Методичекие материалы IV Всероссийской хоровой ассамблеи, выпуск 4

Бессонова Елена Алексеевна

"Некоторые аспекты работы со студенческим хоровым коллективом. ИЗ опыта работы Смешанного хора ГМПИ им. М. М Ипполитова-Иванова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тескт статьи22.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бессонова Е. А.

Некоторые аспекты работы со студенческим хоровым коллективом. Из опыта работы Смешанного хора ГМПИ им. М. М.Ипполиова-Иванова

Хор в профессиональном учебном заведении – особый певческий коллектив, в работе которого есть своя специфика. Прежде всего, она заключается в ежегодном обновлении состава певцов: старшекурсники оканчивают обучение, а на смену им приходят новые ребята. Вновь поступившие – хористы с разным певческим, творческим, концертным опытом. Некоторые закончили хоровые студии, хоровые школы, кто-то пел в хоре, учась на инструментальном отделении ДМШ и ДШИ, но, так же есть и те, кто до поступления не имел опыта пения в хоре, не владеет певческими навыками, соответственно имеют весьма далёкие представления о специфике ежедневной хоровой работы. Начало каждого учебного года это своего рода «стресс», который испытывает хоровой коллектив. Задача хормейстера – как можно быстрее наладить работу своего «инструмента» - хора.

Еще одной особенностью является то, что хоровой коллектив состоит из будущих хормейстеров. В этом аспекте важно не только «создавать» коллектив как отдельную творческую единицу, но и выстраивать работу методически грамотно, обучать специфике хормейстерской работы: обращать внимание на способы преодоления тех или иных трудностей в хоре, как с точки зрения певца, так и с точки зрения руководителя.

В хоре среднего профессионального звена поют студенты от 15 лет. Голоса всех певцов находятся в периоде мутации. Особенную трудность представляет работа с юношами, у которых певческий голос ещё не сформирован, есть ограничения в вокальном диапазоне, а репертуарные требования к хоровому коллективу высокие.

В современной системе федеральных государственных образовательных стандартов хоровой коллектив в профессиональном учебном заведении, прежде всего, является базой практики. Таким образом, в течение учебного года на этом коллективе проходят практику работы с хором студенты всех четырех курсов. Практика работы с хором предполагает практические занятия, которые призваны выявить потенциал будущих хормейстеров, оснастить их основными приемами работы с хоровым коллективом, раскрыть эмоциональную сферу студента, его артистизм. И для работы хормейстера остаётся не так много времени.

Первоочередной задачей хормейстера стоит «настройка» инструмента – хора. Большое значение имеют вокально-хоровые упражнения. Они затрагивают работу над хоровым унисоном, многоголосием, штрихами, дикцией, артикуляцией, темпо-ритмом, динамикой. Рассмотрим данные позиции на конкретных примерах (Упражнение 1. Упражнение 2. Упражнение 3).

Упражнение 1.

Это упражнение направлено на решение нескольких задач. Во-первых, работа над хоровым унисоном. Выбор «узкого» слога («ю») позволяет «сконцентрировать» звук, дать почувствовать певцам особенности звучания хорового унисона. Во-вторых, постепенное расширение певческого диапазона, от чистой примы к большой терции. Пение «узких» интервалов представляет особую трудность. В этом упражнении есть возможность прочувствовать разницу интонирования малой и большой секунды, малой и большой терции, а также разницу интонирования данных интервалов вверх и вниз. Данное упражнение рекомендуется исполнять и многоголосно. Интервал между голосами может быть разным: секунда, терция, кварта, квинта.

Упражнение 2.

Данное упражнение – одно из разновидностей на вокализацию мажорной гаммы. Основная задача – «чистое» пение мажорных и минорных терций в чередовании. Важно верно интонировать звуки, согласно правилам интонирования ступеней мажорной гаммы. Особое внимание нужно уделять интонированию IV ступени, которую, обычно, поют с тенденцией к повышению, а её следует петь устойчиво. Это упражнение можно выполнять в подвижном темпе, при котором возникают следующие трудности:

  • метроритмические – сохранение единого темпа, точно выверенные длительности;
  • дикционные: необходимо активно произносить согласные;
  • артикуляционные: активная работа артикуляционного аппарата, «близкое» произнесение согласных звуков.

