемой методической литературы

  • Программы  для  внешкольных  учреждений,  Министерство  просвещения, М.,1986
  • Гонтаренко Н., «Сольное пение»,  Ростов на дону, «Феникс», 2007
  • Дмитриев Л. Б., «Основы вокальной методики»,  М.,  «Музыка», 1984
  • Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе», М., «Музыка», 1966
  • Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца», С – П.,  «Музыка», 1977
  • Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», С – П., «Музыка», 1967
  • Морозов В.П. «Детский голос» (соавт. колл. моногр.), М., «Педагогика»,1970
  • Павлищева О. «Методика постановки голоса», М., 1964
  • Плужников К.,  «Механика пения», С-П, «Классика»,  2006
  • Румер М.,  «Начальное обучение пению», М., «Музыка»,  1982
  • Стулова  Г.  «Развитие  детского  голоса  в  процессе  обучения  пению», М.,  «Прометей», 1992
  • Юссон Р. «Певческий голос», М., «Музыка», 1974

Интернет ресурсы:

www.notes.tarakanov.net

www.classicmusicon.narod.ru/nota