Лекция - концерт "Очарование рояля (история фортепиано)"

Нагайцева Наталья Алексеевна

Лекция - концерт рассказывает о самых значительных вехах в истории фортепиано, знакомит с инструментами - предшественниками фортепиано, их звучанием, разными стилями музыки, знаменитыми композиторами. В сценарий включены произведения для фортепиано VII - XX -го веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsert_klassa_20.03.18.docx28.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концерт класса Нагайцевой Н.А.

«Очарование рояля

(история фортепиано)»

Тип внеклассного мероприятия: лекция - концерт для обучающихся ДМШ класса Нагайцевой Н.А и их родителей.

Цели мероприятия: 

  • воспитание  познавательного интереса обучающихся к наследию мировой культуры, его непреходящей ценности;
  • формирование представления о фортепианной музыке и ее художественных критериях;
  • формирование умения понимать авторский замысел и содержание произведения;
  • развитие творческого мышления обучающихся в сфере музыкального искусства.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

  1. Понятие стилей «барокко», «классицизм», «романтизм».
  2. Сведения о композиторах эпох барокко, классицизма, романтизма, их стиле, особенностях творчества.
  3. Понятие индивидуального стиля каждого композитора и общих черт стиля в их творчестве.
  4. Знакомство с инструментами – предшественниками фортепиано, их внешним видом, звучанием, написанной для них музыкой.
  5. Знакомство с великими произведениями XVII - XX-го  веков.

Развивающие:

  1. Развитие интереса к искусству через его эмоциональное восприятие, осознание  значимости.
  2. Развитие умения анализировать и обобщать полученные сведения.
  3. Развитие самостоятельного творческого мышления.
  4. Развитие воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.

Воспитательные:

  1. Пробуждение интереса к мировому музыкальному и историческому наследию, а также к культурному наследию России.
  2.  Воспитание внимания, организованности, восприимчивости, быстрой реакции на получаемую информацию.
  3. Обогащение духовного мира обучающихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты (для обучающихся – участников мероприятия, ведущих и исполнителей произведений):

Личностные:

  • Наличие мотивации обучающихся к изучению музыкального искусства, умение проводить самооценку, анализ увиденного и услышанного (рефлексия);
  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль искусства в жизни человека.

Предметные:

  • Умение получать и использовать знания о стиле, форме и содержании произведения, понимать специфику образного языка музыки: передачу чувства, мысли с помощью языка музыки;
  • Понимание значения искусства в жизни человека и общества, развитие полученных знаний в собственной художественной деятельности.

Познавательные:

  • Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,
  • Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.
  • Выделение группы существенных признаков объекта, осуществление сравнения, классификации по заданным критериям.
  • Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Регулятивные:

  • Планирование и выполнение практической работы, выбор действия в соответствии с поставленной задачей, концентрация воли, адекватное отношение к предложениям учителя по исправлению допущенных ошибок в процессе подготовки мероприятия;
  • Прогнозирование и предвидение конечного результата, внесение необходимых корректив на основе оценки сделанных ошибок, стабилизация эмоционального состояния. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные:

  • Формирование навыков сотрудничества со взрослыми;
  • Проявление активности для решения познавательных задач, формулирование собственного мнения и позиции, анализ и обсуждение работы в ходе подготовки мероприятия и при подведении итогов.

Оборудование: компьютер, проектор, акустическая система, рояль.

Лекцию – концерт сопровождала презентация «История фортепиано».

Ведущие:

- Добрый вечер!

- Сегодняшний концерт нашего класса будет посвящен истории любимого инструмента – фортепиано.

- Фортепиано далеко не сразу приобрело свой современный облик, его история начинается в Древней Греции, где существовал старинный инструмент – лира. На лире играл герой мифов - певец Орфей. Она представляла собой корпус, внутри которого были натянуты струны. Самым древним прародителем подобного инструмента считают лук с его «поющей» тетивой.

- Древнегреческий философ Пифагор изобрел инструмент монохорд – продолговатый ящик с натянутой струной. Философ дал названия интервалам, то есть расстояниям между двумя звуками: прима, секунда, терция и так далее.

- Именно натянутые струны объединяют монохорд с современным фортепиано.

- Их звучание очень приятно для слуха и в древности, и сейчас.

- Послушайте Фантазию ре минор В.А.Моцарта.

- Играет А.Крючков.

  1. Крючков А.

- История фортепиано насчитывает более трехсот лет. За это время сменились эпохи, стили, появились гениальные композиторы и исполнители. И сейчас фортепиано выполняет разные роли. Оно участник больших концертов и любимый инструмент для домашнего музицирования.

- Сонатину  Я. Медынь для вас сыграет Романова Л.

  1. Романова Л.

- Пьеса Роули «В стране гномов» прозвучит в исполнении Тетериной Э.

  1. Тетерина Э.

- Искусство игры на рояле, которое насчитывает несколько веков, совершенствовалось и расцветало от века к веку. Для того чтобы освоить все его умения, нужно, как и раньше, много времени, сил и, конечно, таланта. А начинается обучение с первых, но важных шагов.

- Для вас играет ученица 1 класса Елдинова Василиса. Этюд Шитте.

  1. Елдинова В.

- Еще одна начинающая пианистка – Милена Махотка. Она исполнит для вас пьесу Красева «Журавель».

5. Махотка М.

- А мы продолжаем историю фортепиано, начиная от ее истоков.

- Примерно в VII веке в европейских церквях появляется орган. Это самый большой музыкальный инструмент, известный с глубокой древности.

- Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух.

- У органа несколько ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано.

 (пример звучания органа)

- В XVIII в. жил и писал музыку для органа великий композитор И.С. Бах, автор полифонических произведений. Полифония – это многоголосие, сочетание двух или большего количества голосов.

- В наше время чаще всего орган используется на богослужениях. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах.

- Что же общего между органом и фортепиано? Конечно, клавиши! Их соединили со струнами. Произошло это примерно в XI-XII в.в.

-  Так появились первые струнно – клавишные инструменты: клавикорд, клавесин.

- В разных европейских странах они имели различные названия: вирджинел, спинет, чембало.

- В XVII веке для них писали выдающиеся композиторы – клавесинисты: Куперен, Люлли, Рамо.

(пример звучания клавесина)

- Клавесин и клавикорд – замечательные инструменты. Однако они имели недостатки. Клавикорд обладал тихим звуком, а клавесин, наоборот, - очень ярким, резким. И, главное, что этот звук не мог меняться динамически: быть то более тихим, то более громким.

- Перед изобретателями встала новая задача: дальнейшее усовершенствование инструмента. Удалось создать новый инструмент, который назвали фортепиано, что значит …

- Первое фортепиано появилось в Италии в XVIII веке. Его создал мастер Бартоломео Кристифори в 1709 году. Но оно было еще несовершенным, самая удобная конструкция была найдена только через полвека после появления первого пианино.

- Клавесин и клавикорд еще долго оставались популярными, и для них писали музыку композиторы  XVIII века – венские классики: Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен.

- Й.Гайдн – автор прекрасных сонат. Послушайте 1 часть сонаты си минор в исполнении М.Зеликовой.

  1. Зеликова М. Гайдн.

- Дивертисмент Гайдна вы услышите в исполнении Малышевой Л.

  1.  Малышева Л. Гайдн.

- Великий австрийский композитор 18 века В.А.Моцарт и в наше время является непревзойденным гением. В исполнении Ю.Мацкевич прозвучит соната до мажор, 1 ч.

  1. Мацкевич Ю. Моцарт.

- Людвиг ван Бетховен оставил нам в наследство великолепную музыку, в которой выражается его мощный темперамент и мятежный характер.

- М.Воронина исполнит сонату Бетховена соль мажор.

  1. Воронина М. Бетховен.

- В наследии Бетховена есть небольшие произведения для детей. Послушайте сонатину соль мажор в исполнении Арины Греб.

  1. А. Греб Сонатина.

- Я приглашаю на сцену Волкову Л. Звучит сонатина Бетховена фа мажор.

  1. Волкова Л. Сонатина.

- Л.Быкова исполнит Багатель Бетховена.  Ее название означает «Пустяк». То есть это легкая, веселая пьеса.

  1. Быкова Л.

- В России в XVIII веке для клавесина писал композитор Дмитрий Бортнянский. Его сонату сыграет Т.Мостыко.

  1. Мостыко Т.

- В XIX веке возникает новое течение – романтизм, которое дарит нам великих композиторов и новую прекрасную музыку. Для фортепиано писали Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Эдвард Григ.

- Детская пьеса Р.Шумана «Марш» из «Альбома для юношества» прозвучит в исполнении Мишаченко Т.

  1. Мишаченко Т.

- Эдвард Григ – великий норвежский композитор - романтик, в музыке которого соединилась любовь к природе Норвегии и к ее увлекательным сказаниям, герои которых - гномы, тролли, эльфы – необыкновенные и загадочные существа.

- Пьеса Грига «Тоска по родине» прозвучит в исполнении М.Ворониной.

  1. Воронина М. «Тоска…»

- В России продолжателями традиций романтизма выступила плеяда замечательных композиторов. Основателем русской классической музыки считается М.И. Глинка.

- «Андалузский танец» Глинки исполнит Д. Кобакова.

  1. Кобакова Д.

- Музыка великого композитора П.И. Чайковского, русская по духу, глубокая и насыщенная чувством, не оставляет равнодушным ни одно сердце.

- В наше время «Детский альбом» П.И. Чайковского звучит в каждой музыкальной школе. Дети учатся на этих небольших пьесах выражать эмоции мира детства.

- Арина Греб исполнит пьесу «Болезнь куклы».

  1. Греб А. Чайк.

- Пьесу с интересным названием «Баба Яга» исполнит Лера Малышева.

  1. Малышева Л. Чайк.

- Пьеса П.И. Чайковского «Сладкая греза» прозвучит в исполнении Л. Волковой.

  1. Волкова Л. Чайк.

- Сейчас вы услышите пьесу «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года». Исполняет М. Зеликова.

  1. Зеликова М. Чайк.

- Русские композиторы XIX – XX веков создали много замечательной музыки для фортепиано, в основе которой – прекрасная  певучая мелодия.

- Звучит «Грустная песенка» В. Калинникова в исполнении Н.Тетериной.

  1. Тетерина Н.

- И в заключение нашего концерта прозвучит знаменитое «Шествие гномов» Э. Грига. Играет Ю. Мацкевич.

  1. Мацкевич Ю. Шествие.

- Фортепиано в наше время имеет огромную популярность, оно обладает огромным выразительным потенциалом. Для этого совершенного инструмента написана масса прекрасных произведений.

- Музыка для фортепиано – это целый мир, прекрасный и загадочный. Мы желаем вам волшебных открытий и чудесных минут наедине с фортепианной музыкой.

- Спасибо за внимание!

- До новых встреч!