Упражнение 3.

Многоголосное упражнение, в котором, прежде всего, необходимо выстраивать гармоническую вертикаль аккордов. Диапазон упражнения достаточно широкий, он провоцирует на форсированное звучание. Динамически данное упражнение исполняется от нюанса «piano» к нюансу «forte». Первые три звука исполняются в унисон, который следует петь тише, избегая «creshendo», тогда первый аккорд – мажорное трезвучие будет звучать слаженно и «мягко». Упражнение выполняется на цепном дыхании. Певцам следует бесшумно подменять дыхание, стараться использовать «широкое» дыхание. Слог «ма» может звучать открыто, гласный звук «а» следует петь ближе к «о». Ритмически трудно сочетание длительностей «половинная» и «четверть». После долгой длительности короткую не нужно торопить. В аккордах особое внимание нужно уделять средним голосам, выстраивать динамический ансамбль.

В качестве распевания могут быть использованы произведения из репертуара хорового класса. Удобно распеть коллектив на произведениях, или на части произведения, которые написаны в средних темпах, средней динамике, средней тесситуре. При этом полезно петь на слоги. Такой вид работы направлен на «выравнивание» звучания; отсутствие дикционных трудностей (пение с текстом) позволяет обратить внимание, прежде всего самих певцов, на характер звуковедения, гармонию, выразительно передать нюансы (особенно это касается тихой звучности). Пение закрытым ртом даёт возможность ещё «острее» почувствовать и осознать вышеперечисленные элементы хоровой звучности. Многие хормейстеры используют такой метод в своей работе.

Наиболее походящими произведениями для распевания являются духовные сочинения. (Пример 1) Ясная хоровая фактура, небольшой диапазон в начале произведения, плавное изменение тесситурных условий, единообразный ритмический рисунок, средняя динамика, несложные гармонии - всё это создаёт удобство певцам и позволяет обратить внимание хормейстера на «детали» хоровой звучности.

Пример 1. М. Ипполитов-Иванов «Благослови душе моя, Господа» из «Литургии св. Иоанна Златоуста».

При выборе репертуара хора необходимо ориентироваться на «профессиональную» направленность коллектива. Будущие хормейстеры должны уметь интерпретировать произведения различных стилей и эпох. Основу репертуара составляют произведения композиторов-классиков, как западно-европейских (В.А. Моцарт, Л.ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, Г. Форе, Э. Григ и др.), так и русских (М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, П. Чайковский, Н. Римский – Корсаков и др.)

Работа над произведениями композиторов-классиков трудна. Это и особое интонирование слова, вокальный звук, трепетное отношение к динамике, беспрекословное следование всем указаниям автора в нотном тексте. По тому, как хор поёт классику, оценивается его исполнительское мастерство.

Обработки народных песен также входят в репертуар коллектива. Особую роль в формировании певческой культуры хора отводится русским песням. Это, прежде, возможность учиться на лучших примерах народно-песенного творчества навыку кантилены, распевности, умению передать звуком характер и энергетику, раскрыть её «душу».

Сочинения современных авторов представлены в репертуаре разнообразно. Для студентов-певцов работа над таким репертуаром всегда «нова» и интересна: различные жанры, формы, тематика, метроритмические особенности, возможность использования приёма body percussion, музыкальное движение.

Работа хормейстера в хоровом классе – интересное, увлекательное, но, в то же время, трудное дело. Это связано и с организацией работы коллектива, с развитием вокально-технических приёмов в хоре. Но основной задачей является воспитание музыканта! Музыкант - это не только специалист, который владеет музыкальными знаниями, имеет профессиональные навыки, это человек, который воздействует на исполнительский коллектив и слушателей средствами музыки, может передавать музыкальные образы, замысел поэта и композитора.